31 июля, пятница
Мудрость из французского детектива:
...в психоанализе появление поезда во сне символизирует смерть.
...Герберт Малин, американский серийный убийца, верил, что своими жертвоприношениями он предотвращает землетрясения, и определявший по внутренностям степень загрязнения воздуха.
... Мелани Кляйн одна из первых выявила неспособность детей-аутистов к абстрактно-символическому мышлению. Предмет, связанный с каким-либо человеком, не напоминает такому ребенку об этом человеке, а полностью с ним сливается. Кляйн занималась случаем мальчика по имени Дик. Однажды ребенок точил карандаш и, глядя на стружки, сказал: «Бедная госпожа Кляйн». Он не различал психоаналитика и стружки, напоминавшие ему о рисунках, которые он делал по ее просьбе. Для него карандаш и был, в буквальном смысле слова, «госпожой Кляйн».
...Проделайте один опыт. Задайте индейцам какой-нибудь вопрос. Они вам ответят. Назавтра задайте им тот же самый вопрос. И вы получите совершенно другой ответ. Их восприятие мира изменчиво, понимаете? Как этот лес и эти земли, не способные стоять на месте.
...Карл Юнг писал: «Невроз есть страдание души, утратившей смысл существования».
***
КЛОУН, 2014
Красивый фильм. Мне понравилось, в какой манере снято. Клоун с виду очень страшный и детей жрет очень натурально. А что еще надо?
1 августа, суббота
Нашел себе место у другого окна. Там березы на ветру текут и струятся, как водоросли в реке, самозабвенно, а клен шумит хаотично, как-то на одном месте листьями хлопочет, страшная высокая ель с шишками движется скупо, вроде ручкой пока-пока делает, пугающе по-человечески. Солнечный ветер. После дождя все рассверкалось. Розы такие мокрые, словно раковины со дна моря, вода в каждой извилине. Облепиха очень хороша - седая соболья шкурка.
Закат на совершенно гладком, отполированном небе -
"Утомительный день утомительно прожит,
Голова тяжела, и над ней
Розовеет закат — о, последний, быть может, —
Все нежней, и нежней, и нежней"...
Голова тяжела, и над ней
Розовеет закат — о, последний, быть может, —
Все нежней, и нежней, и нежней"...
Луна как заточенный рубль, которым сумки режут, белая, резкая, круглая, со сточенным краешком.
***
ПАВЕЛ ФОКИН. ЛЕРМОНТОВ БЕЗ ГЛЯНЦА.
Фокин в предисловии задается вопросом, могли бы футуристы всей толпой сбросить Лермонтова с корабля современности. И однозначно отвечает: ни фига, Лермонтов их бы порвал, как тряпку. Их подростковые дерзости безобидным буржуа Лермонтов еще в младенчестве переплюнул.
Замечательные портреты его в воспоминаниях, будто в каждом гусаре и светской даме Лермонтов пробуждал психолога и художника хоть на минуту.
В его дуэли явно прослеживается теория хаоса. Сотая процента была за то, что кто-то на этой дуэли из-за ничтожного повода может погибнуть, и вот - нелепый, не умеющий стрелять Мартынов, в туман, на огромной дистанции, из кривого пистолета. Тут и набигают сторонники теории заговора, а я умудренно пожимаю плечами: "В жизни оно все как раз так и бывает".
Цитаты из воспоминаний
***...Взгляд у него был необыкновенный, а глаза черные. Верите ли, если начнет кого, хоть на пари, взглядом преследовать, – загоняет, места себе человек не найдет.
...прежде чем вы подошли к нему, он вас уже понял: ничто не ускользает от него; взор его тяжел, и его трудно переносить. Первые мгновенья присутствие этого человека было мне неприятно; я чувствовал, что он наделен большой проницательной силой и читает в моем уме, и в то же время я понимал, что эта сила происходит лишь от простого любопытства, лишенного всякого участия, и потому чувствовать себя поддавшимся ему было унизительно.
...но он был умен, и бывало ночью, когда остановится у меня, говорит, говорит – свечку зажгу: не черт ли возле меня?
...А то время было очень щекотливое: мы любили друг друга, но жизнь была для нас копейка: раз за обедом подтрунивали над одним из наших, что с его ли фигурою ухаживать за дамами, а после обеда – дуэль…
...В числе четверых находился и Лермонтов. Он сумел со всеми тремя своими попутчиками до того перессориться на дороге и каждого из них так оскорбить, что все трое ему сделали вызов, он должен был наконец вылезть из фургона и шел пешком до тех пор, пока не приискали ему казаки верховой лошади, которую он купил. В Георгиевске выбранные секунданты не нашли возможным допустить подобной дуэли: троих против одного, считая ее за смертоубийство, и не без труда уладили дело примирением, впрочем, очень холодным.
...у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, – без этого он не мог быть покоен, – и, выбрав ее, он уж беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был кончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его.
...Эта русская разудалая голова так и рвется на нож.
...Еще у этого постреленка, косолапого «Майошки», страстишка дразнить меня моею аккуратною обстановкою и приводить у меня мебель в беспорядок, сорить пеплом и, наконец, что уж из рук вон, просто сердце у меня вырывает, это то, что он портит мои цветы, рододендрон вот этот, и как нарочно выбрал же он рододендрон, а не другое что.
...Елизавету Алексеевну почти всегда возили вместо лошадей, которых она боялась, крепостные лакеи на двухколейке, наподобие тачки, и возивший ее долгое время крепостной Ефим Яковлев нередко вынимал чеку из оси, последствием чего было то, что Елизавета Алексеевна нередко падала на землю, но это Ефим Яковлев делал с целью из мести за то, что Елизавета Алексеевна в дни его молодости не позволила ему жениться на любимой им девушке, а взамен этого была сама к нему неравнодушна. Он не был наказуем за свои дерзкие поступки, что крайне удивляло всех обывателей села Тархан.
...Н.С. Мартынов: По пятницам у нас учили фехтованию; класс этот был обязательным для всех юнкеров, и оставлялось на выбор каждому рапира или эспадрон. Сколько я ни пробовал драться на рапирах, никакого толку из этого не выходило, потому что я был чрезвычайно щекотлив, и в то время, как противник меня колет, я хохочу и держусь за живот. Я гораздо охотнее дрался на саблях.
О дуэли:
...нам и в голову не приходили какие бы то ни было серьезные опасения. Думали, так себе, повздорили приятели, а после и помирятся. Только хотелось бы, чтобы поскорее все это кончилось, потому что мешала их ссора нашим увеселениям. А Мартынов и стрелять-то совсем не умел. Раз мы стреляли все вместе, забавы ради, так Николай Соломонович метил в забор, а попал в корову. Так понятно, что мы и не беспокоились.
...в последнюю минуту, мы, и я думаю сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут… ужинать.
...Глебов отмерил 30 шагов и бросил шапку на то место, где остановился, а князь Васильчиков, – он такой тонкий, длинноногий был, – подошел да и оттолкнул ее ногой, так что шапка на много шагов еще откатилась.
– Тут вам и стоять, где она лежит, – сказал он Мартынову.
Мартынов и стал, как было условлено, без возражений. Больше 30‑ти шагов – не шутка! Тут хотя бы и из ружья стрелять. Пистолеты-то были Кухенрейтера, да и из них на таком расстоянии не попасть. А к тому ж еще целый день дождь лил, так Машук весь туманом заволокло: в десяти шагах ничего не видать.
...В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
...– Мальчишки, мальчишки, убей меня Бог! Что вы наделали, кого вы убили! – И заплакал старик.
Сейчас же они все трое были на гауптвахту отправлены и сидели там долгое время. А мы дома снуем из угла в угол как потерянные. И то уж мы не знали, как вещи-то на свете делаются, потому что, по тогдашней глупой моде, неверием хвастались, а тут и совсем одурели. Ходим вокруг тела да плачем, а для похорон ничего не делаем. Дело было поздно вечером, из публики никто не узнал, а Марья Ивановна Верзилина соберется пойти телу покланяться, дойдет до подъезда, да и падает без чувств.
***
ЖАН-КРИСТОФ ГРАНЖЕ. ЛЕС МЕРТВЕЦОВ - 4/10
Довольно муторный детектив. Героиня - женщина, и не то чтобы я против, но поначалу она только и делает, что страдает без мужика. Впрочем, сколько я знаю француженок (аж двух), они как раз этим и занимаются. Как всегда, меня не столько сюжет занимает, сколько всякие социально-национально-антропологические приметы. У французов до сих пор сохраняется мода на левизну - теперь это еще и признак молодости ("я недостаточно стара, чтобы праветь"), так что с развитием пластической хирургии консерваторов вообще не останется. Французы все еще на порядок культурнее амеров. В музеи ходят, классику кино знают, Лакана и Фуко цитируют, и мастурбации слегка стыдятся, вернее, ценят чистоту и свободу. Ну и слава Богу!
Вроде бы и интересно, каннибал в Париже, лес-галерея в Аргентине, неандертальцы, преступления кровавой хунты, все дела. Еще много всяких штучек, которые я себе отмечаю, чтобы потом посмотреть повнимательнее - названия книжек, фильмов, картин, интересные места на земле. Но книжка почему-то не захватывает. Героиня противная, и сначала, когда она тощая горожанка на диете в поисках мужика, либералка в пол-Глюксмана (стадность интеллектуалов ничуть не меньше, чем у гопоты, взгляды у всех как под копирку), а потом, когда "обретает себя" - внезапно большевичка, "бодрись, товарищ". Конец скомканный, и кто злодей я сразу догадался. А так - ничего.
ПИТЕР БИГЛ. МИЛОСТИ ПРОСИМ, ЛЕДИ СМЕРТЬ - 7/10
Приятный рассказ, изящная стилизация под Оскара Уайльда.
2 августа, воскресенье
«Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
***
ГОДФРИД БЕНН. ПЬЯНЫЙ ПОТОК
Этот сборник мне меньше нравится. Ритм и рифмовка как-то не цепляют. Может, переводчик не тот? Сложные образы в коротких строках - получается какая-то мелко рубленная окрошка. Сплошь абстракции. Декларативно, вызывающе, бьет на эффект, не очень мне интересно.
...Святость иная
Порфировых вод -
Там, где Даная
К небу цветет.
Где мистагоги,
Где пенье менад,
Где древние боги
Смерть мастерят.
Порфировых вод -
Там, где Даная
К небу цветет.
Где мистагоги,
Где пенье менад,
Где древние боги
Смерть мастерят.
***
Целый день трясусь от отвращения. Из-за вечной сырости повсюду какая-то живность развелась. Достал новые полотенца - края рулона в каких-то опарышах и черной плесени. В пакет с Чижовыми хрящами, о которых я на месяц забыл, влезли мухи и отожрались на них так, что не смогли вылезти, но размножились там, отложили личинки, и теперь ползают внутри - огромные, сонные. Мерзко, как прикосновение повелителя мух. Мыши еще. Наглеющие на глазах осы (в них есть некое отмороженное безумье). Китайские миллиарды жучков в собачьей еде... Мне все время кажется, что кто-то по мне ползает, что в вареных макаронах затаились трупные черви, все гнилью пахнет и все - плесень на вкус. Прямо какая-то гребанная адская Калькутта в сезон дождей: змеи, пауки, пиявки, трупные черви, ядовитые миазмы и страшные сны, когда кто-то мертвый и тяжелый садится на грудь и давит горло влажными холодными руками. (Анекдот из газеты: "Лето, конечно, так себе, но ведь, скажем честно, и мы сами - не очень"...)
В таком настроении стал Габриэль Витткоп читать - клин клином...
И не сплю. Сейчас пытался хоть полчаса поспать. Только глаза закрыл, (спать даже и не думал), как из окна в комнату влез вампир и встал надо мной. Я сквозь веки видел, как его тень загораживает солнце и прекрасно представлял все его передвижения. А он суетился: то к ногам бесшумно отбежит, то прямо над головой наклонится и дышит мне в шею холодом. Я только от слабости воли не мог разлепить глаза и посмотреть на него, да и боялся ужасно. Самое жуткое, что я не спал, но критически оценить происходящее не мог, как в самом глубоком сне. И так минут пятнадцать. Он метался вдоль моей кровати, он протягивал руки, но не касался, движенья непредсказуемые, бесшумные, и поэтому очень страшные. У меня стали зубы стучать, волосы дыбом встали - реально паническая атака. Потом он шарахнулся к окну и исчез. Я выждал время, глаза открыл - и сразу мозги включились. Понял, что это занавеска на ветру надо мной летала. В общем, опыт со сном не удался. Хорошо, хоть не поседел.
* * *
ГАБРИЭЛЬ ВИТТКОП. ВЕЧНЫЙ АЛЬМАНАХ ГАРПИЙ С ОБЪЯСНЕНИЕМ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ПОВАДОК, ОБЫЧАЕВ, МЕТАМОРФОЗ И СУДЕБ.
Загадки:
1. Что лежит рядом с небольшим чемоданом — белое на красном?
2. Кто синеет на сквозняке?
3. У кого нет крыльев, но есть одно перо, и он летит по воздуху?
ОтветыОтветы:
1. Скелет коммивояжера, обглоданный гарпиями.
2. Сердечный больной, когда гарпия открывает дверь.
3. Поэт, похищенный гарпией.
***
Немного правил. Почему я не могу писать так свободно, как в дневнике? С трудом преодолеваемая скованность, зажатость. Не преодолеваемая.
От бессонницы с головой что-то не так: хотел написать "к огню" пишу "ко мню", чую - что-то не то, зачеркнул и снова пишу "ко мню", в отчаянии собрал все силы ума, и написал типа правильно: "к коню".
3 августа, понедельник
Надоело мне пугаться насекомых, поэтому я решил их приблизить и очеловечить. Влетевшей мухе говорю: "Здорова ли, Марья Ивановна", а пауку, который по-кошачьи влез ко мне на колени, говорю: "Пошел прочь, Кузьма. Вот прикажу тебя на конюшне выпороть". И правда - стало легче, уже не колбасит от них.
Правда, еще неприятно изобилие яблок и слив, деревья все скрючились от тяжести, ветки буквально до земли гнутся, яблоки и сливы висят плотно, гвоздями и гниют прямо на ветках. Калькутта, сезон дождей.
***
Наплевать! Зато какую офигенную книжку я нашел: ТОЛСТОЙ. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. ТОМ 13. ВОЙНА И МИР. ЧЕРНОВЫЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ - несколько томов. И "Анна Каренина" есть, и "Воскресенье". Какой восторг! Это мне надолго радости хватит. Черновики Достоевского я еще в школе по нескольку раз перечитал, а до Толстого руки не доходили.
Интересно, во времена Толстого были пособия для молодых писателей? Он всех героев характеризует по пунктам: "Имущественное. Общественное. Любовное. Поэтическое. Умственное. Семейство." В графе "Поэтическое" у Толстого раз за разом: "Любит забыться, выпить, поздно сидеть и болтать". "Не прочь выпить"...
Поначалу ничего не разобрать. Только женщины кое-как узнаваемы. Главный герой изначально - вроде старшего Турбина в "Двух гусарах", очень обаятельный. Из ВиМ и привязать не к кому, разве что сильно облагороженный Долохов, кстати, он должен был поначалу соблазнить княжну Марью. Совершенно достоевский персонаж вроде Ставрогина.
Миллион героев, все друг другу родня и друзья, все спят с женами друг друга, все идеальную Волконскую замуж зовут, какие-то совращенные барышни в больших количествах, дуэли. Потом, походу, Толстой все это оставил, но по одной штуке.
Борис и Берг яснее всех и поначалу идут чуть ли не главными героями-антиподами, а потом стали почти близнецами. Долохов и Борис постепенно из романтических героев мутировали в карикатуры. А Николай Ростов как был ничтожеством, так и остался.
Наташу Толстой изначально задумывал как весьма озабоченную девицу: дайте мужа, а лучше двух, и любовника, и детей побольше: "В 1810 Наташа: дайте мне мужа. Всех сводит с ума: Пьера, Андрея, Анатоля. Борис не смеет не любить. Ее удивление. Даже Берга надо сбить с толка." "К[нязь] А[ндрей] едет в Турцию, прощается с Н[аташей]. Она дрожит от страсти, а он холоден. Дайте мне мужа". "Пьер надоел Наташе своей робостью. (Да ну же? Ну?)."
Элен в Москве захвачена французами, изнасилована и убита. Старый князь Болконский своего новорожденного ребенка от дворовой девки методично отправляет в Воспитательный дом, как и предыдущих четверых. Князь Андрей, вялый и женственный, женился на неподходящей особе по залету и изгнан отцом из дома. Соня - суровая и пылкая толстуха с ножом собирается убить соблазнительно Наташи, а потом уговаривает Долохова убить его на дуэли. Маленькая княгиня и Анатоль тоже толстые и грудастые. Для Толстого это первый признак красоты. Борис Друбецкой - невинный рыцарь, навеки влюбленный в Наташу. Рокового красавца, с которого все начиналось, Толстой уже не знает куда приткнуть, пытается Анатоля порочным и умным демоном сделать, но окончательно - Долохов.
Вот так оно было в ранних вариантах. Ужасно интересно. Потом и про Анну Каренину читать буду (в черновиках она вроде была вульгарной и некрасивой). Надеюсь, что про Китти там тоже гадости будут, я ее не выношу.
***
Ночью красные розы выглядят очень пышно и торжественно, им черное идет, а, с другой стороны, они похожи на павловский платок и цыганскую юбку. Ни луны, ни звезд, а земля, точь-в-точь как говорил Элюар - вся синяя, как апельсин.
4 августа, вторник. Равноап. Марии Магдалины
Когда теряешь сознание, кажется, что мир тоже исчезает, приходишь в себя будто в вакууме - а как же мир? остался там, в небытии?
Развоплощаюсь, моя прелес-с-сть.
Посреди неба висит огромное, сияющее облако: континент, острова, полуострова, горы и русла рек, все в снегу. Там зима. А у нас непонятно что.
***
ПУНИН Н.Н. МИР СВЕТЕЛ ЛЮБОВЬЮ. ДНЕВНИКИ. ПИСЬМА.
Наконец дочитал. Пунин резко поумнел, когда стал жить с Ахматовой, прекрасные письма стал писать. (Наверно, в письмах - значительная часть его обаяния, женщинам трудно от них отказаться, хранят их на груди и просят положить с собою в гроб.) И по-человечески он стал приятнее, как его вышибли из советских начальников. Он был в Японии - и мне очень захотелось увидеть криптомерию, заросшие ими японские горы. Какой смиренный, просветленный блокадный дневник! Страшно думать о необходимости страдания для души.
***
Хотя солнце сегодня щедро светило, но все какое-то слегка мертвое. Лето застыло в одной точке и ни туда, ни сюда, будто в банке законсервировано. А жизнь съезжает вбок на кривых санках и, должно быть, в бездну (пока не рассмотрел толком, куда).
Писал сегодня старательно, но, кажется, все какую-то дрянь.
В предчувствии осени немножко Бродского со слезой во взоре:
"Проплывают облака, проплывают, проплывают над рощей,
где-то льется вода, только плакать и петь, вдоль осенних оград,
всё рыдать и рыдать, и смотреть всё вверх, быть ребенком ночью,
и смотреть все вверх, только плакать и петь, и не знать утрат.
Где-то льется вода, вдоль осенних оград, вдоль деревьев неясных,
в новых сумерках пенье, только плакать и петь, только листья сложить.
Что-то выше нас. Что-то выше нас проплывает и гаснет,
только плакать и петь, только плакать и петь, только жить."
где-то льется вода, только плакать и петь, вдоль осенних оград,
всё рыдать и рыдать, и смотреть всё вверх, быть ребенком ночью,
и смотреть все вверх, только плакать и петь, и не знать утрат.
Где-то льется вода, вдоль осенних оград, вдоль деревьев неясных,
в новых сумерках пенье, только плакать и петь, только листья сложить.
Что-то выше нас. Что-то выше нас проплывает и гаснет,
только плакать и петь, только плакать и петь, только жить."
5 августа, среда
Пол-луны и много звезд.
* * *
Л.Н. ТОЛСТОЙ. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. ТОМ 14. ВОЙНА И МИР. ЧЕРНОВЫЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Первые варианты кончались совершеннейшим хэппиэндом, князь Андрей выздоравливал и сам соединял Наташу и Пьера, у княжны Марьи и Николая прям любовь-любовь, даже Петя Ростов был жив-здоров. Все съезжались в Тамбове, обнимались и счастливо рыдали.
СТИВЕН КИНГ. НЕСУЩИЙ СМЕРТЬ. - 5/10
Ну ничо так.
ВАЛИШЕВСКИЙ. ПЕТР ПЕРВЫЙ
Ах ты ж польская русофобская вонючка!
6 августа, четверг
"Если Бог за нас, кто против нас? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем."
***
Париж сегодня снился, что-то связанное с попытками спасти генерала Кутепова ("Авианосец" - исправляет меня автозамена, все-таки она большая чудачка). Я пытаюсь пробраться в парк Монсо, где проходит большевистская сходка, но русских туда почему-то не пускают, я прорываюсь силой, а охранники в спину шипят мне "саль метэк". Живые пони на карусели. Большевики вплавь добираются до островка в пруду. Атакованы гусями. Развешивают штаны сушить на иве. Потом я несусь куда-то вниз от Биржи, задыхаясь, сшибаю китайские прилавки. Опаздываю. Еще там был Богенгард, с которым мы вместе ломали руки: "Не уберегли!"
***
Всюду костры жгут который день. Дым расползается низом, как фосген. Фосген тоже, небось, красив в закатных лучах, когда он обвивает яблони и стелется по тропинкам, заросшим травой.
Птица Кювитт поет теперь днем, а Чиж пытается подгавкивать. Шизофренический дуэт: педантичное недрогнувшее "кювитт" с пылом-жаром метронома и лай Чижа, которого темперамент заносит черте куда. В Ла-Скала я бы их не пригласил. Кстати, я эту птицу так ни разу в лицо и не видел. Мне почему-то кажется, что она должна быть похожа на Гиммлера. Так что, как только увижу усы и стеклышко в глазу, сразу пойму, что это она.
***
"В условиях сакрального хронотопа..." - эти слова прочел я сейчас в одной умной книжке и меня настигло озарение - наконец-то я понял, где живу. В сакральном хронотопе, Постум! Вместе с бабой-ягой и пестрой коровой.
В девять уже темно. От лета только хвостик остался. Рыдаю. Зима близко, а я теплом не запасся. И книжка о сказках меня разволновала. Особенно песочный человек, вырывающий деткам глаза, и жуткая старушка, сидящая на дереве. Как теперь в сад идти собак выгуливать?
Сходил. Осмотрел возможные места расположения бабок. Яблони у нас лысые, там только очень мелкие старушки укрыться могут. Туи колючие, там долго не высидишь. Остаются многочисленные кусты, но в этом случае можно не опасаться прыжка сверху и перекусывания шеи. И собаки бы сразу унюхали. В общем, ладно, паранойя сегодня отдохнет.