Нашел тут в ВК курс лекций Александра Секацкого «Философия и практики современного искусства».

Слушал первую лекцию "Фотография и тень". Вот конспект:

Носители не жалко (дешевый расходный материал), как и газета, в которую можно завернуть селёдку, в отличие от рукописного труда на папирусе. Фотография сближена с восприятием. Ф. и память равнодоступны. Что было первой фотографией? Возможна ли фотография без фотографа? Тень, отражение деревьев в воде, миражи. Тень - первая фотография. Первые модели - деревья и скалы - они неторопливы, а отбрасываемые ими тени - первые фотографии. А ветер, меняющий тени - как первый киноэффект. Солнце как фотограф. Фототаксис - растения поворачиваются вслед за сонцем и делают свое первое селфи.
Тень в культуре - символ объективности, полной реальности. Нечистая сила, призраки, галлюцинации не имеют тени, вампиры не отражаются в зеркале. Шамиссо. Тень свидетельствует о реальном существовании. Свет увидел тебя, тень - свидетельство, что ты виден для солнца, для Бога.
Фотография - тоже тень, отраженные на объектив лучи, но фотографии могут быть сохранены и изъяты. Искусство устроено именно так - сохраняет отражение, которое можно взять с собой и расположиьь где угодно. Единственное исключение - граффити, которое унести нельзя.
Что-то произошло с объективностью существования.
Нет ничего проще объективности, которая элементарна и не поддается трактовкам,тно тем не менее это все равно двойной переворот - в зрачке и в мозге. В фотографии - еще одно преобразование: объектив что-то делает с объективностью. А потом еще преобразование негатива в позитив. Переносная объективность - это революция. Рукотворная объективность создает зрительное поле нашего мира, перекрывая объективную реальность. Изображений куда больше, чем объектов.
Любое путешествие, приключение сопровождается и предваряется фотографиями. Невооруженных глаз почти нет - все глаза вооружены фотоаппаратами. Новая объективность объективов. Это освобождает человека от труда всматривания, личного восприятия - все доверяется фотоаппарату. Если не сфотографировал, то будто и не увидел вовсе. А тут можно увидеть не однажды, а сколько хочешь. Объектив как орган восприятия и новый тип объективности. Он позволяет не только запоминать, но и видеть. Но это все изымается из сферы художественной фотографии - та демиургична и работает совсем с другим уровнем сущего.