18:23

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Еле нашел один из своих любимых стихов про Александра, как его скифы дразнили, кусок из поэмы. Как-то все теряется. И в новый компьютер из старого что-то не все перетащил. Куда все делось? Материалов про Маркова куча пропала, правда, в распечатке есть.

В стихе ни складу, ни ладу, то рифма, то ни фига, сбои ритма повсеместно, как лоскутное одеяло, но мне как-то наплевать.

СКИФСКАЯ СТЕПЬ. ПРЕДЧУВСТВИЕ РОССИИ.

Пусть скалятся острые скифские зубы,
Как скалится бессоннице рассвет.
В погоню! Завыли веселые трубы,
И свора взяла заколдованный след.

За спутанным конским хвостом
В репьях и засохшем навозе -
В погоню! Воздушным мостом
На скифском речном перевозе.

Тревогу кличет на вершине древа
Там половецкий Див.
Измученный всхлип Букефала,
И всадник чуть жив.
Отрада, отрава
Горячих следов чужих.

И как всегда рукой подать
До славы и до смерти.
И горечь эта на губах
В летейских заливных лугах
Забвенной сладостью зальется.

Солнце смеется!

Легки, легконоги несчастья в пути.
Как стрелам, запущенным в небо,
Преграды им нет - кроме сердца в груди.

Царь выпьет из конского следа.
Победа
Рассыпется смехом, фальшивой монетой
Оброненной кем-то с небес.

О Зевс!
На сына взгляни - больной и уставший...
Коль хочешь свернуть ему шею - сверни!
А солнце, как яростный ворон над павшим,
Над ним распускает багровые когти свои.

И он, задыхаясь, в смертельные сети
Слепого загонщика слепо пойдет,
Не зная, что в темной норе дармового бессмертья
Для него белым камнем завален вход.

Вокруг его ног оберни одеяльцем пуховым
Весь жар и всю радость заброшенной этой земли.
Собольего меха на плечи царю молодому!
И скифского смеха крупинку в вино урони,
Словно редкую пряность.
Ведь нет никого у тебя в этих бедных степях разоренных -
Последний волчонок блистательной стаи твоих сыновей.
Усталость его
Укачай на руках облаков оперенных
И сказкой о чаше бессмертья утешь.

Распалось звено,
Истлело с травою.
Ах как это было давно!
Над юной землею
Курганы насыпали,
Снова сравняли курганы.
Но все ж, -
Куда ни пойдешь,
Все по мертвым ступаешь,
Лишь ворон бессмертен один.

О мой господин!
К началу времен нас верни -
Припадем мы к отцовским коленям,
К порогу родимого дома верни -
До первого шага с истертых ступеней.
В единую братскую чашу
Все жизни сиротские наши -
Пролитое нами вино - собери.

Мы никогда не знали, что творим!
Нам смех вползал на губы,
Как в глаза печаль,
Как в сердце страх,
Как в помыслы беспечность,
Как под ноги дорога,
Как клинок под вздох.

Мы никогда не знали, что творим.
Мы только вихри пыли под ногами
Кнутом исхлестанного жеребца.
А всадник с посвистом шальным -
Степная наша доля.

Дикое поле.
Воин один.
Ворон над ним.

@темы: Александр, Стихи

Комментарии
26.04.2011 в 21:13

Пока свой нос не суну всюду - я не человек...не могу вот ...
Знаешь, что мне нравится в твоих стихах? Сильные экспрессивные образы. Очень фактурные и ощутимые, зримые. Одно немного затрудняет восприятие - вектора нет...по-моему...То есть образ у тебя броуновским движением распыляется...сильные такие , яркие брызги! какой-то концентрированности недостаёт .
Хотя, может, это я его собрать не могу в своей голове:gigi:
хотел критики - на тебе...)))
26.04.2011 в 21:57

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Aleksich Точно, точно!!! :jump2: броуновское движение это вообще мое. Какой-то даже жизненный принцип, не только в литературе. Я и читаю так, и общение по тому же принципу - для моих мозгов это как-то наиболее плодотворно, наверно, потому что не могу долго на чем-то одном концентрироваться. А этот стих, конечно, чистый поток сознания, я вообще не понимаю, как со стороны можно там хоть в чем-то разобраться, да еще весь этот бардак с ритмом и рифмами дело затрудняет. Но для меня оно как раз наиболее значимо, потому что я вообще не думал, как его кто-то читать будет, просто самовыражался, как хотел. Спасибо тебе. :kiss: Вот опять ты такую важную для меня вещь сказала. И с экспрессионизмом я тоже себя больше всего ассоциирую, не всегда получается, но вот где-то в этом направлении стараюсь.
26.04.2011 в 22:09

волчок в тумане
))) потешный ты...
Кстати - ты не прав...Эти стихи надо, по-моему, именно вслух читать...я бы даже сказала - декламировать, очень медленно и вдумчиво, чтобы все образы успели в картины сложиться. А бардак с ритмами и рифмой - это не самое главное...Однако он даёт хороший "спотыкач" и ты не летишь по стиху, а вынужден "запинаться" об него и это заставляет думать...не-не - у тебя принцип хороший...Просто вот лично мне кажется, что некоторой цельности образу не хватает.Она у тебя точно есть, но ты её выразить не можешь...у тебя эмоция впереди бежит...по-моему...а не образ ведёт эмоцию. )))
а стараться в "каком-то направлении2 - вообще гибельное дело для художника...слушай себя и свои образы, не пытайся плыть по чужому течению. родной)))
ой..меня опять понесло...извини, но просто у меня уже свои теории относительно творчества сложились и я их радостно излагаю всем:lol:
26.04.2011 в 22:24

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Aleksich теории относительно творчества сложились и я их радостно излагаю всем Так замечательно - :dve: Мне это все ужасно интересно.
стараться в "каком-то направлении2 - вообще гибельное дело Нет, у меня просто если какие-то цели и есть (критерии, что ли, оценки собственного текста) - это как раз некий нерв, такая субъективная страстность, и я обычно (в прозе) от первого лица всегда пишу, и идет как такой спонтанный внутренний монолог.
А с цельностью - на самом деле я когда вбивал сейчас этот текст, чего-то походу исправлял, выкидывал, что не нравилось, на скорую руку - может, и зря. Наверно, оттяпал чего-нибудь лишнее.
26.04.2011 в 22:36

волчок в тумане
:dve: бесподобно...:lol:
Нет, у меня просто если какие-то цели и есть (критерии, что ли, оценки собственного текста) - это как раз некий нерв, такая субъективная страстность, и я обычно (в прозе) от первого лица всегда пишу, и идет как такой спонтанный внутренний монолог.
не, я про то чтобы "творить в русле"...ну типа - я хочу писать как футурист ...щас выучусь и буду...вот я против этого. А то, что ты говоришь - это самое правильное, по- моему.... Именно субъективная страстность!!! на объективном материале :gigi:о как сказал!
Может и оттяпал))) Но и в таком виде впечатляет!
26.04.2011 в 22:38

ох, люди, какие у вас тут литературные разговоры.
я вот про чтение волчковых стихов вслух тоже вроде как писала... это как аудиокнига, ну, если я понятно изъясняюсь.
26.04.2011 в 22:47

ithil
не прибедняйся!:laugh: Присоединяйся к "литературным разговорам":-D
26.04.2011 в 22:48

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
ithil По идее, наверно, все стихи вслух читать надо. Я временами как полоумный даже в метро вслух чего-нибудь бормочу с подвыванием (не свое, понятно). А, например, Бродского я поначалу без бормотания под нос и отстукиванья четкого ритма пальцами вообще не мог как поэта воспринять, глазами все проскакивает.

Aleksich субъективная страстность!!! на объективном материале Нет слов! :vo: :hlop:
26.04.2011 в 22:50

Aleksich
не, я не прибедняюсь. интересно вас читать.
и волчковые стихи я полюбила, - такие резкие, образные и лихие. без лишних сантиментов и прочего, но столько в них красивого, - я прям влюбилсо в слог волчка.
26.04.2011 в 22:51

волчок
А, например, Бродского я поначалу без бормотания под нос и отстукиванья четкого ритма пальцами вообще не мог как поэта воспринять, глазами все проскакивает.
да-да-да!! я тоже :buddy:
26.04.2011 в 22:51

волчок в тумане
:lol:потеха с тобой....:lol:
26.04.2011 в 22:52

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
ithil А один мой дружок, поэт (он правда в дурке полжизни проводит) любил в метро народ распугивать. У него такой звучный бас, как у Маяковского. Войдет в вагон, и вдруг врубает на полную громкость: "Подите прочь! - бабки от него веером в стороны распадаются, как от взрыва. - Какое дело поэту мирному до вас? В разврате каменейте смело..." Ну и так далее.
26.04.2011 в 22:56

"Подите прочь! - бабки от него веером в стороны распадаются, как от взрыва. - Какое дело поэту мирному до вас? В разврате каменейте смело..." Ну и так далее.
:lol:
ох, Москва, Москва.....Чего там только не увидишь...:lol:
27.04.2011 в 20:20

волчок в тумане Если бы отзыв писал литературный критик, явно бы накопал кучу всяких неправильностей;)
Но я читатель, да и тема одна из самых моих любимых.

Я не согласна на этот раз с Aleksich. Не вижу никакого хаотического движения, а вот вектор, стержень стиха как раз вижу. И не надо забывать, что это часть поэмы, а в части не должно быть ни начала, ни конца...
А стержень здесь - это почти на уровне физиологии ощущение дикой усталости и РАСТЕРЯННОСТИ Героя.
Еще бы! Непобедимый Александр!!! Великолепный Александр!!! А тут какой-то Спитамен с его неподдающимися македонской военной логике набегами-наскоками... В одном месте вроде разбили, он в другом появляется и все победы рассыпаются фальшивой монетой под звук скифского смеха...Ведь три года по степи носился, огнем и мечем с досады мирное насаление под корень...И если бы не коварство то ли Спитаменовой жены, то ли дружков-согдов, вряд ли бы он этого леопарда изловил. А дальше неинтересно стало, пошел Индию "воевать"... Ну ее, эту Согдиану...не очень-то и хотелось....
Вроде как в Таджикистане сейчас даже орден военный есть "Спитамен" :)

За фразу "...Последний волчонок блистательной стаи твоих сыновей..." просто... :beg:

Словом, после прочтения (кстати, да, вслух!) осталось чувство сильнейшего голода -еще хочу!!!!!!
Спасибо!!!!
27.04.2011 в 20:24

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Гали_Ли Спасибо большое за такой теплый отзыв. Я этот стих почему-то очень люблю.:shuffle:
27.04.2011 в 20:45

Гали_Ли
Не вижу никакого хаотического движения, а вот вектор, стержень стиха как раз вижу. И не надо забывать, что это часть поэмы, а в части не должно быть ни начала, ни конца... А стержень здесь - это почти на уровне физиологии ощущение дикой усталости и РАСТЕРЯННОСТИ Героя.
Ну может быть я это и имела ввиду))) Хаотичность в плане растерянности мыслей и эмоциональной неопределённости такой...А потом - уж извиняйте, я не в теме, потому судить об этих образах мне трудно...Я чисто с формальной стороны подхожу, с эмоциональной)) Субъективно, в общем...)))
27.04.2011 в 20:56

Aleksich Не-не-не!!!!
Это я не в плане отрицания или критики чьего-то мнения, ни в коем случае!
Просто каждый читатель видит в произведении что-то свое и всегда ТОЛЬКО субъективное...

И да, вот у Великого в тот период и в голове и в душе явно было броуновское движение:yes:
27.04.2011 в 21:01

Гали_Ли
:) понятно....спасибо))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии