* * *
Необходимый мне минимум для счастья:
- писать каждый день,
- здоровая собака,
- близкие здоровы и в безопасности,
- спокойная совесть.
Когда это есть, я спокойно счастлив, а когда дополнительные плюшки возникают - я счастлив блаженно.
Дополнительные плюшки, отчего я вообще в эйфорию впадаю:
- Осознанность и осмысленность жизни (в смысле, автопилот отключить и включить некое замедление, чтобы чувствовать и понимать все, что происходит)
- Эстетические впечатления. Надежнее всего действует классическая музыка, природа (достаточно нескольких красивых деревьев или реки), архитектура, скульптура, стихи.
- Если что-нибудь хорошее сделаю, закрою долг, закончу важное дело, сделаю что-то нужное, но неприятное.
Да и вообще всякие мелочи - вкусное что-то, типа мороженого или оливок, или чипсов. Когда уберу комнату или окна помою, и вообще красоту наведу. Когда с кем-нибудь душевно поговорю. Когда вижу, что нравлюсь людям. Когда сильно смеюсь.
Все предельно просто и ничего не стоит. Мне мало надо и большая часть зависит от меня самого.
* * *
Воронье карканье, похожее на латинское слово «cras» — «завтра», напоминает о непосредственной близости неотвратимой смерти.
* * *
КЭНКО-ХОСИ ЁСИДА. ЗАПИСКИ ОТ СКУКИ.
Несколько цитат оттуда, которые сейчас кажутся парадоксальными:
— Стремление всенепременно подбирать предметы воедино есть занятие невежд. Гораздо лучше, если они разрознены.
Вообще, что ни возьми, собирать части в единое целое нехорошо. Интересно, когда что-либо не закончено и так оставлено, — это вызывает ощущение долговечности жизни.
- Говорят ведь, что тяга ко всему редкостному, стремление противоречить есть несомненный признак людей ограниченных.
«Не цени вещей, привезенных издалека» и «Сокровище, которое досталось с трудом, дороже не цени».
Благовоспитанный человек никогда не подаст виду, что он страстно увлечен чем-то, у него не заметишь интереса к чему-либо. Но кто бурно изливает чувства по всякому поводу, так это житель глухого селения. В источник он погрузит руки и ноги; по снегу он непременно пройдет, чтобы оставить следы, — ничем он не может любоваться со стороны.
Тот, кто спорит с другими, выставляя напоказ свой ум, подобен рогатому животному, что угрожающе наклоняет рога, и клыкастому хищнику, что обнажает стиснутые клыки. Для человека же добродетелью является не чваниться достоинствами и ни с кем не вздорить. Обладать чем-нибудь, дающим превосходство над другими, — большой порок. Человек, считающий, что он выделяется среди других тем, что высокороден, или тем, что превосходит их талантами, или тем, что славен предками, — даже если он никогда не говорит об этом вслух, — в душе совершает большую провинность.
Совершать ошибки — это особенность молодого возраста. Пожилой человек усмиряет желания, для него все просто, и он становится равнодушным, и ничем его не растрогать. Спасая плоть, ты ни о чем не горюешь и тем лишь озабочен, чтобы не тревожили тебя другие.
Вообще оставить малое во имя большого — принцип поистине правильный.
Пока мы молоды, мы преуспеваем во всем, чем бы ни вздумали заняться, а потому, лелея в душе надежду когда-нибудь в отдаленном будущем и великие дела совершить, и к искусству приобщиться, и в науках продвинуться, к жизни своей относимся с крайним легкомыслием, распускаемся, отдаемся прежде всего заботам лишь о самых неотложных делах, что попадаются на глаза ежечасно, и вот проходят дни и месяцы, глядь — ты уже и состарился, так и не завершив ни одного дела. В конце концов ты и мастером не стал, и карьеры, о которой некогда мечтал, не сделал; тебя мучит раскаяние.
Если задумаешь непременно совершить одно дело, то нечего жалеть, что отвергаешь остальные. Не надо стыдиться и людских насмешек. Не пожертвовав десятью тысячами дел, невозможно совершить одного значительного.
Внешность человека, если она и так хороша, при ночном освещении во сто крат лучше, а самый обыкновенный голос, если он слышится в сумраке ночи, возбуждает интерес, он прекрасен. И ароматы, и звуки природы по-настоящему прекрасны лишь в ночные часы.
Говорят же: «Если, встречаясь с бедой, ты не думаешь, что это беда, то она о себе и не напомнит».
Человек — душа вселенной. Вселенная же не имеет пределов. Тогда почему должны быть отличны от нее свойства человека? Когда ты великодушен и не стеснен, тебе не мешают ни радость, ни печаль и люди тебе не причиняют вреда.
* * *
Опять подобрал дневник сексотки Островской.
Очень неприятная дама и неприятный дневник. Пишет грамотно, гладко, много, но плохо - все на тему "я не такая, я жду трамвая", про скуку и свои высокие духовные запросы, которым никто не соответствует. Ни тонких наблюдений, ни оригинальной мысли, ни яркой детали. Дама для нынешней жизни (коммуникабельность + презрительное равнодушие к людям, подвешенный язык, самоуверенность, пафос и цинизм)- сейчас бы процветала с таким характером и валяла бы по тому фэнтези в год (сейчас многие в ее стиле пишут). А еще верней - сидела бы в телевизоре.
Ее попытки писать "литературно" (она думает, что умеет) делают ее дневник довольно унылым чтением. Она часто пишет, как ей скучно - меня это пугает и отталкиаает в людях. Образованная, умная, пишущая женщина - как вообще скучать можно? Или скука - уязвимое место экстравертов, когда не с кем поговорить, не перед кем блистать? И, может, навык мечтания у них не так развит?
Угадываю по дневнику, что ее в сексотки завербовали где-то в конце 37. Она об этом ни слова не пишет, но возникает в тексте некий взволнованный абстрактный сумбур, намёки на намёки - весь 38 год в таком стиле, вообще любая конкретика из дневника пропадает.
Почему-то хочется разбирать ее дневник с точки зрения психиатрии.
У нее множество упоминаний о своих успехах у мужчин: и тот влюблен, и этот, иногда в одной записи чуть не по десятку поклонников упоминается. Не слишком ли это при ее асексуальности? Ни в каких известных мне дневниках, даже, думаю, у каких-нибудь гламурных кис этого не найдешь. Это просто тщеславие ("он оказал мне семь знаков внимания") или эта фам фаталь согревает свою удручающую холодность чужими эмоциями по-вампирски и ей это нужно, чтобы чувствовать себя живой?
Про книжки:
214. СЕРГЕЙ АВЕРИНЦЕВ. СТАТЬИ.–
Как я раньше им восхищался, но сейчас его тяжелый язык раздражает, да и в общем ничего нового и интересного не нашел. Что-то я не доверяю теперь философам и филологам, которые сами пишут коряво.
215. ЕЛЕНА КОРОБКИНА. ФЕНОМЕН БАЛКАНСКОЙ ХОРЫ. КОДЫ МАТРИЦЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ ЗОНЫ ХОРОТОПА. КРЫМСКИЙ ГОРОД КАК ГОРОД-ЛИМИТРОФ В ДИСКУРСЕ ПОЭТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЭПОХ.
В развитие идей Топорова, а также Аристотеля, Хайдеггера и Дугина. Хорошие статьи. С философией у меня плохо, мозги от множества абстрактных понятий закипают. Но некоторые темы вроде пространства-времени-судьбы меня сильно занимают, поэтому такие штуки я стараюсь читать. Хора – это пространство (обитаемое и наполненное в отличие от топоса). А хоротоп – перекресток, где скрещивается реальное и сакральное пространство.
216. А.Е. САВЕЛЬЕВ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Полезное, общие сведения. По идее, я все это знаю, но тут аккуратно собрано.
217. КЭНКО-ХОСИ ЁСИДА. ЗАПИСКИ ОТ СКУКИ.
Половина книжки о вещах непонятных или слишком мелких, которые по незнанию кажутся фигней, недостойной упоминания. Остальное - очень мило. Тоскующий по старине
218. ЭСХИЛ. ФРАГМЕНТЫ НЕСОХРАНИВШИХСЯ ТРАГЕДИЙ
Некоторые замечательные. Думать, сколько всего пропало - невыносимо. Вчетверо, впятеро больше, чем сохранилось, у гениев и вообще ничего не осталось от других.
Про кино:
190. ТВИН ПИКС, 1 сезон – 6/10
Ну да, я так его и не смотрел. Пару серий глянул – ничего особенного, мило, но не увлекает. Я опасался Линча смотреть, потому что у него люблю только «Голову-ластик», которую никто не любит, и не люблю «Малхолланд-драйв», который любят все. Походу, с «Твин Пиксом» выйдет та же хрень. Вряд ли буду дальше смотреть.
191. АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ – 5/10
Дурацкое американское кино с Гарепотером, который играет агента, внедренного к нацикам. Учитывая его семитскую физиономию и рост с сидящую собаку, это выглядит забавно и намекает на дефицит кадров в ФБР. Помню, как-то давно я смотрел хорошее кино на эту тему – «Фанатик», про еврея, который реально стал фашистом, сильное впечатление осталось.
192. НА КРАЮ СТОЮ – 5/10
Сказка в голливудском стиле с облегченной чернухой и внезапным хэппиэндом. Душевно, но все сильно облегченно, я из-за Смольянинова смотрел, но при такой режиссерской установке ему, как ни странно, особо играть нечего. Жанр неплохой - триллер с мелодрамой, но чего-то не хватает, излишне поверхностно, и эмоции тоже. Но в принципе нормальное кино.
193. СПЯЩИЕ, сериал – 6/10
Увлекательно, без претензий, глуповато. Я люблю фильмы про разведку и контрразведку и надеялся, что здесь будет противостояние интеллектов, но ни хрена: пиндосы-убийцы и наивные тупые фээсбешники, полные бесполезного благородства. Собственно, единственное, что интересно – это подготовка оранжевой революции; и тут оппозиция зря обижается – как ни кондово их здесь изобразили, сами себя они постоянно раскрывают куда хуже. Петренко играет интересно, но как-то неприятно. Правильное пропагандистское кино, но туповатое. Детективная история дурацкая, но социальная картина грубовато правильная и даже не преувеличенная, а смягченная.
194. МИСТЕР АРКАДИН, реж. Орсон Уэллс, 1951 - 7,5/10
Я полюбил нуар внезапно. Уэллса я люблю частями. Любимые - "Леди из Шанхая", "Печать зла", "Третий человек". Т.е. у него мне как раз нуар и нравится, а серьезные - "Гражданин Кейн", "Макбет", "Полуночные колокола" я не люблю. А в этом фильме - таинственный и зловещий русский богач, его замок в Испании. Прекрасная Испания, кающиеся в колпаках, зловещий карнавал в масках Гойи. Главный молодой герой, правда, очень глупый и склочный, нанять такого придурка, который ни узнать ничего не может, потому что сам болтает и никого не слушает, ни рассказать о том, что узнал, - это досадно. Но в остальном фильм мне понравился: съемки прекрасные, преступники прекрасные, приятно на эти лица смотреть.
195. ОСТРОВ, 2000, Корея, реж. Ким Ки Дук - 8/10
Хороший мазохистский фильм про убийственную любовь. Мрачные сцены с рыболовными крючками и утоплением птицы в клетке. Но мне все равно понравилось. Самый любимый фильм у Ким Ки Дука теперь.
196. ЛУНА В СТОЧНОЙ КАНАВЕ, 1983, Франция, реж. Жан-Жак Бенекс – 5,5/10
По стилю похоже на "Романс о влюбленных", только без стихов и без музыки. Романтическое пропадание, тоска в условных декорациях, молодой трогательный Депардье и какая-то непривычная и неприятная Настасья Кински.
197. СНЕГА КИЛИМАНДЖАРО – 4,5/10
Всю дорогу меня дико бесил сентиментальный тон ГГ, полный печали и нежности к себе любимому. К Хемингуэю кино не имеет отношения. Не понравилось, даже красавцы Грегори Пек и Ава Гарднер настроения не улучшили.
198. БУДЮ, СПАСЕННЫЙ ИЗ ВОДЫ, реж. Жан Ренуар, Франция, 1932 – 8,5/10
Милый дурацкий фильм, очень хороший. Как нищий решил утопиться, а буржуа его спас, поселил у себя, и что из этого вышло. Был еще римейк с Депардье, но этот лучше. Бродяга восхитительно витальный, но и буржуи трогательные. Жалко, что собака так и не нашлась, я ждал ее появления в финале. Все очень душевно, по-доброму и никакой морали. Бродяжничество очень соблазнительно, жил бы я в Тоскане, может, и сорвался бы.
199. ЖМУРКИ – 5,5/10
Раньше не смотрел. Кино дурацкое, но забавное и родное, приятно на всех посмотреть и поностальгировать о прежних кошмарных временах. Есть в нем некая привлекательная простота.
200. СПАСЕНИЕ – 4/10
Скандинавский вестерн, смотрел вполглаза. Фигня, в общем, все традиционно.
201. ПЕРЕКРЕСТОК МИЛЛЕРА, реж. Братья Коэны. – 7,5/10
И этот фильм отличный, только я путался в именах, о ком речь идет, надо бы еще раз пересмотреть.
201. КАСАНИЕ ДЗЕН, Гонконг, Китай. – 5,5/10
Китайская классика. Внезапно мне понравилась китайская музыка. Кино наивное, но милое, может, именно старомодностью. Девушке 20 лет, ее матери - 90. Пугают стражу привидениями, устраивают ловушки и самострелы - как всегда, это выглядит очень глупо. Первый раз увидел в боевичке некую религиозную составляющую. В общем, неплохо, если не ждать откровений
202. РАЗУМНОЕ СОМНЕНИЕ – 5,5/10
Ничо, интересно.
203. ТЕЛЕВИЗОР – 6/10
Про сценариста, чей сценарий и жизнь портили в телевизоре. Душевно.
204. КРАХ (The Fall), сериал – 6/10
Про маньяков и Ирландию. Нормально. Интересно, что параллельно с расследованием - жизнь маньяка. Иногда ГГ выдает туповатые феминистические сентенции - раздражает, потому что кажется, что люди не говорят такими лозунгами, а потом вспоминаю некоторых феминисток - блин, они ведь так и говорят, выдают лекцию по щелчку - органчик всегда заведен, и это еще больше сближает их с сектантами.