Нашел тут в ВК курс лекций Александра Секацкого «Философия и практики современного искусства».
Слушал первую лекцию "Фотография и тень". Вот конспект:
Носители не жалко (дешевый расходный материал), как и газета, в которую можно завернуть селёдку, в отличие от рукописного труда на папирусе. Фотография сближена с восприятием. Ф. и память равнодоступны. Что было первой фотографией? Возможна ли фотография без фотографа? Тень, отражение деревьев в воде, миражи. Тень - первая фотография. Первые модели - деревья и скалы - они неторопливы, а отбрасываемые ими тени - первые фотографии. А ветер, меняющий тени - как первый киноэффект. Солнце как фотограф. Фототаксис - растения поворачиваются вслед за сонцем и делают свое первое селфи.
Тень в культуре - символ объективности, полной реальности. Нечистая сила, призраки, галлюцинации не имеют тени, вампиры не отражаются в зеркале. Шамиссо. Тень свидетельствует о реальном существовании. Свет увидел тебя, тень - свидетельство, что ты виден для солнца, для Бога.
Фотография - тоже тень, отраженные на объектив лучи, но фотографии могут быть сохранены и изъяты. Искусство устроено именно так - сохраняет отражение, которое можно взять с собой и расположиьь где угодно. Единственное исключение - граффити, которое унести нельзя.
Что-то произошло с объективностью существования.
Нет ничего проще объективности, которая элементарна и не поддается трактовкам,тно тем не менее это все равно двойной переворот - в зрачке и в мозге. В фотографии - еще одно преобразование: объектив что-то делает с объективностью. А потом еще преобразование негатива в позитив. Переносная объективность - это революция. Рукотворная объективность создает зрительное поле нашего мира, перекрывая объективную реальность. Изображений куда больше, чем объектов.
Любое путешествие, приключение сопровождается и предваряется фотографиями. Невооруженных глаз почти нет - все глаза вооружены фотоаппаратами. Новая объективность объективов. Это освобождает человека от труда всматривания, личного восприятия - все доверяется фотоаппарату. Если не сфотографировал, то будто и не увидел вовсе. А тут можно увидеть не однажды, а сколько хочешь. Объектив как орган восприятия и новый тип объективности. Он позволяет не только запоминать, но и видеть. Но это все изымается из сферы художественной фотографии - та демиургична и работает совсем с другим уровнем сущего.
* * *
Кино "БАКУРАУ", Бразилия, 2019, режиссеры Клебер Мендоса Фильо и Жулиано Дорнель. - 7/10
Отличный сумасшедший фильмец. Маленькое нищее бразильское село в пустыне среди кактусов. Реку им перекрыли (и прокляли) местные капиталисты, сигналы мобильных больше не проходят, деревня даже исчезает со спутниковых карт. Над головами вьется летающая тарелка (на самом деле - дрон). И начинаются убийства. Прибежали кони с соседней фермы - люди там все мертвы. Потом убивают ребенка.
Оказывается, местный продажный мэр, которого жители выгнали из деревни, продал всю деревню с жителями каким-то богатым нацистам - те хотят устроить маленький геноцид, чтобы почувствовать себя сверхчеловеками, а то какие же они нацисты. Дорогу перекрыли, электричество вырубили. Нацисты с автоматами гордо вступают в деревню.
Но деревня не так проста, у нее богатое революционное прошлое, неподалеку прячется с парой соратников местный революционер, объявленный в розыск. Жители призывают его на помощь, раскапывают на главной площади здоровенный схрон оружия, оставшийся с прежнего восстания, а еще револьверы из местного исторического музея, раздают оружие жителям, все принимают какую-то тяжелую наркоту, чтоб рука не дрогнула. А потом деловито убивают всех нацистов, отрубают им бошки, складывают на ступенях церкви красивой горкой и делают фотки на память. Главного нациста замуровывают живьем в схроне, а мэра сажают голышом на осла, надевают на голову мешок с маской демона и отправляют в пустыню к кактусам.
Атмосфера запечательная и люди душевные, сразу там жить захотелось. Деревня вроде бы живет в прошлом, но зато у них дома стоят шкафы с книгами, люди играют на гитарах и аккордеонах, на двадцать домиков один музей и все прекрасно знают свою историю, местный радиоведущий, за неимением радио, ведет передачи с главной площади в мегафон. Очень душевно. Это не боевичок, а что-то в стиле "Ста лет одиночества".
КОППЕЛИЯ, балет Делиба. Большой театр. Помтановка Сергея Вихарева.
Опять какая-то до жути традиционная постановка. Дико раздражает панотомима, когда они пальцами показывают как кто-то пишет, кто-то бежит, дурацкая подчеркнутая мимика - мол, это ж комический балет. Нет, ни хера не смешно.
Мне кажется, в Большом мафия сидит. Они деньгитна постановку выбивают, а сами из запасников достают декорации и костюмы сталинских времен (все равно репертуар тот же), вместо постановщика - бухгалтер, который сэкономленные средства распиливает между своими. (Это не расследование, как в прокуратуре, а мысли по поводу замшелых постановок. Ведь кому-то от эоого должна быть польза?) И это в то время, когда Эйфман сидит без театра!
Я, блин, сам консерватор, но не до такой же степени. Мысль какая-то во всем должна быть, новый свежий взгляд, а не пятитысячное представление, дубль 5000, проба с другими актерами, но вы не заметите разницы. Большой сейчас - аналог Софрина: продается, конкурентов давим - так чего вам ещё надо?
Танцуют, конечно, все безупречно, но тем больше жаль, что все эти потрясающие танцовщики зря пропадают. И сам этот балет я не люблю, холодный, ни о чем, французы в немецких поселян и поселянок играют. Сама музыка плоская, ничего в глубине, никакого драматизма и мысли в ней не раскопаешь. Гофман даже рядом не пробегал. Лучше бы по оффенбаховским "Сказкам Гофмана" балет поставили. А это прям балет для выпускного - показать, чему научили в смысле техники. Лихие девки, лихо джигитуют. Тут все маленькие солистки с одной-единственной вариацией могли бы в любом театре мира главные партии танцевать. Школа у нас, конечно, офигенная, но больше в "Коппелии" ничего нет.