Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:32 

Городской дневник

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Страшный ножевой ветер, яростно синее небо, торопливое, округлое фаянсовое облачко торопится убраться подальше. Я ужасно боюсь, как бы Чиж не простудился, но в результате это я оказался слабым звеном. Утром проснулся - горло будто перерезано, не поговорить, не спеть.

Ага, на следующий день и Чиж бедный заболел, бродим по дому, как два пьяных дурака, шатаемся. Я чай пью ведрами, а Чиж закутывается в пледы, как мумия, которая хочет полежать спокойно пару тыщ лет.

* * *
Сон. Будто бы на мою подругу постоянно нападает какой-то орел или коршун. Со стороны это выглядит дико: идем по городу, в толпе, собираемся спускаться в переход и вдруг, непонятно откуда на нее бросается здоровенная, размером с гуся, птица, бьет крыльями по голове, все норовит вцепиться в лицо, выцарапать глаза. Подруга отбивается как-то вяло, не кричит, просто прикрывается руками. Когда я этого орла отбрасываю, она делает вид, что ничего такого не произошло, поправляет растрепавшиеся русые волосы, щеки красные от смущения. Ей, скорее, неловко, чем страшно.
Потом в метро мы вроде бы распрощались, она поднимается по лестнице и вдруг откуда-то снизу опять на нее бросается нечто – снова к лицу, к глазам. Только это уже не орел, а что-то вроде обезьяны, бурое, волосатое, длиннорукое. Какой-то мужик отдирает это от моей подруги – она опять вся смущенно алеет. Мужик держит обезьяну за руки. Когда я подбегаю ближе, вижу – обезьяна деревянно вытянулась, шерсть свалявшаяся, лысая местами, глаза тусклые, в пленке – зомби-обезьяна, что ли?

* * *

Видел в метро, как два молодых парня, не замечая никого вокруг, восторженно, взахлеб объяснялись в дружбе: «У нас одинаковый склад ума», «Вокруг одни придурки, а когда я встретил тебя…», «Я человек сложный, поставлю себя на место других – мне бы самому с собой общаться не хотелось. А ты сразу выделяешься, ты не такой, как все…» Счастье и восхищение друг другом фонтаном хлестало. И так же увлеченно говорили о своей профессии (они то ли ремонтники будущие, то ли наладчики), один рассказывал про то, как выезжал на аварию, так вдохновенно и красочно, словно про пиратский победный набег. В общем, я умилялся, слегка завидовал и вздыхал о том, что молодость прошла.

* * *
Прочел тут в книжке, что человек - «четырехмерный объект очень вытянутой формы; если придерживаться обычного языка, он весьма растянут во времени и незначительно в пространстве». (Эддингтон, Пространство, время и гравитация). Задумался и вдруг понял, что вокруг стоит тишина - всего на несколько мгновений, потом просвистели шины по Садовому, что-то грохнуло по потолку, наверно, сосед гирю уронил - но до этого, в минуту тишины, мир ощущался мертвым, или, как вариант, пришла мысль, что я сам незаметно умер (и давно, быть может), время кончилось. Я торопливо придумывал, как бы проверить, живой я или как, и мир живой ли или за стеклом все навечно останется неподвижно? Доппельгангер в зеркале корчил испуганные и глупые рожи.

Тут брякнулась соседская гиря и ворона за окном пролетела. И отпустило.

Со мной это часто бывает. Например, проезжает машина - и я думаю: а вдруг она на самом деле не мимо проехала, а в меня врезалась, и я уже помаленьку остываю под октябрьским дождем, а угасающие мозги изо всех сил пытаются продлить жизнь и сочиняют утешную картинку, будто все нормально, по инерции. Еще часто приходит в голову, а вдруг пока я тут пасьянс Коврик раскладываю / Бибихина читаю / смотрю, как режут девку в телевизоре / - кто-нибудь из моих друзей или родных умер. Раньше мне сама мысль казалась подозрительной - вдруг предчувствие? интуиция? не может же такая фигня просто так в голову прийти. Еще как может, теперь-то я уже привык.

В общем, размышление и тишина не для моих слабых мозгов, мне бы чарку испить и козла подоить. А летающая ворона - годится, это моё.

* * *
Прелесть восточных сказок:

— Твой сын-ублюдок, — говорит она, — пришел ко мне и хотел мною силой овладеть.
Царь задумался. Ему принесли поесть, он поел, воссел на престол гнева, позвал везира и векиля и говорит им:
— Я решил, что сегодня повешу своего сына.
— Зачем, за что? — спросили они. — Слыханное ли дело, чтобы царь вешал своего собственного сына?
— Слыханное или неслыханное, а все равно повешу.


("Престол гнева" почему-то представляется золотым унитазом, и падишах на нем в позе роденовского мыслителя).

О КНИГАХ

3. СЕРГЕЙ ШАРГУНОВ. КАТАЕВ. ПОГОНЯ ЗА ВЕЧНОЙ ВЕСНОЙ. - 6/10

Добротно, но без блеска. Я ждал особой радости от писательской биографии, написанной писателем, пронзаний и интуитивных догадок, но здесь все в обычном духе ЖЗЛ - умеренно, прилично, оправдательно и комплиментарно. Средне. Катаева он любит, и меня частично убедил, что он не такой уж и гад. Ловкач, конечно, талантливый и фартовый, циник по призванию и от отчаяния. Но смелый по природе, удачливый игрок. У него ни принципов, ни совести особо не было, но на излишние подлости он не шел, только чтобы самому спокойно и хорошо жить - многие ведь меры не знают, из-за административного восторга десяток людей закопают, а Катаев на это не поддавался. Да и талант у него такого рода, что ему, в общем, все равно, при какой власти писать. Писал, о чем хотел, о детстве и старой Одессе, а изящно и лихо прилепить к этому революцию ему было - раз плюнуть, потому что мастер. В общем, Шаргунов меня с Катаевым примирил.

Странная симпатия была у Сталина к писателям-"белогвардейцам": Булгаков, Катаев, Леонов, Шолохов, можно сюда и несоветских Ахматову, Пастернака и Мандельштама приписать. - "красных" и партийных он пачками расстреливал. То ли вкусы у него были такие литературные, то ли "белых" он считал давно не опасными, и они уж точно троцкистами не были. Он явно больше не любил и опасался леваков, чем правых, тех, кто больше коммунист, чем он.

4. КАТАЕВ. ПОЧТИ ДНЕВНИК – 4/10
Название обманчиво. Здесь очень советские статьи, максимально приспособленные для советской публики. Все равно он даже их не без изящества пишет.

5. ПЕССЛ МАРИША. НОЧНОЕ КИНО – 7/10
Открыл осторожно (чую привкус "культовости" в восторженных рецензиях, а такое у меня обычно не идет) и зачитался с восторгом. Лихая книжка, изящно и изощренно выписан сюжет, сначала и язык чудесный, правда, потом полинял, но так всегда бывает - в первой главе человек показывает, на что он способен, а потом уже не до этого, на тыщу страниц образности не хватает. Интерактивная часть тоже развлекает. Тема про режиссера фильмов ужасов мне интересна, автор - женщина хорошо образованная, приятно читать. Правда, финал разочаровал - вся книжка была с нервом и напряжением, а в конце нерв исчез, и вместо этого тускловатый хеппиэнд, и очарование как-то вполовину сдулось, а то бы я больше поставил. Но вообще - книжка хорошая, захватывающая.

6. SIMON BECKETT. WRITTEN IN BONE – 5/10
Хороший детектив, правда, преступник похож на того, кто был в первой книжке. Я его сразу заподозревал. Но там и других полно. Легкий английский, спасибо автору за это.

О ФИЛЬМАХ:

12. ПОЕЗД УЖАСОВ, 1972 - 7/10
Многие считают этот фильм самым страшным фильмом всех времен и народов. Я вдруг вспомнил, что втдел его в детстве. Особенно привлекательно, что это на русскую тему, про транссибирский экспресс. Еще есть страшные китайцы, полоумный красавец-священник, англичанин ведет себя по-хамски и выпускает зло в мир, красотка-полячка. Знаменитая сцена: священник рисует мелом крест на ящике с первобытной мумией, и мел не оставляет следов. Дьявольская рука над спящими детками-ангелочками. Горящие глаза (реально ужасный взор, самый страшный из всех киношных, сколько потом кошмаров снилось), белые глаза ослепших. Поезд среди снегов. Наши казаки, пограничники и полицейские делают, что могут. Казаки вообще офигенные, сапоги в снегу (ужас англичан), капитан Казан шикарен до невозможности, не Юл Бриннер, но все равно мощная харизма. Мило патриархальный фильм, в меру дурацкий (представление англичан о России - как на ладони), с колоритными персонажами, - и все очень волнует воображение. Как мертвые казаки встают - их хочется прямо на этом поезде на Берлин отправить, у них такой жутко-красивый обреченный вид, кудри, сабли, белые и красные глаза. В общем, очень крепкая дурь. Фильм, который может дать ребенку темы для кошмаров на всю будущую жизнь. Это много, я щетаю.

13. САВВА МОРОЗОВ, сериал - 5/10
Одну серию посмотрел, про его роман с Андреевой. Внезапно такое сочувствие к бедняге пробило. И, конечно, никто, кроме холодной лживой манерной сучки увлечь его не мог, купеческие комплексы, все дела. Тем более, что дама была падка не на деньги, а на славу, так что ему даже подцепить ее не на что было, она, небось, еще считала, что жертву партии приносит, поддерживая отношения с таким. (Че-то вспомнил рассказ гримерши, как Андреева с Книппер разыгрывали на спичках Чехова с Горьким, кому кто достанется).

14. СМОТРИТЕЛЬ, Канада, 2008 - 5/10
Очень красивый лес, прекрасная одинокая хижина, правда, с маньяком и призраками, но все равно уютно. Пожить бы там полгода с Чижом и ружьем.

15. КРОВЬ, реж. Педру Кошта, Португалия, 1989 - 7/10
Черно-белый, каждый кадр безупречен и напряженно эмоционален. Тень такие глубокие, а свет такой яркий, что все превращается в символ. Про двух братьев, которые остаются одни в городе. Сиротство, заброшенность, растерянность на темных улицах. Там девушка еще есть, добрая и нежная, они цепляются друг за друга, ищут в темноте, но все связи рвутся. Ничего не объясняется - чем болен отец, что они хоронят тайно, какой-то утопленник, тени в тумане. Они еле держатся на этом свете, все очень хрупко, тайный страх во всем. Тайны, болезни и любови. Чем-то напомнило сокуровского "Отца и сына".

16. ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА ПОЛОМАННОЙ КУКЛЫ, 1974, реж. Карлос Ауред. - 6/10
Продолжаю смотреть испанские ужасы. Название прелестное. Чеховские три сестры. Правда, чеховские. Одна (с протезом вместо руки) сурова и несчастна, вторая любвеобильна, третья - инвалид. Доктор тоже есть и хитренькая медсестра. Они нанимают работником простого хорошего парня. Ну как хорошего - отсидел за то, что жену задушил. И тут в окрестностях начинают находить тела женщин с вырезанными глазами. Я сразу стал ставки делать. Догадаться практически невозможно, я поставил на самого маловероятного и чуть-чуть промахнулся, нашелся еще менее подозрительный.

Это скорее триллер или детектив, но детали - как в хоррорах. Мертвая птица на дороге, режут свинью, черви в пустых глазницах. Девушка с тазом свиной крови, другая срезает дорогу через старое кладбище (как в Помпеях, вертикальное захоронение), песенки поет, чтобы не так страшно было, третья наливает красное вино из большой глиняной бочки. Всем трем убийца режет горло. Не шедевр, конечно, но интересно.

17. КАССАДАГА, 2011 - 4/10
Занятный фильм, смесь триллера про маньяка и мистики с духами. Все довольно банально, но есть пара придумок интересных. Жаль, что совершенно не обыгрывается глухота главной героини. Можно было бы несколько страшных сцен на этом построить.

18.ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ, 1961, реж. Акира Куросава - 8/10
Тосиро Мифуне здесь неотразимо обаятелен, такие усмешки.

19. РАЙОН N 9 - 6/10
Про бедных пришельцев, которые попросили Землю о помощи, а получили лагеря и геноцид. "Инопланетянин" для взрослых.

20. БАТОРИ - 2/10
Ходченкова - красавица. Запретить озвучивать детей тем ужасным, бездарным, фальшивым людям, которые их постоянно озвучивают. Идиотский сценарий - главные здесь дети, которые ищут пропавшую сестру, пустые мордахи, мерзкая озвучка. Все ужасно голливудское, цыганята 15 века говорят и действуют, как дети-шпионы, наглость и натужные псевдо-шуточки. Уныло, нудно, глупо, хочется, чтобы эти дети поскорей сдохли, лишь бы заткнулись.

21. ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО - 5/10
Про Дали, Лорку и Бунюэля. Вроде бы и занятно, но диалоги такие лобовые, все отношения выясняют, как на семейных тренингах. Я мало про их отношения знаю, но почему-то уверен, что все было не так. Я за Лорку, а Дали давно не люблю, очень уж он коммерческий и кичевый. Но здесь Дали окарикатурили до предела, а Лорку идеализировали максимально. Лорка, на мой взгляд, куда крепче был, а вся история с Дали была для него эпизодом по пьяни, как вариант - Дали все сочинил или привиделось. А вообще, все логично - поэту надо жить на родине, художнику - где угодно, а режиссеру - поближе к кинематографической столице. Женщины в кино понравились, Гала очень похожа, и остальные в духе времени.

22. РАЗЛОМ САН-АНДРЕАС, 2015 - 4/10
Да фигня. Рушится все классно, но сюжет опять как разведеный муж спасает жену и дочку. Причем, он спасатель, но на работу забивает и на казенном вертолете летит за ней. Погибло несколько миллионов человек, но фильм, показывает спасение одной семьи, наплевав на всех остальных, и считает, что это хэппиэнд. Мне нравится, когда много историй на фоне катастрофы. Все уныло шаблонно, но хоть Сан-Франциско в пыль размели, а потом цунами залили.

23. НАСЛЕДИЕ ВАЛЬДЕМАРА, 2009, Испания - 5/10
Продолжаю тему испанских хорроров. Скучно, отвратный перевод, мелодрама, надоевшие уже суфражистки (походу, нынешняя цензура не признает никаких женщин 19 века, кроме суфражисток), Кроули. Под конец, правда, появляется что-то страшное. Но мне сама история кажется дурацкой и неинтересной. Продолжение, видимо, смотреть не буду.

@темы: Жизнь, О кино, О книгах, Сны, Цитаты

URL
Комментарии
2016-10-20 в 17:03 

НеллиС
Так кто там глаза вырезал и сестёр зарезал?

2016-10-20 в 18:03 

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
НеллиС, читать дальше

URL
2016-10-20 в 18:17 

НеллиС
охренеть сюжетец!

   

ДНЕВНИК ПОД РАКИТОВЫМ КУСТОМ

главная