Комета Исон превратилась в пыль около солнца. Никто теперь не пролетит перед нами, от востока до запада, сияя, как солнце, с хвостом во все небо, напоминая о падении Люцифера и тревожа предчувствиями и пророчествами. Жаль, чо.
***
Вот почему так охотно смотрят новости с Украины? Я думаю, больше частью из-за лестного и умиротворяющего чувства: «Слава Богу, это не у нас».
***
Гаспаров вспоминает восточное пожелание: «Если хочешь быть счастливым час — закури; если день — напейся; если месяц — женись; если год — заведи любовницу, если всю жизнь — будь здоров!» В. С. добавил: если всю вечность — умри.
А по-моему, тут все слишком щедро наобещанно. Нет никакого часа счастья после выкуренной сигареты. Даже минуты нет - счастье от нескольких первых затяжек с трясущимися руками. Также пьянка не делает счастливым день. Опять же - выпить трясущимися с похмелья руками бутылку пива - это избавление от мук, а не счастье, п.ч. тут же следом тоска, угрызения совести и страх запоя. По-крупному вообще не для счастья пьют, а от горя. Ну а бокал красного вина или стопку рюмки под борщ и пельмени - тут удовольствие чисто гастрономическое, слишком слабое для счастья.
Симпатичные цитаты из Гаспарова
Цитаты из Гаспарова:
«Надобно найти смысл и в бессмыслице, в этом неприятная обязанность историка, — в умном деле найти смысл сумеет всякий философ» (Ключевский, Дн., 297). Его любимая сентенция: «История не учит, она только наказывает тех, кто не хочет учиться».
Русское бремя белых перед Востоком и бремя черных перед Западом.
Бессознательное есть табуированное, т. е. не биологическое, а социальное явление: если в XX в. секс перестал табуироваться, значит, он перестал быть бессознательным, а в бессознательное ушло что-то другое.
Вероятно, соотношение предрасположенностей к аскетизму, к разврату, к гемофилии и пр. всегда постоянно, и только пресс общественной морали давит то одни участки общества, то другие. Это общество как бы ворочается с боку на бок.
Вл. Соловьев писал, что успехи психоанализа сводятся к тому, чтобы уменьшить клиентуру невропатологов и умножить клиентуру венерологов».
***
Афины и в них почет и льготы потомкам тираноборцев Гармодия и Аристогитона. Я вспомнил об этом, услышав от К. К. Платонова, что в ленинградском доме политкаторжан в распределителе висело объявление: «Будет выдаваться повидло по полкилограмма, цареубийцам по килограмму».
«Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно», - говорила Ахматова.
Мандельштам писал: у интеллигента не биография, а список прочитанных книг.
Евгений Иванов писал Блоку по поводу секундантства (предполагалась дуэль Блока с Андреем Белым): «Помилуй, что ты затеял что, если, избави Боже, не Боря тебя убьет, а ты Борю, — как ты тогда ему в глаза смотреть будешь? и потом, мне неясны некоторые технические подробности, например: куда девать труп…»
Аполитизм Маяковского: у него нет прямых откликов ни на троцкизм, ни на шахтинское дело, его публицистичность условна, как мадригал (сказала И. Ю. П.).
Четыре поэта, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Анна Ахматова и Марина Цветаева — как носители четырех темпераментов: сангвинический, меланхолический, флегматический, холерический. Каждый может выбирать по вкусу.
Потребительское отношение к человеку у М. Цветаевой: зажечь им себя и выбросить спичку.
Абстракционистская литература — действуют люди, а разговаривают совершенно как треугольники.
Хармс каждый день давал новое имя знакомой собаке, и гулявшая с нею домработница важно говорила знакомым: «Сегодня нас зовут Бранденбургский Концерт!»
***
И. Г. Покровский, О неправильностях языка у русских писателей, «Москв.» 1853, 9, 10, 21, 22, 23. :
«Ревность» означает усердие, «ревнивость» — подозрительность. «Около» значит вокруг: «остановился подле нея», а не «около нея». «Вследствие» — приказный прозаизм. «Спинной хребет» — тавтология, вместо спинная кость. Не «жест», а телодвижение, не «поза», а телоположение. Слова «недовольство» нет, а если бы было, значило бы бедность, скудость. Лучше уж черезчурие, чем утрированность. Советчик — новое слово, лучше уж советыватель. Вместо «вонь» в приличном обществе говорят «зловоние». Новые слова: приятельство, непроглядный. Не людской род, а человеческий, потому что «люди» — уже родовое понятие. Не всклокоченный (от клокотать), а всклоченный. — А Писемский упрекал Майкова, что воркотня может быть производным только от ворковать.
PS. Из той же серии: поправка деревенских: "Тот дом не рядом, а напротив". "Рядом" - это не близко, а в одном ряду. - В.