понедельник, 12 марта 2012
Люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.
Запоминать нужно осознанно.
Полезные советыИнтересуйтесь только тем, что хотите запомнить, не стараясь удержать в памяти как можно больше.
Всю информацию для запоминания классифицируйте и располагайте в логическом порядке.
Не стоит заучивать незнакомый материал сразу полностью. Заучивая по частям, вы сэкономите время.
Нерешенные задачи и незавершенные дела запоминаются проще, так как незавершенные действия создают в подсознании определенное напряжение и мешают сосредоточиться на чем-то другом.
Совершенствованию памяти и мышления способствует хорошо развитая речь.
Запоминаемый материал не только читайте, но и пересказывайте.
Работайте в таком порядке: один раз прочитать, затем три раза пересказать. Чтение без пересказа с целью запоминания информации — часто пустая трата времени.
Пересказ — это и развитие речи, и тренировка памяти. При пересказе мозг активно обрабатывает информацию, а при повторном чтении сил требуется немного. Мозг «узнает» знакомый материал.
Хороший эффект достигается при обратном пересказе, когда клетки головного мозга работают еще активнее.
Сочетание визуальных и вербальных образов с записями облегчит вам процесс запоминания.
Услышанное вспоминается быстрее, чем увиденное, но последнее более устойчиво. А вот конкретные данные лучше фиксировать.
Сухие понятия отягощают процесс запоминания.
Превратите процесс запоминания в забавную и познавательную игру. Тогда запоминание будет прочным, а воспроизведение — несложным.
Беспокойное состояние человека может мешать припоминанию.
В идеале источник информации должен находиться со стороны правого уха, которое передает слуховые импульсы в речевые центры быстрее левого.
Утром (с 6 до 8 ч.) хорошо запоминаются незначительные факты, а после полудня (с 12 до 15 ч.) — не только мелкие, но и существенные.
Периоды отдыха при запоминании снимают усталость, повышают интерес к предмету.
Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии того, что образованные ассоциации в последующем будут активизированы. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти.
Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать ее кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Но если вы однажды осмыслили содержание полученной информации и проговорили его, то можете быть уверены: информация осталась в памяти.
С течением времени нервные образования, в которых хранится вся информация, не исчезают, не уменьшаются, но ухудшается пропускная способность нервных волокон, по которым проходит сигнал во время припоминания. Это приводит к тому, что вы с трудом будете «доставать» информацию из нервных образований.
Бороться с этим можно следующим образом:
повторять содержание текста;
обновлять взаимосвязи между отдельными мыслями и фактами текста.
Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее:
читать дальше
чем больше времени проходит после чтения (или последнего повторения), тем меньше становится объем информации в памяти. Быстрее информация уходит из памяти именно в первые минуты после усвоения;
медленнее информация забывается после очередных повторений;
чем проще и интереснее информация, тем легче она усваивается, тем меньше времени и усилий затрачивается на повторение и восстановление информации в памяти;
ранее усвоенная информация быстрее восстанавливается в памяти после каждого последующего повторения;
с каждым повторением информация откладывается в памяти все в большем объеме;
чем меньше времени пройдет после последнего повторения, тем быстрее и легче восстанавливается информация.
Оптимальными перерывами между повторениями можно назвать следующие:
читать дальше
первое повторение — через 15-20 мин после окончания работы с текстом. Причем трудный материал лучше повторить через 10-12 мин., а легкий или интересный — через 25-30 мин.;
второе повторение — через 6-10 ч. после первого повторения (сложный материал — через 4-5 ч., легкий — через 11-14 ч.);
третье повторение — через 20-30 ч. после второго (интересный материал — через 36 ч., а трудный — через 16-18 ч.).
Если материал для запоминания большой, разбейте его на два неравных раздела и работайте с каждым из них отдельно, выбрав один из вариантов:
В течение двух дней: первый день — изучение и повторение частей первого раздела, второй день — изучение и повторение второго раздела.
В течение трех дней: первый день — изучение и повторение первого раздела, второй день — изучение и повторение второго раздела, третий день — повторение всего материала.
В течение пяти дней: первый день — изучение и повторение первого раздела, второй день — одно повторение первого раздела, третий день — изучение и повторение второго раздела, четвертый день — одно повторение второго раздела, пятый день — повторение всего материала.Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять:
читать дальше
1. Повторить сразу же после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие за восприятием. После запечатления информации припомните ее и сравните с первоисточником. Этот процесс называется контрольным припоминанием. Прежде чем закреплять определенные сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Если при запоминании обнаружились пропуски или неточности, поработайте лишь над той информацией, которая припомнилась с ошибками или вообще исчезла из памяти. Только при полной уверенности, что вся информация находится в памяти, можно приступать к ее закреплению.
2. Промежутки времени между повторениями необходимо удлинять. Если первое повторение делают сразу после запоминания, то второе — примерно через 40-60 мин., третье — в этот же день (примерно через 3-4 ч.), четвертое — на следующий день.
Не пугайтесь большого количества повторений. Извлекать из памяти намного интереснее, чем пытаться запомнить что-то обычным методом. Мысленное повторение можно осуществлять где угодно: за обедом, на прогулке, при поездке в любом транспорте. На каждое новое повторение времени затрачивается меньше. Чтобы восстановить в памяти изученное, достаточно бывает лишь беглого взгляда.
Принятое в средней школе бесконечное повторение отупляет: слишком часто и однообразно повторяется одно и то же. Каждое повторение должно отличаться друг от друга.
Оптимального временного ритма повторения для всех не существует. Для того чтобы найти свой ритм, необходимо делать повторения достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы энергия не тратилась впустую. Когда вы начинаете забывать материал, наступает идеальный момент для повторения.
@темы:
Разное