В воскресенье метро было закрыто, так что я ехал к сестре старой дорогой, и вот дошел до угла у музея, и чую - тревожно мне как-то, рука пытается найти в кармане и раскрыть мою маленькую наваху - а ведь я уже лет пять ножа с собой не ношу, и наваха моя сломалась.
На этом углу всегда болталась одна мелкая банда. Их главный, почти карлик, мне чуть не по пояс, мне благоволил, я ему определенно нравился, и он неизменно был учтив, жал руку, все дела, и лупил с ноги своих, если они пытались влезть в наш галантный разговор, но он редко из тюрьмы выходил, а без него это все мои враги были и мы вечно ругались и дрались. Нет, не все враги - с двумя из них я дружил. С первым я год в одном классе учился, умный спокойный парень, но типа неблагополучная семья, связался со шпаной, и в конце концов сел за квартирные кражи, а второй - на год меня моложе, очень милый, обаятельный раздолбай, он меня три раза случайно от смерти спасал всегда на одном и том же месте, оттаскивал за шиворот из-под колес автобуса с добродушным матом, прям ловец во ржи. И однажды его довольно серьезно порезали, когда я дрался с его приятелями, а он полез нас разнимать, слава Богу, не до смерти, он вообще был добрый парень, миротворец, красивый и умный, но уже где-то к 15 годам пропил мозги, а потом я слышал, что у него какой-то хренов туберкулез и дела плохи, а после этого я о нем ничего не слышал. А самый вредный в той тусовке был пацан, года на три-четыре моложе остальных, жирный мелкий грузин, он уже в двенадцать лет был конченной мразью, в таком возрасте торговал девками и веществами - пока я его не встретил, не поверил бы, что такое может быть. И взрослея, он ни хрена не менялся. Просто воплощенное зло, Дэмьен перед ним - просто розовый зайчик, и других умел на зло разводить. Его все боялись в школе и восемнадцатилетние лбы обходили, как прокаженного. Он был очень холодный, вообще без каких-либо чувств, кроме желания сделать что-то злое. Надеюсь, он сейчас в тюрьме, а не в политике.
В общем, многое внезапно вспомнилось. Дурацкая, дикая ранняя юность! Сейчас лучше. Хотя драться мне нравилось, очень нравилось, я сам нарывался.
* * *
По молитве святителя Василия Великого (память 1 января) перед иконой Пресвятой Богородицы об освобождении христиан от гонителя христианской веры Юлиана Отступника (361–363) Заступница рода христианского послала святого воина Меркурия в помощь от Церкви торжествующей к Церкви воинствующей. Образ святого великомученика Меркурия, изображенный на иконе рядом с образом Пречистой Богородицы, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем. В этот самый момент Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»
Защищая осужденную на казнь женщину, святитель, следуя примеру Спасителя, велел бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, и отправил женщину на покаяние. Князь и ростовские бояре, недовольные епископским судом, изгнали святого Иакова из Ростова. Выйдя из города, святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию, и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней, как в лодке, управляемый благодатью Божией.
* * *
НЕМНОЖКО ЦИТАТ, НАДЕРГАННЫХ У ФУКО
Безумие есть отчуждение человека от его человеческой сущности и тем самым оно парадоксальным образом как раз и указывает на человеческую сущность, вскрывая истину о человеке, молчаливую, но всегда угрожающе присутствующую в тайниках каждого человеческого существа. Оно указывает на внутренний мир дурных инстинктов человека вообще, а не только человека безумного. Поведение психически больного несовместимо с общественными нормами и требованиями морали. Но оно есть проявление “дна”, темной глубины, присутствующей в каждом человеке. Поэтому с представлением о безумии неразрывно связана тема виновности человека.
Жан Ипполит говорил: «Я придерживаюсь идеи, что изучение безумия - отчуждения в глубоком смысле этого слова - находится в центре антропологии, в центре изучения человека. Сумасшедший дом есть приют для тех, кто не может больше жить в нашей бесчеловечной среде»
Про корабль дураков: Тема воды привносит во все это целый сонм связанных с нею смутных представлений; вода не просто уносит человека прочь — она его очищает; к тому же, находясь в плавании, он пребывает во власти своей переменчивой судьбы: на корабле каждый предоставлен собственной участи, всякое отплытие может стать для него последним. И неведома никому земля, к которой причалит его корабль, — равно как не знает никто, из каких краев он прибыл, когда нога его ступает на берег. Нет у него иной правды, иной родины, кроме бесплодных просторов, пролегающих между двумя берегами, двумя чужбинами.
Мотив души-челнока, одинокой в безбрежном море желаний, в бесплодном поле забот и неведения, окруженной бликами ложного знания, заброшенной в самую сердцевину неразумного мира; челн души обречен оставаться во власти великого моря безумия, если не удастся ему бросить надежный якорь веры либо поднять свои духовные паруса, дабы веяние духа Божьего направило его в порт.
В смехе безумца есть одна особенность: он уже заранее смеется смехом смерти; умалишенный, предрекая смертельный мрак, уже обезоружил его.
В те времена химера давала наглядный урок того, как душа человека, терзаемого желаниями, становится пленницей звериного начала; все эти гротескные лица, расположенные на брюхе у чудовищ, принадлежали к миру великой платоновской метафоры и являли собой унижение духа, впавшего в безумие греха.
* * *
СНЫ
1. Я видел как винтили какую-то рок-группу. Они все такие в сатанинском гриме, кожаные лифчики с шипами, все дела, и солисту со скрученными за спиной руками какой-то мент резко затягивает маску на глазах. Страшно было.
2. Сказочный антураж. То ли кино, то ли детский утренник. Печка выпекает пирожки. Я присмотрелся, а это - жопа. Простите.
* * *
ПРО КИНО
СТРАНИЦЫ КНИГИ САТАНЫ. Дрейер мой любимый. Несколько сюжетов: 1. Иуда, предательство Христа. 2. Испания, инквизиция. 3. Французская революция. 4. Финляндия, 1918, красные требуют от телеграфиста, чтобы он заманил белых в засаду, сатана теперь в облике русского монаха, командира красного трибунала по совместительству (типа, если б Распутин остался жив, я так понял). В общем, скучновато, но все же лучше «Нетерпимости», хотя и такого же типа фильм. Замечательные крупные планы.
МУКИ НЕВИННЫХ, реж. Лучио Фульчи, Италия, 1972. - 7/10
Качественный триллер в хичкоковском стиле, жаль, что я сразу насчет убийцы догадался. Все равно хорошо, много параллельных мини-сюжетов, приятное разнообразие.
ВОДОЛЕЙ (Deliria), реж. Микеле Соави, Италия, 1987
Постановка «интеллектуального порно-мюзикла» про маньяка внезапно становится слишком реалистичной. Приятно уже то, что не тупые подростки страдают. Неплохо, приятная манера, но довольно банально. И там такая сова скачет!
ЦЕЗАРЬ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ, реж. Паоло Тавиани, Италия, 2012 – 6/10
Как ставят Шекспира в итальянской тюрьме для особо опасных преступников. Играют реальные уголовники и очень хорошо играют, итальянцы артистичные, а у этих еще и подлинная агрессия, своя, родная. Несколько отличных эпизодов – как Рим из тюремных окон орет то за Брута, то за Антония. Уголовники явно больше понимают в Цезарях, Антониях, Брутах и Кассиях, чем актеры.
ПЛЕМЯ, Украина, реж. Мирослав Слабошпицкий, 2014 – 8/10
Тишина радует, а потом пугает. Это про глухонемых, фильм без единого слова. Мощное мрачное кино, жуткий финал.
ДИКИЕ ИСТОРИИ, Аргентина, 2014 - 7/10
Потешный фильм из чумовых историй, много драйва. Особенно второй эпизод понравился, про двух водителей, преступление страсти. Я совершенно уверен, что это все могло быть на самом деле. Жизнь такая и есть.
«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МНОГОНОЖКА», 2009 – 7/10
Ну жуть, вот откуда у «Бивня» ноги растут. Пугающий, тошнотный, экзистенциальный абсурд. Испугала меня эта хрень всерьез, особенно финал. Никому не рекомендую, тут надо очень крепкие нервы и желудок иметь.
* * *
ПРО КНИЖКИ
Читаю дневники Кузмина и Фуко "История безумия в классическую эпоху" (очень здорово Фуко пишет, и что я его раньше не читал?), но конца пока не видно, все же английский язык много времени отнимает у чтения (а еще больше - работа, интернет и пасьянсы)
АЛЕКСАНДР ГРИГОРЕНКО. МЭБЭТ – 8/10
Хороший мифологический роман про таежного героя (чукчу, видимо) - он был любимцем богов, жил легкой красивой жизнью, без страданий, поражений, страха, обид, тоски, даже без великой судьбы, которая без страданий невозможна. Сердце его сломалось только когда у него родился внук, и Мэбэт его полюбил. А когда пришло время ему умирать, он захотел жить еще, чтобы поднять на ноги любимого внука, пошел к богам, и оказалось, что вся его жизнь не настоящая, это богиня хранила его от печалей, и теперь ему нужно пройти по подземному миру, по Тропе Громов - «Я должен познать горе, которое предназначалось мне, а досталось другим». Обретение человечности, в общем. Необыкновенно увлекательно, просто и ясно написано, тема золотая. Недавно Григоренко еще одну книжку написал, обязательно прочту.