Натолкнулся на один дневник
kaiman, который мне очень понравился и сходу сразу столько всего интересного по ссылкам там увидел – и замечательная статья о околоцерковных суевериях с православного сайта
Богославие Завета, и немецкий сайт с анимированными реконструкциями
здесь.
К вопросу об умных священниках - их очень много, но, к сожалению, очень мало людей мозги включают, когда речь идет о вере. Считается даже, что излишнее разумение вредно. Какая-то бабуля в церкви меня убеждала, что тот, кто Библию целиком прочтет, непременно с ума сойдет, а когда я сказал, что читал и не раз, она от меня бочком-бочком - с такой сочувственной извиняющейся улыбкой, вроде как от заразного больного. И с одной знакомой женщиной пришлось раззнакомиться, она всегда очень строго меня осаживала, когда я пытался с ней на какие-то церковные темы пофилософствовать. Обрывала высокомерно и с гордостью: "У меня вера детская, как у чистого ребенка". Типа, она блюдет свой разум в невинности, а я на него покушаюсь. Даме лет 40, очень корпулентное дитя на 120 кг. Она нашла старца какого-то и теперь достает его проблемами типа "Батюшка, а какой фирмы мне унитаз ставить" и "Батюшка, благословите котика кастрировать". Я утрирую, но где-то так и есть. Причем, на мой взгляд, большинство старцев - совершенно в этом не виноваты, сами от таких стонут. Я нескольких слушал в церкви - прекрасные люди. Особенно об одном афонском старичке вспоминаю часто - я ему исповедовался, никогда не забуду.
О церковном умилении и млении я уже писал, насколько мне все это чуждо, когда именно ради этих эмоций в церковь идут (что-то мне это эмоциональную мастурбацию напоминает, такой экстаз св. Терезы). И еще очень не люблю, когда из-за национализма в Церковь приходят - церковь таким довеском идет, типа "русскому человеку положено", а то и вообще вроде политической партии рассматривается.
Копирую то, что мне кажется очень важным. Собственно, я все это знаю, но тут очень четко выражено, умные люди писали. И еще я радуюсь, что все ж мои взгляды вполне согласуются с церковной позицией, а то меня временами шпыняют как еретика - если я за собак и ИНН заступаюсь и не ужасаюсь, что крестик на цепочке носят, а не на шнурке из натуральных материалов. Один раз я брякнул, что священник, мол, не оракул, и его слушаться необязательно, если он чушь несет (опять же насчет собак, что ли, разговор был) - так интеллигентная дама меня закрещивать начала, типа "изыди, сотона".
Тут очень важные вещи
Отец Георгий Иоффе: «Множество околоцерковных суеверий порождены совершенно неверными представлениями о Боге. Один из наиболее известных теологов нашего времени Карл Ранер (1904 — 1984) заметил: “Слава Богу за то, что слова 60-ти или 80-ти процентов наших современников о том, что такое Бог, не соответствуют действительности”.
То, что мы знаем о Боге, бесконечно меньше того, чего мы о Нем не знаем. Наше знание всегда неполно и фрагментарно. Но каким бы близким к истине не становилось бы наше знание о Боге, Бог всегда будет его превосходить и никогда не будет в нем умещаться. У величайших богословов перехватывало дыхание, когда они старались изречь слово о невыразимом Боге. По слову святого Василия Великого “Неизреченное да будет почтено молчанием”.
Существуют представления, образы и мнения о Боге, диапазон которых — от ущербных или недостаточных до проблематичных и неприемлемых. Вспомним наиболее известные из них:
1. Незлобивый седовласый старец, “боженька”. Добрый дедушка с длинной бородой или персонаж рисунков Жана Эффеля, который все понимает, все принимает, ни о чем не спрашивает. Будучи очень удобным, этот образ популярен у многих, потому что вера в такого “боженьку” ни к чему не обязывает и не предполагает никакой личной ответственности. При нынешней религиозной индифферентности это заблуждение, пожалуй, самое распространенное.
2. “Высшее Существо”, “Высшая Сила”. Это вершина пирамиды, которую выстраивает наш рассудок, размышляя об устройстве мироздания. Холодный, бесстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-либо ждать от него. Такое божество либо вовсе непричастно нашему миру, либо растворено в нем. Все оккультные и псевдомистические учения от гностицизма до теософии, включая современное рерихианство и движение Нью Эйдж, базируются на этом ложном представлении. Да и у многих православных, увлекавшихся до своего обращения оккультизмом, йогой, экстрасенсорикой и т.п., подобные идеи изживаются весьма нескоро.
3. Самый страшный образ – соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашей жизнью, его интересуют наши ошибки. Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это бог-страшилище для “непослушных”, им пугают смельчаков, его боятся новоначальные, да и многие на первый взгляд воцерковленные прихожане, он отпугивает колеблющихся, когда они пытаются приблизиться к православию. А может быть, кто-нибудь встречал и пастырей, исповедующих подобные взгляды? Именно на этом образе свивает гнездо младостарчество, в связи с этим образом нагнетаются апокалиптические настроения, и возникает псевдоправославное сектантство.
4. “Бог из машины” – “deus ex machina”. В древнегреческой трагедии появление бога в финале приводило ее к развязке. Это явление бога происходило с помощью особого механизма. Отсюда пошло выражение “бог из машины”, означающее искусственное разрешение проблем. Это “подпорка”, “скорая помощь” в трудную минуту. Мы призываем его и ищем его помощи только тогда, когда что-нибудь не так. А когда все в порядке, мы забываем о нем. “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится”, “Как тревога — так до Бога”.
5. Близкий к этому образу – бог-гарант. Ритуальными действиями, обетами и приношениями ему можно обеспечить себе его защиту. Он — воздаятель. “Разумные”, “порядочные”, “послушные” могут быть уверены в его наградах. Его имеет в виду и тот, кто недоумевает: “Что же я сделал плохого, что он меня так наказывает? Всегда у меня все было в порядке”. Эти образы (“гарант” и “подпорка”) питают магические представления о духовной жизни.
6. Бог порядка и богатства. По преимуществу, бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных. Он — покровитель сильных мира сего. Тот, кто хочет изменить существующий порядок вещей, попадает в его немилость. Особенно любят прибегать к нему диктаторы, деспоты и тираны. Характерный пример использования таких представлений – современное неохаризматическое движение с их “теологией процветания”. Проникают подобные взгляды и в церковную среду.
7. Бог обрядов, радостных или печальных: свадеб, крестин, похорон, молебнов; бог помпезных, дешевых, пустых и безжизненных речей. Бог как простое украшение жизни. Вспомним так называемых “подсвечников”, едва скрывая зевоту, отстаивающих церковные службы на Пасху и Рождество.
Бог в этих и подобных случаях оказывается скроенным по человеческим меркам. Он мало похож на истинного Бога христиан.
Истинный Бог — Бог любви и жизни — “везде сый и вся исполняяй”. Он на стороне страдающих и жертв, Бог всех без исключения. Он ни к кому не безразличен. Он не ужасный и неприступный некто, живущий вдали от нас. Он не желает нам ни смерти, ни несчастья, ни бед. Он не оставляет нас, в каком бы аду мы ни находились.
Бог никому не мстит и никого не карает с целью погубить. Бог наказывает, т.е. научает, вразумляет заблудшего человека. Чтобы ограничить злую деятельность человека и направить его на путь спасения, Бог может использовать и наказание, если все другие возможности для вразумления уже исчерпаны. Однако, в Своем наказывающем действии Бог являет Свою любовь к человеку, подобно врачу, который вынужден причинить боль ради спасения жизни больного.
И вот, из ложных представлений о Боге рождаются все те ложные мнения, которые, применительно к нашей сегодняшней теме, можно уместить в два слова: магизм и обрядоверие.»
Здесь статья полностью
Отец Александр Пикалев: «В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию — поиск старцев, а если быть точнее — вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т.н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.»
Больше здесь.