Насчет нового искусства. Может, это связано со все большим индивидуализмом и с желанием каждого отдельного человека быть центром мироздания? Вот и искусство появилось, льстящее такому взгляду на себя. Ведь перед Микеланджело или Тинторетто можно только стоять в благоговейном восторге и восхищаться тому, на что способен человек, а ты не способен. В современном же искусстве подобного восхищения творцом чаще всего не возникает (да и не надо, а то не дай Бог у зрителей возникнут комплексы, сомнения в собственном "творчестве", ведь я типа вышил крестиком Мону Лизу, написал слэш на "Ну погоди" и приготовил сырный пирог с изюмом, а перед Сикстинской капеллой это все кажется слегка фигней). А тут художник подкидывает идейку - и половина зрителей бормочет под нос "ну и что, и я бы так смог", а вторая половина начинает щебетать, как щеглята на солнышке, на тему "что хотел сказать художник", пользуясь арт-объектом как случаем показать собственный интеллект в трактовках. И трактовка априори важней объекта.
И насчет моды на абстракционизм - такое впечатление, что ее и удержали надолго американцы и сейчас поддерживают, очень уж много денег вложено в абстрактную живопись, чтобы было можно вот так взять и ее обесценить. Я думаю, у американцев был комплекс по поводу собственного вклада в мировую культуру и догнать Европу в этом плане они явно не могли, а когда появилось "современное искусство" - вот тут-то они и смекнули, что можно себя показать первыми ценителями, футуристам глубокая культура не нужна, они все равно ее сбрасывают с корабля современности, все начинается с самого начала, с черного квадрата - и вот тут появился шанс показать себя передовыми деятелями культуры, теми, кто двигает прогрессивное искусство - и американцы этого шанса не упустили.
А вот картинки Йозефа Бойса, немецкого художника-постмодерниста. Лису с прокаженным (или кто это ваще?) я уже когда-то постил, а здесь еще другое:
(А, это оказался койот.)
Жизнь по Бойсу - творческий процесс, в котором каждый художник. Сам он - современный шамана, который собирается исцелять духовные раны современности. В 1974 году Бойс провел одну неделю в клетке в новой галереи Йорке с койотом. Он хотел выявить "травмы" из-за раскола взглядов на мир между американскими индейцами и нынешними американцами. Что-то вроде того. Койот не понял его добрых намерений и отгрыз ему уши и нос, когда художник заснул. (Вру).
И вот пока картинки искал, нашел душевную статью о нем и о современном искусстве вообще:
"Студенты в Дюссельдорфе его обожали - и сейчас любят цитировать пророческие слова: лучшее что вы можете сделать, это взять топор и разрубить холст. Эту фразу, благоговея перед мудростью мастера, мне сказал в Дюссельдорфе юноша с оранжевыми волосами. Он тоже что-то свободолюбивое делал - писал или какал, не помню точно. Бойс был забавник: то лежал в снегу Чикаго, изображая мертвого гангстера, то соединял разные трубки и гонял по ним мед и сало. Как и про всех такого рода забавников - про него распустили слух, что вообще-то он рисовать умеет, это он нарочно не рисует. Так точно говорили и про Кабакова, и про Ворхола. Никто из них, конечно, рисовать не умел - Кабаков рисует на уровне "Веселых картинок", где долгие годы был иллюстратором, а Бойс рисовал на уровне ученика второго класса. В Дюссельдорфе плохо преподавали рисунок - а таланта пластического у парня не было. Но Бойсу это умение было не нужно. Он хотел иного: ему хотелось самовыражаться (есть такое малопонятное слово), являть миру сокрушительную волю. Особого послания (как говорят: "мессиджа") у Бойса не было - он говорил загадочно, как юродивый: мед, сало, демократия, масло, дискурс. Если послушает такую речь неподготовленный - подумает про Бойса: идиот. А люди подготовленные уважительно скажут: пророк. Правда, что именно он пророчествует - неведомо. Но это и не важно. Важно раскачивать лодку. Бойса называют возвышенно и загадочно: шаман.
Бойс очень нравится мещанам: им вообще нравятся загадочные слова "демократия" "инсталляция" "деривативы", "дискурс" - мещанам кажется, что там, за этими высоколобыми терминами, сокрыто умное - а значит, и хорошее. Втюхивать мещанам демократию и инсталляции - работа легкая: надо рассказать что авторитеты продукт ценят (в музее висит, богач купил, Черчилль похвалил, в лучших странах это носят) - и мещанин прийдет в неистовство..
Никогда мещанин не додумается до такой простой вещи, что никто бы не стал ему объяснять (и никто не объясняет) величие Сикстинской Капеллы - как никто не объясняет ему преимуществ любви к ближнему. Эти вещи самоочевидны - оттого как бы и не считаются за норму.
А вот то, что инсталляция есть искусство, а круговая порука обманщиков есть правовое государство - вот это мещанину втолковывает тысяча авторитетных специалистов.
Бойс занимался тем, что интриговал мещан, пугал их тем, что существует некая над-человеческая энергия (элементы, стихии) бытия. Это, вообще-то, абсолютно фашистская мысль - мысль неглубокая и пугательная. Вот вы, люди, вы просто живете - а есть стихийные силы, гуляющие по миру. И в подтверждение этих значительных слов Бойс показывал мещанам предметы, наделенные магической силой: мертвого зайца, сало, воск, мед.
Вот и все. И больше ничего.
Это очень бедная мысль.
Но мещанину она представляется грандиозной: стихии! образа нет! уууу! как страшно!
И то, что Бойс присовокуплял к этому набору слов громоподобные заклинания "демократия" и "свобода" - делало эффект сокрушительным.
Надо сказать, что обманщиков в мире много - не одни только банкиры. Спустя сто лет все более или менее разобрались в том, что Распутин был шарлатан. Надо надеется, что с течением времени все подобное политическое шаманство будет разоблачено. А вот сколько времени должно пройти, чтобы фашистский летчик, рассказывающий публике, что образ умер и настало время стихий - сколько времени надо, чтобы люди поняли, что на сцене перед ними обыкновенный Распутин -- вот это науке неизвестно.
Людей вообще манит всякая гадость. Мальчики хотят попасть в дурную компанию и ругаться матом как большие; девочки едут к плейбоям на дачу, не заботясь о последствиях; а доверчивые мещане слушают рассказы о стихиях Бойса и о том что образ умер - а потом идут и требуют честных выборов.
И если мещане будут себя хорошо вести, к ним в бассейн нальют воду. Интересно, каково это: раскачивать лодку в бассейне с водой - до сих пор мы раскачивали всухую."