Если бы выбрать в мировой литературе маленький отрывок, воплощающий все, что меня восхищает в литературе, я бы выбрал вот это, наверно:
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Ритм какой! Вообще все - гибкость, образность, как прямая речь введена. Меня еще в детстве этот отрывок заворожил. В Библии много такого, Псалмы все (Давид - явный поэтический гений), Песнь песней (если бы дали второй кусок выбирать - я бы выбрал отсюда), книга Иова, да и пророки почти все.
* * *
Опять всякие геополитические размышления. Насчет того, что независимость не всякому народу по плечу. Многие сразу же ищут себе патрона, чтобы присосаться и передать судьбу страны в чужие руки, потому что самим она тяжела, а другие живут себе худо-бедно, но независимо. Из бывших советских республик страны-клиенты - Прибалтика, Украина, Молдавия, Грузия. Независимые - среднеазиатские, Армения, Белоруссия. Насчет Азербайджана - не знаю, видимо, скорее независимое.
Интересно, с чем это связано? "Диктатуры" явно более склонны к независимости, они потому и диктатуры, что ни с кем властью делиться не хотят. Хотя Армения тут особняком стоит. Прежний опыт государственности тоже помогает жить независимо, поэтому Украина, Латвия, Эстония и Молдова в пролете, но Грузия и Литва, несмотря на то, что исторический опыт государственности у них был, ведут себя приблизительно также. А Беларусь, без опыта государственности, - наоборот.
Отсутствие подходящих возможных хозяев поблизости? Или когда приличные хозяева вовсе не жаждут брать их под свое крыло? Ну было бы желание и настойчивость - вон как Украина себя впаривает, хоть никто не берет. А Молдавия готова отдаться Румынии с потрохами, хотя Румынию-то приличным хозяином не назовешь. Армения же, хотя у нее всегда была огромная диаспора в Америке и Европе и возможность лоббирования их интересов, предпочла войну за Карабах и нищету. Армения вообще интереснее всех. Они же не хотели отделяться от России, знали, что окажутся в кольце врагов и рассчитывать будет не на кого, но, поскольку случилось что случилось, вздохнули и стали себе жить независимо, как три тыщи лет назад.
В общем, интересна вся эта национальная психология.
А вот, скажем, был бы я американским попаданцем в конец 80-х, начало 90-х, как бы я русскую угрозу купировал? Принял бы сразу Россию в Евросоюз, безвизовый режим, все дела, льстил бы изо всех сил, мол, великая страна, принявшая на себя всю тяжесть борьбы с фашизмом, страна великих ученых и деятелей культуры, героический народ-богатырь. Мы бы тогда долго верили, что нас любят и уважают, и под это дело можно было бы растащить абсолютно все. Но, я надеюсь, Югославия им все равно даром бы не прошла, и чем дальше, тем больше стали бы возникать конфликты уже внутри Евросоюза, и церковь бы стойко держалась против новых веяний, да и они бы не удержали должный тон, колонизаторы хреновы. Но, может, им стоило бы попытаться.
* * *
Плетеная клетка,
где куры, набившись битком,
живут на откорме, —
таким представляется мне
наш благополучный мир…
(Кагава Кагэки, пер. А. Долина)
* * *
«Божественный Мрак, — пишет Дионисий Ареопагит, — это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании, пребывает Бог. А поскольку невидим и неприступен Он по причине своего необыкновенного сверхъестественного сияния, достичь его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину превосходящий ведение и видение, и, познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вместе с пророком: “Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть Его”».
* * *
98. ВЕЛИКАЯ МАРСИАНСКАЯ ВОЙНА 2013-2017 ГГ., Канада-Великобритания, 2013, Майк Сли - 5/10
Псевдодокументальное кино, хроника душевная. Какой идиллической выглядит война с инопланетянами и единство человечества против угрозы. Германия приходит на помощь Франции, в Бельгии немцев встречают цветами. Канадский индеец ходит во вражий тыл и собирает с марсиан свои ку.
99. АУРА, Аргентина, 2006, Фабьен Белински - 7,5/10
Про таксидермиста-эпилептика. У него феноменальная память и наблюдательность + амнезия после припадков и хобби - придумывать идеальные преступления. Хорошее кино, медленное и сосредоточенное, затягивает в мировосприятие главного героя, лес красивый. Аура - мгновения перед припадком эпилепсии. Фильм, как человек прислушивается к себе и своей судьбе, и миг свободы, когда понимает, что выбора нет. А сюжет - про попытку ограбления инкассаторов. Проходит через кровь и смерть и возвращается к себе. Очень приятно снято, хорошие актеры с интересными лицами, продолжаю радоваться латиноамериканскому кино.
100. СПЯЩИЕ, 2 сезон, сериал - 5/10
Ничего, душевно. Увлекательное пропагандистское кино, технологии хорошо показаны, а сюжет - дурацкий.
101. КУЗЕНЫ, 1959, Клод Шаброль - 7,5/10
Один - столичный, легкомысленный, удачливый, другой - провинциальный, работящий, серьезный. Оба студенты. Один всю дорогу гуляет и крутит с девушксми, другой - занимается, как проклятый, а девушка, в которую он влюблен, предпочитает перепихнуться без обязательств с первым, чем держать за ручку и ободрять второго (хотя он ей действительно нравится). И вот когда дело доходит до экзаменов, первый влегкую сдает на понтах, а трудяга проваливается. Типа, ну не принимает мир пустоты серьезного человека. Финал очаровательный. Трудяга в отчаянии ночью берет пистолет, заряжает одну пулю из шести, подходит к спящему кузену: мол, у тебя пять шансов из шести, и нажимает на курок. Выстрела нет. Утром же веселый счастливчик утешает бедолагу, подбирает брошенный пистолет и случайно нажимает на курок. Неудачник убит наповал.
И есть во всем этом некая сермяжная правда. Бывают люди слишком тяжелые для себя и для людей, это как проклятье, а дар легкости - один из величайших даров человеку. И слишком серьезное отношение к жизни само тянет за собой неудачи. Для удачи надо снижать значимость - давно проверено на всем подряд. И хоть трудягу мне жалко, он мне не нравится. Девушка с ним бы со скуки сдохла (у парня еще властная горячо любимая мамочка присутствует), бороться за нее он не стал вообще никак, оскорбительно никак, ну да, кроткий, но ведь это он сознательно решился на убийство, пусть и завуалированное под русскую рулетку, а то, что в результате сам пулю получил - дела не меняет.
Читал:
ХЕМИНГУЭЙ. ТРАКТАТ О МЕРТВЫХ
Хороший рассказ, но он так старается быть простым, что эта простота становится слишком умышленной, сразу различаемым приемом, а тут еще и особое щегольство. Ну да ладно. Все равно рассказ приятный.