Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Несомненным представителем «трагического поколения» декадентов был поэт Эрнест Доусон.

Некоторые его фразы почти по-библейски просты и звучны; позднее они стали названиями фильмов и романов: «Унесенные ветром», «Чужак в чужой стране», «Дни вина и роз».

Самым большим несчастьем в жизни Доусона было то, что он безнадежно влюбился в двенадцатилетнюю девочку по имени Аделаида, дочь владельца ресторана на Шервуд-стрит в Сохо. У Доусона были самые благородные намерения, он верно ждал, чтобы этот образ чистоты повзрослел достаточно для замужества. Когда Аделаида повзрослела, она вышла замуж за официанта, а Доусон так и не оправился от удара.

Благоговейная любовь к девочкам – не просто личная причуда. Ее породил романтический культ ребенка, одна из самых абсурдных мод XIX века, в которой, видимо, было что-то оксфордское, – вспомним Льюиса Кэрролла. Никак нельзя путать эту страсть с педофилией в современном смысле; вся суть и состояла в полном отсутствии чувственности. Доусона глубоко шокировали газетные сообщения о мужчине, который сбежал со школьницей, тайно жил с ней в Гастингсе и наконец получил шесть месяцев тюрьмы.

«Хуже всего то, – писал Доусон другу в сентябре 1891 года, – что это кажется грязной и мерзкой карикатурой – тьфу, какой смысл подыскивать фразы? Я думаю, ты понимаешь, о чем я… Эта гнусная история оставила какой-то липкий след на моих святынях».

Культ маленькой девочки был распространен среди декадентов, и «Панч», вооружившись своим здравомыслящим юмором, нанес этому культу мощный удар, опубликовав в сентябре 1894 года стихи «К Дороти, моей четырехлетней возлюбленной».

Друзья Доусона считали его любовь к детям трогательным свидетельством чистоты сердца. Сам он писал о «культе ребенка», связывая его с пессимизмом и разочарованием эпохи.

Ему самому был глубоко присущ пессимизм: он называл мир «обанкротившимся предприятием», а жизнь «пьесой, которая должна была провалиться в день премьеры».

Когда друг напомнил ему, что в мире есть еще книги, собаки и семилетние девочки, Доусон ответил, что, в конце концов, книги нагоняют тоску, собаки умирают, а девочки взрослеют.

Выпив абсента в кафе «D’Harcourt» и купив на последние деньги табака и папиросной бумаги, Доусон приходит домой , где есть хлеб, кусок сыра бри и полбутылки вина. На письме, сверху, он рисует свой стол, нумеруя предметы и приписывая, как они «действуют на творчество».

В сентябре 1891 года Доусон принял католичество в бромптонской церкви и в Лондоне обычно опускал в абсент распятие, прежде чем выпить.

В Париже он посещал красивую церковь Нотр-Дам де Виктуар, которую до этого «знал только по чудесному роману Гюисманса», «Меня чрезвычайно поразила какая-то волна благочестия, которая накатывает на всю многочисленную паству»

Доусон проводил часы в боковом приделе церкви, благоговейно стоя на коленях перед изображением святой Вильгефортис, которую во Франции зовут Ливрада. Дочь языческого короля, она приняла христианство и дала обет безбрачия. Когда отец захотел выдать ее замуж за короля Сицилии, она стала молить Бога о помощи и добилась своего – у нее выросла борода, и король отказался взять ее в жены, а вот отец приказал распять ее. Именно этой бородатой мученице и молился Доусон, очевидно, тронутый ее историей.

Доусон известен еще тем, что убедил Уайльда пойти в обыкновенный публичный дом, чтобы он приобрел «более здоровый вкус», но Уайльду там совсем не понравилось. «Похоже на холодную баранину, – тихо сказал он Доусону, когда вышел, а затем (громко, чтобы услышали поклонники, которые их сопровождали): – Расскажите это в Англии, восстановится моя репутация».

В письме Уайльда – знаменитая эпитафия Доусону: «Бедный раненый человек, такой прекрасный, трагически воспроизвел всю трагическую поэзию, как в символе, или как в пьесе. Надеюсь, на его могилу положат лавровый венок, и руту, и мирт, потому что он знал любовь». В столетнюю годовщину его смерти «Общество 1890-х годов» положило венок из руты, розмарина и мирта на его надгробие, а потом члены «Погибельного клуба» полили могилу абсентом.

(Это все из книжки Бейкера "Абсент")




@темы: Декаданс

Комментарии
09.11.2011 в 01:45

Дочь Локи, сын Одина// Я только рыцарь и поэт, потомок северного скальда (с)
она стала молить Бога о помощи и добилась своего
какие причудливые детали случаются в биографиях христианских святых...они практически все абсурдны, как сказки, сочиненные сумасшедшим ребенком
09.11.2011 в 01:56

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
iragnarsson, горячо верующие воспринимаются миром как сумасшедшие и как дети тоже. Возможно, верующие и неверующие просто живут в разных вселенных, и смотрят друг на друга, как синяя медуза с Альтаира на красный перец с Веги. У меня иногда от неверующих тоже впечатление сумасшедших детей. :gigi:
09.11.2011 в 02:08

Дочь Локи, сын Одина// Я только рыцарь и поэт, потомок северного скальда (с)
Меня всегда удивляла не сила веры, а именно абсурдность и нелогичность этих сказаний, часто к истинным чудесам веры даже не имеющая отношения. Вроде этой бороды. За которую обязательно нужно быть распятой/обезглавленной/сданной властям родным отцом. Иначе никак. Мне это больше всего напоминает две вещи: "притчи" одной дамы, страдавшей шизофренией, кои однажды попали мне в руки, и неумелые аннотации известных романов и фильмов, которые часто встречаются в сети. Читая последние, порой аж вздрагиваешь, особенно, если сюжет тебе известен не понаслышке. Может статься, и все эти жития просто доходят до нас в столь же сжатом и неумелом пересказе.
09.11.2011 в 02:24

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
iragnarsson, интересно, правда, как тогда распространялась информация. Вот эта же бородатая мученица. Кто там что видел и слышал? Вполне возможно, что это было вроде как в "Собачьем сердце" - "Где, батюшка, тут собачку говорящую посмотреть?"
Жития вообще не стоит рассматривать как исторический источник, это особый жанр.
Странно, что рядом существовали такие пласты - наивность таких вот историй и труды святых отцов, весьма изощренные в диалектике, философии, риторике.
09.11.2011 в 02:30

Дочь Локи, сын Одина// Я только рыцарь и поэт, потомок северного скальда (с)
Про "говорящую собачку" - в точку. Думается, именно эти наивные истории всегда были "оружием массового поражения". А виртуозная философия - точечные удары, рассчитанные на вполне конкретного идейного противника. Действительно, если разбраться, эта нарочито упрощенная, схематичная история в нужное время и в нужном месте - как громом поражала, и тут не до критического восприятия, тут в полной мере проявляется иррациональность восприятия. А выдернутая из контекста - уже кажется странной нелепостью.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии