Из статьи о. Сергея Круглова
Страстная седмица к Великому посту не относится. Страстная, Пасха и Светлая седмица — вершина церковного года, в эти дни и Богослужение совсем особое. Эти дни есть апофеоз череды великих событий пришествия Бога в падший мир, Его вочеловечения – ради спасения и обожения нас с вами. А Великий пост был лишь подготовкой к восхождению на эту вершину, временем сугубого приложения наших собственных усилий к тому, чтобы смочь принять данное от Бога.
+ + +
Вспомним, что человек призван быть не марионеткой в руках Бога, но Его чадом, а значит – сотрудником, соработником, воплощать в своей жизни то, что Святые Отцы называли «синергией». Без Бога мы – бессильны. Но и без нашего участия в жизнь вечную Бог нас за уши не втащит.
Как часто мы сетуем: «Ходим на исповедь, но снова и снова грехи повторяются… Неужели Бог нас не прощает?» Прощает, конечно. Но не только в Его прощении дело – а в том, как живем мы сами, делаем ли хоть какие-то усилия, чтоб переменить себя и свою жизнь. Прощает, любит – но именно потому и горько оплакивает нас, приколоченный ко кресту, видя, как мы зачастую безвольно катимся в яму, в оцепенение смертного сна…
Всем нам знакомо, что такое сон смертный, ночной кошмар. И как часто выход из него один: прямо там, во сне, ОПОМНИТЬСЯ. Прийти в себя. Осознать: я внутри кошмара, надо проснуться! И сделать усилие, страшно тяжелое, как сквозь свинцовую толщу – прочь, прочь отсюда, всплыть со дна вверх, в явь, в утро и в жизнь… Просыпаешься – и в первые минуты все еще тошно и страшно, весь в липком противном поту, сердце бухает, кошмар все еще перед глазами… Но тем не менее – ты уже в яви, ты жив.
Вот примерно таким «опамятованием» из тягучего сна, кошмара ежедневной суеты, греховности, расслабленности духа, ознаменовано для нас начало Великого поста:
«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй».
Весь пост — это именно рывок и души, и всего телесного состава, из тягучего ночного кошмара к свету Воскресения, восстановление человека в том его качестве, которое одно и есть «человеческое»: не бледный призрак из сна, терзаемый другими призраками, но человек из плоти и крови, весомый и реальный, дитя и любимое творение Божье. Аскетические труды поста и молитвы, предпринимаемые нами в этом рывке, незримо поддерживает Бог, в первую очередь – через Церковь, ободряет нас в том, что мы – не одни, что Он не оставит нас, вытянет из омута к берегу, лишь бы и мы не опускали рук, содействовали посильно.
И вот он результат – настает Страстная седмица, Церковь празднует события Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, Бог идет на крест и к Воскресению, мы видим воочию Его труды по нашему спасению из кошмара. И видим, что Он не просто «пощадил» нас, как мы просили о том словами кондака из Великого канона преп. Андрея Критского. Он делает большее – воскрешает нас, как воскресил когда-то Лазаря:
«Якоже рекл еси Господи Марфе: Аз есмь Воскресение, делом слово исполнил еси, из ада воззвав Лазаря: и мене Человеколюбче мертва страстьми, яко сострадателен воскреси, молюся».
Конечно, Лазарь потом умер еще раз – но уже как христианин, смерть окончательно потеряла над ним власть и стала переходом в вечную жизнь.
То же самое происходит и с нами: опыт смертного сна разрушает в нас иллюзии о сладости греха, ясно показывает, где черное, а где белое, и дает толчок ко Христу, а опыт пробуждения души Великим постом в преддверии Пасхи Христовой даёт незабываемый вкус жизни вечной, настоящей, полноценной — вкус, который мы не забудем уже никогда.