16:24 

№ 69. Дачный дневник

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Прошу прощения за сумбур

28 мая, воскресенье


По дороге в Москву я читал про молодого Александра (толковая все же книжка) и смотрел в окно, а там такая красота, нежная чувственная зелень, небо грозное, склоны в одуванчиках, в перелеске какое-то маленькое белоснежное деревцо, усыпанное цветами, как невеста в час пик в вагоне метро. У меня все время, как на даче живу, сердце болит - я априори считаю, что от красоты вокруг, а щас че-та засомневался - от красоты валерьянка разве помогает?

В Москве тоже красота. На Сухаревке посадили множество великолепных тюльпанов - бледно-розовые атласные и бархатные черно-красные вперемешку, потоки огня, как из мартена. А еще там цветет миндаль и огромный каштан.

Я вдруг заметил странную вещь: когда я сижу за компьютером, я совершенно забываю себя - не чувствую тела, не контролирую позы, воля и самоконтроль исчезают абсолютно, комп меня сжирает. А с планшетом такого нет, все остается при мне. Или это Интернет так влияет? Я планшет редко использую для выхода в сеть, так что тут дело не в соблазнах Инета, а некие, сука, ядовитые миазмы, которые он испускает в мои мозги.

* * *
ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ И ЗОМБИ
Дурацкий совершенно фильм и даже не зрелищный. Правда, я и смотрел вполглаза.

ЧЕРНЫЙ КОТ, 1981, реж. Лучио Фульчи
Люблю его больше, чем Ардженто. Реализм у него реальный, а не голливудский, и накаты сновиденной атмосферы. Очаровательный злодейский котявка, на нашего Цыгана похож, выразительный медиум с сумасшедшими измученными глазами (полно крупных планов) .

29 мая, понедельник


По дороге на дачу я в бурю попал, очень сильный ветер, дождик был слабый, горизонтальный, как брызги от штормовой волны, с одного боку налетал. Веток наломало, березку повалило прямо поперек нашей узкой тропинки, пришлось перелезать. За мной по дороге несся, как сухой листик, обрезок железной трубы, подпрыгивая и вертясь. В какой-то момент даже меня подняло слегка и шлепнуло, я недалеко пролетел - как от сильного пинка под зад. А в Москве, говорят, шесть человек погибло.

С яблони сорвало половину цветов, прилетела синица, которую я сперва принял за крошечного дятла - такая она встрепанная, промокшая и перья на макушке дыбом стоят, и она драла остатки цветов в очень агрессивном стиле. Оказывается, у синиц гнездо в дупле яблони. Боня туда часто заглядывает.

Купальницы выросли огромные (воды много), восхитительные, только снять их не получается, они слегка засвечивают пленку, как и красные розы. Ландышей еще не видно, но уже то в одном, то в другом месте дачи вдруг вступаешь в ландышевое облако аромата.

В полтретьего ночи уже светлеет, туман среди деревьев. В три начинает петь звонкоголосая птица под окном, ее голос крепко сплетён с предрассветной дрожью, царапает по нервам.


БАРКОВА. ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ.
Об эволюции эпических героев. Очннь интересно.

Эпический герой принадлежит одновременно к двум мирам - и миру людей, и иному.
Эпос выражает представление человека о самом себе, и история эпоса - это история самооценки человека.
Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию. Однако, природе эпоса не свойственно воспроизведение жизни в реальных формах. Так, в русских былинах география весьма своеобразна: страна, откуда приезжает Дюк, называется (одновременно, а не в разных вариантах записи!) "Индея богатая", "Волынь красный Галич", "Корела упрямая", "Сорочина широкая". Эпическая история в определенном смысле противостоит истории реальной, освобождает ее от трагических ошибок и несправедливостей. Например, существует былина о том, как Илья Муромец освободил захваченный Царьград.


+++

Удивительно, как Александр похож на архаического героя-полубога (да еще он сознательно им подражал, а современники и историки это сходство фиксировали, преувеличивая). Вот это все прям о нем почти: и происхождение от бога и смертной женщины, и ярость, доводящая до безумия, и (больше приписываемая) ненасытность до хмеля и женщин. "Кухулин стягивает свое тело путами, "дабы не помутиться в уме от приступов ярости". "Архаический герой вообще нередко является врагом своих. Так, Кухулин говорит: "...не жить мне, коль не смогу я сразить до заката врага или друга в их войске", он же, не насытившись битвой, готов обратить оружие против родной страны. Не удивительно, что такой герой вызывает у своих ненависть или страх, и герой ссорится с богатырским племенем). Другая причина страха перед архаическим героем: он настолько могуч, что, сражаясь с врагом, рушит мир." - И Александр а рассматривали не только как разрушителя Персидской империи, но и разрушителя "доброй, старой" Македонии. "Что же побуждает архаического героя к подвигам? Едва ли главной причиной является забота о мире людей - ибо архаический герой нередко вредит людям. Цель героя - это слава, в жертву которой может быть принесена и своя жизнь и жизнь своих людей. Ск'атах назвала Кухулина "гордый и безжалостный защитник" - такой защитник нередко безжалостен к тем, кого защищает, поскольку обладает немеренной силой и яростью, но не ведает моральных законов; он сокрушает всякого, кто встает у него на пути, будь то враг или друг".


ХАРАКИРИ, 1961
Предельно эстетский фильм про самурайский садизм. Черно-белый, что только подчеркивает красоту и строгость. Конечно, на порядок лучше "Харакири 3D" - нет ни слишком затянутой сентиментальной истории, ни немыслимых потерь у врагов. Главный герой замечательный, тонкий и веселый, как цыган.

30 мая, вторник


Все катится к холодам. Яблоню мою ветер оборвал, и я теперь хожу на четвнреньках, чтобы нюхать ландыши. А когда распустится сирень, буду ходить на цыпочках и тоже нюхать.

Из Гераклита:
Душа — это огонь, ибо из всех элементов он тончайший и наименее телесный. К тому же он самый подвижный и, главное, приводит в движение других.
Душа — воспарение... Души, питающиеся воспарениями, подобны рекам.
*Душа светоподобна* Душа — искра звездной природы.
Всё полно душ и гениев
Падение в рождение (нисхождение в тело) удовольствие для душ (но также «сон» и «смерть»)
Да будет наша душа чиста, суха и светозарна!
Необразованная душа гибнет немедленно, покинув тело, в то время, как образованная, закаленная добродетелями, остается <живой> до воспламенения вселенной.
Душа умершего в бою освобождена, отделена от тела, не испытав до этого страдания и не будучи ослабленной недугом. А душа умерших от недугов нечиста, стала женственной, ведь им хотелось жить, и унесла с собой тяжелый груз желаний
Тело всех людей следует за всемогущею смертью, но жив остается «образ вечности» (= душа)... Став совершенно чистой, бестелесной, святой, душа возвращается в выси, откуда пришла. Она «вылетает из тела как молния из туч».
Лучшие души переходят из людей в герои и из героев в гении...


ЧАЙЛД. ПРЕСТОН. ТАНЕЦ МЕРТВЫХ
Чёт еле дочитал. Хреново у них с логикой, психологией, стилем, и еще они очень смешно представляют себе аристократизм. Преступления дурацкие, раскрытие преступления еще более дурацкое. Но что-то все же в них есть - общая пессимистическая мрачность, готичность всего происходящего, нелепый в потугах на аристократизм и гениальность герой, но из всего этого могло бы что-то получиться, если б они умели писать лучше.

Решил пересмотреть Whitechapel. Он мне очень понравился в свое время и напугал. Сейчас вижу, что сериал простенький, стандартный, но очень красиво снят, ночной Лондон просто чудесный. Это меня и зацепило.

Стал читать очередную книжку Гранже. У него мне интереснее всего местные французские культурные пииметы (а в американских книжках мне это наоборот не нравится - постоянные ссылки на бейсболистов, рекламу, какие-то группы и песенки, ситкомы). Гранже порадовал относительно свежими политическими наездами:

– Олланд просто мудло, пидор с яйцами всмятку! – гремел Морван. – Черт побери, когда наконец в этой стране у президента будет член, а не веник?

И про толерантность (отец узнает о том, что его дочь стала проституткой, а сын ее защищает):

"– Я не думал, что твоя сестра, которой я оплатил лучшие школы, самые прекрасные поездки, обеспечил самый надежный блат при поиске работы, станет проституткой, которая отсасывает продюсерам.
– Не надо так говорить. Она хочет стать актрисой и обеспечивает себе возможности, чтобы…
– На данный момент она красуется нагишом в порножурналах.
– Не порно, а секси, не больше. У нее такой способ добиться известности. Ты должен уважать ее выбор. Ты говоришь о ней как о преступнице!
– Ты и впрямь дитя своего времени. Плевать на суть, важно только, как об этом говорить. Вы все сдохнете от политкорректности. – Он еще раз ударил по столу. – Чистоплюи сраные!
В его устах худшего оскорбления не было. Убежденный левак старой школы, он ненавидел консенсуальных социалистов, экологов, антиглобалистов – причем из самых благородных соображений. С его точки зрения, эти святоши воплощали абсолютное зло: буржуа, которые приняли собственную антикультуру, поглотили собственного врага – революцию. Однажды он сравнил этих чистюль с крысами, которые выжили, приняв яд, призванный их уничтожить, и теперь образуют расу, к этому яду невосприимчивую."

Очень верное замечание, насчет того, что буржуазия даже революцию себе присвоила в качестве игрушки и, разумеется, опошлила и оглупила все. Забота о размножении панд в сочетании с героизацией абортов, демонстрация вагин за все хорошее и за уничтожение тех, кто не за того президента голосует. И все сводят к шмоткам и жратве - майки с Че Геварой, мода на баррикадах, экологически чистая еда и пусть лучше сдохнет десяток миллионов от голода, чем генномодифицированные продукты.

31 мая, среда


Перед рассветом я вышел в сад, а там птичий хор, такой громкий и звонкий, будто они прямо на моих ушах по трое уселись и пели фортиссимо.

Завтра лето, а мы снега ждем. Зябко, солнце почти не выглядывает. Ночью - черный дождь.

В английской книжке про Александра пишут: Ахилл, которому приходилось решать проблемы Агамемнона.



ДИНА ХАПАЕВА. ГОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.

Автор с прискорбием констатирует распад эстетики Нового времени и торжество эстетики готической, из которой изгнаны рациональность и человек. Она также горюет из-за кризиса восприятия времени: отказ от объективного абстрактного линейного времени мира и обращение к субъективному собственному времени. Она фиксирует кризис исторических понятий и демократии как социального и политического проекта и становление новой эстетической системы и моральных норм. Провозвестник этого безобразия - Толкин, который слишком любил драконов, чтобы быть гуманистом. А еще у нее зуб на физиков, изучающих черные дыры, которые нельзя потрогать, темную материю, которую невозможно описать, и кротовые норы, которые подрывают линейность и абсолютность времени. А линейность времени она оплакивает, как родного дедушку. Не понимаю только, почему прерывистость, обратимость и субъективность времени она четко привязывает к кошмару, хотя это просто время любого сна, даже самого светлого, время мечты, воспоминания, нечто изначально присущее человеческой психике.

Кое в чем я разделяю ее неприятие, но в целом - нет. Эта политизированная филология с обширным цитированием полоумного Илларионова че-та не кажется мне убедительной. Она норовит возложить вину за это все на Гулаг, хотя все это безобразие типа постмодернизма, готов и фэнтези началось вовсе не у нас. И вообще ее тоска по тому времени, когда будто бы существовала некая объективная истина, сильно отдает марксизмом-ленинизмом, типа "всем известно, Гагарин летал - Бога не видал, человек - это звучит гордо, и мы движемся из мрака прошлого к светлому будущему". Вот о разрушении этого мифа она и скорбит. Ей уютнее было существовать в мире, где наука высокомерно говорила аксиомами, а не гипотезами.

Да, еще интересно, то, что нынешнее состояние науки, политического устройства не поддается описанию - не существует слов для описания темной материи, из которой на 95% состоит Вселенная, никто не понимает сути кризиса 1997 года и неспособен описать, что тогда произошло, не говоря уж о "почему"; политические партии не могут сформулировать свое отличие от других, того, во что превратилась демократия и т.д. Поэтому интеллектуалы молчат и только губами шлепают, а Хапаева придумала "готическое общество", но не особо удачно, на мой вкус. Ее взгляд на готику и современность тоже чрезвычайно субъективен.

Но эта книжка меня очень развеселила, потому что в ситуации хаоса, непредсказуемого, изменчивого, двойственного и парадоксального я чувствую себя, как рыба в воде, и потому забавно наблюдать за истерикой автора.

Я нарвал себе ландышей, и когда готичность мироздания начинает уж слишком докучать, нюхну их пару раз - и сразу чую Ренессанс.

1 июня, четверг


Природа переменчива, погода хаотична, не могу даже сказать, тепло или холодно, дождь или солнце. Все же я пошел гулять: ветер определенно намекал о недавней буре, и я с опаской поглядывал на липовую аллею - не собираются ли липы падать поперек дороги или ронять мне на голову толстые ветви и сорочьи гнезда с вопящими птенцами. Сирень уже кипит и убегает из-за заборов лиловой пеной, одуванчики замещают солнце в его отсутствие, мокрые собаки по домам сидят - ну на фиг такую погоду. Собаки любят постоянство и повторяемость, а не эту игривую бессмыслицу, когда солнце выглядывает нарочно, чтобы все расслабились и вышли погулять, и тут же заливает все ледяным дождем. У меня был зеленый зонт, и вот уж я им нащелкался - то открою, то закрою, то полечу, как Мери Поппинс на северо-восточном ветру. Сейчас я дома - так в одном окне ливень, а во втором - ни фига. Только яблоня несчастная, которой не дали доцвести.

Где лето, братцы? (Видишь, видишь кошкину колыбель, где спит котёночек?) Чет оно пока сурово и немилосердно, а я хочу кости прогреть насквозь, чтоб звенели, как свирели. Мне для этого градуса 32 надо.

Я тут вспоминал, как я подростком кино полюбил, знаковые для меня фильмы, когда я трепет восторга чувствовал: "Иван Грозный" и "Андрей Рублев" (самое раннее), "Окраина" Барнета, "Анна Карамазофф" Хамдамова, "Караваджо" и "Юбилей" Джармена, японская "Империя чувств", "Королева Марго", "Мой друг Иван Лапшин", "Аталанта" (взрослым я так толком и не смог ее пересмотреть), "Дни затмения" Сокурова (ничего не помню, кроме гипнотически сильного впечатления, от которого я, как пьяный, несколько дней ходил, пересмотрю на будущей неделе), "Охота на бабочек" Иоселиани (то же самое, не пересматривал и плохо помню, но зато у меня лет пять на стене висела картинка, которая мне смутно напоминала об этом фильме), "Пустыня Тартари", "Среди серых камней" Муратовой. А "Ран" и "Мертвец", кажется, были позже, в ранней юности. Я лет с 12 в разные киноклубы ходил, дома была хорошая коллекция, много всего хорошего смотрел, но это мой личный выбор из всего, довольно чудной, фильмы неравноценные, и я ни одного человека не встречал, кто страстно любил бы "Анну Карамазофф", "Пустыню Тартари" или "Юбилей". У Иоселиани и Муратовой тоже обычно любят другие фильмы. И странно, что больше половины - советское кино, сейчас я русское кино очень мало смотрю, только Сокурова и Германа-младшего.

+++

ГАЙ ДАВЕНПОРТ. КОНЦЕРТ ШАМПЕТР РЕ-ДИЕЗ. БАРСУК
Рассказы о детстве и мальчишках, насквозь гомоэротические.

Слушал по Орфею конкурс пианистов в Астане - дети играют чисто, отчетливо, как-то по военному просто, без нюансов и выкрутасов, но с отменным темпераментом.

ПО ТУ СТОРОНУ ИЗГОРОДИ, мультфильм - 6/10
Я ждал лучшего и большего, какого-нибудь сюра, философии, думал, что это мультфильм для взрослых, а это вроде Южного парка, только совсем простенький, для детей, и покрасивей нарисовано. Приятный, но меня не впечатлил.

МЕНИЛЬМОНТАН, 1924, реж. Дмитрий Кирсанов. - 8/10
Замечательный немой фильм, на меня очень сильное впечатление произвел. Простая история двух сестер: когда они были малышками, их мать зарубили топором, девочки выросли, одна влюбилась, забеременела, парень ее бросил, она родила, идти некуда, голодная, думала прыгнуть в Сену, но тут старик на лавке поделился с ней куском хлеба, она возвращается к сестре, и та радостно принимает ее и ребенка, а парня убивают в уличной драке. Париж бедняков, обшарпанные узкие стены, кошка охотится на голубей. Ни одного титра, необыкновенная психологическая насыщенность каждого кадра, чудесная музыка, прелестное, как из сна, лицо главной героини (Надя Северная, кажется), сострадание.

2 июля, пятница


Погода продолжает пугать. Солнце меняется на ледяной ливень по десять раз в час. С утра было 10 градусов в доме, Чиж спит под тремя одеялами и наружу выползает только пожрать. Я спал в шапке. Кстати, она сразу дает основное тепло, не зря раньше люди спали в чепцах и ночных колпаках.

Днем погода навалила мне на карниз кучу снежного дерьма - такие рыхлые градины. Совесть есть вообще? Да еще нервничаю: на яблоню стала сорока прилетать, жирная, наглая, боюсь, что она гнездо синиц в дупле высмотрит и птенцов сожрет.

БИТВА НА НЕБЕСАХ, реж. Карлос Рейгадос, Мексика
Я уже один его сумасшедший фильм смотрел, и этот не менее сумасшедший. Начинается с меланхолического минета крупным планом и им же закачивается. Сюжет (если он есть) приблизительно такой: толстый мужик-индеец с такой же женой торгуют всякой фигней в переходе, в разговоре выясняется, что они украли ребенка у соседки, а он почему-то умер. Потом мужик едет встречать в аэропорту дочку шефа, симпатичную белую девку, он знает ее с детства, она подрабатывает в борделе и с этим мужиком временами трахается и по-своему его любит. Он внезапно рассказывает ей про украденного ребенка, девка советует сдаться. Потом он идет домой, с женой у него очень теплые отношения и горячий секс. Прогулка всей семьей (у них куча детишек) в поля и горы. Соседку, чьего ребенка они украли, тоже на пикник берут. На другой день мужик приходит к девке попрощаться, мол, пошел сдаваться, она его целует, говорит, что всегда будет его помнить. Он выходит от нее, дует в штаны, возвращается, режет бедную девку, а потом в составе церковной процессии идет на коленях в храм. Его уже ищет полиция, жена идет за ним в церковь, а он уже помер. Да, еще в начале и в конце еще был подъем огромгого мексиканского флага в какой-то армейской части. Сюжет, конечно, чудной, но я смотрел увлеченно и офигевал. Есть у меня подозрение, что это - мексиканский вариант "Преступления и наказания", Соня Мармеладова, "он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием". Еще что-нибудь Рейгадаса непременно посмотрю. Таинственность жизни и человека завораживает, и медленный ритм его кино тоже.

Смесь:

Песня Мориса Шевалье: «Когда одна маркиза встречает другую маркизу, о чем они говорят? О маркизах… Когда один безногий встречает другого безногого, о чем они говорят? О безногих…»

Эндрю Гроув, основатель корпорации «Intel»: «Выживут только параноики».

Гонзо – порнофильм, в котором режиссер (он же и оператор) является непосредственно действующим лицом.

Дракон выражает потребность человека в чудовищах.

Ворарефилия - это фантазм, когда человек мечтает быть съеденным заживо, но без укусов и ран. Вдруг оказываешься в желудке у змеи. Это и есть латекс: вернуться в темноту матки. Не считая наслаждения от сдавливания.

@темы: О книгах, Цитаты, Политика, О кино, Жизнь

URL
Комментарии
2017-06-03 в 17:16 

НеллиС
Про спаньё в шапке-это ты верно подметил))) ещё валенки на ноги и самое то!)))
у тебя на даче нет печки или обогревателя?
я за тебя беспокоилась, когда по телеку ураган в Москве показывали, думала, как ты там с Чижом, на старой даче...

2017-06-03 в 17:29 

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
НеллиС, :buddy: обогреватель есть, но против щелей в стенах он слабак. Буря короткая была. Только что солнце, потом налетела минут на пять какая-то хрень, и опять все нормально.

URL
2017-06-05 в 15:11 

iragnarsson
Дочь Локи, сын Одина// Я только рыцарь и поэт, потомок северного скальда (с)
Да еще нервничаю: на яблоню стала сорока прилетать, жирная, наглая, боюсь, что она гнездо синиц в дупле высмотрит и птенцов сожрет.
Вот так я и узнал, что красавицы сороки разоряют гнезда и таскают птенцов и яйца. Честно, дожил до преклонного возраста, не имея представления об этой жути!

2017-06-10 в 13:29 

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
iragnarsson, она их сожрала, зараза! :weep3:

URL
2017-06-10 в 13:50 

iragnarsson
Дочь Локи, сын Одина// Я только рыцарь и поэт, потомок северного скальда (с)
Таки сожрала? Жаль (((

2017-06-10 в 14:37 

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
iragnarsson, была большая драка сорок и синиц, но сороки, похоже, победили.

URL
   

ДНЕВНИК ПОД РАКИТОВЫМ КУСТОМ

главная