1 августа, вторник
Тепло, и меня разморило, работать не хочется, ничего не хочется, только тепло впитывать и слушать как птицы поют и как Чиж крыжовником хрумкает. От крыжовника мы его гоняем - сами любим, а его мало, но уже традиционно его съедают мои собаки. Гуга осторожно просовывала тонкий нос между колючек, вставала на задние лапы и объедала его, как коза, даже с верхних ветвей. Чижу каким-то странным образом передались ее гены: встает на задние лапы, грациозно объедает все сверху, безносая толстая морда с вылупленными глазами не предназначена, чтобы куда-то в колючее пролезать, но он все равно ходит кругами, подползает снизу, толстыми губками срывает ягоды. Еще любит малину и черную смородину. Красную не ест, а одну из красных нам продали как белую, но она выросла цветом красная, а на вкус белая - и это лучший вариант - и красиво, и вкусно.
Стиль такой, потому что я Джойса читаю. Обезьянничаю невольно.
Королевна в парке вешает белье
Королева в спальне хлеб с вареньем ест
А король на троне пишет манифест.
5 августа, суббота
Катастрофа! Стер все написанное за неделю! Прям хоть вешайся, но я не стану. Спешно принялся старые файлы разбирать, надо как-то восстанавливать, и прям тоска - понятно, что ничего точно не вспомню, тем более, что всё дело в деталях, может, в одном слове, которое я вдруг вставил и внезапно оказалось хорошо.
Вот что мне делать теперь? И так все хреново, еле заставлял себя писать, а тут такой облом.
Трудно и тоскливо восстанавливать, вспоминать: понятно, что будет хуже и не то, потому что вместо нужного настроения - воспоминание о нем, и интонация по памяти, а не естественная, но и полностью новое тоже ни фига не напишешь.
Постараюсь в одну неделю уложиться, чтобы все заново написать, потому что больше не выдержу.
Будет адская неделя. Придумал себе утешение, что это все - эксперимент, на который я в обычных условиях не пошел бы. Я никогда прежде не пытался восстанавливать потерянные тексты. Когда мне было лет 16, одна дура-девка потеряла мой первый роман, который был в единственном экземпляре. Тогда я плюнул и забыл, потому что я его уже перерос в мозгах, а сейчас - ни фига, одна деградация, маразм и Альцгеймер впереди, никакого прогресса лет с 25, только упадок (это по внутренним ощущениям, но когда на старые тексты смотрю, они мне еще меньше нынешних нравятся. Просто сейчас мне кажется, что тогда писплось легче. Но, может, и ошибаюсь.)
КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ 1, 2, 3, реж. Коппола
Пересматривал тут вполглаза. За что Де Ниро Оскара дали? Ему ж там играть нечего. Лучше бы дали Брандо. К фильму я холоден, мне больше книжка нравится - есть в ней некое эпическое спокойствие и величественная простота, собрание народной мудрости, крестный говорил, что я ее должен наизусть знать, как боевой устав пехоты. А в фильме слишком много народу толчется, и все на одно лицо итальяшки.
6 августа, воскресенье
Добрый день, веселая минутка, кинь-грусть, тоску-размыкай! Пытаюсь веселиться и всю дорогу пишу.
Приехал на дачу рано и сразу за работу схватился. Для вдохновения Аристофана читал. Тоски уже такой нет, как вчера была, настроился правильно, а то прям хоть в петлю или хоть в запой на месяц. Но я себе воли не дал.
Маленький сынок паука Кузьмы приходит посидеть у меня на коленях, резвый, худенький, очень милый, ужасно боюсь его раздавить ненароком, поэтому и прогоняю, а так - пусть бы сидел.
Вдруг задумался, а пауки ли они, Кузьма и его потомки? Вот такие, у которых тельце с булавочную головку и длинные бесплотные ножки? Паутины они, вроде не плетут, мух не едят (в них просто ничего не влезет). Может, поэтому и моя арахнофобия молчит? Посмотрю в определителе.
Посмотрел: Кузьма и Кузьмичи у нас, походу, сенокосцы, только не полевые, а домашние.
ДРОЖЬ, реж. Дарио Ардженто, 1982
Смотрел вполглаза, свое писал, но вроде приличный триллер, хотя я к Ардженто и Бава холоден, они меня не трогают так, как Фульчи.
Занятно про поляков: "Конституция 1638 года не позволяла польской шляхте, для поддержания среди неё равенства, носить на родине графские или княжеские титулы; однако, при поездке за границу дело было совсем другое. Каждый шляхтич мог величать себя как ему было угодно. При настоящей же поездке воевода Денгоф титуловался князем, епископ Лещинский и два члена посольства – титуловались графами. Наконец даже сам Опалинский, этот ревнитель шляхетского равенства и преследователь пустых титулов, не отказался назваться на этот раз графом Бнинским."
АРИСТОФАН. ЖЕНЩИНЫ НА ПРАЗДНИКЕ ФЕСМОФОРИЙ. ЛИСИСТРАТА
Прелесть! Первая комедия про Еврипида неприличная, там скиф с очаровательным акцентом, а вторая - вообще шедевр.
7 августа, понедельник
Сон сегодняшний, хороший, длинный, полноценный, я напрочь забыл и ничего вспомнить не могу. Жалко, когда сны и книжки теряются. Память - прорва, все жрет. Страшно подумать, что когда помру, все забытое разом вспомню.
К своему удивлению я довольно лихо восстановил главку про Филиппа. Не так сложно это было, как мне думалось, и я сразу повеселел. Хотя теперь хрен поймешь, что потерялось безвозвратно, но зато я кое-что новое сочинил. И легкость осталась, а то я боялся, что будет тяжеловесно и неестественно, но, вроде, обошлось. Очень помог Аристофан для вдохновения. Моя тяжелая артиллерия. Я его обожаю, и вставил в текст оммаж ему в виде благодарности. Никого равного ему нет - Менандр с Геродом и Плавт ни в какое сравнение не идут. Даже Петроний, и тот не так мне мил.
Завтра буду кусок про любовь восстанавливать, я к нему еще гору дополнений сегодня дописал, так что посмотрим, что выйдет. "Нам солнца не надо, нам партия светит, нам хлеба не надо, работу давай".
КОНТОРОВИЧ. ДЕСАНТ ПОПАДАНЦЕВ. ПЛАЦДАРМ ПОПАДАНЦЕВ
Уныло, потому что человек тридцать с форума "В вихре времен" пишет про себя любимых с одинаковой степенью суконности. Первые двести страниц только отчитывались, кто куда как попал - и все истории практически одинаковые, одинаково написанные. Потом пошло поживей, в стиле "Таинственного острова", индейское казачество, войнушка с англами, Наполеон из наших. Но общий тон противный, самодовольный, столько людей, но у всех один стиль. Меня это уже серьезно пугает. Ладно, если бы один графоман писал с разных точек зрения, и получалось бы похоже, это хоть объяснимо, но тут наоборот - реально много авторов, а выходит у них, как под копирку. Случись что, эксперты по плагиату были бы бессильны. Жуть. В реале не так заметно, как обезличивают людей партии и кружки, все ж морды и шмотки у всех разные, а язык это открывает безжалостно.
8 августа, вторник
Луна была как тележное колесо, огромная, низкая. Может, какой-нибудь Фаэтон снова с управлением не справился?
Сон снился попаданческий, что не удивительно из-за той дряни, которую я на ночь читал. Там я работал машинистом в железнодорожных войсках. На паровозе! И дело было в Сибири, только Сибирь была слегка виртуальная, плакатно красивая и ухоженная, как Швейцария, с акведуками, эстакадами, красивыми мостами через реки и овраги, с тоннелями сквозь горы. Железная дорога часто проходила на высоте, прямо над тайгой, снизу ели и кедры, со всех остальных сторон - дивное небо в облаках, а я на черном паровозе с красной трубой, в фуражке, еду-свищу, кайф такой!
9 августа, среда
Из жизни я выпал. Пишу до отупения, а после, в этом отупевшем состоянии читаю всякую дрянь про попаданцев. Плохо, на самом деле. Когда дряни начитаешься, сложно писать хорошо, сперва убожество всякое лезет, пока не настроишься. То же самое с мечтами - они писательству не способствуют, потому что мечты, обычно, примитивны, глупы и банальны.
Но у меня кризис воли. Последние крохи бросаю на то, чтобы писать, а потом растекаюсь в кисель.
Все же сложил и второй кусок про любовь, так, чтобы относительно цельный текст получился. Вроде и ничего, но потерянный мне казался лучше. Короче, проще, но естественнее, эмоциональнее, эротичнее. И что-то важное я совершенно точно забыл, не могу вспомнить. Мелочь, но важная, какой-то оборот, ремарка? Но из-за этого будто какой-то нерв вырвали из текста, и я чет приуныл. Пойти удавиться? Нет, завтра буду до ума доводить. Надо вдохновлялку какую-то найти. Аристофан не годится. Киньяр чет не пошел, он меня часто выручал, но сейчас на меня не действует. Может, мата добавить в эту всю лирику? А то слишком ровно и меланхолично.
Обычно бывает: пишу, пишу и все кажется не то, уныло, неправильно, а потом вдруг выскакивает пара строчек, обычно прямая речь, кусочек диалога - и вспышка, типа, вот оно, то, что надо. Может, это и чепуха какая-то, которая потом в текст не войдет, но они работают как камертон, я по ним остальной текст настраиваю, интонационно, ритмически, и даже изменений-то не так много, но заиграло. А сейчас такого нет.
Ничего, завтра поработаю. Обычно это на последнем этапе бывает.
Света белого не вижу. Хорошо, что окно есть. Три бабочки подряд прилетели, пометались в оконном проеме, но внутрь залетать не решились, хотя я и заманивал. Первая была самая большая, черная, изобразила какую-то сложную арабеску, приняв проем окна за холст, а себя - за кисточку каллиграфа, наверно, траурница, я ее против света не смог хорошо рассмотреть. Вторая - крапивница, посверкала рыженькими крыльями, как курица-пеструшка, мила, но не в моем вкусе. Третья - белая мелочь. Странно, у нас тут больше всего павлиньих глаз (глазов?), но они не прилетали. На что бы их приманить? Синицы тоже заходят по ветке почти на подоконник, смотрят на меня с подозрением и сваливают.
Лилейники в изобилии - души мертвых тигров, золотые чаши менад, колыбели ярь-медянок.
10 августа, четверг
Доделал и вторую главку. Уж и не знаю, как получилось.
АДАМ НЕВИЛЛ. СУДНЫЕ ДНИ.
У него есть талант к страшному. Финальная битва жуткая. Начало немного скучновато.
11 августа, пятница
Немножко писал, правил, но в основном, отдыхаю. Мозги визжат о пощаде.
У меня трагедия - я нечаянно прихлопнул одного из мелких Кузьмичей, подумал, что это комар. А он, дурак, влез мне на плечо среди бела дня (раньше в такое время никогда не появлялся). Надеюсь, он не последний в роду, и у них нет в обычае кровной мести.
Ночью приходил паук Кузьма и обыскивал комнату по периметру. Потом появилась его жена. Трупик их юного родственника я прикрыл тапком. Надеюсь, они не свяжут его со мной - может, решат, что он сам помер.
Блин, поднял тапок, а трупа нет! Наверно, пауки сперли его для торжественных похорон (а может подъели то, что осталось - я в их нравах не разбираюсь).
Олимпиаду часто в книжках делают по штампу "злая королева" - обольстительная, хитроумная, коварная (историки даже чаще, чем писатели, они в психологии менее искушены). Если же смотреть на факты, основная черта Олимпиады - суровое солдатское прямодушие. (Кстати, судя по стычке с Кратером и письму Олимпиаде, Гефестион - такой же, что тоже идет вразрез со штампом "интимный фаворит").
Из тактики Олимпиада не признает ничего, кроме лобовых атак. Ее ссора с Филиппом: сама дает повод для развода (мол, Александр не его сын), не интригует на месте, а со скандалом (и угрозами, скорее всего) гордо сваливает в закат. Простодушная, а не коварная. Если врет, то неумело и во вред себе. Не думает о последствиях. Заметать следы считает ниже своего достоинства. Предпочитает, чтобы ее считали безжалостной преступницей и гордой мстительницей, а не беспомощной жертвой.
Александр честностью в нее, но умом в отца, у него синтетический, великолепно организованный, гибкий и мощный ум.
ДЖЕЙМС КЭРОЛ. СМОТРИ НА МЕНЯ.
Легкий детективчик. Загадку с именем полицейского я сразу разгадал, собственно, у меня был единственный вариант - и он оказался правильным. Написано приятно, живо, легко, но детективная составляющая - так себе.