Немножко цитат из Георгоса Сефериса
Читал тут одного грека Георгоса Сефериса.
Прогулки с Гомеровыми гимнами«Гимн к Афродите» повествует также о любви Эос к Тифону (218-238). Боги даровали ему бессмертие, но не дали вечной молодости. И когда он состарился и одряхлел, Эос была принуждена заключить его в некоем «покое», где он беспрерывно болтает глупости.
Это повествование напоминает нам о Кумской Сивилле, о которой Петроний рассказывает («Сатирикон», XLVIII), как она, сгорбленная от старости, отвечала свое знаменитое: «Хочу умереть».
Это свидетельствует, быть может, о том, что для древних греков высшим благом было отнюдь не бессмертие, что у них были другие, более человечные представления о благе. Я думаю об Одиссее: как раз недавно мне попалось на глаза замечание Альбера Камю о том, что Одиссей предпочитает возвращение на Итаку бессмертию, которое предлагает ему Калипсо.
Фрэзер цитирует воспоминания английского путешественника Додуэлла: «Во время моего первого путешествия культ этой богини находился в полном расцвете. Среди руин ее храма, в самой середине гумна, стояла ее статуя. Деревенские жители были уверены, что собираемые ими обильные урожаи шли от щедрот этой богини, а с ее вывозом, уверяли они меня, изобилию пришел конец»[6].И делает вывод: «Итак, через девятнадцать столетий после рождества Христа статуя богини Деметры продолжает стоять на току в Элевсине и «одаривать» верующих в нее зерном, как она делала это на острове Кос во времена Феокрита».
Плодовитость перестала быть отличительным признаком живых существ: ею теперь наделены механизмы. А мы, что прежде были живыми, иссыхаем все больше и больше.
По правде сказать, я уезжаю, мало что прибавив к тем археологическим познаниям, которые уже имел. Однако как учится поэт? Он всегда учится чему-то другому. Вот это «нечто другое» я, как мне кажется, увожу с собой: дыхание острова - и еще, быть может, покровительство бога. Немало.
И, однако, иногда я вижу, как все эти древнейшие боги покрывают тот мир магической сетью: ее нужно было однажды разорвать, чтобы люди могли продолжить путь, следуя своей судьбе - благой или злой, все равно. Но и магия, как показывает опыт, не легко сдает свои позиции и по-прежнему гнездится в глубине наших душ.
С другой стороны, любую религию знает лишь тот, кто принадлежит к ней; для постороннего, что бы ни говорили остальные, она остается несуществующей, чем-то вроде негатива.