Гнилая весна, блин. +3°. Вообще ранняя весна у меня ассоциируется не с обновлением и рождением, а прежде всего с вытаиванием трупов из-под сугробов. Для меня это как рассвет после бессонной ночи - что-то мучительное. Да и люди вокруг, смотрю, еле ноги таскают. Еще бы! Скоро обещают опять - 30°.
* * *
Я недоволен тем, как мало о Москве написано - и как-то все не то, на мой вкус. Общего, проработанного образа, как, например, у Петербурга, нет. Ну да, Москва слишком эклектична и советская власть ее так перекопала, вывернула, выпотрошила, что говорить о какой-то целостности невозможно. Как слои Трои - один призрачный город на пепле другого, и все хаотично прорастает друг в друга.
читать дальшеМне, пожалуй, нравится Москва у Андрея Белого, у Мамлеева, маленькие кусочки у Гайдара (вместе с дачами), у Бунина ("Чистый понедельник" - концентрированно московский), у Толстого, ага, "Москва ростовская", у Булгакова, конечно (но Киев у него круче, Москву он в переломный период видел, чувство времени есть, а чувства вечности, вечного города нет), у Мандельштама и Ахматовой, хоть они и не москвичи, но важное увидели, не туристическое. А вот все цветаевское московское - не, слишком концептуально, умозрительно, декларативно - и вся жизнь вытекает, в дневниках у нее Москва куда живее, чем в стихах, но Цветаева вообще мало по сторонам смотрела, всё - в себя. Наверно, еще много чего удачного московского можно вспомнить, но чет все равно этого мало. И нынешние московские краеведы меня совершенно не устраивают - все не про то. Или я просто не те книжки смотрел, или они сами не местные.
Я бы и сам хотел бы этим заняться, образ города ведь создается множеством запечатленных взглядов, но на книжку про Москву целая жизнь нужна, не меньше, и то - только краешек ухватить. В общем, для меня непосильно, и примериваться не стану. Даже самые общие впечатления о своем образе города трудно сформулировать, наверно, потому что он очень неоднородный.
Она у меня даже временами тихая и пустынная, потому что я выбираю свои пути и ракурсы. Какие-то ключи, метки, маяки повсюду разбросаны, тянущие цепь ассоциаций. Москва как мой личный остров.
Ну а чо, проезжал я летом по открытой ветке метро, смотрел в окошко - там это призрачное наслоение вдруг встало перед глазами. На том берегу Москва-сити во все небо с небоскребами, а на этом - Москва-река в тальнике, точь-в-точь, как при боярине Кучке.
В Москве люди, может, как никто ищут покоя (это из глубины идет, люди уходили в отставку в Москву, на покой). "Столичность" по петровскому, большевистскому, западно-европейскому образцу Москве не слишком к лицу, вся эта деловитость, дисциплина, конторская организация, официоз, представительство. Какой, на хрен, корпоративный этикет? надо, чтоб все было по домашнему, по-родственному, чтоб "голубчик" и "моншер", а не "старший менеджер клиринговой компании". Где, блин, наш старый обломовский халат и продавленный диван? послеобеденный сон и пьяные поцелуи? (На самом деле, всё на месте, я свои вечные ценности без боя даже беспощадному ходу эпохи не уступлю).
Вот Петербург строился изначально как окно в Европу, пусть они и маршируют по Марсову полю и просыпаются по пушке из Петропавловской крепости, а Москва - византийская: царь в Кремле, народ на торгу или на лежанке, или в церкви, или на тройке к Яру катит, народ бойкий, тёртый, ехидный, речистый, анархичный, как в Константинополе, у нас все само собой, на авось, без всякой организации, должно становиться, как трава растет, и все хорошо будет.
Про кино.
Решил тут самостоятельно пройти кино-челлендж, 13 дней по фильму, благо и список фильмов выложили, а то сам я буду часами копаться, в поисках того, что посмотреть.
ДАШВА, Тунис, 2018
Хоррор. Больше всего мне нравится этот мир и то, как снимают его хорошие режиссеры. "Второй мир", который мне намного ближе первого (Турция, Иран, Северная Африка, Южная Америка). Снято прекрасно, похоже на Джейлана и все, что я люблю. Красивая эмансипированная девушка арабка с двумя инфантильными усато-бородатыми упитанными приятелями учится на журфаке (там книги навалены до потолка в аудиториях), репортаж про ведьму в дурдоме - и понеслось. Эстетские съемки - подготовка тела к похоронам, психушка, похожая на Бутырки, овраг под обшарпанным каменным мостом, таинственный лес в тумане, Красная шапочка, которая откусывает голову вороне (офигенная малышка с таким безумным, порочным, дьявольским взглядом, что всякие там американские Омены немедленно должны заиметь комплекс самозванца), каннибальские трапезы, их кухня, выпадающие на пол кишки. В общем, я доволен, как слон. Хорошее, душевное кино. И саундтрек замечательный, медитативный.