У старообрядцев ведь была огромная письменная культура, осталось много записей и о разгроме скитов в 30-50е годы, и о том, как жили в лагерях те пустынножители, кого удавалось отловить и арестовать. Кое-что опубликовал Солженицын и другие. Поразительный язык - древнерусский, которым они писали свои книги, рядом с советским и лагерным жаргоном.
Вот как одна старица пишет о смерти в лагере матери Маргариты, арестованной в 1951 г.:
"Тут мать Маргарита трудилась на обчих работах. В праздники не работала, аще и принуждаема бе, и наказуема... И по некоем времяни впаде в болезнь, боляше 12 дней, воспаление легких. Преставися в вечную жизнь месяца марта 21. Лице ее было светлое, и когда средили ее в чин, тогда весело осклабися, и тако лежаше в веселом виде. Даже сама начальница лагеря сказала: "Весело пошла, видно, заработала". Подобно сему и старейшая врачей докторица рекла: "Я еще не видала таких покойников".
В воспоминаниях другой старицы - о том, что и в лагерях старообрядцы не принимали технических новшеств, особенно радио, потому что из него антихристовы слова извергались:
"Еще когда мы были в лагере, в заключении, во время шмона, когда у нас в бараках производили обыск, всех нас выгоняли в клуб. Тамо было радио, баян, потифон и кино. И вот бывало, когда прочитаю молитву "Да воскреснет Бог" или подойду к радиу, ознаменую его крестом, и оно зашшипит как змея и заглохнет".