Я не червонец, чтоб быть любезен всем
* * *
В большом грехе каяться нужно тут же. Не ждать какого-то благоприятного момента. Согрешил – иди сразу же в храм, исповедуйся. Господь простит и считай, что у тебя этого камня больше нет.А с мелкими грехами, этими маленькими камушками, – сложнее. Здесь нужно за собой очень внимательно наблюдать всё время, анализировать себя. Апостол это называет словами «бодрствуйтесь и трезвитесь». То есть всё время нужно не терять контроль над своей духовной сферой. И тогда мы будем иметь возможность эти маленькие камушки, идя по жизни, уже не складывать, чтоб не иметь этой тяжести, а иметь крылья и лететь.
Надо вернуться к изначальному смыслу слова «покаяние». Если мы посмотрим на это русское слово, то это перевод с греческого слова «метанойя». А если обратно попробовать перевести «метанойя» на русский язык, то это будет уже не только «покаяние», но — «переворот», «перемена ума», «преображение». Это то, что должно произойти с человеком в момент его покаяния. Осознание и полная перемена. Перемена всего его внутреннего мира. Обращения вспять.
В процессе покаяния есть несколько стадий. Во-первых, не может быть никакого покаяния, если нет самоиспытания, самоанализа. Человек должен постоянно думать: «какой я?» Это то, что сегодняшнему миру не свойственно. Люди друг другу говорят: «Чего ты рефлексируешь? Чего заморачиваешься? Живи проще! Не копайся в себе». Христианину же нужно постоянно задумываться: «Что я из себя представляю?». Это значит самоиспытание.
Дальше, после самоиспытания может наступить видение греха. А может и не наступить. Человек с сожженной совестью в себе ничего плохого, возможно, и не заметит. Такая правильность фарисейская. Но результатом этого испытания себя должно быть видение своего греха. Или многих грехов.
Следующая стадия – сожаление, сокрушение о грехе. Собственно, это и есть момент раскаяния. Когда человек очень сильно начинает сокрушаться, сожалеть, что он это сделал, или он обладает какой-то, скажем, нехорошей чертой характера.
Четвертая стадия – пришёл в храм и называешь эти грехи, которые ты увидел в результате самоиспытания, о них сокрушаешься. И вот это четвертое действие и есть как раз исповедь.
Но и конечно, заключаться это должно твёрдой решимостью больше не повторять подобного никогда. И неким внутренним обещанием Богу.
И вот этот весь процесс покаяния – он сложный. А исповедь – это только одна его часть, внешняя. И вот когда этот процесс прошёл у человека где-то вне храма, то сама церковная исповедь может быть даже не очень сокрушительная.
Кому-то, может быть, это покажется даже сухо: просто перечислить свои грехи. Потому что всё у него прошло. Он уже пережил это всё, он уже внутренне раскаялся, оплакал эти грехи. И вот здесь, для того, чтобы не забыть, в виде памятки может помочь запись на бумаге своих грехов, которые человек на самоиспытании увидел и на исповеди назвал.
Есть разовые поступки, которые мы совершили, раскаялись и больше никогда не повторяем. Понятно, что это какие-то внешние, плотские, может быть, страшные тяжкие преступления — убийство или ещё что-то.
А есть грехи, в которых сколько ни исповедуйся, они действительно повторяются. Эти грехи являются слдествием действия страстей в человеке, дурных черт характера, дурных наклонностей. То же раздражение, тот же гнев, та же зависть, то же осуждение.
Я не знаю почти случаев, чтобы после первой в жизни исповеди, какая бы сокрушительная она ни была, человек сразу, навсегда и совсем отделался от этих дурных черт. Чтобы он перестал после первой исповеди осуждать, раздражаться, завидовать… Такого не бывает.
Это изживать приходится постепенно. В том числе регулярным внутренним раскаянием, внешним исповедованием. И тогда фигура греха становится тоньше, тоньше, тоньше… В конце концов он превращается в заморыш и умирает. В любом случае, действовать будет не так сильно.
Конечно, каждый раз испытывая себя, надо предъявлять к себе гораздо более строгие требования. Об этом Христос в Нагорной проповеди и говорит. Он сравнивает Ветхий закон, 10 заповедей, которые были даны Моисею, с тем, каким должен быть человек, христианин.
Например: «Сказано древним: не убивай. А Я говорю: кто скажет человеку, брату своему, «рака», то есть дурной человек, пустой, плохой, дурак, он уже грешит против этой заповеди». То есть он убийца. Насколько сразу всё серьезней становится! Человек, например, с другим повздорит, а тот склонен к сердечной недостаточности или у него высокое давление. Через некоторое время – инсульт или инфаркт, и – смерть. А тот, кто с ним повздорил, может даже и не знать, что он окажется причиной смерти. И не считает себя убийцей. Хотя таковым уже фактически является.
Или, например, Христос говорит о заповеди «не прелюбодействуй». Древним сказано это в прямом смысле: не изменяй жене, не блуди, не разделяй ложе с блудной женщиной. А Христос говорит: если ты посмотрел с похотливой мыслью на другого человека, ты уже блудник, уже согрешаешь. Кто из нас может сказать про себя, что он никогда в жизни вот с такими мыслями грязными не смотрел? Да никто.
Поэтому предъявлять к себе нужно всё более, более строгие требования. И этому совершенству нет конца.
@темы: Православие
Что-то я загрустил.
Волченька,не грусти и на дураков внимания не обращай.Знал бы ты какие "ласковые" слова я иногда соседям говорю и они мне)))
А ещё лучше,чтобы вы жили втроём,ты,Коля и она.
Хотя мужчины,конечно,труднее одиночество переносят.