Список книг 1-125
Оценки - из 10 баллов
1. Аберкромби. "Первый закон" Три тома. 6/10
Черное фэнтези, понравилось, в общем, жестко, кровь-кишки-распидорасило, я это люблю. Понравился инквизитор, все ж калеки мне чем-то близки, что-то у меня не то с башкой, чую, что сам плохо кончу. И хорошая бабенка, с которой у него сердце успокоится в конце третьей книжки, запойная и симпатичная.
2. Дмитрий Бортников. Свинобург. 8/10
Хотя "Синдром фрица" мне больше понравился - может, потому что то была первая книжка Бортникова.
3. Льюис. Письма Баламута. 8/10
В основном, я его постом читал, сейчас просто несколько последних страниц. Цитаты
4. Кларк. 50 приемов письма. 4/10
Книжка о том, как писать на Пулитцеровскую премию. Читаю и ржу. Примеры шедевров из американских спортивных статей, мне не нравится, еще и перевод кондовый, так что прелести стиля от меня как-то ускользают. Все равно, лучше, чем наши пишут пособия для начинающих писателей. Я это все просто так читаю, на самом деле все такие приемы постигаются интуитивно в процессе работы. Зато я "Повести Белкина" достал и стал с Пушкиным все сверять.
5. Пушкин. Повести Белкина. 10/10
Блаженствую - вот, блин, что нужно читать всегда и стараться писать так же - не получится, потому что у него нет никаких особых приемов, кроме простоты, вкуса и чувства меры. Офигенно.
6. Достоевский. "Зимние заметки о летних впечатлениях" 7/10
7. Виктор Суворов. Змееед. 7/10
Третья книжка про Настю Стрелецкую. Это продолжение "Контроля" и "Выбора". В отзывах люди ругаются: мол, правильно говорят, что Суворов - вражина. Он, гад, в "Выборе" оставил Настю висеть на скале и автоматчик на нее ствол навел, а третью книжку конечно все хватают дрожащими руками смотреть, чем дело кончится, а он зараза, изменник Родины, приквел написал. В общем, куды смотрит ФСБ и доколе этот гад будет над нами насмехаться из-за кордона? (Только не убивайте, в тюрьму его, и пущай пишет с утра до ночи, прикованный к столу и пишмашинке). Это мои любимые атмосферные детективчики. Еще у Суворова мне нравится его крестьянский и бесчеловечный здравый смысл, волчья злоба героев, их уникальные способности, мозги, выносливость, отчаянная храбрость, ну и черный суворовский юмор мне близок, чего уж. Я от его описаний массовых расстрелов под столом валяюсь (и еще любимая книжка у него "Очищение" - про 37 год, давно я ни над чем так не хохотал).
8. Камю. Калигула . 9/10
См.
9. Зазубрин. Щепка. 6/10
См.
10. С.С. Аверинцев. «Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России». Статья. Без оценки.
См.
11. С.Волков. Белая гвардия, путь твой высок. Без оценки
Популяризаторская статья - о социальном составе и целях Белого движения, в опровержение коммунячьим уверениям, что белогвардейцы это были помещики и капиталисты, которые воевали за свои поместья, фабрики и заводы. Я это все и много больше давно знаю из других, более серьезных работ того же Волкова и других. А это так, для тех, кто совсем ничего не знает.
12. Н.Иванова "Запрет на любовь. О дефиците эмоций в современной литературе". Статья небольшая. Не меня одного это достало. Без оценки
13. Акутагава Рюноскэ "Мысли о литературе" 5/10
См. больше
14. Башевис-Зингер. Кровь. Рассказ. 7/10
Мне нравятся его эсхиловско-еврипидовские истории, перенесенные в еврейские городишки. Очень демоническая у него там дама получилась. В общем, пересказана на свой лад "Леди Макбет Мценского уезда", менее человечно, более мифологично.
15. Фаулз. Волхв. 2/10
См.
16. Домбровский. Смерть лорда Байрона, рассказ 5/10
См.
17. Кафка. Афоризмы. Он. Записи 1920 г. 7/10
См. и еще.
18. Надежда Мандельштам. Воспоминания. 6/10
Умная женщина, но, по-моему, кое-где сочиняет. Ну понятно, делать из жизни легенду. Ахматова к этому вообще круче относилась. Типа, в биографии поэта не должно быть темных пятен, поэтому все свидетельства об оных - в мусорный ящик и все отрицать. А Надежда еще создает образ "только своего" Мандельштама, и энергично отпихивает тех, кто мог бы тоже что-то о нем сказать. Георгия Иванова, например.
Вторая ее книга мне больше нравится, хотя там мифов еще больше и еще больше разных внелитературных целей. Ну да ладно. С умным человеком все равно поговорить любопытно. Не особенно было интересно читать, п.ч. такое впечатление, что я это все уже сто раз читал, когда ее цитировали в разных монографиях, комментариях. Как обычно, восхищают примеры быта 20х годов.
19. Несбе. "Леопард". 7/10
Хороший, годный детектив. Особенно впечатляют неожиданные повороты сюжета, так что соскучиться не успеваешь, но при этом все естественно. И язык хороший, простой, но не примитивный. Мне немножко не хватило саспенса и ангста: в книжке, хоть и про жуткие убийства, но не особенно страшно. Для кого-то это, может быть, будет достоинством. Главный герой приятный, но опять же для меня слишком уравновешенный, что ли, хотя для норвежцев - это наверно пылкий, страстный, порочный, страдающий человек, раздираемый противоречиями. Их максимум страстей, но у нас просто темпераменты разные.
20. Михаил Шишкин. "Русская Швейцария" 7/10
Прочел пару глав, которые выложены в Интернет - про Рахманинова и Набокова. А так она только в Швейцарии продается как путеводитель. Идея в том, чтобы рассказать о русских, которые жили в разных местах Швейцарии. Хорошая штука, приятное чтение. Метафизически близка идея находить земляков в чужих странах и смотреть вокруг, зная, что наши здесь уже ходили.
21. Джанет Уинтерсон "Бремя. Миф об Атласе и Геракле". 9/10
Отличный язык. Первый раз встречаю, как человек замечательно пишет о космических и геологических процессах также личностно, как о себе, о людях. Хорошая, умная книжка, даже как будто не женская, слишком уж интеллектуальная - в том смысле, что разум стоит над чувствами, что масштаб не камерный, а космический, геологический, очень ярко впечатление огромной физической силы и тяжести.
22. Несбё. "Нетопырь". 6/10
Первая его книжка, понравилась меньше Леопарда, но тоже ничего. Занятно, я помню, что читал и удивлялся, когда ж Харри Холе будет преступление расследовать, а то шляется по каким-то кабакам, трепется с австралийскими аборигенами, ухаживает за девушкой, и вроде ему совершенно пофиг на работу. Только в самом конце вдруг все завертелось. Но, несмотря на это, читать приятно и не скучно. Наверно, это говорит о том, что книжка неплохо написана.
23. Шленский. Загон предубойного содержания. 9/10
Прекрасная книжка, по сути, это пессимистическая и апокалиптическая лекция против человеческой цивилизации, прочитанная козлом на бойне. Но я вдруг слегка разочаровался в Шленском, потому что увидел, что он, в сущности, похож на Пелевина. Я Пелевина люблю, и Шлёнский хуже от этого не стал, но я думал, он один такой на свете.
24. Глен Кук. "Черный отряд". 6/10
Черное фэнтези, все читали, наверно, один я, как дурак, только сейчас первую книжку прочел. Ничего, понравилось. Хотя оно не такое черное, как я думал, даже сентиментальное.
25. Алексей Ремизов. "Мартын Задека. Сонник". 9/10
Завораживающая книжка, очень мне в тему оказалась.
26. Хилари Мантел. "Чернее черного" 8/10
Просто отлично написана. Я так лениво ее открыл посмотреть, а потом вдруг обнаружил, что зачитался до сотой с чем-то страницы, хотя там вроде бы не было ничего, что могло бы мне понравиться - книжка о какой-то толстой несчастной спиритке и ее тощей злобной помощнице, неторопливая, почти бессюжетная, но хорошая. Все ж для меня в книжке главное стиль, язык, хоть расшибись. В общем, не зря ей Букера дали.
27. Нил Гейман. «Американские боги». Понравилось неожиданно. 8/10
Жанра определить не могу (что-то вроде мистического романа), но Гейман в нем себя естественно чувствует, как рыба в воде. «Потуг» не чувствуется. Приятно удивил его общий уровень культуры, причем он не тычет это читателям в нос, как Фаулз, «немецкий профессоришка», а все это непринужденно, уместно, без дебильной похвальбы и чванства, и не мешает легкости чтения. Герой хороший, жена у него очень трогательная, оба вызывают сочувствие, боги тоже очень человечные. И вся тема существования старых и новых мифов и идолов в нашей жизни тоже интересно решается. К книжкам, где есть нечто мистически-оккультно-еретическое я обычно отношусь с заведомым подозрением и априори не люблю, потому что меня от оккультизма и оккультистов тошнит, но здесь ничего такого читателю не навязывается, просто хорошая история. Перевод, кажется, так себе, я натыкался на какие-то безграмотные куски, но даже не особенно злился, потому что исходный текст и сквозь это пробивается. Все же всегда важнее что, а не как.
28. Чудинова. "Мечеть Парижской Богоматери" 5/10
Увлекательно, я люблю про последний и решительный бой, "сами взорвали Корейца, нами потоплен Вяряг". Впрочем, книжка так себе, я в такое развитие событий не верю - европейцы, на мой взгляд, далеко не няшки. Я думаю, пока многим такое количество иммигрантов выгодно и не доставляет особых неудобств странам в целом, когда они почуют реальную угрозу - они, глазом не моргнув, напалмом выжгут все мусульманские гетто и т.д. - особенно французы, немцы, англичане. Это во-первых. Во вторых, я совсем не согласен с автором насчет того, что арабы тупые, как валенки, мозги жиром заплыли, и все, что есть в мире, придумали одни европейцы. Даже возражать в лом. В общем, пока читал, было интересно, как прочел - думаю теперь "что за фигня"?
29. Сейлор."Римская кровь". 7/10
Начал читать лениво, сперва показалось нудновато, но чем дальше, тем лучше и интереснее. Неожиданный хороший детективный разворот в самом конце. Мрачно, но какой-никакой, а хэппи-энд, справедливость втайне торжествует. Стиля никакого, написано все же кондово, но автор прочувствовал Рим, и это спасает все. В книжке есть нерв, адская атмосфера, создано пространство, можно увидеть улицы, почуять жару. С людьми хуже, интеллектуально вроде бы все точно, но город у него более живой, чем люди. Наверно, автор от людей далек, знать их не хочет и не любит. Сулла хороший, я рад. Не могу понять, чего не хватает автору. Мало эмоций, не умеет их передать, и сам мало чувствует и читателям не передает.
30. Цицерон. Речи в 2х тт. 10/10
31. Цицерон. Письма в 3х тт. 9/10.
Такое зажигательное чтение этот Цицерон. Мне нравится как легкая светская болтовня в его письмах, так и роскошная риторика в речах. Переводы еще хорошие речей, ритмические и эмоциональные эффекты сохраняются. Я прям читаю и воспламеняюсь.
32. Захар Прилепин. Грех. 8/10.
Отличная книга. Последовательная, точная фиксация физического и душевного состояния. Жизнь медленно раскручивается, как клубок. Он умеет описывать состояния счастья так хорошо, что оно даже читателю передается, спасибо ему большое. А потом - столкновение счастья и смерти, или просто констатирует, что скоро все кончится и уже никогда не повторится. И вот что я заметил: насколько старая, старческая сейчас литература в Европе, настолько юная у нас. Как будто там пишут холодные скептичные старики с медленной вязкой кровью, которые разучились чувствовать что-нибудь, а у нас – пылкие юноши, которые словно всё видят и переживают впервые. Может, правда, мне такие писатели попадаются?
33. Дмитрий Волчек. "Современные записки 2011". 8/10
Это такой тоскующий пидор-эмигрант, ненавидящий православие и Россию, но при этом мне очень близок, я не понимаю, почему с ним так или со мной, ХЗ. Вернее, понимаю. Такие, как я, почти все - там, а я один, ни с кем, со своей душой и с Богом. Боже мой, сколько я таких знаю! Это тоже клоны особого рода. Читаю - как про свою возможную судьбу. Зеркало, показывающее вариант моего лица. Только старого. Каким бы я стал лет через двадцать, если б не вывернулся, не остался, если б я смотрел на все из Сен-Дени или Венсенна или Дефанса. Чтение захватывающее, пишет-то он отлично, только ни о чем, вернее, о кино и похоронах, все умирают, ниточки к России лопаются одна за другой, но есть артхаусное кино и выставки нового искусства, этим и живи. Вот здесь - о том, как автор сорвался в Москву из заграницы - прям Ростропович в 91, - ожидал, наверно, участия в некоем великом падении кровавого режима, но не обломилось, так что он назад разочарованный, снова "Прощай, немытая Россия".
34. Сорокин. "День опричника". 8/10
Как ни чувствуется авторская установка, но все же получилась некая идиллия и утопия. Что-то в этом есть обаятельное, в византийской имперскости и деспотии.
35. Андре Жид "Тезей". 4/10
Дочитал только потому что короткая, а то бросил бы. Главный герой - холодный самодовольный французский буржуа, от Тезея нет ничего, от античности тоже. Жид, конечно, умен, но на мой взгляд это такие рациональные, скучные, высокомерные мозги, что у меня скулы от скуки сводит, иззевался до полусмерти. И не выношу искреннюю, трепетную и нежную французскую влюбленность в самих себя. А этим их литература просто пронизана. Хоть Гюго бери, хоть Жюля Ренара, хоть Монтерлана, хоть Лоти, хоть Элюара, хоть Кокто. Я из-за этого совершенно не могу воспринимать их серьезно - ну что за дрочка на самого себя? умиление и сентиментальность, и все лучше чувства отданы высокой и чистой любви к себе и восхищению собой. Тьфу пакость. И смешно. Представляю их таких аккуратно пузатеньких и кривоногих, как одеколоном душатся перед зеркалом и волоски из ноздрей пинцетом выдирают.
36. Кази Шамиев. "Имам Шамиль". 6/10
Представляю, сколько там было кровищи. Автор своего героя выставляет святым и сравнивает с Христом, но тем не менее пишет о нем умиленные истории - вроде как про казненную ханшу и ее убитых детей, и о том, что с Шамилем всегда ездил рядом палач. И о том, как все мечтали от него разбежаться, только все это могло им головы стоить. И еще о том, какие ученые и высококультурные люди были все горцы, что у их лекарей учился Пирогов, у каждого в доме была библиотека, как они учили русских отливать пушки и еще много всего интересного. Хе-хе.
36. "История Древнего мира". Сергей Нефедов. 10/10.
Хорошая книжка, монархист писал, у нас с ним вкусы и взгляды похожи. О христианстве хорошо написано. И к Сашке он с восхищением и уважением. Хорошо пишет, интересно, драматично.
37. Кормак Маккарти "Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на Западе". 9/10
Балл скинул, потому что Бога там нет, а вот дьявол есть и ужасный и отврательный, как и должно быть. В очередной раз заметил, насколько смерть животных кажется ужаснее и бессмысленнее, чем человеческая. Не хочется философствовать по этому поводу. Не я один, многие отмечали. Просто это ведь все наши человеческие разборки, а зверям - во чужом пиру похмелье. Кто-то сравнил его с Хемингуэем. По-моему, и рядом нет. Хемингуэй, как и Ремарк, на мой взгляд, не совсем полноценная литература, болтается на грани между масскультурой и нетленкой, сентиментальность, самореклама, слишком много себя, слишком мало "иного", "au dela". А Маккарти - вполне полноценный, те, кто его сравнивают с Мелвиллом и Фолкнером больше правы.
38. Джеральд Даррелл. "Три билета до Эдвенчер" и "Путь кенгуренка". 8/10
Лучшие у него все же про семью. С детства любимые книжки. Опять сдох со смеху, читая про муравьеда, капибару, бубола. Кенгуренок послабее, Эдвенчер - отлично. Офигенная жизнь у человека и чудесный писатель.
39. Джеральд Даррелл. "Под пологом пьяного леса" и "Сад богов". 9/10
Прелесть.
40. Тихон Шевкунов. "Несвятые святые". 8/10
Много хорошего я об этой книжке уже написал. Критика: не стоило бы вводить в сборник некоторые рассказы ни о чем, явно слабее всего прочего написанные. Ну и еще кое-что меня огорчило, не буду писать, что. Но книжка замечательная.
41. О.Шевченко "Герои. Цари. Боги. (Античный Крым в контексте Евразийской цивилизации)" Из серии "История и философия власти". 6/10
42. Билл Брайсон. Путешествия по Европе. 3/10
Фигня полная. Написано неплохо, только ни о чем совершенно. То, как сабж, набравшись смелости, однажды проскочил в Лувр без очереди - это реально самое крутое приключение в его жизни. Вся книжка состоит из рассказов о том, сколько времени он тратил на то, чтобы найти гостиницу (открытый бар, купить билет на поезд, автобус, поменять чеки) и как уныло он жрал в одиночку не пойми чего, потому что не мог понять, что написано в меню. Всё. Это основное содержание книжки. Больше ничего он в Европе не видел. Пара смешных моментов там есть, только я забыл, где и о чем. В общем, более бездарно и уныло провести время в путешествии сложно. А он еще и опытом делится. :
43. Престон. Чайлд. Кабинет диковин. 6/10
Это триллер, третья книжка про агента ФБР Пендергаста. Он хороший, но я бы на его месте псевдоним взял - невозможно ведь с такой фамилией жить на свете. А он еще весь такой загадочный, полоумный и трагический, южанин и тамошний аристократ (из фармацевтов, у них других нет), книжка с мазохистским уклоном, вечно его кромсают маньяки на части, сумасшедшие гении совершают жуткие преступления, носятся по музеям выращенные ими монстры и все такое. По первым двум книжкам сделали очень поганое кино "Реликт" и "Реликварий", книжки куда лучше (и трупов больше). К сожалению, "Кабинет диковин" более слабый и нудный, но я все равно прочел. Атмосфера там все же есть, псевдонаучность и все такое, что я люблю - чтобы читать и думать, что не просто так фигню про монстров и маньяков читаю, а все ж слегка повышаю интеллектуальный уровень за счет знаний о гипоталамусе и т.п. Тут же речь шла об отделе позвоночника под названием "конский хвост", чем-то он маньяку приглянулся.
44. Нефедов. История средних веков. 8/10
Опять до глубины души поразили китайцы и их размах в разного рода гекатомбах. Типа одних похороненых заживо и одноразово 300 тысяч. Как-то так. Гражданская война, где погибает 2\3 населения Китая. Ужасно. Правда, не совсем ясно, это все население или взрослое, или мужское. С другой стороны, из 4 миллионов донских казаков в 1914 (мужчин и женщин, стариков и младенцев, всех) к 1922 осталось 1 миллион 800 тысяч, насколько я помню. Нам тоже есть что продемонстрировать Китаю.
45. Чехов. Записные книжки. ПСС т. 17. - Больше всего люблю дневники и записные книжки читать. Я ждал, что у него больше, но он наверно очень трудолюбивый, все в рассказы вставлял, просто так мало что оставалось. - 8/10
46. Буровский. Бремя белых. Необыкновенный расизм. – Живенько так, но фигня. Тема интересная и много интересных фактов. Все это было бы хорошо, если б автор не завирался на каждом шагу. Он все путает, забывает, врет напрямую. Пушкин у него «Блажен, кто посетил сей мир» написал. И все остальное также? - 3/10
47. Жуховицкий. Как стать писателем за 10 часов. - Статья ни о чем. - 3/10
48. Горбунов. Сцены из народного быта. - 7/10
Это друг Островского (драматурга), первая редакция «Москвитянина» и все такое. Раньше считался офигенно смешным, сейчас мне как-то особо не смеялось, но язык великолепный.
49. Глен Кук. Тени сгущаются. Черный отряд – 2. - 6/10.
Нормально, интересно, мне не хватает чернухи, хотя оно как бы заявлено изначально, и постоянно говорится, какие они подонки и отребье и как ужасен мир, но это все фэнтези, герои сентиментальны и мучаются вопросами морали. В общем, мне не хватает реализма, психологии и художественной выразительности. Фэнтези все-таки ущербный жанр.
50. Лосев. Диалектика мифа. - 10/10
Офигенная книжка, только совсем не то, что я ждал. Я думал, что это об античности, но на самом деле она написана где-то в 1927-29 гг, как ответ на наезды совдеповских марксистов на церковь. Книжка злая, умная, антисоветская, антиматериалистическая, вызывающая, блестящая, издевательская, бесстрашная. Сразу после ее выхода его и посадили. Я так понимаю, что он понимал, чем кончится, но писал вопреки всему.
51. Аристофан. Лягушки. Облака. Мир. Всадники. Лисистрата. – 9/10.
Очень люблю его. Я раньше больше трагиков читал, но теперь на комедии перескочил, Герода там, Менандра, все такое. Нигде больше так не чувствуется то время. Живая жизнь, уличная речь, я в восторге. Время порой просто захлестывает, крыша слетает.
52. Давенпорт. Пиррон из Элиды. – 7/10
Маленький рассказ. Дурацкий перевод, переводчик даже не пытался понять, кто все эти люди, бабы или мужики, не понимал смысла предложений, тяп-ляп, сами разбирайтесь. Это по сути пересказанный Диоген Лаэртский, к части о Пирроне прилеплено еще кой чего от других, куча анахронизмов, автор тоже путал, а переводчик усугублял. В начале сильно под Борхеса, но как раз то стилизовано, что мне у Борхеса нравится. И чем-то меня зацепило. Во-первых, Пиррона люблю, через него чувствую Александра, его время. Во-вторых, две последние страницы прелестные – путаница, многоголосье, жизнь. Надо что-нибудь еще его почитать.
53. Роберт Маккамон. Голос ночной птицы. Мэтью Корбет – 1. - 7/10.
Понравилось. Я Маккамона с детства люблю - Кусака, Они жаждут, Участь Эшеров, про индейского мальчишку и про волка-оборотня (незаконный сын Распутина, русский герой на службе Интелиджен Сервис). Он простенький, но у него милые герои, в отличие от Кинга и тех, кто вроде бы считается получше, он хорошо к людям относится, добрый. И сюжеты были прекрасные, книжки захватывающие, и концы мне нравились. Потом у него случился кризис и несколько книжек так себе, но эта – опять интересно. То ли он подучился слегка, то ли образованного негра себе нашел. Это вроде исторического мистического детектива, время – 1699, Америка тех времен, и основной упор как раз на воссоздание примет времени – как сложно и порой смертельно опасно пройти от одной деревни до другой, как страшна болезнь и мучительно лечение, что камзол носили всю жизнь и передавали внукам, как трудно писать пером, вонь, грязь, крысы, все такое. Все это нарочито, но интересно. К сожалению, в живости изложения он потерял, но все равно милая книжка получилась. Дальше буду читать.
54. Джеффри Триз. Фиалковый венец. - 5/10.
Милая детская книжка про Афины, Сократа и заговор спартиатов, несовременная, по впечатлению – начало 20 века, целомудренно, без затей, подмененные детишки, но толково, без исторических ляпов - похуже Воронковой, но все равно приятно. Кажется, мне Санга о ней сказала, спасибо большое.
55. Цветков. Ценарт. Рассказ. Нормально, но мне как бы ни к чему не пришлось. – 5/10.
56. Бора Чосич. Роль моей семьи в мировой революции. - 8/10
Здорово, смешно, ярко, Балканы. Сразу Кустурица на ум приходит. Вот в таком стиле. Хорошая книжка.
57. Нунуев. «Чеченцы». 5/10
58. Казиев. «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа». 6/10
Читаю про Кавказ, потому что про Балканы ничего нет, пытаюсь угадывать, что для горцев может быть общее везде. Горские обычаи нужны, родовой строй и кровная месть.
59. Гай Давенпорт. Подвиги Ната Пинкертона изо дня в день. Листья бронзовые и багряные. 2 рассказа. – 7/10.
Легкость, изящество. Скользящий вокруг, ироничный и ласкающий взгляд. Конспективная легкость перечислений, в которых открывается жизнь, как у Борхеса.
60. Дмитрий Быков. Борис Пастернак. ЖЗЛ. 7/10.
Ничего, нормальная книжка. Я ждал чего-то более спорного, субъективного, был заранее настроен возражать, а оказалось – нормально. Толковая, добросовестная, ну и пристрастная, конечно, биография с большой симпатией к герою. Хороший русский язык.
61. Варгас. Человек, рисующий синие круги. Детектив. 6/10.
Не очень детективный. Комиссар полиции – симпатяга. Еще несколько 50-летних красавиц. У шведов – убийцам по 80 лет, а у французов – фам фаталь на шестом десятке. Французам сейчас нравится притворяться чудаками, это еще с Амели началось. И тут все странные, сумбурные, взбалмошные, - и не вспомнишь, как они раньше гордились своим картезианским ясным умом и здравым смыслом.
62. Арсеньева. Лисички-сестрички. О Лиле Брик и Эльзе Триоле. – 2/10.
От одного названия блевать хочется. Фигня. Но меня эти бабенки интересуют, не люблю их очень, потому и прочел.
63. Гранже. Miserere. Триллер. – 7/10.
Ничего такой. Нацисты неправдоподобные, да наплевать. Главные герои мне нравятся и некий суицидально-мазохистский привкус.
64. Ильясов. Тропа гнева. – 8/10.
Исторический роман о том, как скифы от Дария сына Гистаспа отбились. Романтическая, детская книжка. Нравится он мне. Чувствует слово, понимает, что пишет и видит. Герои не примитивные, везде он наивно и старательно показывает развитие характера, что хорошо. Сюжеты, конечно, по-советски предопределенные, что хорошо, что плохо – известно заранее, но все равно в этом жанре он один из моих любимцев.
65. Гастон Башляр. Психоанализ огня. 8/10.
Наконец-то дочитал. Я это не как философию читаю, а как вдохновляющую прозу. Отлично написано. А на психоанализ и алхимию мне наплевать.
66. Ксенофонт. О коннице. 6/10
Прелесть. Представляю, как македонцы ухахатывались, когда его читали. Афиняне все ж с конями не дружили.
67. Батрахомиомахия (Война мышей и лягушек). – 9/10
Приписывают Гомеру, но что-то я с трудом воспринимаю, что человек может сам на себя такую конкретную пародию навалять. Тем более, что у Гомера в Илиаде тоже юмора полно, умеет над собой посмеяться. Офигенно смешно.
68. Ницше. Дионисовы дифирамбы. – 9/10.
Это стихи. Потом кусками вошло в «Заратустру». Я в восторге, только немцы все ж слишком пафосные и высокопарные. А если это убрать - останется шедевр.
69. Мирча Элиаде. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. – 8/10.
Толковая, хорошая, годная для меня книжка (для моей книжки). Да и в жизни я тут решил немножко поэкспериментировать с сознанием, постами, новым рождением и т.д.
70. Майкл Крайтон. Конго. - 8/10.
Обожаю такие книжки. Хочу побольше про каннибалов, людей-леопардов и затерянные в джунглях города. Только чтобы хоть немного научно и очень страшно.
71. Фазиль Искандер. Из записных книжек. 6/10
72. Добычин. В городе Н. 9/10.
Для меня он - открытие. Я решил его почитать, когда где-то прочел, что он вместе с Платоновым и Гайдаром был лучшим русским стилистом 20 века. Два первых имени у меня сомнений не вызывали, так что и за него я принялся - и не разочарован. Совершенно ни на что не похоже и чудесно. Стиль чист и ясен, но подражать невозможно. Тайна, как в Пушкине - «непонятно, почему это так хорошо». Пока только роман этот прочел, следующая книжка уже постреволюционная по содержанию как-то хуже пошла, но потом все равно прочту.
73. Юхан Теорин. Мертвая зыбь. Триллер. 7/10.
Опять, опять старческая европейская литература, тут герой-следователь - старик из богадельни старше 80 лет, который еще и ходит с трудом. А за девочку, которая ищет себя, - его дочь лет 45. Беда, что с ними происходит. Меня тенденция печалит, но книжка хорошая, написана крепко, такой шведский современный роман с детективным сюжетом, а не чистое развлекалово. Малость занудно.
74. Зелинский. Древнегреческая религия. 5/10.
подробнее
75. Бэккет. Воображение мертво, вообрази. 8/10.
Чудесный рассказ. Про мир между жаркой белизной и черной как смоль точкой замерзание и неподвижные тела людей - их глаза иногда распахиваются и всматриваются, не мигая, в глубины. И патетическое завершение: Оставь их там, потеющих и оледеневших…
Прекрасно. Я вообще абсурдистов люблю - Беккета, Ионеско, Стоппарада, наших обэриутов. Я еще по Хармсу замечал, насколько абсурд получается реальным, как этот мир чувствуется ярко, во всех деталях, всеми органами чувств. Как будто пелена с глаз спадает, если отбросить всякое привычное жизнеподобие.
76. Ксенофонт. Гиппарх. - 6/10.
Все-таки у греков конница - большей частью декоративный элемент, и еще для того, чтобы удрать от противника (Ксенофонт об этом больше всего заботится). Торжественные процессии и выпендрёж.
77. Жоржи Амаду. Капитаны песка. - 3/10.
Ах, как я лопухнулся. С какого-то хрена я думал, что Амаду в одном ряду с Кортасаром, Борхесом, Маркесом, Карпентьером. Я латиноамериканскую литературу очень люблю, и все чувствовал себя виноватым, что до Амаду так и не добрался. И вот добрался, блин.
Наивно, сентиментально и лживо. Дешевый совок, что-то вроде «Чипполино». Бедные бродяжки и малолетние преступники все такие хорошие, один там 60 человек убил с разными мучениями - но это жизнь виновата, а он славный паренек, и если бы пошел в революцию вместе с рабочим классом, то был бы ого-го какой герой! Все богатые монстры, все полицейские заслуживают мучительной смерти, а малолетние преступники - сущие ангелы, если их приласкать. Написано живенько, что-то вроде «Белого пуделя», только похуже.
78. Кэмерон. «Путь художника». - 2/10.
ругаю
79. Валентин Иванов. Русь изначальная. Исторический роман, про объединение славянских племен и Византиию 4 века. - 7/10.
подробнее
80. Бестужев-Марлинский. Аммалат-бек. 7/10.
Как-то я хаотически расставляю оценки. На самом деле, я ими отмечаю, насколько мне эта книжка пригодилась, а не то что бы приговор выношу, типа - это шедевр, а это дрянь. Нет, это не книжкам оценки, а ориентиры моего вкуса и потребностей.
Это - изящная романтическая штучка. Романтизм - все-таки дрянь. Какая бы из этого могла получится реалистическая повесть - офигеть, вроде «Хаджи-Мурата». Там сюжет на реальной основе, включая разрытую могилу с отрезанной у трупа рукой и головой. А получился пустячок. Пушкин всех этих ребят на тыщу лет обогнал.
Написано же здорово (это сам жанр порочен). Штампы и общие места в старых книжках уже перестают такими быть и снова смотрятся очень свежо. Описания быта, природы и всякие этнографические детали - прелесть, очень мне пригодились. Ради того и читал. И еще что-нибудь его потом почитаю.
81. Менандр. Брюзга. 7/10
Куда слабее Аристофана. Тот гигант и темы крупные и современные, а этот – миленько и о пустяках, но пишет хорошо. Ужос! Как жалко старикашку, он мне как брат-социопат, а над ним насмехаются!
82. Эсхил. Персы. 9/10
А вот это восхитительно! И перевод нормальный, а то меня Иннокентий Анненский своими декадентскими вольностями в Еврипиде всегда смущает. Конец смешной, на мой взгляд, Эсхил придумал, чтобы афиняне потом, расходясь по домам, повторяли и ржали над персидским горем, и еще сильнее чувствовали себя победителями.
83. Пикуль. Баязет. 7/10
Понравилось. В школе, когда я был снобом и эстетом и только классику читал, я считал, что такие книжки и в руки-то брать противно. Попробовал как-то открыть книжку Пикуля про Распутина и чуть не стошнило. Но потом кино «Моонзунд» чем-то зацепило, потом пару серий из «Баязета» посмотрел – и тоже как-то неожиданно въехал. Вот и книжка понравилась – военная, казаки хорошие, Карабанов плохой, но живой и обаятельный, я даже не ожидал. Бабенка только совсем никуда, как будто Пикуль женщин видел только как кенгуру в зоопарке.
84. Иванов Р.Н. Оборона Баязета: правда и ложь. 5/10.
как там на самом деле было на мой взгляд
85. Гийота. Могила для пятисот тысяч солдат. 8/10
Наконец-то дочитал! Кошмарная, кошмарная книжка. Пятьсот тысяч зверских изнасилований, убийств и т.д. Похоже на конспект 120 дней Содома – только все это растянуто на 900 страниц. Я чуть не сдох еще на 50й, тошнило и голова болела, потом как-то притерпелся, и совсем уж ближе к концу начал видеть в этом некий смысл. Отвращение к войне эта книжка любому привьет. Постмодернистский жуткий мрак. Считается сильнейшим французским романом современности. Может и так. Хотя бы масштаб есть. И страсть. Но ужас. Читать никому не советую – замучаетесь.
86. Рульфо. Равнина в огне. Сборник рассказов 10/10
Великолепно! Я просто в лютом восторге и слов не нахожу. Блистательный писатель, и если б не С.Т. я бы о нем ничего и не услышал! Спасибо огромное! Маркес сказал о его романе (нарочно не читаю, откладываю на особый случай), что это лучшая книга, написанная на испанском языке, и сейчас мне кажется, что это и не преувеличение. Я так понимаю, что Рульфо поколением старше Маркеса - но ни на игольное ушко не старомоден, а прекрасен, и крупнее всех следующих, как Гомер.
87. Лосев. Дополнения к «Диалектике мифа». 3/10
Ну это уже чистый русский фашизм. Каким он экстремюгой был! Мне это не интересно, но темперамент оценить могу.
88. Туве Янссон. Повести и рассказы. 7/10
Больше всего понравилась «Летняя книга» и трактат девочки о червяках, разрезанных надвое. Напомнило про зиму в Мумми-доле, крошку Мю и все, что я люблю у нее.
89. Цветков. Карл ХП. 8/10
Какие же дебилоиды все эти «северные Александры» по сравнению с Александром! И все хотят непременно его в чем-то обойти: мол, хочу быть как он и даже лучше и потому не буду пить, курить и баб трахать. Вот это последнее у них только и получается.
Зато нашел себе еще одного любимца - замечательный человек был Келин, командир Полтавского гарнизона. И еще - мне вдруг Мазепу жалко стало, влип старикан как кур в ощип, а ведь какой был ловкий да осторожный и как ничего такого не хотел! И особенно интересна в нем то, что он всю жизнь всех очаровывал - и женщин смолоду до старости, и Петра в два счета (хотя был человеком Софьи).
В Полтаве мне нравятся результаты войны - ни один из тех, кто пришел из Саксонии в Россию с Карлом (50 тыс.) не избег смерти или плена. Последних триста человек в Турции уже в плен попали. И ведь всегда так, а все лезут к нам, гады!
90. Карлос Фуэнтес. Старый гринго. 7/10
Мне, может, и понравилось бы, если бы я до этого Рульфо не прочел и не был нацелен именно на Мексиканскую революцию. Эта книжка про Амброиза Бирса, был такой американский писатель, который в старости уехал воевать в Мексику и исчез бесследно, причем, похоже, что так и задумывал, считается, что он туда нарочно ехал, чтобы его убили. Ну и книжка вроде бы на эту тему.
Дико бесит меня американка в главных героинях. Я все голову ломал: то ли Фуэнтес ни хрена не понимает мексиканцев и гринго ему куда ближе, то ли он все понимает, но решил всех повстанцев романтизировать и украсить по своему вкусу, и поэтому у него революционный генерал ведет себя рыцарем с белой мисс и влюбляется в нее, а сама белая мисс, взятая в плен восставшим народом, заставляет мужчин восстанавливать сожженную ими усадьбу, а баб мыть там полы. Гы-ы-ы! Думаю, они бы в ответ на такое требование не полы бы мыть пошли, а поимели ее рукояткой от вил. Вот это было бы правдиво.
Сначала я сильно злился, но потом понял, что зря - потому что книжка совсем не о революции, революция тут только условный фон для некоей истории трех на троих: мексиканец, американка и старик туда включен как свидетель, любовь, поиск бросивших отцов, и все такое. И написано это все даже хорошо, только мне совершенно ни к чему, я уже на другое настроился и разочаровался.
91. Мэри Стюарт. Трилогия о Мерлине. «Полые холмы. Хрустальный грот и что-то там еще. 7/10
Я ее спутал с Мэри Рено, и только сейчас понял, что это не она. Очень похоже по стилю и жанру: историко-романтические романы. В общем, это как лучшие образцы фэнтези, читается легко и с удовольствием, но для меня - потерянное время, я не для такого удовольствия книжки читаю. Но в этом жанре это, наверно, одна из самых лучших книг. Подчеркнуто дамская утонченность и очарование персонажей - они и правда очень хорошие, только невозможно поверить, что кто-то в действительности мог таким быть. И фэнтезийный, условный, бесплотный мир. Облака, облака! Не люблю этого. Очень боюсь этого у себя, а чую - что сползаю в ту же яму. Из-за этого все мои вспышки ненависти к книжкам такого рода.
92. Элиаде. Опыты мистического света. 5/10
Я потому читал это, что еще давно-давно для меня одной из самых волнующих тайн стал Фаворский свет, и интересно все про исихастов и то, что писал Григорий Палама.
Но Элиаде не различает истинные и ложные опыты, ему важно само явление света, а от Бога оно или от дьявола, ему по фиг. Он даже не упоминает, что это может быть прелестью и искушением, а это очень важно. Мнжоество людей вводит себя в экстаз и беседует с разными там светоносными сущностями на радость психиатрам и аццкому сотоне.
93. Чоран. «Признания и проклятия». 3/10
Отдельно про него напишу всякие гадости. Рассердил он меня.
94. Маккамон. Мэтью Корбет - 2. Королева Бедлама. 6/10
Исторический детектив-триллер. Нью-Йорк 1702 года, когда в нем была пара тысяч жителей. Не очень-то я люблю такое, исконно американское, но герой приятный, детективная часть так себе, а историческая - интересна.
95. Лосев. Платон. Аристотель. 8/10
Немного детская книжка. Хорошая. Почему я ее не очень заценил? Потому что Лосева интересует скорее образ идеального философа, ему Аристотель для этого нужен, на то что там было в реальности он величественно плюет - п.ч. все равно ничего не узнаешь точно и не докажешь, а то, что ему самому нужно, он от образа Аристотеля себе берет. Ну а мне нужно другое и я Аристотеля не люблю совсем. Несовпадение у меня интересов с Лосевым в данном случае. Но кучу интересных идей я из этой книжки себе нарыл, спасибо.
96. Эсхил. Прометей прикованный. 8/10
Эсхил вообще крутой, я даже не ожидал. Почему-то мне казалось, что Еврипид должен быть лучше, но ничего подобного. Архаика мне ближе, гомеровский размах. Героичность.
97. Марио Варгас Льоса. Литума в Андах. 7/10.
Хорошая книжка, но я опять ждал чего-то совсем другого и большего. Раздражает облегченность - все же он явно писал что-то вроде детектива, вроде книжек Сименона про Мегрэ. Но Льоса лучше, чем Сименон, стопудов. Ариадна с Дионисом понравились, а история влюбленного полицейского, по-моему, лишняя, ни к чему там. Мне бы хотелось пострашнее, и там все для этого заложено, чтобы был мороз по коже, но как-то не сложилось. Может, настроение у меня в этот момент слишком было уравновешенное - в общем, не пробрало. Жалею, потому что и революционеры Тупака Амару и человеческие жертвоприношения - это все могло бы быть очень круто.
98. Дженет Уинтерсон. Страсть. 10/10.
Тут я решил не рисковать, а взять автора, которого я знаю, и прочесть что-нибудь совсем хорошее, целиком хорошее, чтобы не разочароваться. И тут 100% попал. Великолепная проза! Похожа на Киньяра, а он для меня эталон. Все лучшее, что есть в Европе - строгая мера, безупречный вкус, ясность и высокий интеллект. Уинтерсон все же больше во французском стиле, по-моему. Англичане сейчас мутно пишут. Кажется, она напутала в эпизоде с причастием - католики ведь не причащаются вином, только облатками. Ну да ладно. Книга все же прекрасная и про любовь - чего еще желать? И женщина там офигенная - я влюбился, такая обаятельная, венецианка.
99. Маккаммон. Мэтью Корбет - 3. Мистер Слоттер. 8/10.
Ух, самая страшная из всех. Понравилось.
100. Маринович. Греческое наемничество. 9/10
Хорошая, годная книжка. Куда лучше Поля Фора про повседневную жизнь армии Александра.
101. Л. Толстой. Набег. Рубка леса. Записки маркера. Два гусара. Метель, и т.д. 9/10
Прелесть! Люблю молодого Толстого, по нему очень хорошо видно, что никакого прогресса в литературе нет. Он так щеголяет своей наблюдательностью, а еще умиляет свежее морализаторство - очень наивное и милое. И все он видит так ясно, описывает с таким упоением, будто все это случается в первый раз - таинственное явление рассвета или как поворачивает голову сидящий у костра.
102. Феликс Максимов. Тодор из табора Борко. 7/10
Хорошо, щедро. Обычно такой лесковский стиль и писатели и читатели выдерживают с трудом. Писатели вываливают все свои красоты в начале, а потом уже тужатся и истощаются. А читатели утомляются словесной игрой, все эти красоты в результате выглядят ужасно однообразными. Тут тоже, пожалуй, кое-какие словечки ухо режут, кажутся нарочитыми и натянутыми, текст то перенасыщенный, то жидковатый, но в целом - здорово это все преодолевается. У автора богатая фантазия, неожиданный ум - внезапно выворачивает вдруг в такие закоулки, что диву даешься - роскошно. Понравилось, хотя я в принципе всякие сказки, притчи и легенды беллетризированные не люблю.
103. Плавт. Хвастливый воин. 6/10.
Аристофан намного лучше.
104. Берроуз. Дикие мальчики.
Утопия про наркотический и педерастический рай - мальчики научились размножаться без помощи женщин, и убивают всех, кто к ним суется из государства, и скоро захватывают власть на земле, а потом только курят и трахаются. 60-е годы очень сильно чувствуются, и вообще - малость старомодно.
105. Берберова. Курсив мой. 1 часть. 8/10
Я больше люблю злые мемуры, чем добрые маразматические - как у Анастасии Цветаевой и Одоевцевой (первая ни фига не помнит, вторая слишком много, предсказуемо и бесталанно врет).
Берберова по впечатлению - большевичка, не судьба, но она их типа: практичность, жестокость, целесообразность, устремленность в будущее. Гумилева зря в этом обвиняли, что он с большевиками сошелся бы - нет, одной нацеленности на успех и желания управлять людьми тут недостаточно. В нем была еще иллюзия героизма, ни от чего в прошлом он отказываться не собирался - а вот Берберова отказывалась от всего с упоением: и от матери, и от рода и класса, и от страны. Не сложилось у нее с большевиками. Но умная баба и читать интересно.
106. Кристофер Марло. Парижская резня. 7/10.
Очень интересно, потому что все про моих ребят. Даже Можирон есть (Марло его попутал с Сен-Мегреном, любовником Гизовой женки). Генрих мой сперва злодей, потом прозревший протестант внезапно. Чудно, но я гугов никогда не любил, всегда был внутри за католиков, а резня - так все резались, не поймешь, кто больше нарезал. И еще - если бы я свою книжку сейчас писал, я бы про Гизов писал намного больше. Я сейчас больше люблю про врагов и гадов писать, чем тогда.
107. Парфенов. Кристофер Марло. 4/10.
В советских книжках всегда так много унылого марксистского шлака, что прям беда. Про Марло я читаю, потому что он у меня уже давно ассоциируется с Гефестионом: художественная и преступная натура, педераст и мастер шпионажа, государственный человек и анархистский саморазрушительный раздолбай. Геша, конечно, краше, но что-то я там общее чувствую. У Марло еще и нищета, и вот этого в Гефестионе мне резко не хватает.
108. Владимир Пронин. Катулл. ЖЗЛ 4/10
Какую ненаучную фигню стали в ЖЗЛ пихать. Это обычный романец, уровень Аркады, автор Рима не знает, знатные патрицианки на официальном приеме валяются в обнимку с беспутной молодежью и лезут голышом в бассейн. Еще необъяснимая странность - на хрен писать про поэта, если его стихов не любишь? А автор их явно не любит, цитирует неохотно. Сам пишет так, как советские бездарные романисты от лица Пушкина писали. Прямая речь Катулла - такая суконка и портянка, что аж смешно. Клодия вся такая блондинка, (и Клодий мой красавец, но чего-то мало совсем про него). Хотел бросить после десятка страниц, но зачитался, потому что меня все равно прет от Катулла, как про него не пиши, он, как и Сашка, через самый бездарный текст пробьется. А потом там что-то и в книжке в конце появилось - не пойму, что, но стало значительно лучше.
109. Альбер Камю. Записные книжки. 9/10.
Очень понравилось. Всегда его любил. Так странно, он большей частью пишет об имморалистах - Посторонний, Калигула, - но при этом в нем самом нравственный стержень очень чувствуется, в нем-то он есть, в отличие от Сартра, который в жизни все врет и фальшивит и гоняется за модой и дешевым успехом у молодежи, лишь бы не устареть. Камю честен. Потому он и коммуняк раскусил, не побоявшись, что друзья-леваки и прогрессивная общественность его осудят.
Его атеизм не раздражает, да он от него и открещивается. Он тут же, на том же поле Христа - просто свою тропинку ищет и куда-то не туда забрел, но упорно не хочет идти туда, куда его зовут. Но лицом обращен ко Христу. У него очень христианское отношение к миру. Не понимаю, какое событие так фатально закрыло ему путь ко Христу. И еще - он живет русской лтитературой и во многом - мыслями о России. Наверно, ему католичество не подходило, вот бы и встретиться с православием, но не сложилось. Хотя, может и встретился. Это их с Богом дела, мы не узнаем. Его восхищение Паскалем, благодарность и радость от красоты мира, страсть к правде, чистоте, способность к самоотречению, скромность, ттребовательность к себе, чувство долга - все очень христианское, все вразрез с Европой его времени. Особенно контраст с самодовольством, тщеславием и лживостью Сартра.
110. Милорад Павич. Вечность и еще один день. 8,10
Прелесть. Люблю его. Вроде бы он повторяется, вьется вокруг одного места, как ворон - но мне не надоедает, неизменно он меня очаровывает, всегда попадаются такие чудесные фразы. образы, мысли, что я прямо зависаю от радости.
111. Мурашкинцева. Верлен и Рембо. 7/10
Толково, объективно, без сенсационности, кажется, что все так и было. Приводит все свидетельства - не только достоверные, это хорошо, интересно. Разумно, но скучновато.
112. В. Швейцер. Марина Цветаева. 8/10
Хорошая книжжка. Осмысление, версии - не повторяет бездумно за Анастасией про разные там детские идиллии. Ее воспоминания автор вообще мало использует - я их не выношу. «Любите Марину? Я вместо нее. Мы почти близнецы, только я добрее, красивее, да и талантлива не менее, просто не повезло с рекламой». Книжка без восторженных соплей, но с уважением, внимательным рассмотрением, честная - автор не выстраивает версий там, где у него совсем нет фактов. У Саакянц (тоже отличная книжка) более подробная биография, но и более дамская, с избыточным умилением - больше как о женщине. Здесь - без дамской специфики. Понравилось, что в 17 лет Марина не только курила, но и квасила рябиновую настойку , а бутылки вышвыривала из окна. Нет, книжка совсем в другом стиле, это я деталь залихватскую выхватил, понравился быт профессорских дочек, дореволюционных гимназисток.
113. Гойтисоло. Макбара. Отрывки из романа. 5/10
Автор без претензий - скудный язык. стиль, образы, не за что глазу зацепиться. Ученическое следование Оруэллу, Хаксли, Замятину - все простенько, без претензий на оригинальность. Отрывки - сюжет на цельность не претендует. В общем, второй сорт неплохой литературы. Но и ничего раздражающего, вульгарного, дебильного тоже нет. Добротная книжка.
114. Горчев. План спасения. 9/10
Какая прелесть! Понравилось очень, что-то митьковское по духу, но лучше. Очень все близко, читал и умилялся. Смешно и мило.
115. Глен Кук. Черный отряд - 3. 5/10
На мой вкус, это черное фэнтези недостаточно черное, и черный отряд тоже - сентиментальное дурачье. Мир мрачный, это да, жертв даже слишком много, не понимаю, где они людей берут для сражений. Бабы наверно рожают по-стахановски. Характеров нет, очень жаль, могло бы неплохо получиться. Что-то все же в книжке есть неуловимое, из-за чего продолжаю эту серию читать, да нет, фигня, но большинство других книжек такого рода еще на порядок хуже, а тут хоть атмосфера.
116. Генри Миллер. Моя жизнь и моя эпоха. 6/10
Ничего, я Миллера люблю, но эти воспоминания мне показались излишне самодовольными и умиротворенными. И что-то в интонации мне не понравилось, и написано слишком просто, привкус назидания - в общем, так себе.
117. Берберова. Курсив мой. Часть 2. 8/10.
Хорошая книжка. Она совершенно чуждый мне человек (в ней от Востока и Запада как раз то, что мне не нравится.), но умна и есть чему поучиться (любви к жизни). Берберова по впечатлению - большевичка, не судьба, но она их них: практичность, жестокость, целесообразность, устремленность в будущее. Гумилева зря в этом обвиняли, что он с большевиками сошелся бы - нет, одной нацеленности на успех и желания управлять людьми тут недостаточно. В нем была еще иллюзия героизма, ни от чего в прошлом он отказываться не собирался - а вот Берберова отказывалась от всего с упоением: и от матери, и от рода и класса, и от страны. Не сложилось у нее с большевиками.
118. Чехов. ПСС т. 20, Письма т. 2. (январь 1887 - сент 1888)
Здоровенные и очень интересный том за один-два года. Сколько писем тогда писали! Вместо утренних страниц Кэмерон - гы-ы-ы. Постоянная практика в письме и стиле. Вполне сопоставимо, наверно, с тем, сколько сейчас в Интернете времени проводят. И не халтура, видно, что над письмами Чехов всерьез работает.
Я замечал, что Чехова многие считают мягким, добродушным, дохленьким, слабым - такой классический интеллигент из анекдота с бородкой и пенсне, кот Леопольд, «возьмемся за руки, друзья» и все такое. На самом деле он был здоровяк под два метра, статный, румяный добрый молодец, дамы дохли и он в них толк знал. Бородка не мешала, тогда все их носили, Скобелева с его раздвоенным кошмаром и бакенбардами считали точь-в-точь Антиноем и Аполлоном, одно лицо. По характеру же Чехов - очень твердый, требовательный к людям, холодный, умный, дистанцию держит со всеми, шутками смягчает бескомпромиссность во всем. Ни о какой мягкости и речи нет - он очень определенный и резкий. Мало кого любит. Друзей нет, ему семьи хватает, вот разве что с Сувориным сошлись. Суворин - тоже блестящий мужик, еще тем хорош, что богат, независим и плюет на общественность. Как же его ненавидели за это, что не боится их и власти их не признает! А Чехов вынужден ладить, всякие там Михайловские и Короленки его жизни учат, как и о чем писать. От Суворина пытались его оторвать, но так и не вышло.
Критический холодный ум. Мне он в письмах не меньше, чем в рассказах нравится - даже лучше, потому что ттенденциоозности либеральной меньше, в прозе он иногда всеж поддавался на давление прогрессивной общественности. Пишет из-за денег. Людей не любит. Очень порядочный и благородный - образец человека во многом. Полон достоинства. «Не тронь меня».
119. Паскаль Киньяр. Лестницы Шамбора. 10/10.
Наслаждаюсь каждой строчкой. Киньяр для меня идеал современноко прозаика - строгость, ум, безупречный вкус, простота, изысканность, поразительное своеобразие и неповторимость (и тем и стиля), ни на кого не похож, истинная образованность, которая органична и не лезет в глаза. (Я совсем по-другому пишу, так что тут я восхищаюсь совсем бескорыстно, а не по-эпигонски.)
120. Стендаль. Рим, Неаполь и Флоренция. 6/10
На самом деле больше всего написано о Милане. Первая половина очень нравилась, читал с наслаждением, потом что-то завял. Язык и все, что он пишет о человеческой натуре - очень мне нравится, а вот его вкусы в истории, политике и искусстве, философсктие и общественные взгляды мне совершенно не близки. Фу, гадость! Цивилизатор, нах. Тут-то и вылезает французское самодовольство. Революционные и наполеоновские убийства для него величественны и благодетельны, а любое вооруженное сопротивление - это зверство и дикость. Канова для него выше Микеланджело (мол, только Моисей у МА кое-как дотягивает), и меня шокировало еще, что о Дуомо он написал всего пару слов, никакого впечатления, видимо, на него не произвел. А вот площадью Синьории восхитился многостранично.
121. Ондатже. В шкуре льва. 5/10
Написано неплохо, но впечатление вторичности, подражание, причем, толком не осмысленное, как будто он не очень понимает, что пишет. Хотя талант вроде бы чувствуется. Но потом неожиданно такой кондовый соцреализм появился - про борьбу эмигрантов за свои права и героических членов профсоюза. Ни хрена он о них не знает, меня это взбесило, фальшивка дешевая, соцзаказ.
122. Больдт. Лошадь в выездке. 5/10
Первая половина мне пригодится. Вторая тоже наверно хороша, но мне ни к чему, там уже разные специфические профессиональные штуки про подготовку лошадей к конкуру. Хочу побольше таких книжек на разные темы, мне они нужны.
123. Цветаева. Тетрадь 1. 7/10
Цветаева трогает и возмущает неизменно. Бедная дуреха! Но сколько таких вокруг. При всей ее уникальности как поэта - как же распространен такой характер, сколько бабенок швырнут тебе чашкой в голову. если вдруг отзовешься непочтительно об их кумире. То, что она дуреха, я всегда чувствовал, но теперь почувствовал еще, что она реально умна. И самоубийство - как она не хотела жить, всей душой. И кто бы захотел?
Ужасные, ужасные письма Цветаевой. Как так можно? Откуда у женщин возникает уверенность, что ты хочешь иих комиссарсокого тела, и они радостно бросаются на шею, будто ты их звал, срывая голос и протягивая к ним руки с рыданьями. Главное, поражают те воспитанные пацаны, которые цветаевские письма получали, не окочуривались от удивления, а еще что-то отвечали и вежливо увиливали от ее объятий огневых. Я бы, наверно, в Иностранный легион завербовался, чтобы эта тетка меня не нашла.
124. Дмитрий Быков. Отсрочка. Стихи. 7\10
Не особенно он поэт. Рифмует легко, бойко, дыхание длинное, но нет своего звука, интонации, мелодии. Не быть ему властителем дум и девичьих снов, не обворожит, не очарует, не опьянит.
У него все плохое наружу, любит свои какашки в нос посторонним тыкать. Но при этом он считает, что уродился таким неразборчивым, иззворотливым, хитрожопым и подловатым, потому что время ему досталось такое и страна такая неподходящая. Мол, в другом месте и в другое время я был бы благороден и в белых одеждах, но не здесь. Фигня. Но интересно, что есть у него эта потребность в покаянии и самооправдании. Эпигон Бродского - антимузыкальность и мысли пожиже, слишком много расчета на публичность, хочет нравится публике. Или просто он от природы равен публике - одна плоскость, ничего не таится на дне, и волны не идут, полный штиль. Нет, он не плох - уровень Дона Аминадо (а вот Саша Черный выше, настоящий лирик). Газетный куплетист высшего класса и в уважающей себя газете. Это не в упрек, у него много хороших стихов и умных мыслей, и сам жанр имеет право на существование. У меня он сейчас скорее сочувствие вызывает - он человечный, слабости все как на ладони.
125. Леклезио. Праздник заклятий. 6/10.
Так себе. Мужик пару раз съездил в экспедицию к индейцам, решил, что этого ему хватит и эту жилу он может обрабатывать до конца своих дней. Рассудил, что особо изучать этих индейцев не стоит - широкую публику всякая там нудная антропология и этнография не интересует, а что публике надо - он сам сочинит, таскаться в джунгли ему для этого не надо. Сперва я думал, что он подражатель Кастанеды - но нет, ему ни знаний, ни фантазии, ни таланта не хватает. Так, пересказ для совсем уж малообразованных статей из детской энциклопедии про историю инка и майя, причем очень тенденциозно, какие они были мудрые, прекрасные и сильные, и то, что Кортес с 500 солдатами их разогнал - это ничего не значит, они все равно были куда культурнее и цивилизованнее, а то, что окружающие племена дружно помогали Кортесу их мочить - об этом не упоминает, также, как и о человеческих жертвоприношениях. Пока по крайней мере. В общем, на уровне статейки о тайнах древних цивилизаций в каком-нибудь дамском журнале. До «Вокруг света» не дотягивает. Не так чтобы совсем плохо, но я разочарован. Правда, дешевка какая-то.
Все, места здесь больше нет. Продолжение в комментариях