Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Новый Завет крови Господней
Самая суть Великого Четверга: установление не только Таинства Святой Евхаристии, но и всего Нового Завета крови Господней. Этот завет проповедовался Спасителем во все дни Его земной жизни, а суть его: «Я исполняю волю Бога Отца, который возлюбил вас. Я иду отдать Свою жизнь, имея власть не отдавать её, с полной готовностью, чтобы вот вы стали чадами Нового завета».Это средоточие Великого Четверга. В этот день мы вступаем в новый период. Со всяким христианином величайшей ценой, ценой пролития крови Единородного Сына Божия установлен завет. Он дает нам великую надежду и великую радость. Перед его лицом, его силой и властью, преодолевается всякий наш грех, всякая наша неправда.
На Тайной Вечере Господь не только поучал, но и совершил первосвященническую молитву. Ее передает 17 глава Евангелия от Иоанна. Господь в ней молится Богу Отцу о том, чтобы имели веру Божию последователи Его, чтобы единство их соблюдено было ими во все дни жизни. Он говорит в этой молитве, что идет готовить обители для своих учеников, что Он будет вознесен и низпошлет Духа Святаго на апостолов. И так же указывает на таинственное единение каждого верующего человека со Христом. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).
Так обозначает Господь, что, собственно, жизнь вечная – это знание Бога, Святой Троицы, поучений Господа и Спасителя Христа.
Первосвященническая молитва очень трогательна, Господь изливается в ней, говоря о любви с Отцом, предлагает в ней таинственное, благодатное, высокое учение, в котором изображается вся суть христианской жизни, упование на Бога и то сокровенное единство, которое Он устанавливает с этого дня.
Горница Тайной вечери в Иерусалиме


Источник. Прот. Георгий Бреев
В таком же точно хлеву слово Божие, сын Божий, Бог начинает свой путь в мире людей. Для Него нет места в нашем мире, Он рождается вне города — в Вифлееме не нашлось места для беременной Марии. Когда к Нему уже потом обращаются с просьбой войти в число учеников, Он говорит, что «лисы имеют норы, и птицы имеют гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где главу преклонить». И умирает Господь вне города, за стенами Иерусалима, на Голгофе. На этом месте страданий, пыток и жуткой смерти принимает Он смерть.
Богу нет места в мире людей. И нам в эти дни Страстной седмицы очень важно пойти вместе со Христом, пройти этот путь вместе с Ним. Весь Великий пост мы вглядывались в себя, очищали свое сердце, но наступило время всмотреться в ту жертву, которую уже Бог приносит нам. А Он приносит нам Себя Самого.
И вот, в Страстную Среду мы вспоминаем о том, как Иуда предал Спасителя за деньги. Деньги съели его сердце, его любовь превратилась в расчет, в холодную выгоду. На Тайной вечере Господь приобщает и его Святых Христовых Тайн, к Себе Самому. Потому что Тайная вечеря – это удивительное чудо, когда Господь приобщает апостолов к плодам своего жертвенного подвига, ко всей полноте славы Божьей, к Себе Самому.
Иуда в числе учеников. Почему? Иоанн Златоуст поясняет: потому что Господь хотел, чтобы Иуда принял всю благодать, чтобы у него не было потом оправданий, что его обделили. Тем не менее, эта великая святыня не мешает этому ученику предать Спасителя, променять вечность, радость общения с Богом на деньги. И он уходит с Тайной вечери, и дьявол входит в его сердце, как мы читаем в Евангелии.
А Господь уходит с Тайной вечери в Гефсиманский сад вместе с учениками и молится там до кровавого пота Отцу Небесному, чтобы тот Его укрепил. И в этом мы видим проявление Его человеческой природы. Он по-человечески скорбел у гробницы Лазаря и плакал. Он по-человечески молится Отцу, чтобы чаша, если возможно, Его миновала. А потом, укрепившись в этой молитве, принимает крестные страдания. Потому что во Христе соединяется две природы: Божественная, предвечная, единосущная Отцу и — человеческая, которую Он воспринимает в момент Благовещения, и освящает, исцеляет, исправляет то, что когда-то исказил Адам в своем грехопадении.
Источник. Иеромонах Дмитрий (Першин)

@темы: Православие