«В римлянах может быть утонченность, но цивилизованность – никогда. Это адвокаты и солдаты, которых, Бог знает почему, путают с греками. Они и есть первые и подлинные разрушители греческого духа. Побежденная Греция, к сожалению, не смогла победить их в свою очередь. Ибо они, заимствовав у великого этого искусства темы и формы, так и не сумели подняться выше холодных подражаний, которых лучше бы и вовсе не было, чтобы наивность и блеск греков явились бы нам без посредников. После храма Геры в Пестуме вся античность, усеивающая Рим и Италию, разлетается на куски, а вместе с ней и вся эта комедия ложного величия. Я всегда инстинктивно чувствовал это, и у меня ни разу не забилось сердце ни от одной латинской поэмы (даже от Вергилия – восхищался им, но не любил), хотя оно неизменно сжимается, стоит сверкнуть какому-нибудь трагическому или лирическому стансу, созданному в Греции.

Да и грустно в Риме, на его слишком высоких, слишком туго натянутых улицах. Потому-то и площади здесь так прекрасны – они освобождают, барокко торжествует над римским стилем. Взять хотя бы эти парные изваяния римской эпохи, у которых есть одна общая черта – все точно аршин проглотили.»

===========================

По поводу Рима – я город очень люблю, нынешний, и тот, древний город, был наверно прекрасен, а вот как цивилизация . Тупиковая ветвь.
К Древнему Риму, Третьему Рейху я отношусь со скучливой позевотой и отчетливой брезгливостью: что там можно любить? Чуждость для меня всего их «законного» (и безблагодатного), тупо-самодовольного, пышно-помпезного, сангвинического строя. Особенно рейх - красные морды, пивные брюшки, дружно горланят песни, обнявшись - меня тошнит. Аккуратные упитанные бабенки в накрахмаленных фартучках. Блевотина. И в Риме такого - зашибись. Красные потные лысины от неумеренных возлияний, сангвиническая отрыжка напоказ от пережора, сентиментальность и полная безжалостность ко всем, кто не они, с чувством правоты силы. Тут для меня Рим и рейх сливаются, да и нынешнюю Америку туда же.

Ложное величие, ага. Бездарное подражание истинной культуре - типа она должна стать на службу великому народу и этому величию - и ни хрена у них не выходит.

Некоторых персов люблю - в Риме, не в Рейхе. Не адвокатишек - их не люблю нигде. Люблю Суллу, Цезаря, Клодия, Катулла, Антония - еще был интерес к Катилине, Сексту Помпею, Серторию, безумным императорам вроде Тиберия, Калигулы, Нерона, да и поздние интересны - что-то в этом отвратно-притягательное есть.

Рим я знаю только по античным источникам. Никаких других влияний, также, как и с историей Александра. Романцы на эту тему - только повод поржать и сравнить с реальностью и в очередной раз ужаснуться тупости авторов. Я, в отличие от многих, не путаю худлит с источниками, никогда.