Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Нахожу постепенно в ЖЖ разных умных людей.

В народной музыке, говоря упрощенно, минора нет. Китайская пентатонная музыка почти не содержит грустных мелодий (речь не о современных подделках под фолк), минор появился достаточно поздно, музыка досовременной эпохи (я затрудняюсь назвать это правильно) не знала минора, это пришло с современной гаммой, буквально пару тысяч лет назад. Лидийский лад тоже, кажется, не бывает минорным. Если не ошибаюсь, это вполне тривиальное утверждение для истории музыки.

Если взять литературу видений и описания загробного мира, то ситуация будет прямо обратная современной литературной. До определенного времени - примерно до 3-5 вв. - описания загробных мучений бледны и неявственны, занимают мало места, описаний ада - подробных и сочных - в древней литературе не найти. И в видениях по аду водят недолго и говорят о нем скупо, а вот рай вызывает всяческий интерес и о нем рассказывается много подробнее и живее. Ад - скорее место тоски и забвения, чем пыток и мук. И вот с определенного времени - конечно, задолго до рождения современной литературы - описания ада становятся все более объемными, сочными, страшными, насыщенными, а рай, напротив, блекнет и сжимается, о нем говорят кратко.

Я бы добавил возрастающую примерно так же во времени любовь к синему цвету.

Мне кажется, это интересная закономерность. Объяснять это тем, что "цивилизация стала старше" как-то даже неловко. Никакие современные истории - разочарованность горожан или там расцвет неверия - не годятся, если и в самом деле перелом в 3-5 веке. В общем, происходит некое изменение отношения к положительным и отрицательным эмоциям. Отрицательные эмоции становятся все более обычными и привычными. Тут не о рае и аде речь, а о том, что в собственной душевной жизни людям все труднее что-то внятное вообразить о радости и счастье, зато все легче и подробнее получается себе представить несчастья, злодеяния, страдания.

Чем дальше, тем страшнее.


via

Больше всего зацепило - о синем цвете. И неудивительно, у того же автора замечательный текст об историческом восприятии цвета Здесь.







@темы: Все было прекрасно и ничуть не больно, Цитаты

Комментарии
09.10.2012 в 19:32

Дочь Локи, сын Одина// Я только рыцарь и поэт, потомок северного скальда (с)
Тема восприятия цветов - вообще интересна. Меня всегда занимало неразличение синего и зеленого у туранских народов.
09.10.2012 в 19:53

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
iragnarsson, :horror: а я и не знал! В античности тоже странные вещи. Например, синий пигмент там, где должно быть черное, "винноцветное море", "гиацинтовые кудри". Еще что-то было. Я даже версию читал, что был другой состав атмосферы, свет как-то по-другому преломлялся и цвета выглядели по-другому. А еще вроде австралийские аборигены тоже иначе видят, тут не с цветом - а кино они воспринимают как набор отдельных кадров, не видят движения.
09.10.2012 в 20:09

Дочь Локи, сын Одина// Я только рыцарь и поэт, потомок северного скальда (с)
Тюркское "кок" - это и синий, и серый (сивый), и зеленый. И луна "кок", и волк, и арбуз ) очень забавно, что моя мать очень часто называет серые предметы - голубыми. Иногда, когда она говорит про какую-то "синенькую" или "голубенькую" вещь, я даже не понимаю, о чем речь идет )
09.10.2012 в 20:43

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
iragnarsson, да, да, точно, у меня самого также было, я одни свои штаны называл зелеными, а все остальные считали их желтыми, они выцвели, конечно, сильно, но все равно. И серый с голубым - у меня тоже иногда разногласия бывают.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии