ЯНВАРЬ
1. Эрнст Юнгер. Сердце искателя приключений. Фигуры и каприччо. – 5.01 – 8/102. Михаил Булгаков. Окончание романа «Белая гвардия». Ранняя редакция. – 5.01 – 6/10
Я после сериала про свои варианты писал. Тут – сон о смерти Николки и Шервинский совсем подлец.
3. Абрам Терц (Андрей Синявский). Прогулки с Пушкиным – 8.01 – 8/10
4. Георг Кристоф Лихтенберг. Афоризмы – 12.01 – 7/10
5. Василий Каменский. Степан Разин. – 15.01 – 1/10
Аггрессивная сермяжная графомания, с таким посконно-революционным патриотизмом по поводу богатырского русского народа. Я прям краснел от стыда за всех футуристов.
6. Владислав Карнацевич. Александр Македонский. – 18.01 – 2/10
Не понимаю, зачем писать такие книжки – в стопицотый раз одно и то же пересказывать. Не, на этом фоне конечно Фор, Шахермайер и Фишер-Фабиан с собственными концепциями и стилем смотрятся очень ярко, как бы я к их трактовкам не относился.
7. Прох. Словарь ветров. – 17.01 – 8/10
«В Словаре приведены названия и характеристики ветров и ветровых систем планетарных и локальных масштабов, а также некоторые синоптические, метеорологические, гидродинамические, технические, географические и морские термины и характеристики, имеющие отношение к действию ветров». Замечательная, очень интересная книжка.
8. Федор Крестовый. Как выжить в зоне. – 22.01 – 5/10
9. Винокуров Н. Практика человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (По материалам ритуальных захоронений Крымского Приазовья) - 28.01 - 7/10
– Очень интересно, и заключительные строки мне понравились: «Ощущение светлой стороны религиозной жизни древних меркнет, когда едва приоткрывается ее потусторонняя, хтоническая составляющая и становится ясным всепобеждающая и великая сила христианства, поразившая основы языческого восприятия жизни. Современные попытки возрождения неоязычества возвращают человечество в преисподнюю, откуда уже не будет никакого выхода.»
9. Иванов. Золото бунта. - 30.01 - 9/10
10. Франц Кафка. Дневник. - 31.01 - 8/10
Отличная книжка, возвращает самоуважение и хорошее настроение. П.ч. по сравнению с Кафкой все мои тараканы - такие милахи.
ФЕВРАЛЬ
11. Майринк. Кабинет восковых фигур. - 8/10Хорошая книжка, Майринка вообще люблю, отлично пишет, воображение очень богатое. Очень меня вдохновляет.
12. Вадим Сухачевский. Ахилл. - 2/10
Приключенческий типо роман. Фигня.
13. Сергей Аверинцев. Беседы о культуре. - 7/10
Записи интервью. Плохо отредактированы, как стенограмма, есть повторы. Аверинцев же исключительно умен и крепкий в вере человек. Восхищаюсь им.
14. Николай Толстой. Пластун. - 6/10
Приятная этнографическая книжка. Мне пригодилась.
15. М.М. Позднев. «Платон об Аристотеле». - 7/10
Рецензия на работу Доватура, которую я не нашел. Хорошая, маленькая, но интересно, очень хочется и Доватура почитать.
16. Гавгамелы, 331 г. до н.э. 100 битв, которые изменили мир. - 6/10
Картинки в основном, но интересные схемы, наглядно все.
17. Джеймс Фрэй. Как написать гениальный роман. - 3/10
Примитив, невежество и наглость - уже и по заглавию видно. Автор не из тех, за кем признаешь право учить. Его собственные тексты в виде примеров на редкость неуклюжи, тупы и бездарны. Впрочем, основы теории литературы он дает, хотя это все в стиле "Китайский язык за десять уроков".
18. Джеймс Фрэй. Как написать гениальный роман - 2. - 1/10
А это вообще какашка. Торопился вдогонку к первой книжке написать хоть что на волне успеха.
19. Стивен Кинг. Как писать книги. - 4/10
Халтура, написал, видно, когда башку лечил и ничего хорошего писать не мог. Пользы особой нет, но читать приятно.
20. Уоттс. Как написать повесть. - 6/10
Ужасный перевод, из-за этого почти невозможно читать. Хотя похоже, что книжка неплохая, на голову выше Фрэя.
21. Петер Корнель. Дорога к раю. 9/10
Очаровательная изящная книжка. Комментарии без текста. Занятно, выводит на много интересных тем.
22. Сеферис. Прогулки с Гомеровыми гимнами. - 7/10
Интересно, хотелось бы побольше почитать греков о Греции. Но пока ничего особенного не нашел. Всегда удивляет, что они о своей стране и истории знают не больше нашего.
23. Орсон Скотт Кард. Характеры и точка зрения. - 8/10.
Толковая и полезная книжка, по авторским примерам видно, что он сам писать умеет и мозги у него хорошие, четкие, дело знает. Понравилось и, надеюсь, что пригодится.
24. Кормак Мак-Карти "Дорога", - 8/10
Намеренно скупой, обедненный язык, нет такой нарочитой жестокости, царапающей нервы, хотя по-своему книжка не менее мрачная, чем "Кровавый меридиан". В общем, совсем не то, что я ожидал, но тем не менее, хорошая книжка. Маккарти пока меня не разочаровал - ура! - и остается одним из любимых современных писателей.
25. Селин. Безделицы для погрома (фрагменты). - 7/10
Сильные куски про послереволюционный Петербург.
МАРТ
26. Голдмен. Лев зимой. - 4/10Неудачная попытка написать пьесу под Шекспира. Но из мелких интриганов и пакостников трагедии не выходит. Логики нет, все конфликты из пальца высосаны, неубедительно. Фигня.
27. Андре Бретон. Антология черного юмора. - 6/10
Сперва было интересно, а потом, когда пошли его современники, стало скучно - все от одного корыта, хвалят друг дружку, толпой пробиваются в литературу, вымученная скука маленьких абсурдистских текстов, да еще чисто французская безудержная высокопарность. Читать - все равно что сто залов кубистской живописи осмотреть, поневоле зевать начнешь. Но книжка неплохая, много новых интересных имен, тексты, которые раньше не переводились. Сведения не из нашей культуры, много свежего.
28. Ивакина. Красавец-мужчина. Мужская мода серебряного века. - 4/10
Похоже, это просто статьи из блога сложили в одно место. Очень поверхностно, но занятно и с картинками. Бони де Кастеллан, Робер де Монтескье и Феликс Юсупов рулят.
29. Сокровенное сказание монголов. - 8/10
Очень увлекательно, удивлялся и умилялся. Сочетание жестокости и душевности, как они ценят дружескую заботу и как ломают позвоночники друг другу. Все кажется очень свежим, интересные сравнения, вообще образная система необычная и замечательная.
30. Паскаль Киньяр. Ладья Харона - 7/10.
Очень его люблю, стиль блестящий, "пушкинский", которому бы хотелось подражать, но невозможно. Очень умен, но мыслитель из него фиговый, поэтому так мало поставил, слишком уж идеологичная книжка. Что ж им всем под старость хочется народы пасти и учить, как жить. А от идеологического запала правда страдает. Такой полемический запал, словно ему в нынешней Франции за атеистические убеждения инквизиция уже костер разожгла, а гордо так, несломленный одинокий герой, в огонь идет за свои убеждения. Блин, сплошные Глюксманы там ваще. Хотя тема книжки очень увлекательная - о смерти, о меланхолии, о свободе.
31. Юнгер. На мраморных утесах. - 6/10
Все же окончательно выяснил, что это не мой писатель. Притча высоким стилем, не особенно выразительный язык, недостоверность деталей, привкус "немецкого профессора", сухость и патриархальная сентиментальность, пристойность и поучительность. Чем-то похоже на "Игру в бисер" Гессе. Но вообще автора рекомендую, кому-то может очень близок оказаться.
32. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения - 6/10
Занудно, как и всякая методичка, но тема раскрывается наиболее глубоко и разнообразно. Ну и конечно примеры из русской классики чрезвычайно вдохновляющие.
33. Плавт. Канат. Вакхиды. Чемодан. - 6/10
Кое-что занятное попадается - поговорки, сравнения, но вообще скучно, очень мелкие и однообразные темы, на грубые римские вкусы. Вообще - вот у Аристофана комедии были о философии, о стилях драматургов, об отношениях женщин и мужчин, о богах, о политике. У римлян - гетеры, жадные старикашки, молодые транжиры, хитрые рабы в каждой пьесе и всё. Не смешно, не интересно, как анекдоты про тещу. Прочту еще Амфитриона и брошу. Может, правда, Аристофан один такой, на то он и гений. Прочитал комментарии - там постоянные сравнения греческих и римских реалий. И все не в пользу римлян. И рабы у них вечно битые, и хозяева богатые и скупые, да этим и гордятся, и воспитателей детишки бьют досками по голове, а родители потакают, танцуют, играют и поют только шлюхи. Печаль. В общем, греки и сами жить умели и другим давали, а римляне и сами не живут и другим не дают. Я греков не идеализирую, они жульё, слова не держат, продажные, но ни садизма, ни тупости, ни ограниченности в них нет, а есть живой свободный ум и любовь к красоте. А у римлян - грубость, жестокость, гнетущая сила и жадность со скупостью, ограбили всех, так хоть бы погуляли красиво - ни фига, сели жопой на весь мир и все прожрали.
34. Грэхем Филлипс. Александр Македонский. Убийство в Вавилоне. - 1/10
Автор идиот. Его на кол, книжку в топку.
35. Арриан. Индика - 8/10.
Повнимательней перечитал. Пока она мне особо ни к чему, вот когда буду про Индию читать - пригодится, если доживу. Очень люблю Арриана, прекрасный писатель, хороший историк (только жаль, что на байки Птолемея повелся, но это тоже от доверия к людям), благородный человек, да еще и хороший воин и честный правитель - и все это в тексте видно. И ученик Эпиктета, которого я тоже люблю до соплей. Вот как все сложилось. Важно, что он точно цитирует текст Неарха и по нему можно составить впечатление о Неархе - тоже, кажется, хороший человек был, дельный, любопытный, храбрый. Очень заметно, что он не то чтобы боялся Александра, но уж точно не собирался отступать ни на йоту от его приказов, блюл особую тщательность исполнения, видимо, представляя, как будет во всем отчитываться. И видно, как он стремился укрепиться среди ближайших людей Александра, ни один шанс не хотел упустить. Ужасно хотелось бы увидеть все эти корабли - этеры же соревновались, у кого будет самая красивая триера. Как они их украшали?
36. Уинтерсон. Хозяйство света. - 7/10
Хорошая книжка, но немного меньше понравилась, чем ее предыдущие, начало отличное, а потом как-то съехало в автобиографичность, и из-за этого масштаб пропал, показалось мелковато для Уинтерсон, мне она нравится широким, синтетическим взглядом на мир, мифологизмом.
37. Константин Леонтьев. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения - 6/10.
Половина очень верно, пророчески, и я всей душой согласен с его гневом против уравнивания, обезличивания, объединения людей в нечто усредненное, вторая половина - совершенно не согласен, я свободу ценю, и не верю в золотой век крепостного права, мой идеал болтается на таком тоненьком лезвии между консерватизмом и либерализмом, что никакая реальность на нем не удержится, все время заваливается или в одну, или в другую сторону. Но мне нравится его несчастная страстность, он знает, что все будет не так, как он хочет, что все, что он любит, будет уничтожено, но все равно готов биться за свою правду вопреки всему.
38. Михай Чиксентмихайи. Поток. Психология оптимального переживания - 4/10
Психологическая книжка о счастье. Основная идея, в общем, толковая, но очень раздражает, что материал подается как для дебилов - как птицы птенчикам в рот отрыгивают пойманых, съеденных и переваренных мух. Я бы без этого с удовольствием обошелся. Ну раз, ну два повторил, но когда в 50й раз он еще раз проговаривает основную свою идею для тех, кто до сих пор не понял - я реально на стену лезу. Это при том, что все это пролистываю по возможности. И чем дальше, тем больше бесит уровень общей культуры автора и тех, к кому обращена книга. Автор очень уж американец, и его самодовольная и абсолютная зашоренность чем дальше, тем больше достают, там вообще не понимают, что на свете существует чуть больше точек зрения, чем одна единственная средне-американская, что мир большой и там тоже люди живут.
Когда дело доходит до практических советов, я уже за голову хватаюсь и начинаю жалеть бедных американцев, которые ни читать толком, ни писать не умеют, ни разговаривать о чем-то кроме погоды и работы, и проблемы с воображением у многих, т.е. люди буквально не могут ничего себе вообразить и не знают, что такое мечты и фантазии. М.Ч. растолковывает им на ста страницах, что чтение может им пригодиться в жизни и слегка расширит кругозор, но мне-то это на фиг, я с 2,5 лет читаю, слава Богу. И со всем остальным - то же самое, не мои проблемы. Он своих уговаривает, что история может быть интересной, что на картины порой приятно посмотреть, что запоминать что-то, в общем-то, неплохо, как и фантазировать изредка. Все это очень обстоятельно, подбирая побольше аргументов, и мне просто нехорошо делается, когда я представляю людей, которых нужно с такими усилиями убеждать в таких вещах.
И после всех его аргументов остается впечатление, что автор смотрит на всю мировую культуру и историю как на некий полезный продукт, который неплохо бы ввести в ежедневный рацион американцев, чтобы разнообразить их меню, зря они себя гамбургерами и симпсонами ограничивают - сервируйте себе на завтрак Моцарта, на обед Леонардо, на ужин йогу с медитациями, натренируете желудок и авось сможете переварить. Нет, не верится, боюсь, пронесет их от культуры, ее вообще надо как-то по-другому принимать, не перорально.
В общем, советую прочесть первые страниц 100-200, а оставшуюся тысячу даже не пролистывать, там все равно ничего нового нет, та же жвачка, только уже без клубничного вкуса.
39. Габриэль Витткоп. Страстный пуританин
Совершенно ничего не могу вспомнить, даже приблизительно. Придется перечитывать.
40. Уильям Голдинг. Бог-скорпион 7/10
Странно, нет здесь ни особой выразительности языка, ни реалистичного мира, ни живых людей, автор не блещет ни стилем, ни психологией, ни зорким глазом, но все равно книжка хорошая, не понимаю, на чем она выплывает.
41. Сент-Джеймс. Живите легко и просто. 100 способов изменить жизнь к лучшему. 2/10
Фигня. Тоже сразу все забыл, но там в основном уговоры, что лучше жить проще, что человеку мало чего в жизни надо. Конкретики почти нет.
Потом я заболел, в компьютере сидеть не мог, мозги сдохли, так что стал я читать всякую развлекательную литературу. Во-первых,
42 - 44. Сафонов. Радио Судьбы - 5/10. Башня - 3/10. Метро - 5/10.
Первая живенько так списана у Кинга, но читается с интересом, герои все приятные. Я не люблю, когда в добавок к монстрам и общему кирдыку, еще и люди друг другу гадости делают, не жалея себя. А здесь этого нет и хорошо. Плохо, что полно косяков, с логикой у автора большие проблемы и с обоснуем. А Башня и Метро плохи тем, что написаны под Хейли, но автору было в лом хоть чуть-чуть ознакомиться с материалом. Ему про технику не интересно писать, а в книжках-катастрофах весь конфликт на этом держится. Башня совсем никуда, а Метро повеселее.
45. Наиль Измайлов. Убыр - 7/10
Хорошая такая вещь про вампиров на татарском материале. Качественно написано. На порядок выше наших ужасников. Правда, я в конце запутался и не понял, что там к чему, но это, наверно, моя вина.
Потом я перешел на попаданцев в 1941 год.
46-50. Станислав Сергеев. Всегда война. Война сквозь время. Пепел войны. Памяти не предав. И снова война. - 6/10
В книжках про попаданцев мне не нравится, когда ГГ тырят себе ныштяки и добывают чины и звания, показывают, какие они крутые и гениальные по сравнению с аборигенами. А нравится мне, когда спасают обреченных, подают надежду отчаявшимся. Здесь так и есть. Довольно скромный ГГ, информацией делится бескорыстно, не считает себя умнее товарища Сталина, советов не дает. Военные приключения и политические интриги, написано суконно (это вообще неотредактированный черновик), но захватывает, сам не знаю почему. Приятная книжка. Все остальное, что читал на эту тему, хуже.
51. Ивакин. 7 дней в июне. - 3/10
Идея интересная и многообещающая (как нынешняя Россия из 2010 г. вдруг брякнулась в 22 июня 41 года вместо сталинского СССР), но автор ее загубил. Акцент не на том, как наши современники себя поведут, а на том как лихо мы замочим немцев "Градами" и насколько лучше современные танки и самолеты, чем тогдашние. Будто кто-то сомневался. Много противного: например, как герои (я так понимаю, дружбаны автора с какого-то форума) глумятся над пленными, потягивая трофейное пиво. Враги совсем тупые и с обгаженными портками, вопят, что русские свиньи не могут ничего изобрести, а герои гордо демонстрируют им микроволновку и призывают дружка, который говорит на английском и французском, не жалеют времени, чтобы доказать, насколько они круты. А нелюбимые автором оппозиционеры типа Новодворской и Ковалева во весь голос защищают фашистов, концлагеря, сожжение деревень с жителями и убийство младенцев, и автор их за это пафосно клеймит. В общем, всё очень тупо. Есть удачные моменты, некое литературное мастерство присутствует, а вот мозгов не хватает и общее впечатление неприятное.
52. Лео Каганов. Лекции о писательском деле. - 3/10
Фигня. Советы куда посылать готовые книжки и как отвечать, если достают пустыми разговорами.
53 - 56. Андрей Ходов. Игра на выживание. 4 книги - 3/10
Мерзкий старикашка из нашего времени советует товарищу Сталину настрелять еще больше людей, сбросить на врагов ядерные бомбы, запретить театр, балет и художественную литературу. В результате получилось исключительно унылое государство и даже бечь некуда, п.ч. вся земля такая (поделена между нацистским Рейхом, коммунистическо-хунвейбинским СССР и протестантской диктатурой в США). Старикашку же НКВД держит в клетке, разговаривать ни с кем не разрешает, но он все равно счастлив, п.ч. педерастов хотя бы не видать. Мало ему для счастья надо.
У автора логика есть и мозги, правда, все планы и схемы реализуются точь-в-точь как задумано, а так не бывает никогда и хаос логику всегда победит. И меня это только радует, п.ч. хаос милосерднее человеческих фантазий о светлом будущем.
57. Яна Франк. Муза и чудовище. (Про организацию времени). - 3/10
Фигня. Конкретику можно уместить в один абзац (типа: оцените, на что вы тратите время, а потом пишите для себя разумные планы и ставьте галочки), а остальное - треп ни о чем.
58. Роберт Музиль. Душевные смуты воспитанника Тёрлеса. - 7/10
Хорошая книжка. Похоже, довольно молодой мужик писал, который помнит себя подростком. Я очень многое похоже вспоминаю - строй мыслей, философствования в тетрадке, как из отдельных школьных и уличных впечатлений внезапно вырастает целое дерево умозаключений, кривой образ мира, всегда мысли о своем месте там, и страшно думать о себе. Здесь о важных вещах много, особенно поиск философских основ - и то, как то находишь дверь и все становится понятно, а потом опять теряешь. А про чувственность и все такое - не так уже интересно. Конец в книжке совершенно немецкий - добровольный философский самоанализ ученика перед советом учителей. Дикость.
59. Уайнбергер Элиот. Мечта об Индии - 8/10
Прелестный рассказ. Тут мало авторского, в основном собраны известные легенды и байки об Индии, но они расставлены в интересном порядке и хорошо звучат.
60. Готфрид Бенн. Морг. Стихи - 7/10
Стихи совершенно тошнотные, про морг и венерические болезни, но столько энергии, и очень вдохновляюще действуют. Готфрид Бенн - мой любимец из экспрессионистов (еще Эльза Ласкер-Шюлер), а с возрастом он и философом стал, уже без такого отвратительного колорита обходился.
АПРЕЛЬ
61. Олег Таругин. Если вчера война - 2/10 Совершенно непонятно, зачем книжка написана. Оригинального совершенно ничего. Там попадают в 1940й год где-то дюжина военных во время НАТОвских учений на Украине. Кроме бравого полковника советской выучки и еще пары наших еще - американцы, немец, киевская журналистка. Тут могло быть что-то интересное, но автор пишет только про ГГ - советы Сталину, новая техника - все, что было тыщу раз. В результате война заканчивается в 44. Все. Что погано во всех СИ книжках, что это все пишется не как литература, а как некая записанная мечта: "вот я попаду к товарищу Сталину и научу его", чтобы получить кайф от представления себя на месте ГГ. А литература - это другое. Где другие люди, где мир, где всё? Но для дрочки это не нужно.
62. Этруски. Итальянское жизнелюбие - 6/10
Благодаря Эагр, вышел на эту книжку. Этруски очень заинтересовали - такие интересные живые лица, совершенно европейские, а язык не индоевропейский, неизвестно какой до сих пор. Многое этрусское я раньше принимал за греческое. Очень интересно, но в книжке больше про археологию, п.ч. этруски исчезли с концами, растворились в римлянах и не захотели сохранять ничего своего. Замечательные картинки.
63. Буркатовский. Война будет вчера - 5/10
Вот нормальная альтернативка, написанная как нормальная книжка, а не как мечта автора: "Вот попаду к товарищу Сталину, научу его как жить, тот скажет: "Есть" и запретит театр с художественной литературой, а я стану генералом, и все человечество, суки, будет жить, как я хочу". Тут много героев, взгляд с разных точек зрения, проработаны персонажи, время, есть саспенс - когда из-за знаний о будущем все начинает меняться, но вот к лучшему ли? и враги действуют, как им удобно, а не ГГ для его триумфа.
64. Арсеньев. Спортсменка, комсомолка, красавица - 3/10
Написано живенько, интересно, но финал совершенно убойный, у автора такая дикая каша в голове. Автор сочинил, что в "настоящем" Россия под властью оккупантов, пенсионеры дохнут с голоду, на улицах террор, ядерный взрыв в Питере, американцы хозяйничают в Москве, лютая и безнаказанная преступность - и поэтому ничего так герой не хочет, как жестоко покарать за это Горбачева и Ельцина. Героя можно понять, но автора - нет, ведь живем-то мы, слава Богу, совсем не так. Тем более, что в качестве героя избавителя, который этого всего не допустит и Россию спасет, автор выбирает Григория Романова (это какой-то питерский мутный стандартно-застойный коммуняка, помню про байку, как он свадьбу дочки в Эрмитаже гулял с музейными сервизами и т.д.).
65. Величко. Кавказский принц 1-6 - 5/10
Живенько так. Вот тут вроде все мечты исполняются да еще с размахом: с 1900 за 4 года у нас уже ВВС и подводный флот, вся Россия опутана сетью спецслужб, работающих на ГГ, а он крутит романы со вдовствующей императрицей. Но поскольку написано это весело, стебно, без трагической серьезности и игры желваками - то очень мило.
66. Андрей Парабеллум, Николай Мрочковский."Быстрые результаты: 10-дневная программа повышения личной эффективности" - 2/10
Ничего, не знаю, как подействует, но сама идея делать все с огромной скоростью, не задумываясь, скоростное чтение в огромных количествах, чтобы отбирать только то, что надо, огромные планы и очень быстрое их выполнение - не идеально, а быстро, а потом зачистка. Иногда, я знаю, срабатывает. Правда, это все для всяких там менеджеров - звонить, впаривать, читать и слушать уйму одинаковых книжек и лекций по тайм-менеджменту или по продажам чего-то. Но подумаю, как это можно привязать к себе.
67. Мрочковский. Достижение целей на 100%. Создаем свою жизнь мечты. - 1/10
68. Веллер Михаил. Технология рассказа. - 4/10
Толково, разбор разных элементов текста. Но практическая польза непонятна.
69. Бредли Т. Грив. Смысл жизни. - 1/10
На каждой странице по картинке со смешными зверюшками, под ней строчка глубоко оригинального текста типа "Радуйся каждому мгновению!"
70. Наталья Ильина. Другими глазами. Очерки шанхайской жизни - 3/10
Советская книжка вернувшейся эмигрантки. Неинтересно. Про шанхайских теток, которым шляпка важней войны. Как же ярко на этом фоне смотрятся чудесные и вольные воспоминания Вертинского.
71. Либаний. Речи
Это антиохиец 4 века н.э. Так, просмотрел, кое-что про Александра нашел.
72. Злотников. Царь Федор - 5/10
Читаю всякую фигню. Интересно, жалко, что слишком гладко у него все выходит - точно по задуманному. Но это жанр такой неполноценный - сбыча мечт, а в его рамках - нормально.
73. Виктор Пелевин. S.N.U.F.F. - 7/10
Хорошая книжка, четко все написал, много точных наблюдений, он умный человек. Как и всегда у Пелевина, больше интеллекта, чем эмоций. Мне больше нравятся другие пропорции, но все равно хорошо, очень современно, обидно. Посмеялся, что некоторые считают это фантастикой и антиутопией - не, это сатира и свежая, с пылу-с жару, про сейчас.
МАЙ
74-76. Злотников. Царь Федор 2, 3, 4 (Таймлайн) – 7/10Ничего, неплохо написано, про попаданца в Федора Годунова. Историю знает. Злотников тоже, конечно, не удержался от того, чтобы поучить всех, какая Россия нам нужна, но все это живенько так и неглупо, а главное, у нас с ним взгляды похожи, так что пусть пишет.
77. Хуан Рульфо. Педро Парамо – 9/10
Безусловный шедевр, как и «Равнина в огне». О поисках отца среди неупокоенных мертвых теней: женщин, которые таяли в его руках и мужчин, склонившихся перед ним.
78. Алексей Ремизов. Чертик. – 7/10
Душевный рассказ. Похоже на Соллогуба.
79. Генри Миллер. Размышления о писательстве. Эссе. – 7/10
80. Альберт Санчес Пиньоль. Пандора в Конго. – 8/10
Прекрасная стилизация под триллеры первой половины 20 века, богатое воображение, интрига. И современный недоверчивый сарказм. Все лжецы, особенно адвокаты и журналисты. Мне больше нравится про англичан и негров в Конго, чем фантастика про подземный народ (тут развитие Уэллса). Любовные истории нелепы и убедительны. Бульварный сюжет захватывает, а потом свободно разрушается, что тоже приятно. Хороший язык и перевод.
81. Клайв С. Льюис. Баламут предлагает тост. - 5/10
82. Владимир Леви. Лекарство от лени. - 5/10
Вот лучше Леви буду читать, чем всяких пиндосских гуру, которые учат, как тухлые сосиски продавать. Письма, ответы, стишки, игривость - все это занимает 95% книги, но оставшиеся 5% всегда толковые и нужные.
83. Павло Загребельный. Роксолана. – 8/10
Очень хорошо написано. Много востока, не только одна барышня, а восток такой коварный, жестокий, звериный, мне нравится. Стиль слегка избыточный, поэтическо-сентиментальный, но читать приятно. Сыновья и визири Сулеймана – просто восторг. И сама Роксолана ничего, хотя мне кажется она была другой – не верится, что так уж она страдала всю дорогу и так болела душой за Украину, и что все ее враги внезапно сами по себе помирали.
84. Поппи Брайт. Вкус полыни – 5/10.
Ужасно захотелось абсента после прочтения. Он у меня так легко идет. Рассказ, наверно, один из первых у Брайт, подражательный. Почему-то написано в стиле 19 века, хотя про сейчас. Ее собственного стиля не видно, кроме вкуса на парней и извращения.
85. Еврипид. Ипполит. (Ипполит, несущий венок). – 10/10
Восхитительно. Какой суровый мужественный характер Федры. Душераздирающий конец, когда Ипполит прощается с Артемидой («Будь счастлива, блаженная, и ты, Там, в голубом эфире… Ты любила меня и долго, но легко оставишь.») И когда торопит отца закрыть ему лицо, чтобы не видно было агонии.
86. Красницкий. Отрок. Внук сотника. 2/10
Занудно до смерти, противный ГГ, каждый свой чих комментирует выписками из брошюр по управлению, популярной психологии, «будь лидером и сам себе экстрасенсом». ЧСВ до небес, истерик, прозирает, что думают окружающие: «Митрополит должно быть подумал: «……» Вот идиот!» И все у него идиоты, один он в 12 лет в полесской деревне организует рыцарский орден с собой во главе. Любит людей унижать – видно, автору по жизни одни тычки доставались, вот он и отыгрывается на беззащитных русских 12 века. Писать не умеет, времени не чувствует, люди разговаривают страницами учебника истории и пособиями по открытию третьего глаза, волхвы говорят о энергиях, меряются биополями. Соответственно, христианство автор не любит и собирается, похоже, вместо него учредить на Руси что-нибудь более прогрессивное, но я этого уже не узнаю.
87. Стивен Кинг. Джон Хилл. В бурьяне. – 5/10
Кошмарный перевод. Это какой-то другой язык, не русский. Примеры для смеху, хотя там весь рассказ такой от начала до конца: «Полюбливал» (вместо «любил» - раз десять употребляется). «Побыть в тишине вместо радио, подышать свежим воздухом вместо кондиционера». «Отсутствие удивления можно было отрезать и намазывать на хлеб». «Упал, распластываясь грудью вперед» «Он поснимал узелки прочной растительности с голени». «Это делало их квитами» (от «мы теперь квиты»). «Побежал вопреки» «С выпученными глазами и подзадертым платьем».
88. Валентин Катаев. Стихотворения – 7/10
Люблю его читать, очень острый у него глаз на природу. В стихах он, пожалуй, подражатель, но виртуозный. Видно, как в двадцатом он быстро перестроился из русского офицера и любителя Бунина в кильватер к Маяковскому – загремел красный агитатор, цеха, сталь, барабан. Талантливый был, но, кажется, поганец, принципиальная советская подлость, мог бы быть гораздо лучшим писателем, чем стал.
89. Мишель Дюшен. Герцог Бекингэм. – 7/10
Удивительно, что Бекингэм реальный оказался похож на то, как о нем Дюма писал, кроме особой любови к Анне Австрийской (по воспоминаниям, они гуляли в лесочке и куртуазничали, а потом он завалил ее на газон, так что прибежавшие внезапно увидели ее вышитые цветочками панталоны). А так, он неожиданно оказался мужик верный, честный, порядочный (даже свои деньги в государственные затеи вкладывал), благородный по тамошним временам, храбрый, щедрый, добродушный, не мстительный, не хитрый и не интриган. И все, кто его близко знал, его просто обожали, включая двух английских королей и жену, которую он холил и лелеял. Вот чудеса-то! Но легкомысленный и звезд с неба не хватал. По сравнению с Ришелье он, конечно, никуда не годится, но если сравнивать с другими, кто при тронах терся – он один из самых приличных.
90-91. Бернард Корнуэлл. Тигр стрелка Шарпа. (Осада Серингапатама) – 8/10 и «Триумф стрелка Шарпа» Сражение при Ассайе – 7/10
Внезапно мне очень понравилось. Такие лихие военно-исторические приключения, множество бытовых, исторических и этнографических деталей, интересные характеры, и война, война сплошняком, то, что мне надо. А враг Шарпа – один из самых жутких персонажей, напугал меня – ужас! Что ж про Александра-то никто так не писал, одни пафосные и унылые недоумки вроде Прессфилда и Маршалла.
92. Томас Вулф. Смерть – гордая сестра. – 6/10.
Очень высоким стилем написано, но и задача была такая – создать американский эпос, вывернуть собственный мифологический пласт. Нет, неудачно, слишком в лоб и слишком сентиментально – с явным посылом на то, чтобы выбить скупую слезу у читателя. Ранняя, наверно, повесть. «Взгляни на дом свой, ангел» на порядок сильнее. Еще не понравилось, что первым трем мертвецам в городе, работягам, он реквием спел, а четвертый ему чем-то не угодил, сразу определил в нем на глазок «мелкую растленную сошку» и красочно описал его возможную убогую жизнь. Неприятно. Риторика великолепная, но не за счет же осмеиванья маленького мертвого ирландца, которого он видел три минуты мертвым. Но я делаю скидку на подростковый максимализм. Все равно чувствуется мощный талант, которому в повести тесно, не умещается.
93. Гела Гринева. О сеньоре Красная Борода, рыцаре влекомом сокровищем, но не обретшем оное. (Пунктир средневекового романа) – 6/10
Про Фридриха Барбароссу, написано как еще одна история о кольце всевластья и сокровищах Нибелунгов. Красиво, но не очень внятно, может, просто п.ч. тема не моя, я мало знаю и не особенно это все трогает. Сперва Фридрих Барбаросса, над которым действуют мифологические силы, потом он сам как миф и темный подземный дух влечет за собой Вагнера, Ницше и Гитлера. Воля к власти, заключенная в кольцо Нибелунгов, немецкая история, которая никак не пробьется к просветлению. Зигфриду удалось, а других держит кольцо власти и Нижний мир. Странная штука, вне жанров – эссе, скорее всего.
94. Лена Элтанг. Побег куманики. – 9/10
Чудесная книга. Герой замечательный, теперь все у нее буду читать.
Маленькая критика: как часто встречается в книжках - ГГ заводит знакомства - в кафе с барменом и парой проституток, с мудрым рыбаком, старичком-антикваром, с хозяином гостиницы, похожим на пирата - и так тепло и легко они вступают в мимолетную дружбу, так они бескорыстны, так охотно и сентиментально философствуют о том, о сем, и ГГ уезжает в дальнейшие странствия, полный их мудростью, светлой печалью и любовью к людям. Только это все, конечно, про Заграничную Жизнь, п.ч. на родине че-та никакого желания дружить с проститутками, барменами и рыбаками не возникает. Это только Заграницей уличные девки бескорыстны, мечтательны и наивны, как девочки из католического приюта после конфирмации. В общем, это такой сентиментальный сюжетный и атмосферный штамп. Кто его первый ввел? Хемингуэй? Ремарк? Паустовский (этот правда такое и в соотечественниках сплошь и рядом находил)?
95. Нина Садур. Ублюдок. - 8/10
Я ее очень люблю, такие трогательные чудные бабы и дикие мужики. И здесь все хорошие и несчастные, хотя, конечно, с ними лучше не встречаться. И ужасно близкий шизофренический мир.
96. Давенпорт. Иона. 1830. - 9/10
Как же мало он пишет, я и то больше пишу. Но очень хорошо.
97. Элиот Уайнбергер. Блевота. Ренга. - 9/10
Умный человек, отличные рассказы. Перечисления как прием мне очень нравятся, и у Давенпорта то же самое. Они вообще похожи - современники и сокультурники, Уайнбергер более интеллектуальный, Давенпорт более античный.
Ренга - про лес Анголы. И вот в конце перечня разных африканских духов появляется такое чудо-юдо: "Нгуза - громадный глаз: он сидит на дереве на корточках и смотрит"
98. Дэн Симмонс. Энтропия в полночный час. Смерть в Бангкоке. Женщины с зубастым лоном. - 5/10
Так себе сборник, не стал дочитывать. Все-такие, ему больше идет большие романы писать, где саспенс нагнетается тонна за тонной.
99. Еврипид. Гераклиды. – 8/10
На тему о слезинке ребенка. Как старичок со старушкой и кучей молчаливых сироток просят об убежище, но их отовсюду гонят.
100. Йоргас Сеферис. Шесть ночей на Акрополе. – 5/10
Роман знаменитого греческого поэта. Он дружил с Генри Миллером и Лоренсом Даррелом. Сильный привкус провинциальности – полно цитат на разных языках, особенно из французских поэтов – типа, мы хоть и в деревне, а Малларме с Аполлинером тоже читаем. Тема вполне миллеровская – лесбиянки, свободная любовь, но решается в романтично-сентиментальном духе – трагические декламации, герои временами лишаются чувств. У Миллера че-та никто чувств не лишается, перепихнувшись на скорую руку. И ГГ такой чувствительный, за все душой болеет, и автор так часто показывает, какая у него чистая и высокая душа, что даже неудобно за них обоих. Как будто Надсон пытается не отстать от молодежи и старательно пишет про лесбиянок, но получается «Пусть жертвенник разбит, огонь еще пылает». Роман неудачный, но хороши рассыпанные в тексте сравнения, наблюдения.
101-105. Корнуэлл. Крепость стрелка Шарпа. Трафальгар стрелка Шарпа. Добыча стрелка Шарпа (о разгроме Копенгагена). Стрелки Шарпа: вторжение французов в Галисию (Сантъяго ди Кампостелла). Хаос Шарпа: 1809, Сев. Португалия. - 7/10
И дальше буду его читать, потому что про войну. А Шарп - это ж Любовник леди Чаттерли, и их не только Шон Бин связывает - тот же тип в других обстоятельствах.
106. Борис Житков. Что бывало. 9/10
Прекрасная проза. Традиции толстовских рассказов для детей. А что не для детей – не менее блестяще.
107. Раевская. Мама Стифлера. – 6/10
Какие же женщины смешные. Очень познавательно и помирал со смеху.
108. Анатолий Ким. Детские игры. – 8/10
Хороший рассказ, прямо русская классика. Ким не впал в соблазн постмодернизма.
109. Лев Вершинин. Ивановы годы. – 5/10
Про Ивана Грозного, какой он был хороший.
110. Питер Акройд. Дом доктора Ди. – 9/10
Лучшее, что я у Акройда читал. Он как будто на другой уровень поднялся, очень здорово, своего «Фауста» написал.
111. Анджей Сапковский. Сага о Рейневане. Божьи воины. – 6/10
Фэнтези, все же, порочный жанр. Волшебство – хреновая замена чуду, сразу мертвит все окружающее, ну и человек просто им не интересен, вот если б ему Способности, Артефакты, Платиновые Волосы до жопы, вечную молодость – тогда бы другое дело. Вместо живого человека – надувное резиновое изделие. Сапковский – хороший писатель, жалко, что он на фэнтези ведется, и характеров нет совсем – Рейневан никакой, Шарлей – стандартный плут, всего два типа речи и характеров – «интеллектуальный» и «народный», и все герои между ними распределяются, а внутри этих типов одного от другого не отличишь. У него судьбы народов лучше и правдивее, чем жизнь героев, как будто он отдельных людей в толпе плохо различает.
И мне совсем не нравятся гуситы, не говоря уж о катарах, чернокнижниках и т.п. Если выбирать из двух зол, то я, наверно, был бы на стороне инквизиции.
112. Вислава Шимборская. Здесь. Стихотворения. – 4/10
Так себе. Похоже, Нобелевку дают тем поэтам, кто ничего не теряет в переводе, так что тут ни рифм, ни ритма, ни необычных образов. А мысли меня тоже не особо вдохновили, не Бродский. Поэзия без поэзии, я и прозу-то более поэтичную люблю. Само мировосприятие совсем не поэтическое, без преображения. Та же мода на перечисления: создание мира перечислением его элементов, как у Давенпорта и Уайнбергера, но у них намного лучше.
113. Роберт Стивенсон. Стихи и баллады. – 5/10
Он хороший, но как-то уж очень безыскусно и незатейливо.
114. Рубоко Шо. Эротические танки (Х век) – 8/10
А вот это прелесть. Правда, меня больше цепляют стоны в гостинице, размазанные по лицу брови, поиски милой в туманном саду, чем «отражение коралла в зеленой воде».
«На кого опустились в дороге
Твои перелетные руки?»
115. Романский альбом. Коллекция переводов Вадима Алексеева.
Опять я пришел в восторг и трепет от Катулла. И стих Горация отличный. Эредиа еще хороший и Верлен, но основных поэтов в этом альбоме я не очень люблю – Бодлер, Малларме, Ренье, Борхес – не, все у них Красота да Призраки да Соблазны. Вот Верлен совсем другой, человечный.
116. Грэм Грин. Брайтонский леденец. – 5/10.
Не то, что я ожидал. Нет обычного гриновского куража, романтики, за что я его люблю.
117. Антонин Либерал. Метаморфозы. – 5/10
Бессмыслица и неадекват, но забавно. И как Овидию удалось из таких дурацких историй свои Метаморфозы создать?
118. Еврипид. Фаэтон. - 10/10
Абсолютный шедевр всех времен и народов. Я прочел и с ума сошел от восторга.
ИЮНЬ
119. Анисимов. За день до послезавтра – 7/10.Про третью мировую, как все на нас напали прям щаз, в этом году. Напугал меня, ужас! Скорей бы продолжение, чтобы наши победили, а то я спать не могу.
120. Снисаренко. Властители античных морей. – 8/10
Хорошая, дельная книжка про античных пиратов.
121. Авл Геллий. Аттические ночи. Книга 1-10. – 6/10
Я раньше читал, но там было в сокращении. Мало интересного нашел, и раздражает любовь греков к дурацкой этимологии, прямо как у Задорнова.
122. Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. - 7/10
Хороший сборник анекдотов, ранний (1 в. н.э.). Больше про римлян, но и про греков есть интересное и про восток.
Кассий убегал от грозного призрака Цезаря со словами: «Что мне еще сделать, если убийства недостаточно?»
123. Еврипид. Орест – 8/10
Очень политизировано, жестко. Диалоги Ореста и Пилада – рубленые реплики, грубо, резко, с полуслова друг друга понимают. Жуткая песня Электры об Атридовом роде. А как быстро ребята втроем решают, кого с собой на тот свет захватить, если уж умирать приходится: Елену, Менелая, Гермиону берут в заложницы, держат нож у горла. Трое молодых, любящих друг друга, отчаявшихся, испуганных и жестоких убийц – очень здорово, очень по-современному.
А вообще Орест - это ж Гамлет. Убитый отец. преступная мать с любовником. И тоже сомнения, раскаяние, безумие, только в другой очередности. Правда, у Еврипида он куда более крутой, как будто миф переписали на современный манер, где все в эсэсовских мундирах.
124. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. – 4/10
Компиляция из античных источников с дебильными разъяснениями нынешних эзотериков, уныло и безблагодатно, как письма махатм Елене Рерих, недаром ее родня, Шапошниковы, редактировали. Как будто их бездарностью карают за шалости с чем нельзя. Курям на смех: «Его мысли пронзают темноту и невежество, как молнии грозовые облака. Он передает свой опыт, знания и мир переживаний».
125. Чак Паланик. Бойцовский клуб. – 7/10
Живенько так, приятное чтение, хоть и похоже сразу на много книжек, которые я читал
126-127. Злотников. Генерал-адмирал – 1 и 2. – 4/10.
Скучновато, похоже на бизнес-план по развитию регионов. Характеров, отношений между людьми вообще нет. Попаданец в ВК Алексея Александровича, брата Александра Ш, адмирала. Я это время неплохо знаю, так что и здесь меня кое-что напрягает. Интереснее всего про англо-бурскую и испано-американские войнушки, про которые я не знал. Но в целом, ничего, вчитался.
128. Пьер Брюле. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху. – 7/10.
Хорошая книжка, правда, я надеялся больше про быт и дом найти, а тут больше о социальном статусе и именованиях, но все равно интересно. Мне вообще французская историческая школа больше других нравится.
129-130. Злотников. Взлёт. Война. - 4/10, 3/10
Продолжение «Генерал-адмирала», попаданец первую мировую выигрывает. Скучно и повторы предыдущих книжек, но все равно читать можно.
131. Лена Элтанг. Каменные клены. - 7/10
Это послабее, чем первая книжка, но все равно хорошо.
132. Еврипид. Геракл. - 7/10
Сюжет страшный, хотя начало очень похоже на «Гераклидов», потом страшный разворот, никакого хорошего конца. Но по сравнению с «Фаэтоном», «Ипполитом» и «Орестом» - так себе.
133. Питер Акройд. Эдгар По. Сгоревшая жизнь. - 6/10
Биография, написанная отличным языком. К сожалению, и здесь недостаток большинства биографий - передают только обычные или унизительные внешние обстоятельства жизни - «человеческое, слишком человеческое» - а гениальности или безумия даже не касаются. Т.е., того, что составляет самое важное в поэте, писателе, ученом - внутреннего мира - ни хрена нет. Даже и попытки понять и воссоздать нет. В общем, надежда, наверно, только на беллетризированные биографии, художественные, где характер, мысли и судьба. Но за такое обычно берутся напыщенные идиоты и получается обычно полная хрень. Но иногда и вин - Тынянов. Или тот же Акройд, как он про доктора Ди написал. А биограф из него так себе - звезд с неба не хватает, вполне по-ученически, хоть и старательно, на пятерку. Плохо то, что он практически и стихов не цитирует. А должен был бы внутреннюю жизнь хотя бы этим показать.
134. Артур Шницлер. Траумновелле (Новелла снов). - 7/10
Кубрик по этой книжке снял «С широко закрытыми глазами». Книжка мне понравилась, меня вообще очень привлекает Австрия начала 20 века - не немецкое (это я не люблю), а именно немецко-балканский сплав: веселое, но с гнильцой, развратно-вдохновляющее, простодушно-извращенное. легкомысленно-апокалиптическое. Эверса люблю тоже, Майринка, да и Кафку.
135. Корнуэлл. Орел Шарпа. Талаверская кампания. 1809 г.
Душевно, как и раньше. Это уже восьмая книжка и я бы не сказал, что качество сильно упало.
136. Маргарет Юрсенар. Последняя милость. - 7/10
Хорошая маленькая повесть про нашу гражданскую войну, но глазами постороннего немца, который тут воевал. Ну и разумеется, я его сразу возненавидел - союзничек, бля. Хотя книжка не о том, а про любовь. В рассказчика безумно влюблена сестра, а в брата платонически влюблен он сам. Брат с сестрой наполовину русские и полный набор безумств в наличии, особенно у сестры, а рассказчик демонстрирует сдержанность, которую хочется назвать бесчеловечностью. Что касается сюжета, для Юрсенар это наверно нечто шокирующее (потом ГГ приходится расстрелять героиню, которая, не дождавшись ответной любви, ушла в революцию, а потом мучиться совестью - впрочем, слегка), а для нашей Гражданской войны такой сюжет - банальность с элементами пошлости. Ну да ладно, зато про любовь и хорошо написано.
137. Апулей. Флориды. - 7/10
Всякие очаровательные пустяки, смешанные с безудержным хвастовством автора. Изящество, легкость, изобретательная и игривая причудливость стиля - главная прелесть.
138. Форбс. Лед Бомбея. - 4/10
Длиннющий детектив - по идее, все так многообещающе - цепь убийств хиджр, кастратов и трансвеститов, надвигающийся сезон дождей, безумие в воздухе, индийская киностудия, Бомбей-Вавилон, местная экзотика и современность - но чего-то не захватывает, хотя все это должно быть очень интересно.
139. Евгений Акельев. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина – 8/10.
Очень интересно. По следственным делам времени Елисавет Петровны – судьбы преступников, которых Ванька Каин выдал и чиновников из Сыскного приказа.
140. Александр Иличевский. Орфики - 10/10
Прекрасно, какое счастье, что люди такие потрясающие книги пишут. Так много природы, бунинской зависимости от ветра, света, запахов, травы и птиц, общий меланхолический тон, как судьба несет, зачарованность человека временем, любовью, бесами. Глубокое мифологическое осмысление 90х годов, мне рассказывали по-другому, каждый в своем времени живет, но что-то такое все равно было апокалиптическое, а версия Иличевского такая страстная, что гипнотически затягивает.
И все очень бунинское первую половину книжки, а потом вдруг начинается босховская фантасмагория - трупы в замороженных кальмарах, бормочущая пророчица ("Крепость Налшык, автобус выезжает из нее, хлопок, окровавленные люди, части тел, Воронеж, черная сумка, черная сумка, что там? Голова? Свиная голова? Нос, нос свиньи вижу. Железнодорожный вокзал, толпа, подходит поезд, электричка, снова эта сумка, хлопок, люди лежат, кровь, снова кровь, мне все глаза залило"), иллюминаты с золотом партии и старческими шалостями («слуги у обеденного стола Хроноса, на который подаются его собственные дети»), русская рулетка с живой африканской рыбкой во рту на удачу, и Беслан.
141. Милорад Павич. Бумажный театр. – 6/10
38 рассказов от лица 38 авторов из разных стран. Не сказал бы, что получилось. Такое впечатление, что он собрал в одну книжку все непригодившиеся обрезки, чуть-чуть причесал и попытался стереть из этого себя, но не вышло.
142. Кристофер Марло. Тамерлан Великий. – 8/10
«Правитель Мидии родной мой дядя, я у него всю юность провела, и вот теперь с индийской свитой еду в Мемфис к отцу». Чудная география. Вавилон в Африке и все такое. А поклоняются Юпитеру. Тамерлан обаятельный авантюрист с Волги, влюбчивый и речистый. «Немезида едет перед ним верхом на льве и с шлемом полном крови». Щедро цветистая, карнавальная пьеса, упоение силой, беззаконием и удачей. Кавардак из стран и событий. Сквернословит посаженный в клетку султан, развешенные на стенах Дамаска окровавленные трупы дев, цари впряженные в колесницу, короны вносят на пир на подносах.
143. Якубовский. Тимур. – 6/10
Короткая толковая советская биография.
144. Иличевский. Матисс – 8/10
Хороший роман, про смычку бомжей и интеллектуалов, очень мне близко.
145. Ксенофонт. Киропедия.
Язык у него ясный, чистый, аристократическая простота, но сам по себе он малость туповатый и занудный, хотя с юмором и очень талантливый. И как же внимательно Александр читал его, многое по Ксенофонту делал:
А может быть, просто литераторы обычаи Кира перенесли на Александра?
146. Джордж Мартин. Танец с драконами – 1, 2. - 6/10
Наконец-то дочитал. Первые залпом прочел, а после перерыва уже и не хотелось особо. У меня любимец Джейме, но тут его совсем мало. Еще любимцы – Варис и Мизинец, потому что государственники. И внезапно я обнаружил, что с литературной точки зрения самый интересный персонаж Санса, девочка живая, в развитии, неизвестно, что от нее ждать, но ее здесь нет, а остальные персонажи, хоть разнообразные и приятные, но стереотипные. Его ноу-хау то, что он убивает главных героев. Ну у него их сто штук, так что может себе позволить. И кино ничего, хотя меня ужасно злит Дейенерис и киношный Джейме, ну и всякие голливудские примочки, а все старшее поколение актеров – отличное, приятно смотреть, и лица интересные..
147. Франсис Понж. На стороне вещей. – 7/10.
Хорошая книжка, он прекрасно пишет о гвоздике, гальке, пчелах, креветках, но меня почему-то сам автор слегка раздражает, он самодовольный, как Виктор Гюго.
148. Дюверже. Кортес. 5/10
Очень люблю Кортеса с детства, сперва за одну только храбрость - сложно найти человека храбрее, а теперь еще за обаяние, широту натуры, за то, что он такой речистый и не злой. Особенно редко в том времени и месте, где характеры вырабатывались под один конкистадорский стандарт, как у пауков в банке. Но автор его так идеализирует, Кортес у него такой гуманист, защитник индейцев, бескорыстный, нежный, демократичный борец с тиранией, мечтающий о равенстве и соединении рас и религий, что я его чуть не разлюбил к концу книжки. Хотя это не Кортес виноват.
О Кортесе: «Ровный нрав, приятный собеседник, образован и воспитан, любит погулять, но не кутила, не прочь выпить, но не пропойца, ценит женщин, но не бабник, одевается хорошо, но неброско, живой и полон энергии, но не амбициозен, ни снобизма, ни надменности, напротив, готовность выслушать, понять и посочувствовать. Человек весьма симпатичный и радушный, великолепно владеющий собой.»
149. Еврипид. Электра. - 7/10
Послабее «Ореста», но я совершенно в восторге от речей Ореста и здесь и там. Хочу, чтобы мой Александр также говорил, но не знаю, как это сделать - просто рубленые, жесткие, насмешливые реплики. Грубость.
150. Иличевский. Дождь для Данаи. - 7/10
Сборник статей и эссе. Как всегда, с половиной написанного я не согласен, но все равно ценю за стиль. И сколько наводок на хорошие книги и интересные занятия вроде бродяжничества и краеведения. Иличевский - математик и подходит к литературе с нумерологией, а к Богу с геометрией, сам понимая, что надеяться нужно не на точный расчет, а на милость Божию, а то кончишь, как Герман в «Пиковой даме».
151. Величко. Подкидыш. (Наследник Петра - 1). - 4/10
Опять попаданец в Петра 2. Читать можно, но скучновато, видно, что ему и писать это все было в тягость. 17-летний пацан рассуждает и чувствует, как 60-летний циник (дядя Жора тот же), интриги дурацкие - зачем это все через ж…, если можно было просто и надежно. Слишком много параллелей и с Кавказским принцем и с Царем Федором. Но время интересное - Остерман, Миних, Головкин, Елизавета.
152. Тихон Чурилин. Стихотворения. Материалы к биографии. - 7/10
Стихов мало, но они отличные. Из маяковско-хлебниковского круга и талантливей, чем большинство их приятелей. Хлебников и Цветаева его высоко ставили. Маяковскому, как всегда, было пофиг.
153. Анисимов. Вариант «Бис» - 6/10
Альтернативка, как в 1944 союзники с немцами сепаратный мир заключили, а мы от них всех отбивались. Мрачно, страшно, слишком обстоятельно, неторопливо и, пожалуй, скучновато, но этот мужик умеет меня пугать. Я все боялся, что они бомбу на нас скинут вместо Хиросимы, но обошлось.
154. Лариса Печатнова. История Спарты. Период архаики и классики. - 6/10
Книжка серьезная, вот только истории как таковой связной нет, она больше об историографии, о толковании разных проблем в изучении истории. А мне бы хотелось что-то более общее, целостное. Но и так интересно. Какое же все-такие мерзкое было государство! Спартанцев не выношу. И не за то, что они больных детишек с горы скидывали (афиняне вон и здоровых выбрасывали на мороз), а вообще за всё.
155. Томас Гунциг. 10 000 литров чистого ужаса. - 6/10
Занятный стёб над жанром «сурвивал». Ничего, посмеялся над пожираемыми идиотами. С самого начала я стал болеть за наглого кросаффчега, и он внезапно всех пережил, и почти уже выбрался, но в конце его съел злой кот. Душевно, в общем.
156. Алексей Ремизов. Неуемный бубен. - 7/10
Про какого-то фаллического в вакууме мужика. Он вроде и на сологубовского Передонова похож, а с другой стороны - и на самого Ремизова и на Розанова. Самодостаточность описаний, смысл особо не просматривается. Но мне смысла и не надо, был бы стиль.
157. Морис Бланшо. Взгляд Орфея. - 7/10
Люблю такие эссе - они меня вдохновляют, включают собственные мозги и запускают цепь ассоциаций. Печвально, что при этом куда-то улетучивается то, что хотел сказать автор. В общем, я такие книжки не читаю, а скорее над ними медитирую.
158. Флобер. Иродиада - 7/10
Суховато, но очень изящно, как всегда у Флобера. Прекрасная ясность в чистом виде.
159. Мазин. Варвары 1 - 7/10
Про попаданцев. Для жанра отлично, зачитался. Нравится, что герои - космонавты, а не баран начхал.
160. Еврипид. Ифигения в Авлиде - 9/10
Агамемнон и Менелай такие мрази оба. Агамемнон жалуется, что во время предвыборной кампании приходится черни угождать, руки жать. И Одиссей «заигрывает с чернью», преступник, готовый натравить ее на кого угодно. В общем, радости древнегреческой демократии. А Ахилл такой рассудочный, холодный. Вообще – холодность знак благородных людей у Еврипида, и Федра такая, и Ифигения, когда решила умереть, .
161. Еврипид. Ифигения в Тавриде - 9/10
Орест у меня один из любимых героев, не потому что хороший, а просто что-то в нем с детства цепляет. Также, как и Адмет. Так вот, у Ореста наследственность просто офигенная, сам преступник и убийца, а тут они еще с Пиладом ограбление храма готовят. А Пилад спокойный, как будто не впервой и храмы грабить и глотки резать, ко всему привычный.