Потом Живоначальной Троицы в Хохлах, Морозовский сад за стеной, заросшей виноградом, в подвалах – очаровательные мастерские, где кукол штопают и какие-то бронзовые штучки начищают. Ивановский монастырь. Скромные палаты Мазепы. Колпачный переулок. Хотел добраться до католического петропавловского собора, там концерт органа и дудука, ломанул по дворам к Старосадскому и заплутал, мужик с большой собакой предложил квест: типа, два раза свернуть налево - перескочить помойку - три раза направо - спрыгнуть со стены, но я чёт настолько стал скучен, что пошел в обход, горюя об ушедшей молодости с ветром и дымом в разных частях организма. Потом новая Маросейка с широкими тротуарами наконец-то, хотя половина домов все еще осыпается, храм Косьмы и Дамиана, храм св. Николая в Кленниках, где батюшка Алексей Мечев служил, храм св. Георгия Победоносца в Лучниках.
Была мутная луна, убывающая на глазах. Всякий раз, когда я смотрел на нее, от нее словно по куску отгрызали тайком. Листья кувыркались по асфальту со звуком пустых спичечных коробков. Скрюченные, как ладошки, звонкие - воздух внутри.
* * *
Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе
Преподобные Феодор и Феофан Начертанные: Перед пыткой святого Феодора городской эпарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, - за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: "Это всё равно, как бы вы сказали: "Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь". Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах стихи, оскорблявшие славных исповедников (поэтому их и именуют "Начертанными".) "Пиши, что хочешь, перед Страшным судом прочтешь свое писание", - говорили императору братья.
Святой Петр, бывший мытарь, был главным сборщиком податей в Африке в царствование императора Юстиниана (527 - 565). Человек он был жестокий и немилосердный. Однажды он бросил куском хлеба в нищего, неотступно просившего подаяния. Ночью Петр во сне увидел себя умершим и то, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божия. На чашу добрых дел нечего было положить, кроме куска хлеба, брошенного нищему с досады, но и это остановило чашу с порочными делами, опускающуюся вниз.
Никон, припав к раке преподобного Саввы, умолял его, как живого, взять его в свою обитель.
В житиях много интересных подробностей о жизни людей в разные времена.
"Опасаясь гнева царя Иоанна Грозного, родственники опального князя Ивана Ивановича Бельского тайно увезли его семилетнего сына Гавриила в город Старицу. В зрелые годы молодой князь, видя немилость царя к его роду, удалился в Вологду и поселился у чеботаря, у которого научился сапожному ремеслу. Супружество его было недолгим, вскоре жена умерла, и князь Гавриил воспитывал маленькую дочь." Князь Бельский был сапожником? Ничего себе!
* * *
Веретено сна - это оказывается, научный термин. Или околонаучный.
Записал ночью несколько снов.
1. Остывший пепел он индийских благовоний, разбросанный по полу, по столам вдруг в какой-то момент задымился и тут же, не успел никто опомниться, загорелось сразу во многих местах, сперва маленькие язычки пламени, я ломанулся на кухню за водой и когда вернулся через секунду – все было уже поздно, комната горела, жалюзи, как прогоревшие ребра в костре.
2. Внезапно про школу. Я чувствовал себя взрослым, шум на перемене раздражал, я открыл дверь в кабинет директора и остановился там в узком предбаннике, просто чтобы никого не видеть и не слышать. Через какое-то время пришла директрисса (незнакомая мне, да и школа была чужая, не моя) и стала орать: «Что ты здесь делаешь? Что ты здесь искал?» И я так спокойно, как большой: «Я искал одиночества и нашел его». Ни хрена не помогло, она продолжала орать и трясти меня, и я тоже сбился с тона начал оправдываться, как маленький.
3. Что-то длинное, но запомнилась только агрессивная реклама на пляже: людям предлагают продавать себя на органы, мол, это и почетно, и выгодно, «вы спасаете жизни других людей и повышаете уровень своего благосостояния». И на огромных плакатах – счастливые морды тех, кто продал свою почку и теперь наслаждается богатством на яхтах и курортах. В маленьком телевизоре у продавца мороженого говорят о том же. «Совсем охренели», - говорит он. И рассказывает про своих друзей, которые собрались родить одного ребёнка конкретно на продажу. Питерское мороженое типа «Изящная корова».
* * *
Чижик простудился, сопит, хрюкает и чихает, а я с ума схожу.
Обнаружил закономерность: когда волоку до дома нетранспортабельно пьяную барышню и ее рвет на мои начищенные ботинки, это верный признак того, что у нас скоро завяжутся относительно серьезные отношения (любовь или дружба, не важно). Поудивлялся на такие причуды сознания, сестре рассказал, так она говорит, что это вообще норма: в юности если ее тошнило на колени кавалеру, через пару дней он являлся, взволнованный и отчаянный, признаваться в любви до гроба, а то и с предложением руки и сердца. Типа, если уж он такое пережил и не охладел, значит, это оно, вечное глубокое чувство.
А у меня малость по-другому. Мне не приходится переступать через оскорбленное эстетическое чувство, я собачник и с детства за ними все подтирал и за бабушкой лежачей ухаживал, для меня в блюющей девушке никакого потрясения нет, дело житейское. Я, скорее, чувствую, что некий порог интимности преодолен. Держал ее за пояс, пока ее тошнило, рот платочком вытирал, уши ей натирал, чтобы голова не так кружилась – все, уже вроде ответственность на себя взял за эту дуреху, обязан позвонить на следующий день, поинтересоваться, жива ли, потом закрадывается мысль, что надо за ней приглядывать, а то пропадет без меня, в общем, уже не чужой человек, а в чем-то даже родной.
О КНИГАХ:
STEVEN SAYLOR. ARMS OF NEMESIS
Ещё одну английскую книжку закончил. Римский сыщик расследует убийство родственника Красса во время восстания Спартака. Из всякой фигни про Древний Рим Сэйлор мне нравится больше всех. Маккалоу по сравнению с ним - отстой.
Красс интересный персонаж - волевой, непреклонный, расчётливый, безжалостный, но невезучий. Мне кажется, чтобы быть любимцем фортуны, нужна доля беспечности и спонтанности. Удаче в строго прочитанных обстоятельствах делать нечего, вот она и не суется.
Рекомендуют читать на английском вслух и громко. Я и читаю, по интонациям точь-в-точь как мордатый чтец при барыне из «Звезды пленительного счастья», который читал про Клементину.
ФЕДОР СТЕПУН. БЫВШЕЕ И НЕСБЫВШЕЕСЯ.
«Слова предсмертной записки застрелившегося в Марселе эмигранта: «а в Туле небо было ярче» не такое уже преувеличение, в особенности если принять во внимание преображающую силу тоскующей памяти.»
«Если я сейчас сяду в то кресло моей комнаты, в котором я никогда не пишу и не читаю, а лишь «пролетаю в поля умереть»…
О ФИЛЬМАХ:
ЗАТУХАЮЩИЙ ОГОНЕК Луи Маля. – 9/10
Хороший фильм. Тоже отчужденность, самоубийство, тоже без внешних причин. Всегда ассоциирую себя с такими героями: как все вокруг богатеют, обзаводятся семьями, взрослеют, а я один остаюсь на месте, и мне ничего не хочется, и не хочется, как они. И все меня любят, но жизни все дальше расходятся. Вот только я не свернул ни к алкоголизму, ни к самоубийству, поболтался рядом и пошел стороной.
ТИХООКЕАНСКИЙ РУБЕЖ - 2/10
Я такое совсем не люблю. Одно дело, когда большая зверушка рушит город, а маленькие люди разбегаются и ужасаются, и другое дело, когда какие-то смешные роботы типа Карлсон с вентилятором в животе лупят кулаками по Годзилле с фонариком во рту. И эта невыносимая бодрость, пафос! Испанец, походу, старался быть максимально американским и перестарался. И ваще – где артиллерия? ракетно-ядерные войска где? Все ниндзи тупые бросаются с босыми ногами на шашку. Тьфу на них.
ПОЖИРАТЕЛИ ПЛОТИ, реж. Лучио Фульчи, 1979. - 6/10
Изобретательно и жутко. Много страшных находок и грим зомби очень убедительный. Фантазия у Фульчи поразительная. Даже идиотизм барышень, которые стоят и таращат глаза, пока к ним медленно подползают зомби, и то кажется мне сомнамбулически привлекательным. И поселок на южном острове настоящий. В общем, люблю я фильмы второй категории. И посёлок на острове очень настоящий, нет впечатления декораций. По-настоящему страшно.
ДВЕ СПАЛЬНИ, ОДНА ВАННАЯ - 4/10
Вполглаза смотрел, параллельно читая Исигуро. Что-то вроде "Ребенка Розмари". Отзывы все ругательные, но мне вроде неплохо зашло, рваный хаос с галлюцинациями. Для меня хуже всего - стандартный сюжет для широкой публики и привычные приемы.
Услышал там о сонном параличе - когда разум проснулся, а тело ещё спит. У меня такого еще не было, страшно, должно быть.