«Люций Сергий Катилина обладал огромной силой и духа и тела, но умом злым и испорченным. С юных лет ему любы были междоусобные войны, резня, грабежи и гражданские смуты; среди них провел он свою молодость. Тело его могло выносить голод, холод, бдения настолько, что этому трудно поверить. Дух же был дерзок, коварен, непостоянен; он в совершенстве владел искусством притворства и лицемерия. Жадный до чужого, промотавший свое, он пылал в огне страстей. Красноречия у него было довольно, благоразумия — очень мало. Опустошенная душа его вечно жаждала беспредельного, невероятного, слишком огромного≫ — так пишет Саллюстий (Cat., 5).

Демонический такой Катилина. Еще вот пишут: "Он соблазнил весталку — то есть совершил чудовищное кощунство с точки зрения римской религии. Считали, что этим он хотел посмеяться над верой отцов. Глухой ночью он созвал друзей и, «смешав человеческую кровь с вином, разлил в чаши, и все после торжественного заклятия, как в священных обрядах, пригубили напиток» (Sail. Cat., 15). Речь здесь идет не об обычном убийстве и тем более не об обычном людоедстве — возможно, хозяин и гости совершали ритуал какой-то демонической религии Востока, адептом которой был Катилина." (Бобровникова)

+ + +


============
Читать про такие ужасы, конечно, интересно, но не верю ни на грош. Цицерон старался максимально его очернить (а то, что он за базар не отвечал, по другим его речам видно), он и добивался, чтобы их приговорили к смерти, Саллюстий же сочинял уже о покойнике по словам тех, кто допустил, чтобы катилинариев убили, как собак, практически без доказательств их вины. И все, кто в этом виноват и те, кто это допустил, стали убеждать себя и других, какой Катилина был ужасный и опасный, что ел детей, имел гусей, людей на улице для забавы резал и все такое.

И еще - пытался составить собственное впечатление о Квинте Гортензии.

+ + +