Сила греха не в соблазне очевидного зла, а в скованности души всякой мелочью, страстишками, в невозможности для нее, души, "невозбранно дышать небом…" Всегда все тот же вопрос: о "сокровище сердца". О том, в чем – радость…
Редкий, наиболее счастливый случай – это полное соответствие ума и таланта. Пример – Пушкин, который, мне кажется, никогда не сказал ни одной глупости. По этой шкале можно распределять и классифицировать: Толстой – гениальный и неумный и т.д. Увы, Солженицын – той же категории, его ум не только не служит его таланту, а "подрывает" его. Может быть, русские вообще как целое талантливы, но не очень умны.
Дорогой дочитывал Фуко. Все то, да не то, но в чем "не то", определить трудно. Пожалуй, просто в неверии. Он развенчивает мифы, теории, упрощения, и все это как будто верно. В целом, однако, впечатление такое, что вообще ничего нет , кроме совершенно бессмысленного копошения людей, выдумывающих все время новые дискурсы… Никакого воздуха, ничего, о чем можно было бы порадоваться или о чем попечалиться…
Трудность всякого начала: например, Великого Поста. "Не хочется". Отсюда, необходимость сначала и во всем – терпения. "Терпением спасайте душу вашу"2 . Терпение – это приятие сквозь "не хочется", это заглушение этого "не хочется" – ненасильным "хочется", оно невозможно и фальшиво, а просто приятием, подчинением себя, то есть послушанием. И терпение рано или поздно превращается в "хочется". И наконец то, чего "не хотелось", оборачивается счастьем, полнотой, даром. И уже заранее печалишься, что и оно уйдет…
Вчера в "Nouvel Observateur" читал статью о женском "движении освобождения". Там же фотография: какие подлинно страшные лица, какая злоба, вызов, а одна почему-то по пояс голая! Какая ужасная путаница должна быть в сознании, чтобы это называть, это восхвалять как "освобождение". Уродство этого мира, той жизни, того образа человека, что противопоставляют теперешнему, по-ихнему – "нестерпимому"…
Чехов (письмо к А.С.Суворину. 24.2.1893):
"…Я не журналист: у меня физическое отвращение к брани, направленной к кому бы то ни было; говорю – физическое, потому что после чтения Протопопова, Жителя, Буренина и прочих судей человечества у меня всегда остается во рту вкус ржавчины и день мой бывает испорчен. Мне просто больно… Ведь это не критика, не мировоззрение, а ненависть, животная, ненасытная злоба… Зачем этот тон, точно судят они не о художниках и писателях, а об арестантах? Я не могу и не могу".
Слушал сегодня ветхозаветные чтения. Пророки (Исайя) – о "маленьком": судьбе царств, народов и т.д. – говорили великие, божественные вещи. В наши же дни о "великом" говорят маленькие вещи. Те все "относили" к главному. Мы главное "относим" к третьестепенному. Словно все хотят "маленького"… Из мира уходит, "выветривается" великое, трагическое в главном и основном смысле этого слова. Так, de facto, бесшумно, при полном равнодушии исчез, растворился "ад ", возможность гибели, а вместе с ним и спасение. Вошедшее в мир как "благовестие", как неслыханная весть о Царстве Божием, христианство постепенно превратилось в "духовное обслуживание", в малоудачную терапевтику.
Удивительно также то, как можно всю жизнь прожить, повторяя, как свои, – чужие слова, и как все по-другому, когда то, о чем говорил всю жизнь, становится вдруг "своим".
@темы:
О книгах,
Православие
Об освободительном движении, у них же цели другие, бросить вызов обществу и привлечь внимание, и тут уж все методы хороши, а показать свои мощи неумно, избито, но вроде как безобидно. И о свободе принятия себя речь идет, если правильно понимаю, ну эти хоть не отрицают себя в рамках картины мира)
Про женское освободительное движение я процитировал, вспомнив "Фемен", это сейчас актуально. Свобода приятия себя, на мой взгляд, прямо противоположна навязыванья себя миру. Тот, кто с собой в мире живет, не будет в знак протеста оголяться или во весь голос декларировать свою сексуальную ориентацию. Эксгибиционизм - следствие неудовлетворенности, на мой взгляд.
Мне кажется, человек, который живет в мире с собой и с окружающей действительностью априори не станет за что-либо бороться и ставить себя вопреки устоявшимся порядкам и законам. С Фемен там вообще не о чем говорить, это наживка, морковка для козла в стране дураков.
волчок в тумане, потрясающе верно. Спасибо за цитату.
Пушкин - это такая огромная гора материалов и такая серьезная для меня тема, что вот так в комментариях между делом я ее совершенно не готов обсуждать. Очень трепетно к нему отношусь.