У Мери Рено Багой личный слуга Александра, такой гаремный мальчишка, который простынки перетряхивает и на ушко господину шепчет, - это все из сказочек про турецкие серали Х!Х века, из дамских романов викторианской эпохи. Я думаю, в реале - аналогии лучше проводить с Византией, где кастрация была способом вывести из игры политических противников, как в Древней Руси - ослепление. Скорее всего, Багой был из влиятельной семьи, которая попала в опалу. Про продажу с торгов не верю, фигня, даже в понимании Мери Рено царь вряд ли искал пополнение для своего гарема на панели. Скорее всего Багой и после кастрации жил со своими родственниками в своем поместье, получил хорошее воспитание, а потом подрос и решил делать карьеру при дворе. Багой № 1 да и евнух Бат (Бетис) в Газе в качестве примера для подражания, или тиран Атарнеи евнух Гермий, дружок Аристотеля.
Вот моя версия. Само его появление с Набарзаном у Александра...
Курций, кн.6,5.22-23: "Здесь Набарзан, получив обещание безопасности, встретил его с обильными дарами. Среди них был Багой, юноша-евнух в расцвете юности и красоты, которого любил Дарий, вскоре полюбил его и Александр, он пощадил и Набарзана главным образом по просьбе этого юноши".
Занятно, паренек был любимцем Дария и оказался в посольстве с его убийцей. Ох, непрост был мальчик! то еще невинное дитятко... Сказочка про то, как он заплутал в диком лесу и наткнулся случайно на Набарзана - пусть другим рассказывает! Явно, что несмотря на молодые годы, был прожженный царедворец и интриган, что и не удивительно. Да и не так уж он молод был, во всяком случае - не дитя. Вряд ли Набарзан приволок его в качестве взятки. Смешно представить это в реале - официальный прием, куча народу вокруг, Набарзан с покаянной мордой, пихает Багоя вперед - мол, вот тебе подарочек, Шахиншах, ну чё, заслужил я амнистию? Римлянам, конечно, с их агрессивным комплексом неполноценности перед Александром, приятно было подавать эту историю в таком ключе. Похоже, что на самом деле Багой держал речь в защиту Набарзана на хорошем греческом, стреляя глазками, иначе почему бы Набарзану самому не просить прощение с помощью переводчика. Возможно, у Багоя были связи в персидском окружении Александра того времени, такие серьезные, что защитить интересы Набарзана он мог лучше самого Набарзана.
Следующее по хронологии:
Плутарх, 67 "Когда Александр прибыл в царский дворец в Гедросии, он решил устроить празднества для своих солдат. Рассказывают, что в пьяном виде он смотрел на состязания хоров. Его любимец Багой оказался победителем в пляске, во всем убранстве своем он прошел по театру и сел возле царя. Македонцы при виде этого стали рукоплескать и кричали, требуя, чтобы царь поцеловал его, пока тот действительно не обнял и не поцеловал его".
Плутарх, может, и не врубился, но из этого факта следует, что Багой был хорегом, а не танцором. На состязаниях выступали, конечно, не по одному, а целые группы (хоры - тогда это слово не значило только тех, кто поет). Кто пригласит и оплатит лучшую группу - тот и победил. И именно хореги появлялись на состязаниях в роскошных одеждах, танцоры голенькие плясали. И награды вручали хорегам, а не наемным актерам - в благодарность за праздник. С актерами и танцорами расплачивались деньгами. Хорегия - дорогостоящая государственная почетная повинность. Так состязания драматических актеров организовывали (продюсировали) кипрские цари, а состязания хоров - Багой. Что опять же говорит в пользу моей версии, что Багой был изначально греческого воспитания, поэтому так легко и влился во всю эту тусовку - вряд ли "правоверный", неэллинизированный перс мог что-нибудь путное организовать для македонской армии, всякого рода хоровые, мусические, спортивные состязания - это ведь чисто греческие затеи...
Следующее по хронологии упоминание Багоя:
Список триерархов (из Арриана "Индика", этой книжки под рукой нет, и в лом искать, цитирую по своим записям, кому охота - может проверить в Интернете) : Онесикрит, Неарх - адмиралы, триерархи: Гефестион, Леоннат, Лисимах, БАГОЙ СЫН ФАРНАУХА. Другие, кто принимал участие в экспедиции: Кратер, Пердикка, Певкест, Птолемей, Медий из Лариссы, Эвмен. Всего 33 имени, но приводятся, насколько я помню только часть из них Потому-то мне и смешно было. Такая изнеженная девонька, стелющая царю постельку, вдруг оказывается в такой компании.
Триерархия - самая дорогостоящая повинность в государстве, и человек, которого назначили в триерархи мог отказаться от этой чести, указав, что есть люди богаче его. Следовательно, Багой был одним из 33 богатейших людей в империи Александра. Вряд ли для этого хватило подарков Александра "на шпильки", как бы царь не был щедр. Здесь явно и земли, и доля в трофеях. Мое предположение, что он был гетайром, как и другие знатные персы в окружении Александра, и воевал - самое логичное, и, насколько я знаю, разделяется многими авторами. (Можно посмотреть по интернету о персах в армии Александра. В статьях на эту тему я не раз встречал упоминание Багоя вместе с Оксатром, братом Дария, как персидских гетайров, скорее всего, они служили в царской иле, поэтому македонцы и возмущались, что Александр оказывает персам такой почет и так приближает их к себе.) Как вариант - он мог быть крупным чиновником вроде Эвмена, что не исключает его участия в военных действиях - в армиях Филиппа и Александра воевали все, за исключением обозных девок (а по-моему, Багой таковой не являлся).
Дальше, после Индии: Активное участие Багоя в т.н. "чистке сатрапов".
Курций Руф. Х.1.22-30, 33-37 "Одарив всех друзей царя превыше их собственных желаний, он не оказал никакой почести евнуху Багою, который своей развратностью привязал к себе Александра. Осведомленный некоторыми, насколько Багой любезен Александру, Орсин ответил, что он угождает друзьям Александра, а не его любовникам и что не в обычае персов почитать мужчин, пороком уподобившихся женщинам. Услыхав это, евнух обратил свое влияние, добытое лестью и позором, против человека знатнейшего и невинного. Людей такого же рода, продажных и преданных ему, он научил ложным обвинениям, чтобы они сделали донос, когда он прикажет. Между тем ежедневно, оставаясь наедине с Александром, он нашептывал доверчивому царю на Орсина, скрывая причину своего раздражения, чтобы больше весу придать своим обвинениям. Еще не было подозрений против Орсина но тот уже потерял свое влияние. Обвинение против него подготовлялось тайно, и он не знал о скрытой опасности, а презренный любовник, не забывая о клевете даже в момент страстных и постыдных переживаний, всякий раз, как возбуждал в царе страсть к себе, возводил на Орсина обвинение то в жадности, то даже в измене."
(Отмеченное курсивом - распаленная фантазия римлянина, что он там - свечку держал? Я, например, давно уже автоматом подобные сведения игнорирую - все эти речи наедине, наушко, которые никто не мог слышать, кроме двоих. А Мери Рено, похоже, только это и увидела у Курция)
"Уже доставлены были ложные доносы для погибели невинного, и приближалась неизбежная судьба. (Тут история с ограбленной гробницей Кира - см. у Курция, в лом перепечатывать)...Рядом с царем стоял евнух, обратившись к царю, он сказал: "Что удивительного, что царская гробница пуста, когда дома сатрапов не могут вместить в себе вынесенные оттуда богатства? Что касается меня, то сам я этой гробницы раньше не видел, но от Дария слыхал, что здесь с телом Кира было положено 3 тысячи талантов. Отсюда и расположение Орсина к тебе: чем он не мог владеть безнаказанно, то обеспечил себе при помощи подарков". Этими словами евнух возбудил гнев царя, тем более, что на помощь ему пришли подученные им люди. Уши царя прожужжали ложными наветами, с одной стороны Багой, с другой - его помощники. Прежде чем у Орсина возникло подозрение, что его в чем-то обвиняют, он был взят в оковы. Не довольствуясь казнью невинного, евнух убил его собственной рукой. При этом Орсин воскликнул: "Слыхал я, что когда-то Азией управляли женжины, но что ею управляет кастрат - неслыханное дело."
Багою хватило влияния на государственном уровне, чтобы свалить сатрапа, подготовить процесс против него с участием свидетелей. Римские писатели склонны рассматривать чистку сатрапов в свете кровавых самоуправств Нерона, Калигулы и т.д. Им это ближе. Отсюда априорная уверенность, что доносы были ложными. Никаких оснований переносить это на Александра нет. Это была энергичная борьба с коррупцией на высшем уровне, которую возглавлял Гефестион и в которой, судя по всему, активно участвовал Багой.
И последнее:
Элиан "Пестрые рассказы" книга 3, 23.
Тут приводятся отрывки из эфемерид, в т.ч. : "В двадцать шестой день (Александр) сидел за столом у Багоя (покои Багоя находились в десяти стадиях от царского дворца) (прибл. 2 км - волчок), а потом опять непробудно спал." Так что не на коврике у постели царя мальчик спал.
На мой взгляд, реальный Багой намного интереснее. Мери Рено почему-то проигнорировала часть известных о нем фактов, а остальные - интерпретировала очень поверхностно, не задумываясь. В общем, учитывая все вышесказанное, читать Мери Рено мне было не очень интересно, поскольку, на мой взгляд, она изначально куда-то не туда свернула. А порой и противно - особенно вопли Багоя: "Это я сделал Александра мужчиной!"