С.С. Аверинцев. «Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России». Это об исторических, философских и мировоззренческих расхождениях России и Запада.
Коротко для себя пересказНа западе Аристотеля называли "Предтеча Христов в том, что касается вещей естественных". Он отвергал разделение между миром идей и миром вещей и искал средний путь между гедонизмом и аскетизмом. Славянофилы и Алексей Лосев поэтому утверждали, что аристотелианским может быть только католицизм, но никак не православие.
Нет, ну реально в вопросах отношений души с Богом какая может быть мера и какой может быть срединный путь. В вопросах веры это звучит даже кощунственно. Нам ближе платоновское стремление к аскетизму, презрение к миру, максималистское противопоставление нравственности и пользы. Но в быту, в социальной организации Аристотель куда удобнее, чем всякие там платоновские утопии, которые нас Бог знает к чему приводили – ни к чему хорошему.
«На фреске Рафаэля, как все мы помним, рука Платона указывает на небеса, между тем как жест Аристотеля чертит в ответ горизонталь. Вертикаль и горизонталь, пересекаясь, образуют крест — символ христианства. Христианство также указывает на небеса, но его небеса другие, чем небеса Платона; и оно молится о воле Божией на земле, как на небе. Его отношения с обоими языческими наставниками не могли не стать сложными.»
Католики делят бытие не надвое ("свет" и "тьма"), а натрое - посередине между добром и злом лежит область естественного, Земля, которая живет по своим законам. По Аристотелю добродетель - средний путь между двумя порочными крайностями и определялся римским правом, которое не должно уклоняться ни в излишнюю суровость, ни в излишнее милосердие. И государственная власть в этой области: дьявольского в ней нет, но и сакрализировать, сравнивая ее с Божественной, никак нельзя.
Максималисты в России от этого, конечно, инстинктивно шарахаются. «Далеко не случайно Достоевский, яростный обличитель Запада, ненавидел самый дух морали контракта, в котором угадывал суть западной ментальности, считал его безнадежно несовместимым с христианской братской любовью и даже поминал в связи с ним весы в руке Третьего Всадника Апокалипсиса — образ скупой меры, отмеривающей ровно столько и не больше. Пожалуй, святой Бернард, оспаривавший первые шаги Схоластики, его бы понял.»
Отсюда наши многие беды и невозможность слиться в счастливом экстазе с Европой. Но если вспоминать Евангелие, апостольские слова - нет, ну какой может быть для души срединный путь?
Да нет,это я слишком циничная задница.
А от одно фразы Христианский аристотелизм у меня перед лицом бегают румяномордые человеки гребущие лопатой деньги и выкрутившиеся из положения,хотя и не надолго.