• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:53 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Вчера ночью гуляли с Чижом, шли по тихой темной улице, вдруг боковым зрением я увидел, что на меня сзади несется что-то огромное, белое и крылатое, выше пятиэтажного дома. Я подумал - крыло архангела;наподдаст - и вылечу на орбиту к Лайке. Оказалось, сорвало пленку, которой прикрывали реставрируемый дом, и нас с Чижом ею чуть не накрыло. Представляю, как бы мы выбирались: пленка огромная, с дом, мы бы там ползали до скончания века.

А еще у нас долго строили дом и вот, наконец, почти достроили, и он теперь каждую ночь меня соблазняет открытой дверью - в детстве я бы непременно отправился его обследовать (пустые, темные, огромные нежилые пространства заманивают, как лабиринты), но присутствие Чижа не дает пускаться в авантюры. Один раз я отвел его домой и уже было решил пойти на стройку, но фонарик у меня давно сдох, а переться туда со свечкой - тогда уж надо и в простыню закутаться для полноты образа. Вдруг там на какого-нибудь прораба натолкнусь? Скажу ему "невермор" и растворюсь в темноте.

@темы: Жизнь

17:02 

Про Махно

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Вспомнил я свои детские колыбельные. Кроме основной, "Любо, братцы, любо", была еще парочка махновских песен. До сих пор под них сплю, как младенец. Вот они.






И внезапно возник у меня вопрос, почему украинцы любую свою шваль на знамя тянут, за исключением единственного по-настоящему харизматичного их героя - Махно? Понятно, что он не националист, но они так влегкую правят историю, что уж этот факт его биографии легко могли бы подкорректировать. Но нет. Махно, кажется, там не возникает вообще, не ходит призрак, хотя явно должен. Если б я был украинцем, я бы уже несколько лет думал только о нем - "бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют" и все такое. Может, потому что вся история узурпирована галичанами? Или потому что для той власти, которую собирались установить на Украине, ничего страшнее истинно народного махновского движения быть не могло?

@темы: Политика, Музыка

18:19 

Городской дневник

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Скоро - стеклянные дни, когда листья уже все облетят, ночные заморозки, хрустящий ледок на асфальте, чистый звонкий воздух, туманы. Иногда сухой снежок, круглый, летучий, не липкий. Одно из самых волнующих времён года, вдохновляющее и психически неустойчивое. Крыша едет, но в какие-то интересные места. Но пока еще нет. Пока бессонница, зараза.

* * *

Необходимый мне минимум для счастья:

- писать каждый день,
- здоровая собака,
- близкие здоровы и в безопасности,
- спокойная совесть.

Когда это есть, я спокойно счастлив, а когда дополнительные плюшки возникают - я счастлив блаженно.


@темы: Цитаты, О книгах, О кино, Жизнь

20:13 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем


Вчера был на ярмарке мёда в Коломенском. И погулял, конечно. Невероятное место, там столько света (и более всего от церкви Вознесения, которая горит, как свеча, как раскаленная звезда), что всегда плёнка засвечивается. Избыток воздуха, неба и красоты крышу напрочь сносит, и не жалко. Уйти невозможно, но и остаться нельзя, там место для ангелов, людям такого щемящего восторга долго не выдержать. Это как музыку слушать изнутри органа или рояля - слишком уж все резонирует. Такое впечатление на меня еще флорентийский Дуомо производил и панорама Толедо.

И каждый раз, когда я бываю в Коломенском, звонарь на колокольне звонит по часу. Один раз был просто виртуоз (девушка), ничего прекраснее в жизни не слышал). В этот раз был попроще, но всё равно восторг, выдергивает душу на головокружительную высоту, и она там болтается в радостном ужасе. Может, там школа звонарей?

Яблоневые сады и березовые рощи в золоте, Москва-река в шелковых складках, церковь Вознесения тает в облаке, возносится на лебедином крыле, тихо, даже ветер стих. Птицы собираются в стаи, пока еще мечутся без порядка - местничество, я полагаю: спорят, кто будет стоять у первого копья, а кто у второго саадака, когда выстроят иерархию, крикнут "курлы" - и в Африку. Надо "Птиц" еще раз посмотреть, не Хичкока, а где камера вместе с птичьей стаей летает.

Пасечница жаловалась, как ей за два месяца ярмарки покупатели надоели, экстрасенсы с рамками проверяют, настоящий ли мёд, гуляющие заходят пробовать - основательно, с булками, с молоком, так и обедают задарма. От меда я опьянел, как всегда.

Ну и фотографии. Все сильно отфотошоплено, мне нравится фотографии через фильтры прогонять - остранение получается.


@темы: Картинки, Жизнь

04:10 

Внезапно на меншиковскую тему, но не о нем

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Полюбовался у Lille Prinsen на подпись Меншикова, и вдруг вспомнил, что у меня где-то была аккуратно перерисованная на кальку подпись Алексея Данилыча Басманова. Я ее потом быстро освоил и вполне мог бы за него подписывать закладные.
И еще вспомнил любимый, но почему-то надолго забытый стих Кузмина:


@темы: Стихи, История

22:53 

Про ритуалы

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Сперва длинная цитата для примера:

Как дарить птиц:
«Лучше всего их привязывать к сливовой или какой-нибудь другой ветке, когда цветы на ней или еще не распустились, или уже осыпались. Привязывают и к сосне-пятилистнику. Первоначально длина ветки должна равняться шести-семи сяку, потом делают ножом косой срез на пять бу. К середине ветки привязывают птицу. Ветки бывают разные: к одним фазанов привязывают за шею, к другим — за ноги. С двух сторон к веткам принято прикреплять нераспутанные побеги вистарии. Усики ее следует обрезать по длине маховых перьев птицы и загнуть наподобие бычьих рогов.
По первому снегу утром с достоинством входишь в центральные ворота, держа дарственную ветвь на плече. Следуя по каменному настилу под стрехами карниза, ступаешь так, чтобы не оставить следов на снегу, потом выдергиваешь из фазаньего хвоста несколько перьев, разбрасываешь их вокруг и вешаешь птицу на перила дома.
В вознаграждение тебе выдают платье, и ты, набросив его на плечи, с поклоном удаляешься.
Хотя мы и говорим о первом снеге, но если снегу выпало так мало, что он не скрывает носы башмаков, с дарами не ходят. Разбрасывание влажных перьев должно означать, что хвост у фазана вырвал сокол, — значит, фазан добыт на соколиной охоте».
(Ёсида Кэнко-Хоси "Записки от скуки")

Не знаю, есть ли у меня ритуалы. Боюсь, что нет. Разве что, когда холодно, я пишу в перчатках с обрезанными пальцами и в шапке. Кто-то из классиков еще совал ноги в ледяную воду. А в отрочестве я прогонял эриний и прочие глюки, собирая и разбирая пирамидку и запуская юлу с мигающими огоньками. Я эти штуки сам купил в "Детском мире" - решил отчего-то, что они помогут мне вернуть крышу на место, и не прогадал. Так я вылечил все свои психозы. И у меня было тайное заклинание, не скажу какое, оно учило меня смирению и терпению.

Надо сперва усложнить жизнь, придумывая ритуалы, а потом упростить ее, следуя ритуалам - как на санках с горки. Привычное действие рождает нужный настрой. Сунул пятки в лёд - и вот муза слетает с Парнаса, точная и деловитая, с аккуратным пучком пышных волос, в очках с простыми стеклами, а в ее шикарной сумке - свернутый кнут из секс-шопа и тульский пряник, завернутый в вощеную бумагу.

Что бы такое придумать? Лишь мне понятный жест вместо проклятия, другой - для благословения. Сплясать танец дикарей Рамо вокруг ванильной свечки, чтобы приманить сон, спеть пару куплетов "Не вечерней" для интенсивного усвоения английских сложных глаголов, попрыгать с кастрюлей на голове, чтобы вдохновиться на гражданские подвиги и вызвать мастера, чтобы починил протекающую трубу. Пять раз сказать "хроноп попал под хронотоп, хронотоп стоптал хронопа, хрупкий хроноп даже не хрюкнул", чтобы попасть в состояние потока.

@темы: Цитаты, На фига козе баян, она и так веселая., Жизнь

17:28 

Осенние фотографии

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Идут к закату осенние дни золотые, так что я торопливо гуляю по Москве, пока все снегом не замело. Правда, выбираюсь к вечеру и для фотографий темно. Ну да ладно.




@темы: Картинки

18:43 

Мода московского метро

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Некоторых я встречал: летчика, красавца с подкрученными усами, Попандопуло, в крыльях видел красивую девушку, они ей больше к лицу. Жаль, что не видел живьем девушку с совой, мужика с лисой и одинокого ястреба.

Мода московского метро

@темы: Картинки

16:51 

Про точку с запятой

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Животрепещущая тема.

Два мнения:

Sergey Orobiy: "В книге Льва Данилкина про Ленина точка с запятой встречается 3 505 раз. Странный и, в сущности, ненужный знак. Его всегда можно заменить точкой, и предложение станет лаконичнее, а текст – удобным глазу. Точка с запятой коварна: обещая автору передышку на середине, она заставляет еще и еще длить фразу, пока та не заканчивается смысловым инсультом".

Леонид Юзефович: "Удивительное для филолога непонимание смысла этого очень важного в non-fiction, а часто и незаменимого знака. Он призван маркировать вовсе не механическую паузу внутри предложения, а переход к иному тону речи при рассказе вроде бы о том же самом, но все-таки не совсем о том. Точка с запятой придает письму текучесть, соотносимую с природой нашего мира, создает иллюзию длящегося времени, указывает на его нервные узлы, позволяет мягко менять интонацию фразы, не обрывая ее грубым стокатто, но устанавливая иерархию частей. Разделенные точкой отдельные предложения претендуют на равноценность их содержания. Есть лишь одно ограничение: точку с запятой не стоит использовать людям с плохо развитым чувством ритма."

Я всей душой за Юзефовича. Впадаю в бешенство, когда кто-то не понимает зачем что-то существует, если ему лично это не нужно, и потому - надо убрать, изъять, упростить. К строительству церквей, например, такое отношение.

С языком же вообще беда - потому что тенденция повсеместная и тотальная: народу рекомендуют не использовать длинные предложения, длинные абзацы, тире, точки с запятыми, многоточия, восклицательные знаки, причастия и деепричастия, наречия с глаголами, пассивный залог и т.д. Типа, я - дальтоник, поэтому все будем рисовать парой цветов. Ну, блядь, не умеешь с этим обращаться - займись чем-то другим.

@темы: Я такой нежный, нах мне это показывают?

16:18 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Сон про третью мировую или конец света. Спасаться решили группой – то ли книжный, то ли киноклуб. Все из разных слоев общества, с разными профессиями, но все социофобы, с проблемами в общении, только члены клуба кажутся нестрашными и нечужими. Поэтому такая разношерстная компания: какой-то полковник, чей-то гендиректор, мать-одиночка, школота, пенсионеры – но все друг за друга держатся и друг другу помогают. Лезем в горы от потопа, но он медленно настигает нас на каждом привале. Приходится плыть. Вижу, как одна женщина приказывает своему недоразвитому сыну-подростку: «Плыви, не оглядывайся», и он послушно почесал кролем по прямой, а она за его спиной нырнула с трагической решимостью и больше не появлялась. Кажется, я этим сыном и был во сне, только иногда со стороны смотрел.

* * *

Сверху деревья уже облетели, несколько листочков только подчеркивают трогательную обнаженность тонких ветвей. Последние осенние цветы - белые, будто из рисовой бумаги. складываются пополам и похожи на веерообразную раковину.

Пытался разобраться, кто стрекочет у нас на даче. Похоже, что цикады, только потише южных, певучие, звонкие. И они не из травы, а сверху поют, долго после заката. И их много, в августе – будто морской прибой, отовсюду плывет. И все же я не уверен. Зато понял, что музыка Моцарта похожа на пение цикад, кузнечиков и сверчков.


Про кино

@темы: Сны, О кино, Жизнь

16:48 

Про дедушку Ахматовой

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
На одном из увеселений Бунин, выловив за ухо отрока Эразма, посоветовал находящемуся здесь же родителю: – Вижу, что вашего сына не будет укачивать на корабле; отдайте-ка его в Морской корпус.


@темы: Цитаты

16:19 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Сна не помню, только три отрывка. Один, как я телепатически гонял по длинному столу в конференц-зале карандаши, как гоночные машинки. Они очень быстро носились по полированной поверхности, разворачивались с заносом. Второй, про то, как я сквозь трещинку в камне внедрился в скалу, мое тело было чем-то слоистым и прозрачным, что-то вроде призрачной слюды, а камень - как камень, и все это странно проникало друг в друга. Очень чудно́е, неописуемое впечатление. Третье - мрачное. Чиж в реале что-то цапнул на улице и жевал, а во сне он помер от отравы, но я как-то холодно отреагировал, типа: "Ну что я тебе говорил!"

* * *
За один день ветер ободрал почти все деревья. Дождь, мрак, ноябрь.

читать дальше

@темы: О кино, О книгах, Сны

15:28 

Сны, прогулки, фотографирование глюков, "интересное" и "удивление"

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Сон первый. Про жизнь на крышах небоскребов. Тут не социальное деление, а видовое, непроницаемость стихий: тот, кто живет наверху, внизу жить не сможет, как человек под водой. Внизу город умирает, а мы (обитатели крыш) режем ладони и льем свою кровь вниз – тогда город снова ненадолго оживает. Это какой-то пышный ритуал, типа как у майя с отрубленными головами и разрезанным языком. Еще была огнеглазая женщина, и мое путешествие с ней по крышам невысоких домов – тут уже пограничная территория, опасная для нас, здесь даже обычные люди могут оказаться и коты ходят, как связники между мирами. Мне здесь нравится, как жесть под ногами гремит, покатые крыши, слуховые окна и трубы – волнует связь с теми, кто живет внизу, а она говорит о варварстве, об одичавших от слишком большой близости к земле.


@темы: Жизнь, О кино, О книгах, Сны, Цитаты

14:30 

Адские автоматы

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Смотрел инсталляции Жильбера Пейра: летающего поэта с кружащейся головой и прочие его автоматы. Жутко, вообще-то. Для того и смотрел.


Это не мультфильм, а самодвижущиеся аппараты. Жуткая вещь. Такие они и должны быть, а не красивенькие-сладенькие. В таких механизмах всегда что-то дьявольское есть, даже в марионетках, которыми все же человек управляет. Страшнее фильма ужасов - скрежещущие жестяные сиськи, отваливающиеся несмазанные челюсти, скелеты паровозов, проржавевшие насквозь дети с вертящимися глазами-блюдцами. Адский цирк. Эти уродцы, способные только на пару движений, даже их делают с трудом, неумело, со скрипом, срываются. Пожалуй, одни собаки даже в таком механическо-мертвом виде все равно симпатичны.

Вот его дохлый олень, он ходит и говорит «Я озяб».


@темы: Я такой нежный, нах мне это показывают?, Можно сделайт отлишни шушель, Картинки

17:56 

Бессмертный Александр и смертный я (продолжение)

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Ну вот.

@темы: Александр, Новая книжка

17:32 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Внезапно закончил предпоследнюю главу. Может, к вечеру выложу. Мне ничего не нравится, кроме последнего куска, но как ни бился, не понимаю, как исправить. Ничего, лет через 15 че-нить придумаю. А за последний кусок прошу прощения, он может кого-то огорчить, я вообще не собирался его писать, вернее, сперва хотел что-нибудь мило-няшное, где все состязаются в благородстве, потом все выкинул, но к концу, чую, внутренняя логика требует написать гадость и сопротивляться этому невозможно. Это все из серии "Представь, кaкую штуку удрала со мной Татьянa."

@темы: О моей книжке

14:34 

Готическая Золушка

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
В замечательном дневнике tes3m ссылка на готическую оперетту "Золушка". Я сразу залип на отрывки и побежал смотреть целиком.

Дело происходит на острове, где власть держат немецко-испано-шведо-русские эмигранты-аристократы, которые тиранят местных негров и разлагаются в декадансе. Плантатор влюбился в черную рабыню с двумя дочками. Негритянка родила ему белую девочку и померла, он посмотрел на ребенка, сказал: ну ее на фиг. Сестры закрыли Золушку в подвале на 15 лет. Она выросла дикой, косматой и полоумной. Туда случайно заглянул ее отец, увидел ее и воспылал страстью, набросился на дочку, а она его дубиной забила.

Продолжение сказки


В общем, все очень душевно, мне зашло.

И вот пара видео (потырил у tes3m, потому что очень уж понравилось)



И чтобы месяц добить про кино и книжки

@темы: О кино, Музыка

00:03 

История собаки Монтаржи

Я не червонец, чтоб быть любезен всем

Монтаржи — название замка, роспись на стенах которого рассказывала эту историю. Есть также серия гравюр на эту тему известного художника шестнадцатого века Андруэ дю Серсо. Но наиболее полно это событие изложено историком и писателем пятнадцатого века Оливье де ля Маршем в его «Книге дуэлей», вышедшей в Париже в 1568 году.

«И гласит хроника, что один рыцарь имел в товарищах другого рыцаря, и был тот храбрым, умным и честным человеком, и уважал его очень и любил сам король, а также другие сеньоры. И стал он завидовать своему товарищу и возненавидел его. И так случилось, к несчастью, что были они однажды вдвоем в лесу, и ударил он товарища своего мечом сзади и убил его. И не мог никто этого доказать, поскольку не видел никто этого, кроме борзой, которая словами сказать ничего не могла. Убитого рыцаря звали мессиром Обери де Мондидье, а того рыцаря, который убил — мессиром Машером, и убил он его в лecy Бонди близ Парижа. И забросал убийца убитого рыцаря листьями и ветками так, что никто не мог заметить его. Но борзая, очень любившая своего хозяина, не отходила от этого места, пока голод не прогнал ее оттуда.

Она побежала к королю, и как только увидела подле него убийцу своего хозяина, то бросилась на него и чуть не задушила. И столько раз она бросалась на него, как ни решали ей, что возымел король, а также другие благородные сеньоры подозрение, что неспроста собака это делает. И как только борзая съела свою еду, так тотчас же побежала обратно к своему убитому хозяину, а король тихонько приказал приближенному скакать за ней, и нашли мессира Обери мертвым в лесу и доложили королю. Собрал король свой совет, и порешили они: чтобы очиститься от подозрения в убийстве и предательстве, должен был мессир Машер сражаться с борзой, которая на него множество раз бросалась.

Назначен был день дуэли на острове Нотр-Дам. И признали, что даны будут мессиру Машеру только щит и палка, и ничего более. И вот в присутствии короля и других сеньоров в специально огороженном месте друг Обери де Мондидье держал собаку, затем отпустил ее, и бросилась она прямо на Машера, да так быстро и с такой силой, что прямо, вцепилась ему в горло и тем самым доказала предательство, которое он совершил, и ничего тот не мог поделать. И этот указанный Машер был приведен и повешен на виселице в назидание. Тело Обери де Мондидье приняли друзья и самым почетным образом похоронили, как и надлежало поступить со столь благородным рыцарем...»

(Коллекция извлечений из старых книг, газет и журналов. Журнал «Наука и жизнь»)

изображение


Остается только добавить, что собаку звали Геркулес, Обери спас его еще слепышом, когда того хотели утопить в реке.
Андре Машер, будучи лучшим лучником при дворе, возненавидел Обери после двух проигранных ему турниров по стрельбе.
История эта случилась во времена правления короля Карла V Мудрого (1364-1380).
Дуэль состоялась утром 8 октября 1371 года.

А памятник собаке Монтаржи выглядит так:
изображение

@темы: Цитаты, История

20:19 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Ну наконец-то кто-то решил опровергнуть глупую байку, что в Античности не умели читать про себя. Тыц. Для меня это было очевидно чисто по логике. Понятно, что в то время вообще было мало читателей, мало того, что читать. Вслух читали малограмотные, или чтобы поделиться удовольствием с окружающим, если уж какой-то свиток в руки попал. Но те, для кого чтение было профессией, читать вслух определенно не могли - переписчики, секретари, чиновники, правители. И, главное, мне ни разу не попадалось (кроме мифа о яблоке и Аталанте), откуда у этого дурацкого убеждения ноги растут. Между тем, в той же истории Александра множество свидетельств того, что люди читали про себя, хотя бы та история, когда "когда он [Александр], распечатав доверительное письмо матери, читал его про себя, Гефестион, слегка наклонив голову, стал читать одновременно, Александр же не решился ему препятствовать и только, сняв свой перстень с печатью, приложил ее к губам Гефестиона.". Ну блин, прямым же текстом! Всем пофиг. Или как Парменион письма читал: "Парменион, ломая печать письма, спросил, что делает царь. Тот ответил, что он узнает об этом из самого письма. Парменион, прочтя его сказал: "Царь готовит поход против арахосиев. Деятельный человек, он никогда не знает отдыха. Однако, достигнув столь большой славы, он уже должен беречь свою жизнь". (т.е. читает про себя, а потом вкратце пересказывает окружающим). Как Юлий Цезарь мог читать, писать и разговаривать одновременно, если он читать мог только вслух? Ну и так далее.

Та же хрень, как с общепринятым утверждением, что в античности не было медленных ядов. Сразу навскидку - хоп! бледная поганка. Помирают через пару суток. Или клещевина - через 5-7 дней. Блин, да быстродействующих не было, п.ч. они все - химия, а все растительные яды убивают не сразу. Даже Сократ, вылакав здоровенную чашу цикуты, еще относительно долго ходил и говорил. Все про это знают, но тем не менее - "в древности не было медленно действующих ядов". И всем пофиг.

@темы: Александр, Я такой нежный, нах мне это показывают?

18:21 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Несколько новых, мило раскрашенных старых фотографий.


@темы: Картинки

ДНЕВНИК ПОД РАКИТОВЫМ КУСТОМ

главная