Я не червонец, чтоб быть любезен всем

Очень люблю Кортеса с детства, сперва за одну только храбрость - сложно найти человека храбрее, а теперь еще за обаяние, широту натуры, за то, что он такой речистый и не злой. Особенно редко в том времени и месте, где характеры вырабатывались под один конкистадорский стандарт, как у пауков в банке. Но автор его так идеализирует, Кортес у него такой гуманист, защитник индейцев, бескорыстный, нежный, демократичный борец с тиранией, мечтающий о равенстве и соединении рас и религий, что я его чуть не разлюбил к концу книжки. Хотя это не Кортес виноват.
О Кортесе: «Ровный нрав, приятный собеседник, образован и воспитан, любит погулять, но не кутила, не прочь выпить, но не пропойца, ценит женщин, но не бабник, одевается хорошо, но неброско, живой и полон энергии, но не амбициозен, ни снобизма, ни надменности, напротив, готовность выслушать, понять и посочувствовать. Человек весьма симпатичный и радушный, великолепно владеющий собой.»
Еврипид. Электра. - 7/10
Послабее «Ореста», но я совершенно в восторге от речей Ореста и здесь и там. Хочу, чтобы мой Александр также говорил, но не знаю, как это сделать - просто рубленые, жесткие, насмешливые реплики. Грубость.
Иличевский. Дождь для Данаи. - 7/10
Сборник статей и эссе. Как всегда, с половиной написанного я не согласен, но все равно ценю за стиль. И сколько наводок на хорошие книги и интересные занятия вроде бродяжничества и краеведения. Иличевский - математик и подходит к литературе с нумерологией, а к Богу с геометрией, сам понимая, что надеяться нужно не на точный расчет, а на милость Божию, а то кончишь, как Герман в «Пиковой даме».
Величко. Подкидыш. (Наследник Петра - 1). - 4/10
Опять попаданец в Петра 2. Читать можно, но скучновато, видно, что ему и писать это все было в тягость. 17-летний пацан рассуждает и чувствует, как 60-летний циник (дядя Жора тот же), интриги дурацкие - зачем это все через ж…, если можно было просто и надежно. Слишком много параллелей и с Кавказским принцем и с Царем Федором. Но время интересное - Остерман, Миних, Головкин, Елизавета.
Тихон Чурилин. Стихотворения. Материалы к биографии. - 7/10
Стихов мало, но они отличные.
«У гауптвахты,
Гау-гау-гау- увв… - ах ты… -
Собака воет глухо,
Как из шахты».
Из маяковско-хлебниковского круга и талантливей, чем большинство их приятелей. Хлебников и Цветаева его высоко ставили. Маяковскому, как всегда, было пофиг.
«Свет, скажи им - ведь руки в крови -
Я убил от любви.
Ах - гудок в мозг, в слух мой врезался.
Я пошутил - я обрезался» (Пьяный)
Анисимов. Вариант «Бис» - 6/10
Альтернативка, как в 1944 союзники с немцами сепаратный мир заключили, а мы от них всех отбивались. Мрачно, страшно, слишком обстоятельно, неторопливо и, пожалуй, скучновато, но этот мужик умеет меня пугать. Я все боялся, что они бомбу на нас скинут вместо Хиросимы, но обошлось.
Лариса Печатнова. История Спарты. Период архаики и классики. - 6/10
Книжка серьезная, вот только истории как таковой связной нет, она больше об историографии, о толковании разных проблем в изучении истории. А мне бы хотелось что-то более общее, целостное. Но и так интересно. Какое же все-такие мерзкое было государство! Спартанцев не выношу. И не за то, что они больных детишек с горы скидывали (афиняне вон и здоровых выбрасывали на мороз), а вообще за всё.
Томас Гунциг. 10 000 литров чистого ужаса. - 6/10
Занятный стёб над жанром «сурвивал». Ничего, посмеялся над пожираемыми идиотами. С самого начала я стал болеть за наглого кросаффчега, и он внезапно всех пережил, и почти уже выбрался, но в конце его съел злой кот. Душевно, в общем.
Алексей Ремизов. Неуемный бубен. - 7/10
Про какого-то фаллического в вакууме мужика. Он вроде и на сологубовского Передонова похож, а с другой стороны - и на самого Ремизова и на Розанова. Самодостаточность описаний, смысл особо не просматривается. Но мне смысла и не надо, был бы стиль.
Морис Бланшо. Взгляд Орфея. - 7/10
Люблю такие эссе - они меня вдохновляют, включают собственные мозги и запускают цепь ассоциаций. Печвально, что при этом куда-то улетучивается то, что хотел сказать автор. В общем, я такие книжки не читаю, а скорее над ними медитирую.
Флобер. Иродиада - 7/10
Суховато, но очень изящно, как всегда у Флобера. Прекрасная ясность в чистом виде.
Мазин. Варвары 1 - 7/10
Про попаданцев. Для жанра отлично, зачитался. Нравится, что герои - космонавты, а не баран начхал.
@темы: О книгах