19 июля, воскресение.
Как так получается, что я, мирный, необидчивый человек, с жизненными целями травы не измять, воды не замутить, чье общение с людьми состоит из формул вежливости и робких комплиментов, вечно оказываюсь вовлечен в азартные ссоры и безобразные свары, и завожу врагов похлеще, чем куча моих задиристых и честолюбивых знакомых? Загадка природы, издержки пассивно-агрессивного темперамента. Пассивность провоцирует наезды, агрессивность готова к мгновенной реакции, пофигизм плюет на последствия конфликта. Так и живем.
***
МАКСИМ КРОНГАУЗ. РУССКИЙ ЯЗЫК НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА. - 3/10
Слишком уж безыскусно, примеры очень банальные, надерганные из интернета. А чтобы говорить о жаргоне, нужен блеск, как в Словаре московского арго - вот там примеры были просто замечательные, словарь читался как нечто в стиле Юза Олешковского. А это так - блюдо на скорую руку. И че-та меня обидела его нелюбовь к монегаскам. Чем ему монегаски-то не угодили? Я с детства про них знаю.
СТИВЕН КИНГ. САЛИМОВ УДЕЛ. - 7/10
Одна из лучших его книжек, самая романная. Даже все экзотические персонажи очень яркие, со своей историей. А вот "линия зла", вся вампирская часть очень слабая, видно, что Кинг, по сути, на вампиров наплевать.
***
Опять ночью не ложился, дел было до фига. Утром посмотрел на удивление хороший советский фильм "МОЛОДАЯ ЖЕНА". Тонкий, психологический, очень эротичный - весь фильм строится на физическом отвращение жены к мужу, его страсти и постепенно привыкании, как они нащупывают путь друг к другу. Женщина чудесная - звенящая светлая тень, русалочья тихость, очарование и ускользание. Еще две замечательных старухи. И все это в колхозе времен брежневского застоя. Все очень хорошо.
20 июля, понедельник
Дождливые дни однообразны. Свет не играет, а лежит ровно, однообразие неба не оживляется облаками, и время на месте стоит - утро, день и вечер, как тройняшки в школьной форме, Кешу от Вассисуалия не отличить. Люди полузагипнотизированы звуками дождя, их внезапные причуды неразрушительны: а не съесть ли чего-нибудь вкусного, а не поспать ли после обеда? У организаторов бунтов опускаются руки, и призрак коммунизма похрапывает в кресле, газета "Искра" валится из рук.
Мифологическое время: Великий Пан играет на свирели, и подчиняет ход звезд единой гармонии, пробуждает спящее сущее и отделяет живое от мертвого, реки начинают течь, горы стоять, деревья и цветы расти, люди жить, и испуганная нимфа превращается в тростник, из которого Пан делает свирель, чтобы разбудить спящий бесформенный мир.
Везде, где рука может достать, вишни сгнили. В прочих местах - висят себе красивые, наливные. Ничего, и на крышу влезть за мной не заржавеет. Только хорошей погоды жду, чтобы не мокро было.
И вот, чтобы меня развлечь, устроили ураган. Чуть Пафнутия не сломали. Схватили за уши, нагнули до земли, потрепали и отпустили. У него прям все ветки дыбом от такого обращения; ветер улетел, а он все трясется.
Буря ходит вокруг дома, крышу рвет. А как там осы в своем легком домике на тонкой ветке? Мама деток крыльями обнимает и крепкими челюстями шепчет отвлекающую сказку про то, как жили-были триста три сестрицы, триста три красавицы, первая умная, сотая хитрая, двухсотая умерла, трехсотая жало сломала, а триста третья - совсем дурочка, вместо винограда заборы опыляла... Маленькие осы спрашивают: "Мама, а мы умрем?" А мама отвечает: "Нет, совсем наоборот, завтра я вас на розу свожу, нектара попить".
После бури тишина. Потный Зевс потянулся за сигаретой, а Гера волоокая ему на ушко: "Тебе хорошо было, дорогой?" А потом вдруг вспомнит про Ио да Алкмену - и все по новой начнется, буря, град, землетрясение и цунами.
***
НА ЗОВ СКОРБИ, сериал, Франция - 6/10
Я первый сезон прежде смотрел, а теперь пересматриваю, просто по кино соскучился. Это о том, как мертвые стали возвращаться. Хороший французский сериал, хочется наконец узнать, чем там кончилось.
21 июля, вторник
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену архиепископ Арсений. Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Древний Владимирский образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
...Праведный Прокопий Устюжский родом был немец, сын богатых родителей-латинян, прибыл на на корабле, груженном очень большим богатством, из ганзейского Любека в Великий Новгород. Он пленился красотой храмов и пением православным, принял крещение, раздал свое имущество нищим, вступил в иноки Хутынского монастыря и начал юродствовать.
Житие блаженного Прокопия было таково. Славу мира суетного и мимотекущего он ни во что не ставил. ... Преставился он 8 июля 1303 года вблизи Введенского монастыря, у святых ворот в конце помоста. Через три дня было найдено его мертвое тело под огромным сугробом, нанесенном снежной бурей.
***
Ночью опять была буря. А с утра - ливень и холодрыга. Снилось, как я большую раковину надел на голову, как шлем, и, гордый, стоял в полосе прибоя и смотрел вдаль. Зачем? Почему? Не знаю. Хочу сны хорошие посмотреть.
В середине дня немножко солнца посветило - бросили корочку нищим-болезным, пожалели, - и опять дождь полил, и с севера движется что-то совсем невообразимое, Гог и Магог, такой страх - взглядом не охватить. Гром катается по горизонту. И тишина, тьма накатила, пора лампы зажигать. Все, хлынуло, ударило градом в стекла, спасите-помогите, веду прямой репортаж прямо из центра событий. Звук такой, будто секут шпицрутены по соседней крыше, а нашу, почему-то не задевают.
Ос успел проведать, осы целы, гнездо как капустный кочан, как чешуйчатая башка бронтозавра, а давно ли было как теннисный мячик невинный? Сергун чуть не попался, он против них диверсию замыслил, сделал вылазку с садовыми ножницами, разведать, где они часовых выставляют, все такое. Говорит, одна дура ползала у двери, как обычно, но стоило ему тронуть соседнюю ветку, как "Полундра! В штыки! По коням!" - посыпались толпой из казармы. Он спешно отступил, бросив обозы и маркитанток.
Эта жуткая туча перескочила через нас, как танк через окоп. Страху много, толку мало. Опять светло. Дом какое-то время дымился. Я как увидел эти вертикальные струйки дыма из щелей, побежал проверять, нет ли пожара. Нет, просто дождь был ледяной, а дом еще теплый.
А птицы уже давно петь перестали. Должно быть, улетели в теплые края.
***
КЛАЙВ БАРКЕР. ПЛЕМЯ ТЬМЫ. - 4/10
Кино такое было с душевными монстрами, мне в детстве нравилось. Как всегда, вроде фигня, но что-то в нем есть.
ГОЛЬДШТЕЙН. ПОМНИ О ФАМАГУСТЕ. - 6/10
Длиннющие предложения с намеренно затрудненной грамматикой, намеренно строятся так, что в конце предложения забываешь, что было в его начале. Интересно, но не особо понравилось. Выдрючиваться все умеют. Тема сисек раскрыта более чем душевно. Книжка, хоть и на русском языке, но подчеркнуто нерусская, ностальгический взгляд из Израиля в бакинский советский буфет, в декольте знойных буфетчиц, еврейский восток в переспелой сладости, чувственности и комплексах, - все совсем чужое для меня. Написано же с блеском.
Без даты
Ничего не писал, тосковал, читал всякие биографические книги про поэтов. Ночью небо набито облаками, как перина ватой. Днем - облака поистинне прекрасны.
КАТАЕВА. ДРУГОЙ ПАСТЕРНАК - 4/10
Эта книжка после мусорных анти-ахматовских лучше пошла. Наверно, п.ч. про Пастернака я меньше знаю и не плевался от ее вранья на каждой странице. И мне, также как автору, из пастернаковских жен симпатичнее всего Зинаида Николаевна. В общем, прочел. Зачем, не знаю. Головой последнее время слаб.
ИРМА КУДРОВА. МОЛОДАЯ ЦВЕТАЕВА. - 3/10
Стиль сразу взбесил. "Две сестрички растут-подрастают в Трехпрудном переулке старой Москвы"... "Другие ее влюбленности, о которых уже она сама хорошо помнила, были много страннее: например, в куклу, выставленную в витрине большого магазина. Или в актрису из «Виндзорских проказниц». Или в пушистого кота, неожиданно приблудившегося, несколько дней подряд гревшегося под лучами солнышка на подоконнике." Вот уж верный признак гения: любить котиков. Хотел сразу бросить, но там картинки интересные, так, рассматривая фотографии, все и прочитал. Я люблю пожестче, без умильностей, а тут такая Цветаева для младшего школьного возраста.
Засмотрелся на несколько фотографий - после рождения дочери Цветаева просто прелесть, мягкий распущенный рот, очень ранимая. А ведь в это свое счастливое время она была ужасно наглая, самоуверенная, и они с Асей вопили в две глотки, что они гении, а вы все подите к черту.
СВЕТЛАНА КОВАЛЕНКО. АННА АХМАТОВА - 7/10
Хорошая книжка, правда фрагментарная. Очень интересна родословная Ахматовой: Ахматовы и Чегодаевы - с татарской стороны, чингизиды по семейным легендам, Стоговы, которых выгнали из Новгорода при Марфе Посаднице, дед - любимец Бенкендорфа, его дочери - при "Народной воле", Мотовиловы, бабушка - племянница келейника Серафима Саровского, Горенки - из крепостных, прадед, солдат, взял в плен трехбунчужного пашу, участник бородинского сражения, брал Париж, дед - севастопольский герой. Кстати, Бунины в родстве со Стоговыми, поэтесса Анна Бунина - и ахматовская родня. Много про Недоброво (я как раз о нем мало знал - талантливый честолюбец, боярский род, но из бедных, умница-эстет-красавец, ученый, пушкинист, утонченный до невозможности ("«Перламутровый мальчик» звали его в интимном кругу в пору его студенчества. «Он фарфоровый», пугались друзья"). Его сперва на порог дома Анрепов не пускали, женился на очень богатой светской красавице ("Она была старше Недоброво на семь лет и боготворила «своего мальчика»), она баловала его и ласкала, и окружила его всем, о чем он мечтал, (друзья говорили: "только ради его письменного стола можно было бы жениться"), он собирал уникальные кружева, на стене нарочно занавеска висела, чтобы восхищенные гости могли любоваться на его офигенно красивый профиль, и тут - бац! - Ахматова, и все полетело кувырком, любовь, ее измена с Анрепом, чахотка и смерть. Бедный парень! Еще о "Поэме без героя", "Прологе" и "Энума Элиш" - умно и интересно.
Странно, от жизни Ахматовой кроме эпоса и трагедии еще отчетливо тянет театром абсурда и буффонадой, что и она сама прекрасно чувствовала. В "Прологе" и "Энума Элиш" как раз об этом.
В тексте была фраза, что романы Ахматовой не поддаются исчислению. Вообще понятно, почему она так бесит анти-ахматовок: сама она очень умно шифровалась и нагоняла туману так профессионально, что за руку не схватишь, а высасывать компромат из ее невинно-уклончивых фраз - сразу за клеветника сойдешь. Окружающие же о ней говорили любовно-восторженно, за исключением нескольких голосов, которые на общем одическом фоне тоже звучат черной завистью. И вот как такую прищучить и скинуть с пьедестала? Катаева прям в истерике бьется: слепцы! Все вы врети! Ето ниправда, ето лош.
Немного цитат:
- Борис Анреп, опытный сердцеед, мог сказать ей в молодости: «Девочка, вам бы грибы собирать, а не меня мучить».
- Летом к восторгу детей за непрочной загородкой размещался бродячий цирк. Как—то, разбежавшись с горы, Аня и Рика, не сумев остановиться, угодили в загородку с медведем, к ужасу публики. Все произошло так стремительно, что сам косолапый не успел опомниться, а сестрички столь же стремительно выбрались на свободу. Бонна плакала и просила не рассказывать о случившемся дома. Так и договорились. Однако, вернувшись домой, маленькая Рика закричала: «Мама—Мишка—морда—окошко!»
- Однако память о годе, проведенном в Евпатории, ее угнетает. До конца жизни Ахматова не могла забыть, как Инна Эразмовна часами просиживала в глубокой задумчивости, не замечая, что беспрерывно стучит пальцами по столу: «Этот монотонный звук даже навел соседей на мысль о нелегальном типографском станке, на котором студент Андрей Горенко якобы печатал революционные прокламации».
- Гумилев попросил друга художника расписать его комнату в виде подводного царства, русалка - Анна Горенко. Вышло, походу, не очень, потому что некоторые принимали ее за водяного.
- Бывший зэк просит на бутылку: «„Я сидел по делу Зайченко и Ахмедова“, – и он многозначительно подмигнул. И вдруг я понял, что Зайченко и Ахмедов – это перевранные им Зощенко и Ахматова <… > „Дело, молодые люди, государственное. Я по нему подписку давал, об нем когда—нибудь весь мир услышит, только для вас сообщаю: Зайченко ни в чем не виноват, его затянул Ахмедов…“ Мы рассмеялись, и он получил свой гонорар. Анне Андреевне почему—то эта история очень понравилась. Может быть, она считала ее каким—то бредовым отражением истины…»
После постановления 1946 года эйфория в отношении Советской России пошла на убыль, а Тэффи говорила, что совсем не хочет, чтобы на пересечении границы ее встречала виселица с телами Зощенко и Ахматовой.
26 июля, воскресенье
В Москву ездил, но на люди в интернет не выходил, п.ч. увидел, что флибуста открыта и принялся скачивать книжки. Только все скачал за полтора месяца, как бац - ее опять закрыли. Да и не хотелось с мрачным рылом в развеселый калашный ряд.
Нашел эстетское место, где приличные люди в карты играют, немножко выиграл в штосс и в покер, а то в прежнем месте было малость стремно. Чуть не основной мой заработок в последний год. Может, еще бильярду поучиться? Я пробовал пару раз - говорят, у меня большие способности.
Не успел дотемна на дачу, а ночь такая черная, что местами я просто наощупь шел и даже сбился с дороги - сперва в лопух, потом в канаву. Кузнечики стрекочут, тепло, а у меня под крышей жара.
Окна открыты и на свет налетела толпа истеричных бражников. Обжигаются о лампу, падают мне за шиворот. Я сперва мирно реагировал, но потом пошли судороги, припадки и эпилепсия - очень уж они мерзко трепыхаются в волосах. Вдруг Чиж, который мирно спал, вдруг вскакивает, с потрясенным видом заглядывает себе под хвост - и оттуда вдруг вылетает бражник.
У меня уже был с ними конфликт. В детстве я с приятелем играл в карты на Россию, и Урал со Средней Азией постоянно переходили из рук в руки. В конце концов влетели два бражника и стали на нас бросаться. Мы поняли - что это оскорбленные Урал и Средняя Азия.
***
БЕНГТ ЯНГФЕЛЬД. СТАВКА - ЖИЗНЬ. Владмир Маяковский и его круг. - 7/10
Хорошая книжка, я бы с удовольствием что-нибудь такое и про Есенина почитал. Ближайший круг очень много о человеке говорит. Интересно про Лилю Брик, которую я совсем не люблю, но тут даже пожалел мимоходом. Маяковский, кажись, в жизни был невыносим, как избалованный вдрызг вундеркинд. А Лилин салон казался элитой разве что пролетарским поэтам - карты, еврейские анекдоты да сплетни. Француз Моран об их жизни роман написал: героиня (Лиля) у него Василиса Абрамовна, которая «принадлежала к столь распространенному типу, что любому мужчине казалось, будто он уже обладал ею». Вообще футуристические красоты сексуальной свободы несколько омрачались необходимостью делать реакцию Вассермана, а иные радости - сотрудничеством с ЧК.
Я вдруг подумал, что Маяковский - чуть не единственный человек, которому революция дала комфорт, стабильность и семейное счастье. У любой 13-летней девочки биография экстремальнее: слом жизни, война, бегство, голод, аресты, смерти близких, а у Маяковского - тишь да гладь, ничего крупнее скандалов в кофейнях и проигрыша на бильярде, а то, что происходило в стране его эмоционально не затрагивало (к первой мировой он намного горячее относился, чем к гражданской). Вот такая биография самого боевого поэта революции.
Приятно, что автор не входит ни в бриковскую мафию, ни в фанклуб Татьяны Яковлевой.
27 июля, понедельник
Проснулся из-за грозы. Дождь лил такой, что впору ковчег собирать, гром непрерывный, как будто тут Прохоровка и 42й год. Молний мало, но очень яркие, - хотя окна зашторены, комната взрывалась белым светом. Я думал: сейчас люк в полу открою, а там вода плещется. Нет, ничего такого. Силу дождя я преувеличил, потому что железная крыша многократно усиливает звуки: иногда грохот такой, будто рояль из самолета выпал и прямо на крышу попал, а это просто ворона приземлилась.
Собираю прекрасное: Ночная гроза. Внезапно выросла красная смородина со вкусом белой. Цикады стрекочут. Я так по ним соскучился! Тепло. Можно распахнуть окно и наблюдать бешеную бурю. Небо черное, но свет все же пробивается откуда-то, странный, желтый, словно от костра. Ветер налетает со скоростью сверхзвуковой, но в окно не задевает - так странно смотреть на беснующиеся деревья, когда на плеере такой романтический Дворжак. Чиж сперва дал себя поймать, потом дал чесать брюшко, а потом повис у меня на шее и трогательно обнимался. А потом чудесно спал, как сфинкс, поджав лапы и высоко подняв голову, а глазки зажмурил и храпел
Шорох дождя вокруг, молнии теперь сверкают на юге. Тучи ходят высоко, под ними - ветер, прохладные струи, шелест и шорохи. Небо вздрагивает молниями так часто, что это все похоже на испорченную лампу. Дождь залил печную трубу. А я как раз читал арабских поэтов и нашел шикарное про бурю и потоп у бедняги Имруулькайса (в детстве я в честь него назвал комнатный цветок, но он сдох от жажды):
...Сабир-гора, словно шейх в полосатом плаще,
Гордо стояла в густом дождевом покрывале.
Утром казалось: холмы — как ряды веретен;
Их обмотав буреломом, потоки стекали.
Волны свой груз уносили в низины, в пески,
Мерно качались они, как верблюды с тюками.
Птицы так весело пели, как будто с утра
Пили вино, а не влагу, застывшую в яме.
Трупы животных вечерний усеяли дол,
Словно растенья, что вырваны вместе с корнями.
Гордо стояла в густом дождевом покрывале.
Утром казалось: холмы — как ряды веретен;
Их обмотав буреломом, потоки стекали.
Волны свой груз уносили в низины, в пески,
Мерно качались они, как верблюды с тюками.
Птицы так весело пели, как будто с утра
Пили вино, а не влагу, застывшую в яме.
Трупы животных вечерний усеяли дол,
Словно растенья, что вырваны вместе с корнями.
ШЕНГЕЛИ. КАК ПИСАТЬ СТАТЬИ, СТИХИ И РАССКАЗЫ - 4/10
Книжка 1928 года. Для рабкоров и пишущих в стенгазеты. Исторически интересна. Рядом с советом не давать герою-крестьянину фамилию Оболенский, и как переделывать пушкинский Анчар в стишок о задержке зарплаты, он половину книжки рассказывает о цезуре, анакрузе, ассонансах и т.д. с цитированием Бальмонта. Слушатель представляется как-то сюрреалистически: некто в лаптях и с туберозой в петлице, в треухе и с моноклем в глазу. А раешник, которым предлагалось бичевать недостатки на производстве - это ж рэп!
ФРЭЙ. КАК НАПИСАТЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ
Живенько и бессмысленно. Но я не ради смысла эту фигня читаю, а чтобы устыдиться и преодолеть неписец.
28 июля, вторник
Равноапостольного великого князя Владимира
Св. Максим Исповедник: "Божество, соединилось с человечеством во Христе, подобно огню, пронизывающему положенное в жаровню железо".
***
Сон про то, как гости съезжались на дачу и делили чье-то большое наследство. Я прятался в душе и слушал, как планируют мое убийство. Дача старинная, в соснах, поленница, топор в чурбан воткнут и этот топор меня сильно нервирует.
***
Белое солнце в парном молоке неба. Облака кто-то медленно помешивает ложкой. Толщина облаков, говорят, 13 км. Задохнемся все, как любовники, спрятанные под перину. В Москве вчера мужика молнией убило. Бедняга, но смерть интересная.
Розово-лиловая спирея такая воздушная и хрупкая на фоне редкой хвои Парамоши Лягушатникова. Модернистские лилейники, как с плакатов Мухи, - разорванные пламенные сердца.
Крыжовник в кои-то веки едим, а раньше его собаки еще зеленым съедали.
***
Стихи читаю. Годфрид Бенн. Он отрицал биологическую систему ценностей. Да! Болтовня про хорошие и плохие гены, нынешний культ стандартной миловидности и внешней молодости - такая отвратительная хрень.
Человек у него как проявление невидимого, непредсказуемого, не поддающиеся социальному и психологическому анализу. Задача искусства - "исключить жизнь, преодолеть ее, сузить, чтобы преобразовать ее стилистически".
"Попутчиков времени время непременно обгонит, лишь к застывшему на месте повернется лицом весь мир".
Отвращение к логическому образу мышления: он считал это образцом псевдодуховной деятельности. (Да, иррационализм манит.)
Творчество - единственная форма и формула выживания, перехода в мир без печали, где "за болью наступает воскресенье и даже смерть дышит словно страсть".
"В искусстве идет речь не об истине, а об экспрессии"
***
ПЕТЕР АЛЬТЕНБЕРГ. ВЕНСКИЕ ЭТЮДЫ - 5/10
Нечто утонченное, эфемерное, ни о чем, но шарман, опять же исторически интересно, чем зачитывались в начале 20 века, под кого жизнь строили. Такое надо читать под лаской плюшевого пледа, потягивая кофе с ликером (или что там сейчас в моде у романтичных особ), а под водочку - нет, под водку хорошо Платонов идет или Зощенко, на худой конец. "Я бы хотел вечно смотреть и молчать", - пишет он о себе.
"Раз вечером Полина заснула во время ужина. В руках она еще держала чайную ложечку. Она откинулась в глубокое бархатное кресло. Золотистые волосы ее не спали и искрились.
— «Наяву она спит, а во сне оживает»
— Только не говори ей этого.
— Не скажу.
— Ей не надо это знать. Она не поймет. Это ее испортит.."
Вот как-то так. Почему мне кажется, что все это непременно должно кончиться октябрьской революцией и Гитлером?
29 июля, среда
Сегодня тепло, солнце светит, но настоящего тепла нет. Старая яблоня под моим окном, которая так пышно и радостно цвела, сперва вся обросла маленькими яблоками, затем они дружно сгнили, и теперь, смотрю, она их сбросила и стоит такая довольная, лысенькая, половина веток сухих. Ну и ладно. У нас вишни такая же есть - отличная подставка для клематиса. Надо и на яблоню, что ли, виноград намотать.
Осиное гнездо незаметно выросло до размеров футбольного меча, точь-в-точь чешуйчатое яйцо какого-нибудь Чужого. Даже я стал его опасаться: вдруг веточка подломится и оно брякнется Чижу или Боне на голову? Сколько теперь там этих тварей? Насмерть загрызут.
Сегодня я как-то холоден к природе. Надоели эти пустые обещанья тепла и ласки где-нибудь через недельку. Мадам, уже падают листья, а летом мы так и не насладились!
И есть я че-та разлюбил. А бывалоча как на халявные салатики крокодилом кидался, как на макароны по-флотски жаркие слюни пускал! Теперь не то - одну поганую курицу месяц доесть не могу, цукерброд не лезет в рот. Это хорошо, с одной стороны, экономия большая выходит, я ее на жижу для пыхалок спускаю и намерен канцтовар какой прикупить, когда побольше накоплю, но жестко спать и сидеть на собственных костях. И штаны падают.
***
ГЕТМАНСКИЙ. АЗБУКА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. - 2/10
Барахло. Мужик скомпилировал свою книжку из бессмертных трудов Басова, Никитина, Логова и Веллера, но до своих кумиров явно не дотягивает. Недоучка ("культ Дионисия"), тип советского лектора "есть ли жизнь на марсе". Пишет так коряво, что хочется инструкцию к бензопиле почитать, чтобы отдохнуть душой от его жеванной фанеры.
ГОТФРИД БЕНН. МОРГ. - 9/10
Как я его люблю! Маяковский рядом с ним - булошник у горшка с геранью. И даже в первом сборнике сквозь все прозекторские и гинекологические реалии прорывается что-то вроде концентрированного звездного света.
"Тебя обозвали проклятой расплатой,
А ты раскинулась радуге крылатой
Над вершинами счастья поверх печали".
УГРОЗА
Но ведай:
Звериные дни настают. Водяные мгновенья.
Вечером веки мои засыпают, как небо и лес.
И бессловесна почти любовь -
Лишь бы крови твоей напиться.
А ты раскинулась радуге крылатой
Над вершинами счастья поверх печали".
УГРОЗА
Но ведай:
Звериные дни настают. Водяные мгновенья.
Вечером веки мои засыпают, как небо и лес.
И бессловесна почти любовь -
Лишь бы крови твоей напиться.
***
Неаппетитные жалобы
Охота за моими глазами. У меня так бывает: как-то в детстве меня целый месяц долбало током, я даже привык и начал в этом кайф находить, хотя однажды даже обуглился. Был период, когда я колотился мордой обо все подряд и ходил в ссадинах и болячках, потом я месяц падал с лестниц, ну и так далее. Сейчас меня злодеи зрения лишают: то Чиж на глаза со всей дури прыгнет, то уголь залетит, то муха застрянет. А на днях меня ветка сливы по морде хлестнула. Я бы и внимания не обратил, пошел себе, но тут смотрю - из глаза, сука, что-то торчит, бревно какое-то. То есть, я стою себе, такой невинный и недоумевающий, а в мой глаз воткнут дрын с палец длиной. Я его осторожно вытянул дрожащими руками, осмотрел: где-то вдвое толще и длиннее спички, кривой, грязный, вошел довольно глубоко, на 1-2 см, сам бы не выпал. Глазом поморгал - вроде все нормально, боли особой нет, вытекать пока не собирается (привет Кутузову с Нельсоном). Не знаю, как так может быть. Он походу вошел в ту дырку, откуда слезы льются. И вроде никаких последствий. Но ведь жуть! Писали бы в милицейских протоколах: "Глаза черные, жгучие, горящие страстью и скорбью. Одного не хватает". Надо мне в маске сварщика ходить, пока ауспиции неблагоприятны. Только где ее взять?Ночью небо - негатив. Белые облака на черном фоне, гусиные крылья. Вега горит сквозь облако, острая, прекрасная. И луна такая яркая, что даже ее отражение в бочке слепит глаза.
Ингмара Бергмана на презентации «Шепотов и криков»: «Ребенком я представлял себе душу в виде дымчато-синего, похожего на тень дракона… Но внутри дракон был сплошь красный».
30 июля, четверг
Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Один святой говорил, что разница между неверующими и верующими такая же колоссальная, как разница, существующая между изваянием, статуей и живым человеком. Статуя может быть прекрасна, она может быть прекрасней всякого человека, но она навсегда остается деревом или камнем. А человек может быть и невзрачным, но в нем есть что-то, что может сиять Божественным светом. (Антоний Сурожский. Ступени).
***
Ночью приходила мышь. Что-то вроде журчания воды и писк, нежные звуки - словно купание фей, Моцарт, Ватто, а на самом деле - грызуны сношаются и закусывают дореволюционным Шекспиром.
Утром надо было ехать в Москву, но поезд пролетел мимо с издевательским свистом, помесь Змея Горыныча и Соловья Разбойника.
***
НЕНСИ КОЛЛИНЗ. НОЧЬЮ В ТЕМНЫХ ОЧКАХ
Про вампиршу. Фигня, в ванне читал.