Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Хорошо, что читаю много. Плохо, что вижу, насколько зимой интернет ничего делать не дает. Вот, что прочел с 11 мая на даче:
1. Чехов. Записные книжки. ПСС т. 17. - Больше всего люблю дневники и записные книжки читать. Я ждал, что у него больше, но он наверно очень трудолюбивый, все в рассказы вставлял, просто так мало что оставалось. - 8/10
2. Буровский. Бремя белых. Необыкновенный расизм. – Живенько так, но фигня. Тема интересная и много интересных фактов. Все это было бы хорошо, если б автор не завирался на каждом шагу. Он все путает, забывает, врет напрямую. Пушкин у него «Блажен, кто посетил сей мир» написал. И все остальное также? - 3/10
3. Жуховицкий. Как стать писателем за 10 часов. - Статья ни о чем. - 3/10
4. Горбунов. Сцены из народного быта. - Это друг Островского (драматурга), первая редакция «Москвитянина» и все такое. Раньше считался офигенно смешным, сейчас мне как-то особо не смеялось, но язык великолепный. - 7/10
5. Глен Кук. Тени сгущаются. Черный отряд – 2. - Нормально, интересно, мне не хватает чернухи, хотя оно как бы заявлено изначально, и постоянно говорится, какие они подонки и отребье и как ужасен мир, но это все фэнтези, герои сентиментальны и мучаются вопросами морали. В общем, мне не хватает реализма, психологии и художественной выразительности. Фэнтези все-таки ущербный жанр. - 6/10.
6. Лосев. Диалектика мифа. – Офигенная книжка, только совсем не то, что я ждал. Я думал, что это об античности, но на самом деле она написана где-то в 1927-29 гг, как ответ на наезды совдеповских марксистов на церковь. Книжка злая, умная, антисоветская, антиматериалистическая, вызывающая, блестящая, издевательская, бесстрашная. Сразу после ее выхода его и посадили. Я так понимаю, что он понимал, чем кончится, но писал вопреки всему. - 9/10
7. Аристофан. Лягушки. Облака. Мир. Всадники. Лисистрата. - Очень люблю его. Я раньше больше трагиков читал, но теперь на комедии перескочил, Герода там, Менандра, все такое. Нигде больше так не чувствуется то время. Живая жизнь, уличная речь, я в восторге. Время порой просто захлестывает, крыша слетает. – 9/10.
8. Давенпорт. Пиррон из Элиды. - Маленький рассказ. Дурацкий перевод, переводчик даже не пытался понять, кто все эти люди, бабы или мужики, не понимал смысла предложений, тяп-ляп, сами разбирайтесь. Это по сути пересказанный Диоген Лаэртский, к части о Пирроне прилеплено еще кой чего от других, куча анахронизмов, автор тоже путал, а переводчик усугублял. В начале сильно под Борхеса, но как раз то стилизовано, что мне у Борхеса нравится. И чем-то меня зацепило. Во-первых, Пиррона люблю, через него чувствую Александра, его время. Во-вторых, две последние страницы прелестные – путаница, многоголосье, жизнь. Надо что-нибудь еще его почитать. – 7/10
9. Роберт Маккамон. Голос ночной птицы. Мэтью Корбет – 1. - Понравилось. Я Маккамона с детства люблю - Кусака, Они жаждут, Участь Эшеров, про индейского мальчишку и про волка-оборотня (незаконный сын Распутина, русский герой на службе Интелиджен Сервис). Он простенький, но у него милые герои, в отличие от Кинга и тех, кто вроде бы считается получше, он хорошо к людям относится, добрый. И сюжеты были прекрасные, книжки захватывающие, и концы мне нравились. Потом у него случился кризис и несколько книжек так себе, но эта – опять интересно. То ли он подучился слегка, то ли образованного негра себе нашел. Это вроде исторического мистического детектива, время – 1699, Америка тех времен, и основной упор как раз на воссоздание примет времени – как сложно и порой смертельно опасно пройти от одной деревни до другой, как страшна болезнь и мучительно лечение, что камзол носили всю жизнь и передавали внукам, как трудно писать пером, вонь, грязь, крысы, все такое. Все это нарочито, но интересно. К сожалению, в живости изложения он потерял, но все равно милая книжка получилась. Дальше буду читать. 7/10.
10. Джеффри Триз. Фиалковый венец. - Милая детская книжка про Афины, Сократа и заговор спартиатов, несовременная, по впечатлению – начало 20 века, целомудренно, без затей, подмененные детишки, но толково, без исторических ляпов - похуже Воронковой, но все равно приятно. Кажется, мне Санга о ней сказала, спасибо большое. - 5/10.
11. Цветков. Ценарт. Рассказ. Нормально, но мне как бы ни к чему не пришлось. – 5/10.
12. Бора Чосич. Роль моей семьи в мировой революции. Здорово, смешно, ярко, Балканы. Сразу Кустурица на ум приходит. Вот в таком стиле. Хорошая книжка. - 8/10
Два кусочка про войну, я в электричке над ними ухохотался:
1. Чехов. Записные книжки. ПСС т. 17. - Больше всего люблю дневники и записные книжки читать. Я ждал, что у него больше, но он наверно очень трудолюбивый, все в рассказы вставлял, просто так мало что оставалось. - 8/10
2. Буровский. Бремя белых. Необыкновенный расизм. – Живенько так, но фигня. Тема интересная и много интересных фактов. Все это было бы хорошо, если б автор не завирался на каждом шагу. Он все путает, забывает, врет напрямую. Пушкин у него «Блажен, кто посетил сей мир» написал. И все остальное также? - 3/10
3. Жуховицкий. Как стать писателем за 10 часов. - Статья ни о чем. - 3/10
4. Горбунов. Сцены из народного быта. - Это друг Островского (драматурга), первая редакция «Москвитянина» и все такое. Раньше считался офигенно смешным, сейчас мне как-то особо не смеялось, но язык великолепный. - 7/10
5. Глен Кук. Тени сгущаются. Черный отряд – 2. - Нормально, интересно, мне не хватает чернухи, хотя оно как бы заявлено изначально, и постоянно говорится, какие они подонки и отребье и как ужасен мир, но это все фэнтези, герои сентиментальны и мучаются вопросами морали. В общем, мне не хватает реализма, психологии и художественной выразительности. Фэнтези все-таки ущербный жанр. - 6/10.
6. Лосев. Диалектика мифа. – Офигенная книжка, только совсем не то, что я ждал. Я думал, что это об античности, но на самом деле она написана где-то в 1927-29 гг, как ответ на наезды совдеповских марксистов на церковь. Книжка злая, умная, антисоветская, антиматериалистическая, вызывающая, блестящая, издевательская, бесстрашная. Сразу после ее выхода его и посадили. Я так понимаю, что он понимал, чем кончится, но писал вопреки всему. - 9/10
7. Аристофан. Лягушки. Облака. Мир. Всадники. Лисистрата. - Очень люблю его. Я раньше больше трагиков читал, но теперь на комедии перескочил, Герода там, Менандра, все такое. Нигде больше так не чувствуется то время. Живая жизнь, уличная речь, я в восторге. Время порой просто захлестывает, крыша слетает. – 9/10.
8. Давенпорт. Пиррон из Элиды. - Маленький рассказ. Дурацкий перевод, переводчик даже не пытался понять, кто все эти люди, бабы или мужики, не понимал смысла предложений, тяп-ляп, сами разбирайтесь. Это по сути пересказанный Диоген Лаэртский, к части о Пирроне прилеплено еще кой чего от других, куча анахронизмов, автор тоже путал, а переводчик усугублял. В начале сильно под Борхеса, но как раз то стилизовано, что мне у Борхеса нравится. И чем-то меня зацепило. Во-первых, Пиррона люблю, через него чувствую Александра, его время. Во-вторых, две последние страницы прелестные – путаница, многоголосье, жизнь. Надо что-нибудь еще его почитать. – 7/10
9. Роберт Маккамон. Голос ночной птицы. Мэтью Корбет – 1. - Понравилось. Я Маккамона с детства люблю - Кусака, Они жаждут, Участь Эшеров, про индейского мальчишку и про волка-оборотня (незаконный сын Распутина, русский герой на службе Интелиджен Сервис). Он простенький, но у него милые герои, в отличие от Кинга и тех, кто вроде бы считается получше, он хорошо к людям относится, добрый. И сюжеты были прекрасные, книжки захватывающие, и концы мне нравились. Потом у него случился кризис и несколько книжек так себе, но эта – опять интересно. То ли он подучился слегка, то ли образованного негра себе нашел. Это вроде исторического мистического детектива, время – 1699, Америка тех времен, и основной упор как раз на воссоздание примет времени – как сложно и порой смертельно опасно пройти от одной деревни до другой, как страшна болезнь и мучительно лечение, что камзол носили всю жизнь и передавали внукам, как трудно писать пером, вонь, грязь, крысы, все такое. Все это нарочито, но интересно. К сожалению, в живости изложения он потерял, но все равно милая книжка получилась. Дальше буду читать. 7/10.
10. Джеффри Триз. Фиалковый венец. - Милая детская книжка про Афины, Сократа и заговор спартиатов, несовременная, по впечатлению – начало 20 века, целомудренно, без затей, подмененные детишки, но толково, без исторических ляпов - похуже Воронковой, но все равно приятно. Кажется, мне Санга о ней сказала, спасибо большое. - 5/10.
11. Цветков. Ценарт. Рассказ. Нормально, но мне как бы ни к чему не пришлось. – 5/10.
12. Бора Чосич. Роль моей семьи в мировой революции. Здорово, смешно, ярко, Балканы. Сразу Кустурица на ум приходит. Вот в таком стиле. Хорошая книжка. - 8/10
Два кусочка про войну, я в электричке над ними ухохотался:
"Потом пришел Никола, наш родственник, сапожник и пролетарский боец. Никола сказал: «Мастерскую оставляю другим, я взял кусок мыла, хлеб и книгу „Что должен знать мужчина", и вот ухожу!» Мама спросила: «Ты хоть знаешь, на что идешь?» Никола помолчал и сказал: «Знаю!» Я сказал: «Партизанская борьба!» Мама запричитала: «Не дай Бог, кто тебя услышит!» Никола, полностью экипированный, сказал: «Тетя, я не хоровод иду водить, а в тяжкий бой, из которого нет возврата!» Мама плакала. Отец сказал: «Алон занфан!» Дедушка спросил: «Девка-то есть?» Дядя сказал: «Береги корешок!» Никола сказал на прощанье по-русски: «Здравствуйте!»
"Два бойца Двадцать первой сербской освободительной бригады, вспотевшие, влетели и спросили: «Кто здесь бывший офицер?» Свояк принялся плакать. Они сказали: «Да нет, не расстреливать, нам офицер нужен!» Тетки напялили на него шинель из сундука, на скорую руку приметали звезду, свояк сказал: «Вот потому и плачу!» И еще: «Мамочка моя!» И еще: «Не видать мне вас больше никогда!» Отец сказал: «Засранец!»
"Два бойца Двадцать первой сербской освободительной бригады, вспотевшие, влетели и спросили: «Кто здесь бывший офицер?» Свояк принялся плакать. Они сказали: «Да нет, не расстреливать, нам офицер нужен!» Тетки напялили на него шинель из сундука, на скорую руку приметали звезду, свояк сказал: «Вот потому и плачу!» И еще: «Мамочка моя!» И еще: «Не видать мне вас больше никогда!» Отец сказал: «Засранец!»
Очень интересны дневники Лидии Гинзбург (они есть на Либрусеке, на Флибусте лишь избранное), эссе Симоны Вейль (первое эссе в России было опубликовано лет 20 назад “Поэма о Силе» об «Илиаде» Гомера, её назвали величайшим религиозным мыслителем прошлого века). Лосева я считаю абсолютно гениальным философом.
Сейчас дочитываю Л.Леонова «Вор» . Стилем просто восхищен, по-моему, один из лучших романов ХХ века, близок Достоевскому, в чем-то перекликается с Платоновым (роман написан в 1926-27гг, потом, до 90-го, несколько раз редактировался).
(СТ)
Гинзбург у меня в избранном, прямо в ближайшее время читать собираюсь, заглянул в начало, очень понравилось. Буду растягивать удовольствие. Могу в свою очередь порекомендовать дневники Александра Шмемана - я с ними уже полгода, как дурень с писаной торбой ношусь.
Лосев - да!
Симону Вайль я еще не читал, но знаю о ней, конечно, уважаю французские мозги, по-моему, самые умные люди как раз французы. У меня сейчас на очереди Шарль Пеги - тоже их философ, погибший в первую мировую, и Башляра никак не дочитаю - это такой деревенский Сократ двадцатого века. Искал по всему интернету Леона Блуа на русском - ничего не нашел, только работу Бердяева о нем, а он, чую, был бы как раз то, что мне нужно.
За Селина я несколько раз брался, но как-то он у меня пока не идет. Хотя я все вокруг него обчитал - Жана Жене, Гайто Газданова, Ромена Гари, Сартра с Камю и все люблю. Но я и его обязательно прочту.
Воннегута очень люблю - "Бойня номер пять" и "Колыбель для кошки" - по-моему, вообще шедевры, наизусть знаю. Правда, не раз слышал, что это заслуга переводчика - Риты Райт, и что Воннегут "сильно теряет в оригинале". Может, и есть в этом сермяжная правда, потому что его книжки в других переводах у меня как-то не идут. А Рита Райт умерла, она еще с Маяковским окна РОСТа рисовала.
Спасибо за наводку на Сиорана, обязательно посмотрю, я о нем даже не слышал.
Собственно, о Воннегуте. Переводы Райт-Ковалёвой ,действительно, наверное, лучшие, хотя переводила ещё и её дочь, но «Галапагосы» и «Времятрясение» в любом случае хороши.
У Сартра особенно понравились «Дороги свободы» - это огромная неоконченная модернистская тетралогия ( там и поток сознания, и параллели – в одном предложении говорится одновременно о действиях разных героев в разных уголках Земли, а помните у Кортасара сборник «Все огни- огонь»).
У Жана Жене читал «Дневник вора», «Керель» не пошел, хотя фильм Фассбиндера посмотрел, но он(фильм) какой-то «кризисный» что ли, как «120 дней Содома» Пазолини, вот где полное разочарование в людях и жизни.
(СТ)
"Дороги свободы" я не читал, а надо бы, у Сартра больше всего люблю "Мух", очень люблю. Кортасар - да! Мой любимый латинос!
А Жене у меня любимец, я его всего читал, мне в книжках стиль важнее всего прочего, и вот его стиль меня как раз здорово вдохновляет свое писать, так что я его вдоль и поперек изучил. В кино Кереля не видел, а с помощью Содома Пазолини я опыты на людях ставил, этот фильм 100% вызывает у всех сильнейшую мигрень и депрессию несмотря на все радости порнухи, прямо психотронное оружие.
От души позабавил британский фильм «Уитнэйл и Я» Брюса Робинсона. Понравились французский «Мост между двух берегов» с Депардьё и Кароль Буке (Здесь Депардье и режиссер тоже), немецкий «4 минуты» о гениальной пианистке-преступнице и её педагоге.
"Опасные связи" с Денев и Кински смотрел, только не сериал вроде, а кино (и разве там Эверетт? я Венсана Переса почему-то вспоминаю, но, может, и путаю), хорошее кино, но мне больше нравится "Вальмон" Формана. Голливудский не нравится совсем, хотя я Малковича люблю, очень уж нудно, дидактично, от такого Вальмона дамы бы улепетывали со всех ног, а Ума Турман - 15-летняя девочка, только из монастыря -
У Триера я смотрел "Королевство", смешной маленький сериал про больницу, только давно и помню только, что было мило, "Танцующая в темноте" с Бьорк, трогательно, полюбил ее, "Догвилль" и "Меланхолию". Все нравится. Фассбиндера я смотрел, кажется, довольно много и хаотично. Помню фильмы с Ханной Шигула, офигенная актриса, какой-то сериал, а то и два (Берлин-Александерплац?).
Спасибо за наводки на хорошее кино, я режиссеров этих люблю, и такие как раз фильмы мне и нравятся.