Прочитал тут у о.Андрея очередное сообщение про то, как буддисты преследуют своих иноверных соседей. Мне вообще нравятся буддисты как люди, но не нравится Буддизм как учение - ничего нету, кроме пустоты, да и пустоты-то, по правде сказать, нету, как-то оно неуютно в таком мироздании. Сплошная дукха. Но я не думаю, что сам по себе Буддизм как-то является причиной насилия.
Разумеется, любой интерес к истории региона, где Буддизм стал преобладающей религией, показывает, что у них все как у людей - войны, преследования, междоусобные брани, пытки, казни, чрезвычайно дурное обращение с женщинами и вообще слабыми, и т.д. То, что пишет, например, Фаллачи, "Однако под впечатлением той встречи, помня наш разговор, все эти тридцать три года я много читала о буддизме. Я узнала, что в противоположность мусульманам и их девизу "глаз-за-глаз-зуб-за-зуб" буддисты действительно не признают слова "враг". Я узнала, что они никогда не обращали в свою веру силой, никогда не завоевывали земли под знаменем религии, понятие священной войны им крайне чуждо..." - это жестокий наивняк. Практиковали буддисты религиозные преследования и притеснения, не хуже других-прочих, и практикуют до сих пор, как мы и наблюдаем.
Другое дело, что ошибка европейского интеллигента не в том, что он неправильного мнения о Буддизме, а в том, что он неправильного мнения о человеке. Преследования мусульман в Бирме не являются результатом именно Буддизма. Люди склонны резать своих ближних при любой религии, а также при научном атеизме. Значит дело тут не в религиях. Дело в людях.
Когда людям хочется вырезать, ну, в лучшем случае, подавить под свою власть других людей, они могут при этом апеллировать к какой угодно религии, к науке, к свободе, к равенству, к братству, к демократии и правам человека, к чему угодно еще.
Проблема в том, что европейский интиллегент этого не видит, а полагает, что правдиво сердце человеческое и крайне непорочно, но вот какие-то внешние факторы - религия, экономика, культура - его портят. Дело-то обстоит наоборот - это лукавое и крайне испорченное сердце портит любую религию, культуру и экономику.