• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:01 

Пушкин Чаадаеву с комментариями

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Скоро на дачу уеду, буду дачные дневники писать, а пока копипастю из фейсбука:

Алексей Алешковский поделился публикацией Эпистоляриум. Письма, архивные снимки, цитаты, факты из истории.
8 ч ·


✄ Отправитель: Александр Пушкин.
Письмо Петру Чаадаеву.

Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя очень удивился, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена энергия и непринужденность подлинника. Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех. Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т. п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человека с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.

Вышло предлинное письмо. Поспорив с вами, я должен вам сказать, что многое в вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши религиозные исторические воззрения вам не повредили... Наконец мне досадно, что я не был подле вас, когда вы передали вашу рукопись журналистам. Я нигде не бываю и не могу вам сказать, производит ли статья впечатление. Надеюсь, что ее не будут раздувать. Читали ли вы 3-й № «Современника»? Статья «Вольтер» и «Джон Теннер» — мои, Козловский стал бы моим провидением, если бы захотел раз навсегда сделаться литератором. Прощайте, мой друг. Если увидите Орлова и Раевского, передайте им поклон. Что говорят они о вашем письме, они, столь посредственные христиане?

19 октября 1836 г. Из Петербурга в Москву

Комментарии

Александр Бачило Подозреваю, в ответ Чаадаев назвал его ватником, совком, коммунякой, отфрендил и забанил. )

И комментарии из либеральной ветки у Белковского:

@темы: Цитаты

22:44 

Девушка из племени ирокезов

Я не червонец, чтоб быть любезен всем

@темы: Картинки

17:20 

Девять главных понятий, помогающих постичь японскую культуру

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Увел в Арзамасе

Очарование вещей, печаль одиночества, приглушенность на грани исчезновения красок и звуков, следы времени, вечное в текущем, сломанная ветка и другие красивые метафоры, которыми еле-еле можно объяснить непереводимые японские слова

Автор Елена Дьяконова

Предуведомление. Точных определений рассмотренных ниже понятий не существует, они, как и другие представления, возникшие в Японии в Средневековье, расплывчаты, плохо формулируются, но ясно ощущаются. Перевести их одним словом невозможно. Европейское сознание требует ясной логики, четких формулировок, а японское скорее погружает свои понятия в тень, относится к ним более потаенно, интимно. Отсюда множество интерпретаций, с одной стороны, с другой — отсутствие каких бы то ни было пояснений, кроме метафорически-загадочных.

物の哀れ 

Моно-но аварэ — буквально «очарование вещей».

@темы: Все было прекрасно и ничуть не больно

13:37 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
изображение

@темы: Картинки

18:21 

Ле Бра. Легенды о смерти. Немножко выписок

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Когда на море погибает экипаж судна, тело хозяина всегда находят последним.

В штормовые ночи можно услышать с берега, как утонувшие зовут друг друга.

Когда рыбак погибает в море, к его дому прилетают чайки и кулики, они кричат и бьются крыльями в окна.

Когда рыбаки Треву-Трегиньека отплывают ночью на лов рыбы, они частенько видят руки утопленников, цепляющихся за борта баркасов. Женщины не касаются бортов руками, но на воде плавают их волосы, в которых запутываются весла.

Кто себя вверяет морю, тот вверяет себя смерти. Значит, тот, кто умирает в море, умирает по собственной воле. Вот почему утонувшие, погибли они по собственной воле или нет, остаются нести покаяние в том месте, где они были поглощены пучиной, до тех пор пока другие не утонут в том же месте. Только тогда они будут освобождены.


@темы: О книгах, Цитаты

15:01 

Книги и фильмы

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
22:46 

С праздником, православные!

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
изображение

22:28 

Охотничья байка

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Как я этот жанр люблю! Из фэйсбука у Кид Сана увел:

Мой кум Михалыч работает егерем. Весь в шрамах. На руке у него два параллельных шрама, это волк клыками.. На груди четыре параллельных шрама, это медведь когтями. На всю спину 10 параллельных шрамов, это теща граблями. Раньше Михалыч понимал язык зверей, щас не понимает, закодировался. Всё! Не поёт, не пляшет, голым лес не инспектирует. Короче рутина.

На днях к нему в охот хозяйство прибыла группа немцев, охотники-любители, 8 голов. С утра провели инструктаж, взяли ружья, пошли. Охота началась удачно. Для гринписа. После того, как Ганс 30 раз стрелял в зайца, мы поняли, что косой в косого не попадет никогда. Тут из под ног немца взлетел одинокий худой перепел. Немцы вскинув 8 стволов открыли стрельбу на поражение. То что перепел был поражен такой стрельбой было понятно сразу, потому что улетая, он обгадил немцев с головы до ног.Короче когда мы вернулись в лагерь, из трофея у нас был только погибший от поноса перепел.


@темы: Можно сделайт отлишни шушель

13:45 

Вот оно все откуда пошло

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Кетское предание

Прежде жили только бабы, мужиков совсем не было. Фаллосы в большом изобилии росли в лесу, куда бабы и ходили, по мере надобности. Одной бабе надоело ходить в лес; она вырвала фаллос и принесла его себе в чум... Случилсь так, что фаллос завяз; ни сама эта женщина, ни её соседки не могли его выдернуть, и все стали плакать. Тогда Есь послал мужика (у которого в то время фаллоса не было), и он легко выдернул фаллос. Обрадованные женщины стали угощать мужика, одна подала ему вина - он взял; другая подаёт что-то, а у него обе руки заняты; тогда он сунул фаллос между ног и стал угощаться.
Наевшись и собравшись уходить, мужик взял было фаллос в руки, но оказалось, что тот прирос. Бабы ещё больше обрадовались и оставили мужика у себя. А фаллосы в лесу захирели, стали грибами; русские их кушают.
"Очерки шаманства енисейских остяков", СПб, 1914
Увел у Марии Абрамовой в ФБ

А мы берем острый ножичек, режем поближе к корешку, набираем целую корзинку, сушим, жарим, солим, маринуем и едим под водочку. :facepalm3: Есть заядлые грибники, их хлебом не корми, дай по лесу с ножиком походить.

@темы: Цитаты

17:28 

Львиные привычки

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Из Средневекового бестиария:

Львы проявляют жалость к падшим, поскольку щадят тех, кто падает ниц. Они также позволяют таким пленникам возвращаться обратно в свои стаи. Кроме того, они чаще охотятся на мужчин, чем на женщин, и не убивают детей, за исключением тех случаев, когда действительно голодны.

На форзаце изображен лев, удовлетворяющий разные свои привычки.

Во-первых, поедающий обезьяну с целью излечения от болезни.
Во-вторых, восстанавливающий свои силы.
В-третьих, испытывающий ужас при виде белого петуха.
В-четвертых, на горе, размахивая хвостом.
В-пятых, спящая с открытыми глазами львица с тремя нерожденными детенышами.
В-шестых, дышащий на детенышей.


@темы: Цитаты

16:01 

Еще про Ахматову

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Напомнили тут про встречу Ахматовой с Робертом Фростом. Оба были выдвинуты на нобелевскую премию, он приехал в СССР, его решили свести с Ахматовой, но на ее дачку решили не приглашать, чтоб он не помер с перепугу, устроили встречу на даче какого-то академика. Фрост, глядя на комаровские сосны сказал:

— Мадам, а что Вы делаете из этих сосен?
— Ничего.
— А я бы делал карандаши, они никогда не заканчивались бы.

Ахматова приняла предложенный тон и ответила также по-деловому:

- У нас за дерево, поваленное в дачной местности, штраф пятьсот рублей.

@темы: Цитаты

03:34 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Я за армян. Боюсь за них, но уверен, что они отобьются, они хорошо воюют и знают, что их ждет, если их захватят. А для нас все это очень плохо. Вот что там треснуло у Алиева в голове?

@темы: И на луну не голоси

17:10 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Жизнеутверждающее от Петра Ганнушкина («Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика»)

"Всё самое прекрасное в мире сделано нарциссами. Самое интересное — шизоидами. Самое доброе — депрессивными. Невозможное — психопатами. Здоровые почти не вносят вклад в историю".

@темы: Цитаты

16:48 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
К этому дизайну так подходит "Страдающее средневековье", что я не могу удержаться


15:02 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
National Geographic с чего-то решила, что мой день рождения - 1 апреля (и я догадываюсь, почему), прислала красивую картинку.

@темы: Картинки

14:51 

Сон про рок-клубнику и кота-дипкурьера

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Давеча снился мне рок-концерт, что-то вроде Наутилуса или Цоя конца 80-х, на сцене на подтанцовке была клубника с маленькими красными ручками, в особо драматических моментах она царапала себе живот до сока, вся сцена была в красном соку. Затем с небольшой компанией в недостроенной высотке, на последнем этаже – нет крыши и одной стены, сидим на полу в щебне, одну бутылку друг другу передаем, силуэты на фоне закатного неба. Внезапно по небу на длинной дуге летит кот в скафандре (поза вертикальная, как человек на скейте). Мы ему пьяно радуемся, наливаем, но он смущенно отказывается, потому что при исполнении. Передает нам какой-то пакет из Кремля и улетает.

И еще финальный фрагмент другого, забытого сна. Там кто-то внятно и четко произнёс: «Я заглянул в душу – там слезинка. Плавает идеально». Я проснулся и записал слово в слово. Что бы сие значило?

@темы: Сны

23:28 

Чет залип

Я не червонец, чтоб быть любезен всем

@темы: Картинки

13:23 

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
20:53 

О книгах

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
И читал мало, потому что принялся свое писать ночами, времени нет. Еще на английском стараюсь читать, тоже время жрет. И опять принялся читать старые книжки, то Миллера, то Борхеса, то Толстого, то Овидия - кусками из середины, это все в список не попадает, конечно.


@темы: О книгах

20:23 

Про кино

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Я чего так много всякого барахла смотрю? Потому что меня к кабелю подключили, а там канал "Настоящее страшное кино", которое у меня фоном всю дорогу и работает, а хорошего мало смотрел. Так что не буду я эту чепуху фиксировать, все равно затылком смотрю, ну разве что немножко.


@темы: О кино

ДНЕВНИК ПОД РАКИТОВЫМ КУСТОМ

главная