Сегодня надо непременно думать про Фаворский свет, Преображение, внутреннюю тишину, священное безмолвие и «Троицу» Рублева. Возсия весна постная, цвет покаяния… Свет рядом, за тонкой плёнкой мира. В Сретенском монастыре чудесно пели "Свете тихий". Звук воздух круглый, спиральный, вихревой, как лестница в небо, как колодец в глубину.
Про книжки и фильмы c картинками:
Про фильмы:66. У НОЧИ ТЫСЯЧА ГЛАЗ, 1948, реж. Джон Фэрроу – 6/10
Нуар по роману Вулрича (я читал, хорошая книжка), книжку удачно переделали в сценарий, так чтобы никто не знал, чем дело кончится. Жаль, что из богатой утонченной рефлексирующей француженки, слишком привязанной к отцу, сделали стандартную железобетонную американку. Хорошо про предсказателя, актер похож на Мессинга. Приятный фильм, но облегченный, не чувствуется такой гнетущей обреченности, как в книжке.
67. ЖЕБО И ТЕНЬ, реж. Мануэль де Оливейра, 2012 - 8/10
Режиссеру, кстати, больше ста лет, и он вот такие шедевры снимает. Немножко вроде "В ожидании Годо". Трое говорят о своей бедной однообразной жизни и об отсутствующем сыне. Ощущение тесноты усиливается от того, что постоянно поминают глухие стены, тьму. Отец видит сына в каждой несчастной тени на улице. Он скрывает от матери, что сын стал вором, а мать мечтает, что сын сбежал в какую-то лучшую жизнь. Отцу сочинять байки о процветании сынка где-то вдали все труднее (это уже восемь лет длится), но мать рада обманываться, плачет и мечтает.
И вдруг сын возвращается и, тараща шальные глаза, толкает анархистские речи: мол, все преступники в душе, вы не живете, вы похоронены заживо, а у преступника тоже есть душа, и она страдает. Ворует у отца деньги компании и сматывается в закат. Отец, чтобы сохранить иллюзии матери, принимает вину на себя.
Все действие происходит в комнате, за столом. Все, как в театре. Старые Жанна Моро, Клаудиа Кардинале - очень интересно на них смотреть. Хороший фильм о сверхценности иллюзий.
68. ГЛУБОКИЙ СОН, 1948 – 5/10
Сценарий по Чандлеру писал Фолкнер, как-то смешно это звучит. Я смотрел невнимательно и запутался – там с десяток симпатичных девушек, которые говорят Богарту, что он красавчик, и десяток мужиков с пистолетами, которые связаны с вышеозначенными девушками, все со всеми.
69. ПЕЙЗАЖ В ТУМАНЕ, реж. Тео Ангелопулос, 1988 - 9/10
Дети ищут отца, которого нет. Роад-муви по Греции (не туристической) в Германию под чудесную музыку, поезда, снег, сбежавшая невеста, умирающая лошадь, артисты, кусочек кинопленки, воспоминания о войне на зимнем пляже, дальнобойщик-насильник, рука колосса, которую поднимают из моря, мотоциклисты, клуб, застенчивый солдатик, ночью переходят через границу, лодочка, которая увозит детей в ночь, выплывают в утреннем тумане на луг с одиноким деревом, к которому бросаются, как к обретенному отцу. Фильм замечательный.
70. ПРОБУЖДЕНИЕ, 1990, США, реж. Пенни Маршалл – 6/10
По книжке Оливера Сакса, основано на реальных событиях. О пациентах психиатрической клиники, находящихся в странном сонном оцепенении после эпидемии энцифалита и как их пробуждают к жизни с помощью нового препарата, и как они реагируют на это. Де Ниро играет пробудившегося больного, а Робин Уильямс врача. Доброе и хорошо сделанное кино, но слишком обычное.
71. УЧИТЕЛЬ НА ЗАМЕНУ, - 7/10
Неожиданно понравился, потому что не столько про детей, сколько про учителей - мазохистский, безнадежный труд, все истерики, со своими тяжелыми комплексами, одинокие, унижаемые. И на Гослинга приятно смотреть. Кстати, как и русские сельские учителя начала 20 века, этот учитель ведет среди школоты революционную пропаганду.
72. ТАБУ, сериал – 7/10
Каким-то образом я умудрился посмотреть вместо первой серии последнюю и се показалось мне запутанным и таинственным (собственно, это мне и понравилось больше всего - сложная композиция, все дела). Первую серию я обнаружил в самом конце.
Атмосфера годная, грязь и кровища, пороки и безумие. Несколько удачных актеров - главный герой вполне харизматичный, король хорош, трогательный транс, сумасшедший химик, бандиты колоритные, слуга-отравитель. Женщины хуже. Уна Чаплин с вытаращенными глазами пугает и бесит, но что-то в этом есть патологичное и запоминающееся. В общем, неплохой сериал, буду продолжение смотреть.
Правда, если задуматься, то получается вот какая картина. Главный герой спит с сестрой, вырезает сердца и языки своим коммерческим соперникам, колдун и каннибал. Этим самым он привлекает к себе всех симпатичных людей, которые готовы за него убивать и умирать. А вот христианство и патриотизм главный герой обличает как общественные пороки. Он у нас моралист. Особенно меня волнует то, что он метис - значит, априори положительный, а каннибализм, колдовство и инцест - национальные особенности, которые следует уважать. Чую, скоро людоедство реабилитируют следом за вуду, слишком уж сильно оно связано с чернокожими, следовательно, дурным делом быть не может. Чет порой мне кажется, что антихрист уже давно здесь и уже скрываться перестал. Интересно, когда без тату 666 ничего в магазинах продавать не будут? Пора Апокалипсис перечитать, знаки поискать.
73. БУНТ САМУРАЕВ (Восставший), Япония, 1967, реж. Масаки Кобаяши – 8/10
Господин отдает наложницу в жены молодому самураю, потому что она его побила, когда застала с другой. Отца молодого самурая (Тосиро Мифунэ) в свое время также женился, и жена у него властная и суровая. Он пытается отказаться от такой чести для своего сына, но фиг два. А молодые привыкли и полюбили друг друга, дочка родилась, и тут господин решает ее отобрать, потому что сын от нее стал его наследником (другие его дети перемерли). Женщина в отчаянии, она всегда не выносила господина, ее уже жених в свое время продал, а теперь она ждет, что любимый муж тоже от нее откажется. И вот тут отец и сын говорят Причем, не из-за понятий о чести, а потому что нельзя так с бедной женщиной поступать. Они все понимают, чем это кончится, всей семье кирдык. Упорный шантаж со всех сторон, на женщину давят, но она несгибаемая - пусть все умрут, но я не согласна. Даже муж в какой-то момент дрогнул, но его отец говорит: а вот хрен, будем бунтовать.
Жену обманом забирают (мать и младший брат ее сдают). В результате женщина бросается на копье, ее мужа тоже убивают, а озверевший Мифуне мочит их всех и отправляется с внучкой жаловаться в столицу. На воротах стоит его благородный друг (впрочем, он довольно скользкий, на мой взгляд), единственный, кто может соперничать с ним в боевых искусствах. Он им всячески сочувствует, но пропустить его не может. Мифуне и его убивает. Но потом солдаты тупо расстреливают его на поле конопли (или овса, штоле). Все равно он их всех поубивал и сам умирает в конопле, но миссия провалена, никто не узнает о подлости клана. Младенца среди множества трупов подбирает кормилица.
Фильм отличный, красавцы Мифуне и его сын, женщина крутая (мне нравится, что она не хочет жертвовать своим достоинством даже ради жизни любимого мужа), их тройной самоубийственный торжественный порыв - гори все огнем, а гадам не покоримся.
74. Начал было смотреть сериалец "Мурка", но вдруг понял, что неприятно слышать мову и одесский говор. В "Ликвидации" это все мило воспринималось, а теперь почти невыносимо.
75. НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ. (Out 1. Noli me tangere), реж. Жак Риветт, Сюзанн Шиффман. 1971. - 8/10
Страшно было приниматься за этот фильм. Он 13 часов идет. Пока я два эпизода посмотрел, и уже сильно затянуло. В таких фильмах, где зрителя втягивают в жизнь людей на экране, возникает странное желание жить жизнью любого из них - молодой глухонемой попрошайка, неудачливая мошенница с пистолетом, актеры маленького театра. Я такое, наверно, люблю. Зато, оказывается, не очень-то люблю французов - слишком самодовольно-говорливые.
Про книжки:
32. ИВАНОВ. ВИЛЫ
Как странно кровь говорит. Когда я о Пугачеве читаю, то я всей душой на стороне его противников, имперец, но как дошло дело до башкирских восстаний - тут я уже и не знаю, умом за империю, за Татищева, Неплюева, полковника Михельсона и майора Папаву, но в душе что-то заодно с Кинзей и Салаватом - нипочему, просто в голове скифские кони скачут, хвостом пыль разметают, я бы тоже поскакал. Впрочем, Пугачева, Чику, Шигаева, Торнова мне тоже жаль, их бы перенаправить с внутренних мятежей на внешние завоевания, а просто казнить - это растрата крутых пассионариев.
В своем русском варианте я - верный присяге и стойкий, а в восточном невоплощенном изводе я был бы коварный, изменчивый и плевал бы на клятвы и обещания.
33. БРЮС СТЕРЛИНГ. РОЙ
Мрачный фантастический рассказ. Фантастика - мой самый нелюбимый жанр, потому что не про людей, а про человечество, а это все пустые умствования.
34. ШИМОН МАРКИШ. СУМЕРКИ В ПОЛДЕНЬ – 7/10
О веке Перикла в Афинах, о том, что это был закат полиса и во время, казалось бы, высшего могущества Афины стоят на пороге смерти. Приятно написано, в основном, я и так все это знаю, но освежить в памяти Пелопонесскую войну и Перикла было полезно.
35-37. АРСЕНЬЕВ. АРХИМАГ В МАТРОСКЕ, кн. 1, 2 и 3. – 3/10
Давно такой дряни в таком количестве не читал. Вот зачем?
38. STEVEN SAYLOR. WRATH OF THE FURIES
Интересная, немножко детская книжка о том, как Гордиан в юности пытался предотвратить резню римлян в Эфесе - безуспешно. Про Митридата и плащ Александра. Быстро я ее прочел. Сэйлор на очень легком английском пишет, мне легче всего его читать.