Исписанные скорописью тайные записные книжки и набранные на машинке в припадке безумия страницы текста — для собственного удовольствия.
Восприимчивость ко всему, открытость, желание слушать.
Никогда не напиваться вне дома.
Любить свою жизнь.
Любое чувство найдет выход и форму.
В буквальном смысле избавиться от грамматического и синтаксического аспекта.
Рассказывать истинную историю мира во внутреннем монологе.
Принять потерю — навсегда.
Верить в святую кривую жизни.
Пытаться передать тот поток, который уже бушует в голове.
Вы — всегда гений.
Тут еще Генри Миллер, Курт Воннегут, Джон СтейнбекГенри Миллер. 11 заповедей писателя.
Пока не закончишь что-то одно, не начинай другое.
Не начинай новых книг, не добавляй глав в «Черную весну».
Не нервничай. Работай спокойно, радостно и безрассудно над тем, что есть под рукой.
Работай согласно программе, а не настроению. Останавливайся в назначенное время!
Когда невозможно творить, можно работать.
Понемногу укрепляй и цементируй результат каждый день, вместо того чтобы разрыхлять почву новыми удобрениями.
Оставайся человеком! Встречайся с людьми, выходи в свет, пей, если этого хочется.
Не будь ломовой лошадью! Работай только с удовольствием.
Нарушай разработанную программу, когда хочется, но возвращайся к ней на следующий день. Концентрируйся. Сужай круг. Исключай лишнее.
Забудь о книгах, которые хочется написать. Помни только о той, которую пишешь.
Первым делом — всегда писать. Живопись, музыка, друзья, кино — это все потом.
Распорядок дня
Утро. Если нет сил — пиши заметки и сортируй их, это может вдохновить тебя. Если в норме — пиши.
День. Часть работы перед глазами — следуй скрупулезно плану этой части. Не отвлекайся, не позволяй себя отвлекать. Пиши, пока не закончишь данную часть.
Вечер. Встречайся с друзьями, читай в кафе. Исследуй незнакомые закоулки. Пешком — если мокро, на велосипеде — если сухо. Пиши, если есть настроение, но не увлекайся. Рисуй, если чувствуешь опустошение или усталость. Составляй заметки и планы. Корректируй их.
Памятка. Оставляй некоторое дневное время на то, чтобы иногда выбраться в музей, сделать набросок и прокатиться на велосипеде. Делай наброски в кафе, поездах и на улицах. Поменьше фильмов! Библиотека для сверки — раз в неделю.
Джон Стейнбек. Говорить исключительно о том, что действительно важно.
Забудьте о мысли, будто вы когда-нибудь закончите свою работу. Не думайте о том, что надо написать 400 страниц — просто пишите по одной в день, это помогает. Однажды вы с удивлением обнаружите, что завершили свою работу.
Пишите свободно и так быстро, как можете — чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более, чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.
Забудьте об аудитории. Во-первых, безликая масса напугает вас до смерти, во-вторых, она существует только в театре, а в литературе — нет. В литературе ваша аудитория — это один-единственный читатель. Я пришел к выводу, что иногда лучше всего выбрать кого-нибудь из знакомых или придумать воображаемого персонажа и писать для него.
Если сцена или глава не получается, и вам кажется, что вы могли бы лучше — оставьте ее в покое и идите дальше. Когда закончите, вы можете вернуться и, скорее всего, обнаружите, что причина вашей неудовлетворенности состояла в том, что эта часть текста просто оказалась не на месте.
Относитесь с осторожностью к эпизоду, который слишком дорог вашему сердцу и нравится вам намного больше, чем остальные сцены из вашего текста. Обычно такие эпизоды не вписываются в канву всего повествования.
Если вы пишите диалог — проговорите его вслух. Только тогда он зазвучит, как настоящая речь.
Курт Воннегут. Восемь советов о том, как написать хороший рассказ.
Распорядитесь временем читателя — человека вам совершенно незнакомого — таким образом, чтобы он ни на секунду не подумал, будто оно было потрачено впустую.
Дайте читателю хотя бы одного персонажа, с которым он мог бы себя хоть как-то ассоциировать.
Каждый герой должен чего-то хотеть — даже если это просто стакан воды.
Каждое предложение должно преследовать одну из следующих целей — либо раскрывать характер, либо развивать действие.
Начните настолько близко от развязки, насколько возможно.
Будьте садистом. Не важно, как милы и невинны ваши герои, — пусть с ними случаются ужасные вещи. Тогда читатели увидят, из чего эти люди на самом деле сделаны.Пишите, чтобы удовлетворить только одного человека. Если вы, так сказать, откроете окно и предложите свою любовь всему миру, ваша история подцепит пневмонию.
Предоставьте читателям в сжатом виде как можно больше информации. К черту саспенс! Читатели должны полностью разбираться в том, что происходит, и быть в состоянии закончить историю без вашей помощи, даже если тараканы сожрут последние страницы книги.