Почитал я беседу иеромонаха Дмитрия Першина и сначала так загрустил, так загрустил!
Жил был Заяц, была у него избушка лубяная, а Лиса позавидовала и решила захватить. Сначала пришла на крылечко хвостик положила, потом в дом напросилась, на лавочку, потом на полати, а потом и Зайца выгнала. И оказался Заяц чужим в собственном доме.
Вот каждый из нас, наверное, наблюдает в себе такую ситуацию, когда вроде мы должны быть настоящими, а мы не настоящие. Непонятно, кто в нас заселился, какие незваные гости захватили космос нашей души, наш внутренний мир, и как с этим жить дальше?! И, пожаловаться некому. И никакой Медведь, никакой Волчок, никакая Собачка нас не выручит. Даже Петушка такого нет.
Но потом такой разговор пошел исихастский о Пресветлом мраке и Фаворском свете. Меня это всегда так захватывало (когда о. Иоанна Мейендорфа читал).
Беседа иеромонаха Дмитрия Першина о свт. Григории ПаламеНаша церковь чтит память Святителя Григория Паламы. Удивительного святого, византийского святого, поздневизантийского, который раскрыл в своём богословии одну из самых удивительных тайн православия: о том, что в Боге мы различаем Его непостижимую природу, сущность, которую не может человек познать. Его ипостась — «три Лица в Троице» (различаем Отца, и Сына, и Духа Святого) и Его действия или энергия, или Его слава, в которой человек может Бога постичь. Тем самым для каждого человека возможно познать Бога сейчас, в этой земной жизни. Соприкоснуться с этой благодатью и вместить ее в ту малую меру, в которую мы готовы её вместить, принять.
В этом спор между православием и католичеством. Католическое богословие говорит о том, что даже на горе Фавор имея Преображение, Христос являет всего лишь тварный свет. То, что видят Апостолы – свет славы Божией предвечной. Славы Божией, как говорит православие. Этот свет был тварным, потому что человек не может Бога увидеть. Ту пропасть между Богом и человеком не может человек перешагнуть.
Православное богословие и святитель Григорий отстаивал другую мысль, говоря о том, что может человек, если стремится к Богу, если очищает своё сердце, незримым образом благодать Божию воспринять в Таинствах Крещения, святой Евхаристии. Может быть, в ответ на молитвы, на покаяние человеческое. А те, кому дано, кто действительно своё сердце очистил от страстей – они могут увидеть эту благодать своими Земными очами.
В иконографии православной, в иконе, мы видим эту мысль выраженной очень необычным образом: иконописец, изображая Преображение Господне, показывает нам, что чем ближе ко Христу, тем более тёмными тонами и сине-чёрными изображается Слава Божия. Потому что мы приближаемся к этой непостижимой сущности, этой непостижимой природе Творца, о которой другой святитель Григорий Богослов говорил, что «мы знаем, что Бог есть, но мы не знаем, что Бог есть». Тот самый пресветлейший мрак Божества, о котором когда-то писал Дионисий Ареопагит, вот на этой иконе, в частности, изображается, подчёркивается такими тёмными тонами. Но с другой стороны, чем дальше от Христа, тем более светлые тона мы видим на этой иконе Преображения.
Это означает, что человек, конечно, не может постичь Бога во всей полноте его природы, его сущности. Но в некую меру постичь Бога человек может. Бог открывает себя человеку. И вот это постижение Бога, восхождение от славы в славу, собственно, и составит содержание жизни будущего века. За чертой воскресения мы будем Бога всё более и более постигать. Но начало этому положено здесь должно быть, в Земной жизни.
Пресветлый мрак
Неожиданная мысль, но захватывающая.