Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Прослушать или скачать Виолончель Утрата бесплатно на Простоплеер
ПРО ЭГИ
********
Летом царский двор перебирался в Эги, древнюю нашу столицу, подальше от болотных испарений, от лихорадки, выше в горы, в тимьян и цикламены.
По дороге собирался народ посмотреть на царя и наследников. Александр торжественно выпрямлял спину и помахивал рукой, сдержанно и победоносно улыбаясь. Он был уверен, что все должны его любить, равнодушие разбило бы ему сердце. Олимпиада держалась рядом, верхом она смотрелась неплохо. Каран чужих взглядов не выносил, ежился, отворачивался и корчил рожи – убогие попытки скрыть уродство за уродской гримасой. Я вовсе не хотел жалеть этого поганца, но сердце ныло, когда я на него глядел. Хотелось убить дурака, чтоб успокоиться и не жалеть его.
Рядом с Филиппом возили и Аминту, сына царя Пердикки, который должен был бы стать царем после смерти отца, но никому не хотелось ребенка на троне и связанной с этим смуты в умах, так что воинским собранием на царство выкликнули Филиппа и не разочаровались, так что подрастающий законный наследник никого уже не интересовал. То, что Филипп не озаботился устранением Аминты и тот жил да ума набирался в тепле и покое, по правую руку от царя, многие считали чудовищной беспечностью и непростительной забывчивостью. Но Филипп брата любил, к племяннику был снисходителен и хотел разорвать цепи резни и мести.
Аминта был старше нас лет на восемь, взрослый уже парень, блеклый и вежливый, хорошим здоровьем он не отличался, то понос, то золотуха, и даже как будто гордился этим, перед нами важничал, разглагольствовал о каких-то припарках, а мы лупились на него совятами – нет, ну что за придурок!
Дворец в Эгах был невелик, неказистый, но при этом таинственных, заброшенных помещений, куда люди не заходили годами, там было куда больше, чем в просторном дворце Пеллы, много старинного, тайного, сокрытого от глаз. Тут бродили тени убийц и жаждущих мести жертв. Когда Александр показывал мне дворец, то основными достопримечательностями были места, где кого убили. Мы заглядывали в колодец, куда сбросили сводного брата Архелая, пытались найти кровавые пятна на плитке, где танцевал в честь Диониса Александр, старший брат Филиппа, и где его изрубили люди Птолемея Алороса, и то место у ворот, где испустил дух сам Архелай, смертельно раненый на охоте двумя своими обиженными любовниками.
Как кстати был алтарь Эвменид в священной роще недалеко от дворца! Да, ублажать милостивых и благосклонных богинь приходилось частенько, всегда кто-нибудь кого-нибудь резал неподалеку. Многие, засадив нож кому-то под ребра, удирали со всех ног из Македонии к фракийцам или афинянам, а эриннии неслись по пятам, хлеща убийцу кнутами, не давая ему покоя.
На каждые пять шагов приходилось по одной кровавой истории. Нам охотно рассказывали их и слуги, и охрана – все любят байки, от которых кровь застывает в жилах. История обрастала такими подробностями, что на сцену выходили и призраки убитых, и ламии, и сами боги посылали пророческие сны и стрелы, разящие нечестивцев. Там я впервые осознал наследственную ненависть Александра к линкестидам: он загорался гневом, когда речь заходила о том времени, когда им удалось захватить царскую власть, кусал губы, а как не по-доброму он улыбался, слушая подробные рассказы об их казнях и убийствах! Порой мы заснуть не могли, видя в тени дерева змееволосую эриннию, которая тянет к нам лапы, а взмах плаща торопящегося стражника казался разворотом их кожаных черных нетопырских крыл.
Александр знал там все закоулки, помню, как в темном и страшном подвале Эгийского дворца, стоя над крысиными скелетами, он обводил рукой это пристанище пауков, летучих мышей и теней неотомщенных мертвецов, требующих крови, и говорил счастливо и гордо: «И это все мое!»
Мы и на крышу влезали по хрустящей черепице. Смотрели вдаль надо всеми, радовались, что мы здесь, а нас никто не видит. А когда это надоедало – начинали кидаться перезрелыми гранатами в тех, кто проходил внизу.
Там мы много бродили по горам. Сейчас мне почему-то вспоминается сумрачная прохлада оврагов даже в самую лютую жару и то, как мы останавливались пить у родников: то черпали ладонями из деревянных желобов, обросших мохом и тиной, то прямо ртом припадали к бьющей из земли ледяной тяжелой струе. В Эгах осталось много красивых статуй, которые Филипп решил не перевозить в Пеллу. Моим любимым был Аполлон Алексикакос, отвратитель зла, - самого Каламида во время чумы позвали сделать эту статую, чтобы задобрить чужого нам бога. Я просто влюбился в печальное и прекрасное лицо этого Аполлона, в его невидящий, рассеянный синий взгляд из-под полуопущенных век, влажно мерцающие белки. Александр меня силком от него оттаскивал.
Дружба с ним здорово выматывала – и я часто увязывался за отцом в наши поместья под Пеллой, чтобы немножко отдохнуть от Александра, и блаженствовал там на воле с лошадьми. Александр же тосковал и считал дни до встречи, набрасывался на меня с упреками, когда я возвращался в Эги спокойный и довольный отдыхом. Его приводило в бешенство, что я мог обходиться без него. Он налетал с обвинениями: «Разве ты не друг мне? Разве друзья не должны грустить в разлуке? А ты с такой довольной мордой! Глаза твои бесстыжие! Ты будто и не скучал по мне!». Меня это забавляло.
Иногда Александр пытался неумело вызвать мою ревность и говорил, к примеру, что едет на охоту с Клитом, а меня не берет: «Ты только под ногами путаться будешь…» - и напряженно ждал, как я себя поведу. В этих играх я всегда был сильнее, пожимал плечами: «Отлично, мы с Протеем давно собирались сходить на озеро поплавать и понырять со скал, а то мы из-за тебя все время на мелководье плещемся, как куры в луже. Надоело ждать, пока ты научишься плавать». Александр немедленно вскипал: «Ах ты зараза!» Начиналась свирепая перебранка. Он был все же на удивление простодушен при всем своем уме. «Ты ни на что не годен, ты глупый, ленивый, все время врешь. На что ты мне сдался? Ты хуже девчонки, надо мной смеются из-за того, что я дружу с таким сопляком,» - кричал он со слезами в голосе. «Плавать учись!» - отвечал я, отскакивая подальше.
У него не хватало слов от возмущения, он замолкал, тяжело дыша. В его глазах клубилось и зрело что-то жуткое, он кусал губы и сжимал кулаки. Тогда я понимал – довольно шуток, и лез мириться. Он отходил медленно, смотрел недоверчиво, искоса, тяжело дышал, по телу проходили легкие судороги. Он все принимал слишком всерьез.
Однажды, дразня Александра, я полдня не обращал на него внимания и нарочно лип к Александру Эпирскому, брату Олимпиады, он был старше нас лет на семь-восемь, красивый, ласковый, хитрый парень. Александр, увидев, как я висну на шее у его дяди, почернел, развернулся и со всех ног бросился невесть куда. Оказалось, он бегал за луком, чтобы пристрелить нас обоих. Мы столкнулись уже на обратном пути – у него в лице были три Эвмениды зараз, предельная решимость и холодное бешенство, мне с трудом удалось его успокоить и отобрать лук, разжимая по одному его побелевшие пальцы.
Иногда он почти умолял:
- Не дразни меня! У меня от злости голову как огнем заливает … Я тебя убью когда-нибудь из-за твоих шуток…
- Да ладно! – Мне так нравилось это напряжение и скрытая угроза. Рыданья Александра над моей проломленной головой крепко засели у меня в памяти и наполняли гордостью и волнением. Все это было так здорово! И я время от времени устраивал свары в ожидании взрыва страстей, чего-то необыкновенного и ужасного, как у Еврипида.
Где-то там, над журчащим родником, в густой тени, среди папоротников и гниющих поваленных стволов, мы принесли клятву вечной дружбы: разрезали ладони каким-то особым ритуальным кремневым ножом, который Александр уволок на время из дворца, долго прижимали склеившиеся руки одну к другой, чтобы надежнее обменяться кровью, а потом еще и на вкус друг друга пробовали, зализывая порезы.
Предыдущие главки по тэгу "Новая книжка".
@темы: Александр, Новая книжка
Волчок,читать тебя одно удовольствие!
Спасибо, что читаешь, я так рад!
Как замечательно написано, мне все больше и больше нравится!
Я просто влюбился в печальное и прекрасное лицо этого Аполлона, в его невидящий, рассеянный синий взгляд из-под полуопущенных век, влажно мерцающие белки. Александр меня силком от него оттаскивал.
Гефестион взрослеет, уже на статуи стал засматриваться, Александру наверно это не по нраву.
И вообще он немного язва, любит помучить и позлить друга. И ревность вызвать умеет, не то, что простодушный Александр.
Дружба с ним здорово выматывала – и я часто увязывался за отцом в наши поместья под Пеллой, чтобы немножко отдохнуть от Александра, и блаженствовал там на воле с лошадьми.
Как-то у меня складывается впечатление, что Гефестион иногда этой дружбой тяготится. Это и раньше проскальзывало, когда он вспоминал об их проказах и безумствах:"не помню. чтобы мне хотелось делать что-то подобное".
А Гефестиончик у меня пустится во все тяжкие лет с 13.
Так рано? Он такой спокойный, выдержанный, с чего бы это?
Гефестион хитрец! Но мне нравится, как он заставлял ревновать Александра.
Оказалось, он бегал за луком, чтобы пристрелить нас обоих. - представляю эту картину
Ты умница и большой молодец! Выкладывай дальше!
Т.е. я где-то так это все вижу.
Я только сегодня наткнулась на Ваш роман!
Такой неожиданный подарок! Спасибо!
Вот, полдня просидела перед компом, все дела - побоку!
Я вообще захожу в diary только на сообщество "Александр", очень редко что-то комментирую, и почти не лазаю по чужим дневникам!
Судя по всему, напрасно!
Это - именно то, что я, долго искала и давно отчаялась найти.
Во-первых, талантливо! Наверное, на "во-первых" уже можно остановиться, потому как, все сказано! Но исторический роман на одном таланте и вдохновении - не выдюжить! Поэтому, хочу еще повосхвалять!
Во-вторых, безусловное уважение вызывает тот огромный труд, что за этим стоит! Понятно, что любое описание, начиная от флоры и фауны, пейзажей и географического расположения мест действия, и заканчивая интерьерами, хронологией, именами, традициями и пр., требует тщательного изучения и проработки обрывочного, противоречивого, несогласованного, разной степени достоверности фактического материала. Мат. часть вы знаете досконально и мастерски, виртуозно вплетаете ее в художественное повествование. Именно внимание к деталям, отличает любую серьезную работу от пустышки и подделки.
В-третьих, увлекательной и яркой серьезную работу делает воображение автора и сила чувства, эмоциональная сопричастность, любовь к своим героям! Писатель, как и актер, только вжившись в образ, может быть убедительным. И даже то, что писатель, в отличии от актера, сам придумывает характер своего героя, ничуть не облегчает эту задачу, скорее - наоборот.
И еще! Судя по Вашим комментариям на сообществе и по тому, что уже прочитано, я поняла, что образ Вашего Гефестиона во-многом созвучен моему. А поскольку, у меня для раскрытия этого образа нет ни Вашего таланта, ни сил, ни времени, ни умения выразить свои мысли, ни необходимого (в хорошем смысле!) фанатизма, я очень рада, что эта удивительная и мощная личность, получит достойное воплощение под Вашим пером! Мне очень хотелось бы увидеть это в продолжении романа!
Только одна фигура вызвала у меня легкое разочарование - царица Олимпиада! Очень может быть, Вы как раз и попали в точку, но как-то обидно. Я прекрасно понимаю, Вам: романтичные Олимпиады со змеями сильно надоели, и уж сколько их написано, повторяться не хочется, захотелось нормальную тетку написать. Вот тетка и получилась! Я как-то так себе представляла растолстевшую и постаревшую Роксану времен диадохов (с легкой руки Вершинина, что ли?), но не Олимпиаду. Эта - на мой взгляд подемоничнее, повыразительней должна быть!
Хотя пусть и такая будет, я все равно Филиппа больше люблю и понимаю. Пусть десять раз пьяница и развратник, но мало кто из царей столько для своей страны сделал! Молодца!
Ну, это уже лирическое отступление!
Еще раз спасибо!
Больше всего меня торкнуло вступление! Очень сильно!
Терпения и творческого вдохновения!
Жду с нетерпением!
У меня не получается так быстро, как хотелось бы. Неудобно перед теми, кто читает, потому что я собираюсь всю жизнь эту книжку писать неторопливо, править и переделывать, и так в радостных трудах и помереть.
Я тоже люблю Филиппа и восхищаюсь им, мне кажется, он был тоже настоящим чудом для своего времени. А с Олимпиадой мне захотелось немножко похулиганить, хотелось было подчеркнуть домашнюю атмосферу и вариант "тети Липы" - мне кажется, это чувствуется в письме Гефестиона к ней из Азии, очень уж он с ней непринужденно обращается. Я ее ассоциирую упорно с Екатериной Медичи, которую тоже совсем не демонически воспринимаю, а как заполошную тетку, которая не знала, за что хвататься, лишь бы для своих детей престол сохранить. Олимпиада разве что выглядит подекоративнее. Ужасно не хочется повторять чужие трактовки, так что я, похоже, из чувства противоречия, малость перебрал с бытовухой. Наверно, Олимпиада появится в более серьезном и волнующем виде, когда пацаны вернутся из Миезы.
В понедельник возьму себя в руки и, может, еще главку маленькую выложу.
Я очень вам благодарен за поддержку.
О, я польщена тем, что мои герои показались Вам живыми, но я воспитана на серьезной литературе и знаю цену своим литературным "экзерсисам". Вы пишете труд всей жизни, исторически выверенный и психологически замороченный, ночей не спите, правите и совершенствуете, а я - лишь сочиняю в свободное время романтическую историю о дружбе и первой влюбленности с идеализированными персонажами и соответствующими атрибутами. Хотя, процесс действительно затягивает, и хочется уже как-то быть посерьезнее и повнимательнее с характерами, поуважительнее с историей, поосторожнее со штампами... Но все равно, у нас "разные весовые категории" и я вообще удивлена, что вы меня читаете. Но приятно!
Еще раз спасибо за Ваш труд! К сожалению, из художественной литературы, кроме "Таис Афинской", которую люблю с детства, больше ничего по теме перечитывать не хочется. А это - грустно, потому как, тема - любимая! Так что у меня сегодня праздник! Пишите и не сдавайтесь!
Сегодня прочитала большой кусок и как всегда заворожена и очарована. У тебя как будто из малюсеньких отдельных и ярких уже сами по себе кусочков, вроде жареных на палочках осьминогов и Клио, которая почему-то грудастее Эвтерпы, складывается удивительная мозаичная картина. Такая картина, что все - как живое, и кусочков тех уже не различишь.
Поражает их, Гефестиона с Александром, даже не близость - какое-то взаимопроникновение, что ли, словно они уже с детства проросли друг в друга корнями.
А из второстепенных героев Гефестионов папа очень нравится.
А Гефестионов папа в первом варианте у меня был такой демонический садюга, а тут я его в знак протеста сделал таким чеховским персонажем. Но это маскировка и он себя еще покажет.
Я просто не люблю мелкими кусками читать, жду, пока накопится побольше...
Но это маскировка и он себя еще покажет.
Я так и подозревала, что сей благодушный пофигизм - это до времени!
Неужто в Македонии зимой так холодно, что реки замерзают? Как же они тогда, бедные, зимой без штанов-то ходили...
А реки, я думаю, могут замерзать, зависит от зимы. Вон даже в Египте и Израиле метели были. А какой климат был в древности - тоже не совсем ясно. Македония ведь еще в основном горная страна была, а на высоте холоднее. Я как-то так рассуждал.
Это да, горы даже не самые высокие всегда снегом заносит... ну, может не всегда, но часто.
они ходили в шерстяных чулках,
Не, современному русскому человеку этого все равно не понять... лично мне, во всяком случае. А ведь и верхом еще ездить надо... практически с голой попой... кошмар!
А вообще я тоже все время представляю себе пастухов зимой в горах - метель, лед, а они в сандалиях на босу ногу и с голым задом. Не, они бы все повымерли. Гангрена сразу.
Я думаю, что шерстяные чулки натягивали по три пары штуки. Нормальный аналог штанов.
На древнерусских миниатюрах наши ведь тоже вроде без порток ходят.
На древнерусских миниатюрах наши ведь тоже вроде без порток ходят.
Это, скорее всего, просто штаны узкие так изображены.
Лично я всегда подозревала, что античный культ наготы возник из-за того, что древние греки плохо умели шить (а плохо умели шить потому, что в теплом климате и не было большой нужды). У них же все базируется на драпировках, вроде так? Если я, конечно, не путаю ничего - в античной-то одежде я слабо разбираюсь. Но, насколько я понимаю, у них же практически не было понятия о том, что одежда украшает человека?
Я тоже не особо в одежде разбираюсь, но по-моему, у них тоже толк знали и в тканях хороших и в ярких цветах и в вышивках. Конечно, это все дорого было. Свои пижоны у них тоже были, это точно - Алкивиад один чего стоит, который дорогущий плащ по земле трепал.
у них тоже толк знали и в тканях хороших и в ярких цветах и в вышивках
Да, это да! Про ткани и вопроса нет. Я только раскрой-пошив имела в виду.