Я не червонец, чтоб быть любезен всем
ИЮЛЬ
162. Григорий Померанц. Довлеет дневи. Пережитые абстракции. Две модели познания – 5/10- На мой взгляд, слегка облегченная и поверхностная философия – популяризатор, как о. Александр Мень. Не удивительно, что он был кумиром советской интеллигенции: расплывчатый экуменизм, духовная всеядность, - чего-то прямо старых хиппи представляю с анашкой. Для своего времени и тех людей он, наверно, был незаменим, но сейчас время другое и я другой. Много верного, но впечатление банальностей, потому что это пересказ более глубоких текстов, и в подаче мне не особенно близко, может, у меня просто темперамент другой, я такой сентиментальной просветленности с улыбкой Будды не люблю («млеяния»). Ну и для мозга мне нужно, скорее, нечто ранящее и потрясающее, чем умиротворяющее, а особенно я бешусь, когда мне долго втолковывают, как младенцу, то, что я и так знаю. Я не говорю, что Померанц плох, просто сам больше его читать не буду.
163. Еврипид. Вакханки. – 7/10
164. Гай Саллюстий Крисп. О заговоре Катилины. – 7/10
Здорово. Правда, я так и не понял, был заговор или нет. Все подозреваю, что его Цыцык выдумал, в той части, где Рим поджечь и сенаторов убивать. Такое впечатление, что кое-кто просто боялся, что Катилина с его радикальными популистскими взглядами победит на выборах, и спровоцировали, чтобы убрать. Надо было Цицерона хотя бы заставить своими руками душить Цетега и Лентулла, может, тогда бы что почуял. Хорошо, что Клодий ему за Катилину отомстил, заставил на своей шкуре все почувствовать.
165. Альберто Анджела. Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы. – 8/10
Тоже прекрасная книжка, легкое чтение, но очень свежий взгляд, богатое воображение, чем-то Мишле напоминает. Обычно в таких книжках обычно все известно, но тут на удивление много интересного, потому что совсем дистанция короткая, погружение в быт. Рекомендую.
166. Бабель. Конармейский дневник 1920 г. – 7/10
Жуткая вещь, хотя Конармия, на мой взгляд, сильнее на порядок, ну понятно – осмысление действительности. Бабель – комиссар у Буденного, боится и ненавидит казаков, которыми командует, отвращение к ним, любит и жалеет только евреев, неразрывная с ними связь, вздыхает, что в его любимой Одессе тоже ведь советскую власть устанавливают, боится, как бы его богатого папу не растрясли такие же комиссары, как он, и что интересно – никакого противоречия не чувствует. Одно другому не мешает. Гадство это, руки у него в крови по локоть, но при этом истеричная чувствительность. И офигенно талантлив, просто офигенно. Конармия – шедевр чистой воды.
167. В.Н.Топоров (Москва). МОСКОВСКИЕ ЛЮДИ XVII ВЕКА (К ЗЛОБЕ ДНЯ) – 10/10.
Как всегда у Торопова необычайно насыщенный текст. Начинаю выписывать важное – и практически весь текст переписываю, только разбиваю на мелкие части, так легче для восприятия. Я раньше читал «Эней, человек судьбы» - великолепнейшую книгу, а теперь все подряд буду читать, п.ч. любую тему он выводит на самый высокий духовный уровень.
168. Вячеслав Иванов. Владимир Топоров. Славянская мифология. – 5/10
Короткая толковая схема. А, это статья в Мифах народов мира.
169-171. Мазин. Варвары - 2, 3, 4. - 5\10
Ничего, космонавты делают карьеру в Риме, но хуже, чем я ожидал от первой книжки, постепенно интерес стал спадать, а герои раздражать. Ну и дико бесит Корнелия дочь Антония, блин, прям Анна Онуфриевна дочь Василия Ивановича, и другое кое-что.
172. Непомнящий. Тайные общества черной Африки. – 6/10
Бульварщина, конечно, но интересно. Выводы: 1. Я боюсь людей-леопардов и каннибалов. 2. Интересно про зулусов, которые несколько раз побеждали в бою регулярную британскую армию.
173. Казни и пытки. Мифы и легенды. – 3/10
Перестал бояться людей-леопардов, п.ч. остальные ничуть не лучше. А лучше всего, я настаиваю, - расстрел. Ну или обезглавливанье, лишь бы палач был умелый: грязно, но мне нравится антураж с красной рубахой палача и «Прости, народ православный». Книжка – фигня, надерганы отовсюду байки, но все равно страшно.
174. Вивиан Грин. Безумные короли. Личная травма и судьба народов. – 5/10
Читаю какие-то сомнительные книжки, историческую попсятину, но с их помощью занимательно восполняю пробелы в образовании. Интересно про сумасшедших английских, испанских и скандинавских королей. Какой же гад был Генрих 8й!
175. Стивенсон. Осборн. Отлив. – 7/10
Про то, как грех затягивает и как он ужасен, и что у каждого, кажется, есть свой предел, сколько зла можно внутрь принять, но при этом можно и не заметить, как перейдешь. Опять: самый слабый – самый лучший.
176. А.Я. Гуревич. Походы викингов. – 8/10
А это отличная книжка, у него такое масштабное четкое мышление. Я в школе был в восторге от его «Категорий средневековой культуры», правда, потом прочел «Осень средневековья» Хейзинги и понял, откуда там ноги растут, но все равно – отлично.
177. Сергей Нефедов. История Средних веков. – 9/10
Очень хорошая, толковая книга, такая же качественная, как его же История Древнего мира. Читается, как роман. Стройная и убедительная общая концепция, прекрасный русский язык и умение свежо показывать известные факты и находить неизвестные и очень выразительные. В общем, прелесть. В предисловии прочел, что он следует французской школе Анналов – ага! это ж моя любимая! Мне вообще французский подход к истории ближе всего. Опять же я еще в школе Броделем зачитывался.
178. Наталья Трауберг. Христианство это очень неудобно. Интервью.
О многом важном напомнило, о кротости, милости и тишине.
179. Наталья Трауберг. Сама жизнь. – 8/10
Прекрасные христианские воспоминания. Книжка очень нужна мне оказалась: напомнила, что лучше быть слабым, тихим и кротким. Она экуменистка и диссидент, я в чем-то совпадаю, в чем-то - совсем нет. Вспоминает про людей, которых прекрасно знал Коля и моя матушка, да и я в детстве некоторых видел, помню Сергея Аверинцева, о. Георгия Чистякова, о. Валентина Асмуса.
180. Лидия Винничук. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – 6/10
В общем, ничего нового, то же, что у Латышева и Поля Гиро. Но живенько так. Если б я эту книжку первой читал, она бы мне понравилась.
181. Сейлор. Загадка Катилины. – 8/10
Вроде бы жанр дурацкий – исторический детектив, но Сейлор меня зацепил. И взгляды похожи – я на историю Катилины также смотрю, и Цицерон тоже вызывает глубокое отвращение, до дрожи, и вообще похожи вкусы на людей и что такое хорошо и что такое плохо. Но дело даже не в этом, а в интонации – нравится просто текст.
182. Елена Хаецкая. Как писать книги. – 4/10
Ничего полезного для себя не нашел, но читать было приятно, живенько так написано и недлинно. Саму Хаецкую я не читал. Заглянул – фэнтези какие-то, не, не надо.
183. Эрнст А. Риттер. Зулус Чака – 8/10
Замечательная книжка, читал не отрываясь. Чака необыкновенно крут, такой африканский Чингис.
184. К.С. Льюис. Боль утраты. Наблюдения. – 7/10
Это он записывал свои мысли и чувства после смерти жены. Чисто писательское спасение от боли, я это очень понимаю. Осмысление необходимо.
185. Барбе Д Оревильи. Те, что от дьявола - 8/10
Замечательно. Он верующий католик, и пишет о предельных падениях, нераскаявшихся грешниках. Старая Франция, уже в его времена отжившая, дворянская, а не буржуазная, очарованность аристократией. Его герои – вроде наших вельмож 18 века, такие галантные и страстные Геркулесы и Дон Жуаны, для буржуа – воплощение порока. Тон – до чего же люди обмельчали. И дамы у него красавицы - все сплошь великанши, которые быка ударом кулака завалить могут, пышные, по-крестьянски здоровые, гордые – львицы настоящие, а не худосочные козы в рыжем парике. Великолепные животные. Опять же – вкусы былых времен. Когда приметами аристократии была не утонченность, а воля и сила.
Уже с середины 19 века вся такая «аристократическая» литература уже сплошь ностальгическая и романтическая. У нас-то еще такие оставались, у Толстого (хотя только в «Войне и мире», вернее – в «Декабристах», а не в «Анне Карениной» и не в «Живом трупе»). А у Достоевского, хоть все дворяне, но при этом уже разночинцы, отдельные эталонные представители вроде Версилова или Ставрогина – уже ностальгическая романтика. А в 20 веке еще Карен Бликсен есть, тоже все любовалась аристократами былых времен.
186. Гандлевский. Есть остров на том океане. – 8/10
О Капри. Очень милое и веселое эссе. Особенно, когда он начал представлять, что стало бы с Капри, если бы Ленин у них советскую власть построил.
187. Говард Лавкрафт. Случай Чарльза Декстера Варда. – 4/10
Понятно, почему раньше его книжки не печатали, а теперь он кумир и отец-основатель нынешней масс-культуры: богатая фантазия, заимствованные, но крепкие сюжеты, добротное ремесленническое исполнение и очень бедный язык. Ничего не оживает, потому его в свое время не читали, а сейчас на фоне аниме и Лавкрафт востребован со своим крашенным картоном. Надо еще почитать, а то может я несправедлив.
188. Альберт Санчес Пиньоль. Золотые века. Сборник рассказов. – 7/10
Изящество – основное качество, каждый рассказ – виртуозная игрушечка. Основная тема – мошенничество вольное или невольное, когда величие приписывается ничтожество – но не с горечью, а с изящной иронией. Немного не мое, холодновато.
189. Владимир Набоков. Приглашение на казнь. – 9/10
Прелесть, самая милая книжка Набокова.
190. Серебрянский, Уфимцев. Уличная драка и измененное состояние сознания. – 3/10
Поначалу совсем плевался – фигня какая, гуру-недоумки, картинки еще – афтыри в позах сражающихся муфлонов, притчи всякие типа: «Однажды некий царь устроил крупный турнир по ушу». Читал ради лузлов, всякие упражнения: наполните смыслом и энергией свои бедра и ягодицы, поживите недельку в лесу в одних трусах с завязанными глазами и руками. Смешно, чо.
191. Тираспольский. Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме. – 2/10
Совершенно дурацкий текст. Претензии на некую научность, но при этом - пафосное и фальшивое возмущение нравами (посвящение «Памяти всех невинно павших от рук палачей и террористов»), оживляж («шизанутый Калигула», «огрести побольше бабок»), ублюдочные шутки – пишет о том, как гладиаторов молотом добивали и вставляет «Мы кузнецы и дух наш молод», о жертвоприношениях на Крите – «ехал грека через реку», про казнь какого-то писца – «амбец тебе, писец». Гадость, в общем.
192. Шофман. Александр Македонский как дипломат. – 7/10
Толковая работа, вроде бы все известно, но есть о чем подумать. В дипломатии Александр тоже был виртуозом.
193. Рыбакова. «Гнедич».- 10/10
Маленький роман в песнях, как Илиада, но и роман - самый настоящий. Бедный бедный Гнедич, вдохновенный безумец Батюшков, чухонка, читающая про дона Коррадо, монументальная Семенова. «О моя маленькая жизнь, зоэ, биос, Как я жалею, что не любил тебя вовремя». Восхитительно, сразу перечитать хочется, так это хорошо.
194. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. – 6/10
Диодор рассказывает о богах, как о людях, прагматичен, старается все чудесное объяснить реалистично. Например, Эндимион просто интересовался астрономией и ночами смотрел на звезды, а люди придумали ему любовь с богиней луны. «Богами стали люди, которых стали почитать как бессмертных за их благодеяния». А некоторых за завоевания. Без чудес и богов мировая история получается унылой и куцей. Диодор еще и косноязычен – может, переписчики испортили. А про Александра (сто раз читал) – интересно, как дополнение и сопоставление с другими источниками.
195. Нил Гейман. Книга кладбищ. - 9/10
Чудная детская книжка. Очень он мне нравится. Даже не пойму, чем он для меня так отличается в лучшую сторону от Кинга, например. Дело в интонации, в чувстве меры? Жаль, что я в детстве ее не читал, но и сейчас она не хуже.
196. Артемидор. Сонник. Онейрокритика. – 7/10
Прелесть. Столько разных неожиданных деталей.
197. Статьи об Александре. – 6/10
Нашел место, где их миллионы. Разные по степени интереса, но везде что-то интересное попадается.
В микенский период в греческом языке не было различий между звуками «ф» и «п», между «р» и «л».
198. Станислав Мюллер. Разблокируй свой ум, стань гением. – 2/10.
Книжка про аутогенную тренировку, дельной (общеизвестной) инфы – три строчки, остальное – самореклама типа: после недели платного тренинга Витя сумел поднянуться не 8 раз, как обычно, а целых 9, а Ляля стала рисовать маркером, сидя на шпагате.
Я такую фигню читаю не потому что верю в нее и собираюсь стать гением, просто такие книжки меня странным образом дисциплинируют на очень короткое время.
199. Роберт Грейвз. Я Клавдий. – 6/10
Хорошо, но скучновато, чего-то ему не хватает, как писателю, слишком часто пускается просто в исторический пересказ и роман сразу разрушается. Грейвз человек вроде знающий, но дико раздражает: «родилась дочка, назвали Юлией». Да их сколько ни родись, они автоматически все Юлиями будут, если отец Юлий. Или проститутка по имени Кальпурния – тоже как-то ухо режет.
200. Андерсон. Патруль времени. – 4/10
В детстве нравилось, а сейчас что-то скучновато и не пойму, почему. Герои картонные, вот чего.
201. Велимир Хлебников. Дети Выдры. Закаленное сердце. Вила и леший. Марина Мнишек. Хаджи-Тархан. - 8/10
202. Кристофер Марло. Трагическая история доктора Фауста. – 8/10
Широкий взгляд, безудержное воображение, окна и двери распахнуты во все миры. Удивительное обаяние его пьес, все детские кровавые соблазны тут как тут.
- Homo, fuge! - Человек, беги! У Марло такая надпись появляется на руке Фауста, когда он подписывает договор с дьяволом.
Джон Фауст - поразительно, а я почему-то думал, что Фауст - Томас, Фома. (Гы, понятно, почему - ведь Томас Манн “Доктор Фаустус”, но все равно, Фома ему лучше подходит.)
Еще можно было бы к Александру отнести: "Отправился он в дальние края проверить космографию на деле". (Марло)
АВГУСТ
203. Лоренс Даррелл. Ливия или Погребенная заживо. - 7/10Александрийский квартет намного лучше, но и Квинтет очень приятный, медленно читаю, не особенно цепляет, но все равно люблю Ларри.
204. Бушков. Сварог. Чертова мельница. - 7/10
Люблю эту серию, наконец-то Сварог на Талар вернулся! И в собаку превратился. Душевно.
205. Ктесий. Индика. - 7/10
Он был врачом у Артаксеркса П, так что это у него Александр информацию об Индии вычитал: например, что Инд шириной в 200 стадий (т.е. 40 км), вот порадовался, когда в реале увидел, особенно Гефестиону свезло - мост строить не в 40 км длиной. А вот за информацию, что в Индии не бывает дождей, можно было бы и башку оторвать. Роскошный троллинг.
206. Псевдо-Ксенофонт. История Александра Великого. - 6/10
Все же ближе к фактам, чем русская Александрия. Александр здесь все же сын Филиппа (и Аммона), а не фараона Нектанеба (хотя Сашка почему-то обнимает фараонову статую: "Папа!"). Много всякой занятной чепухи.
207. Псевдо-Ксенофонт. Письма Александра. - 6/10
А это, кажется, уже более позднее, такое впечатление, что это уже французы целиком сочиняли, так благочестиво, хотя байки из Ктесия про Индию тоже присутствуют.
208. Густав Майринк. Ангел Западного окна. - 6/10
Мне скучно было читать. Я намного больше люблю раннего, экспрессионистского Майринка. А тут - стиль не зацепил, а тема (оккультизм и алхимия) и того меньше. "Дом доктора Ди" Акройда, на мой взгляд, куда круче и интереснее. А это мне что-то Брюсова напомнило, которого я резко не люблю. Утомительно старомодно.
209. Бушков. Сварог. Слепые солдаты. - 5/10
Ну ничего, только пара вставных эротических кусков напрягла - в стопицотый раз бушковские кинки на совращение любопытных малолеток и супружеские игры извращенца, домашний театр, все такое. Надоело, ужос. У него это, как отрыжка.
210. Олег Ивик. Еда древнего мира. - 8/10
Очень увлекательно и познавательно. А я уж думал, что после Афинея меня никакие античные кулинары уже не впечатлят. Но тут еще Египет, Ассирия - и все, падлы, жрут больше меня.
211-215. Чекрыгин. Хроники Дебила, 6 книжек. - 7/10
Отличная штука. Яркие характеры, весело написано и держит планку до конца. Просто эталон книжек про попаданцев. Правда, безграмотный на удивление. От "Азм есть" (вместо "аз есмь") я под стол упал.
216. Иличевский. Перс. - 8/10
Большой и сумбурный, очень неровный, растрепанный и увлекательный роман. Смесь фикшн с травелогом. Насыщенный текст, иногда восхитительный, иногда суконный. Апшеронский полк имени Велимира Хлебникова, вертящиеся дервиши, Усама бин Ладен, 26 бакинских комиссаров, птицы с человечьими глазами, соколиные охоты шейхов, формулы жизни, голоса нефти в жилах земли, содранная кожа, и много еще чего.
217. Древнеегипетские сонники. - 6/10
Не так интересно, как у Артемидора. Но послевкусие хорошее, захотелось почитать разные древнеегипетские надписи, а то я в этом совсем лох. Только по Мандельштаму их и знаю. Есть в них такое наивно-бюрократическое обаяние.
218. Рената Литвинова. Офелия, безвинно утонувшая. Монологи медсестры. Очень любимая Рита. Третий путь. Ждать женщину. О мужчине. - 8/10
Мне нравится. Очень женственно, чувственно, холодно и преступно.
219. Шкловский. Техника писательского ремесла. - 6/10
Для рабкоров, похоже, писал в 20-е годы. Но все равно больше полезного, чем в книжках типа "Как написать гениальный роман".
220. Владимир Лидский. Русский садизм. - 8/10
Про красный террор, в основном. Все было прекрасно, но в последней главе автор внезапно решил высказать все, что он думает о России, Боге, истории, мессианской роли, кто виноват, что делать и куды бечь. Все это малость испортило впечатление от книжки - п.ч. воздействие пропагандистской листовки и агитплаката значительно слабее, чем воздействие художественного текста. А так - в книжке много ужасов, но она хорошая, хотя зло, как обычно, литературно выразительнее добра.
221. Дэвид Мэдсен. Шкатулка сновидений. - 8/10
Это тот иезуит, который записки карлика-гностика написал. Эта книжка - такой фрейдистский стёб. Действительно похоже на сны, а еще на Кафку, только куда более жизнерадостно и непристойно. Автор - мастер, нравится мне. (Особенно впечатлили коровы-убийцы с отгрызенными руками в окровавленных пастях. Прям как мои овцы из кошмаров.)
222. Садег Хеядат. Слепая сова. - 8/10
Опиумные фантазии укуренного классика иранской литературы. Мятые черные шелка, прекрасная покойница, двойники, могильные черви, грызущий ногти ангел и роковая потаскуха. Бесконечные повторы узора, цепь отражений, искажений, - в общем, закручено все очень по-борхесовски, и раньше Борхеса написано (1934). Автор, скорее всего суфий, изощренность и притчевость соответственные, все так причудливо символично. Что понравилось - здесь нет попытки тянуться следом за европейской литературой, а явно продолжение своих персидских традиций, и поэтому более сильно, чем современная азиатская литература.
223. Клайв С. Льюис. Кружной путь или Блуждания паломника. - 6/10
Не очень-то я люблю аллегории. Правда, читается хорошо и все мило, но не цепляет. Наверно, потому что у меня вообще проблемы с протестантами.
224. Бейнбридж. Мастер Джорджи. - 7/10
Душевный такой маленький роман об одном викторианском джентльмене времен крымской войны. И про любовь. Нравится разговорный тон, да и все люди там тоже. Собственно, недостаток один: не хватило чего-то в финале, закрыл книжку, почесал голову: "И чо?" Есть потребность, чтобы частная человеческая история была приподнята на некий общечеловеческий уровень, а здесь почему-то не почувствовалось. Но книжка очень милая.
225. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. - 8/10
Хороший язык, как-то мне в последнее время с римлянами везет, и дальше буду их читать. Хорошо, что не похоже на Плутарха, другой взгляд, хотя герои те же. Опять я хотел придушить Фемистокла, а вот Эпаминонд - хороший дядька. Ну и Алкивиад - красавчег!
226. Р. Скотт Бэккер. Слуги Темного Властелина. - 7/10
Дарк-фэнтези, захотелось что-то в стиле Мартина прочесть. Понравилось, очень красиво, мрачно и необычно. Автор хорошо пишет, я удивился, когда почти на каждой странице поганого фэнтези вдруг стали встречаться и образы яркие и мысли оригинальные. С художественной точки зрения Мартин отдыхает. У Бэккера проблемы скорее с сюжетом и динамикой, но мне как раз на это более или менее наплевать. Недостаток: раздражают уродские, иногда просто дебильные имена и огромное количество никчемушных авторских терминов. Логику не понимаю: у него в тексте упоминается неоднократно джихад, Армагеддон (это в фэнтезийном мире, не на земле), но при этом для юрты и кумыса он придумывает особые слова - ну на хрен? И вот явно у меня с ним явно противоположное смысловое восприятие звуков. Например, как аналог римского папы или патриарха у него некто под названием "шрайя" - на мой взгляд, это словечко по звучанию больше подошло бы касте неприкасаемых или орков, а имя Икурей Конфас для меня на слух чисто чиновничье или мещанское, а у него это молодой полководец, типа Александра Македонского, ну и во всем так. Это сильно раздражало. Но вообще - классно, больше нравится, чем Кук и Аберкромби, не говоря о Мартине.
227. Ежи Анджеевский. Мрак покрывает землю. - 4/10
Это про Торквемаду, времен двадцатого съезда книжка, так что понятно, на что он там намекает. Получилось так себе, социальный заказ, уже по названию видно. Мне у него нравилась повесть про крестовый поход детей, написанная одним предложением, и фильм про Торквемаду был ничего по этой книжке, но она сама - фигня.
228. Александр Латса. Мифы о России от Грозного до Путина. - 7/10
Душевный такой француз-русофил - женился на хорошей русской женщине, принял православие, пожалуй даже антизападник, идеалист, ведет блог, где опровергает всякие гадости о России, которые пишут во Франции. Приятно было почитать, комплиментарная книжка, у него более оптимистичный взгляд на Россию, чем у большинства наших.
229. Коре Холт. Состязание. - 8/10
О Скотте и Амундсене на южном полюсе. Блестяще написано. Бесподащное отношение к героям, великолепные психологические характеристики в две-три строчки, очень сжатый, но при этом очень волнующий текст (при том, что тема меня никогда не интересовала).
230. Мурасаки-сикибу. Дневник. - 5/10
Придворная японская дама 11 века описывает праздники по случаю рождения сына у государыни. Не, Сэй-Сёнагон куда круче.
231. Антонен Арто. Гелиогабал или Коронованный анархист. - 7/10
Я об этом уже писал.
232. Михаил Харитонов. Дивен Стринг. Атомные ангелы. - 3/10
Пародия на Кинга и вообще американский триллер. Сначала я смеялся кое-где, но потом пошла фекальная тематика, что меня совершенно не веселит. Сейчас вообще уже не помню о чем книжка, фигня какая-то.
233. Александр Лернетт-Холения. Барон Баге. - 8/10
Очаровательная повесть. Австрийский экспрессионизм мне вообще очень нравится, чувствую в нем что-то очень близкое - некое легкое славянско-балканское безумие. (Кстати, где вообще Австрия сейчас? Она еще существует? В музыке и спорте она еще упоминается, но меня поражает ее абсолютное отсутствие в политике.)
СЕНТЯБРЬ
234-235-2. Бэккер. Князь пустоты - 2, 3. - 7/10Так высоко ставлю за всю книжку в целом, хотя хороша первая, которую он писал 15 лет, вот там свежие образы и небанальные мысли на каждой странице, следующие книжки, которые он писал за год - полны тяжеловесных красивостей и мысли малость выветрились. Но все равно - кажется, лучшая из черных фэнтези, на мой вкус. Сюжет, правда, иногда совсем заваливается.
236. Владимир Маканин. Асан - 8/10
Хороший военный роман о Чечне. Традиционно главный герой - Жилин, и правильно. Есть даже вариант Костылина - Костыев, чеченский коллега.
Сержусь на аннотацию: Уже в третий раз читаю: «Эта книга закрывает тему чеченской войны (в-т: гражданской войны, красного террора и т.д.)». Кто, блядь, решил? Бесит невероятно. Оскорбительно: мол, ну все, кончай про Чечню, про войну писать, тема закрыта, сколько можно, а вот про эльфов, одиночество в сети и как стерве захомутать миллионера - другое дело, это вечное, неисчерпаемое. Заразы. Тупо кому-то понравился оборот. Сколь раз увижу, столь раз убью.
237. Маргарет Юрсенар. Воспоминания Адриана. - 6/10
Я тут об Адриане читал у Элия Спартиана: описываются его великолепные законы, золотой век Римской империи, сколько добра он сделал всем слоям общества, гуманизация и все такое. Заканчивается эта биография: «Умер он, всеми ненавидимый». Ну чо, поржал, бедняга Адриан. А "всеми" - это, конечно, Сенатом (системной или внесистемной оппозицией и т.д.) - важно мнение сотни человек, остальные не считаются.
Решил почитать еще. И вот после Юрсенар стало у меня складываться впечатление, что Адриан - жутковатый был человек, ум у него благонамеренный, а вот характер поганейший. А количество сделанного добра часто от порочности/добродетели не зависит. (В «Преступлении и наказании», например, все добро людям делает исключительно Свидригайлов.)
И история с Антиноем приобретает несколько иной смысл.
Совершенно не верю в официальную версию, что он бросился в Нил в религиозном экстазе, решив стать искупительной жертвой за императора. Фигня полная. Думаю, и Адриан в это не верил. Во-первых, пацан прожил всю жизнь с Адрианом, который был скептик и рационалист, человек холодный, хотя и увлекался всякими там гороскопами, и откуда Антиною подцепить мистичность и экзальтацию - непонятно. Второе: в Египет они заехали во время длинного путешествия, после строительства в Греции, охот и прочих развлечений, сразу попали на праздник. Т.е. не было никакого погружения в религию, легенды, мистику - даже наоборот. Третье, как я недавно прочел, к этому времени в Египте уже тыщи две лет слыхом не слыхивали ни о каких человеческих жертвоприношениях, это не Индия, где паломники под колесницу бросаются, и не таинства Кибелы с самооскоплениями. Египтяне цветочки в воду покидают - и пиво пить идут. Т.е. Антиной не мог и чужим примером вдохновиться, не было там никакой общей экзальтации.
В общем, думаю, довел его Адриан, а он мог, характер у него был тяжелый, бешеный, секретарю, например, глаз выколол, какого-то 90-летнего старика, своего родственника, казнил непонятно почему, хотя тот всю жизнь был его сторонником и помощником. Думаю, то ли запугал он пацана, то ли отказал в какой-то очень важной для него просьбе. Иначе непонятно, с чего бы это двадцатилетнему парню, любимцу императора, который весь в шоколаде, внезапно топиться. Потому и чувство вины такое было у Адриана, и весь этот последующий культ Антиноя.
238. Ивик. История человеческих жертвоприношений. - 7/10
239. Франсуа Пиетри. Педро Жестокий. - 6/10
Очень интересно, содержание - отлично, подача - так себе, мне не хватает цитат из тамошних хроник, деталей времени, голосов и образов оттуда, и времени совершенно не чувствуется. И психологии никакой нет. Так, добросовестный пересказ. А время было мрачное, мрачный закат золотого средневековья, и люди суровые и интересные, вроде возрожденческих извергов.
Города Нахер и Орихуелла чем-то мне особенно понравились, что-то в них родное почуял.
240. Саймон Кларк. Чужак. - 6/10
Как обычно у Кларка - внезапная гибель цивилизации, массовая резня и одичание, группка молодых пытается выжить, из ГГ постепенно вырастает новый сильный лидер. «Царь Кровь» намного сильнее, но и это тоже ничего, мне нравится, когда все в крови по колено шляются, но это все уже было.
241. Трумэн Капоте Голоса Травы. - 7/10
Вот чудеса - мужик писал совершенно женскую прозу, не удивительно, что его дамы так баловали, на коленях качали, игрушки дарили и попку мыли. Милая стародевическая идиллия, но хорошо, чисто написано, напомнило «Убить пересмешника».

Эх, чем-то меня Карл зацепил, очень я его прочувствовал. Нравятся мне такие ребята, которые выживают среди разных опасностей, бьются за власть вопреки всему, а когда ее получают, закидывают корону под кровать и дерут гусей. Генрих Ш мой такого же типа. Впрочем, это только с виду так, на самом деле они оба - очень умные мужики и тонкие политики. В то время, когда все исступленно резались и жестокая непреклонность считалась высшей добродетелью, они не были жестоки и упорно старались примирить людей, потому казались слабыми. Понравилось, что Карл своих любовниц не ревновал и они при нем по три роты других хахалей держали, вообще был снисходителен к слабости, не считал себя безупречным и от людей того не ждал. Очень растрогало, что он перед смертью принял католицизм. И да, не выношу Кромвеля и Реформацию в целом.
243. Грэм Грин. Распутник. - 8/10
Это о Рочестере, дружке Карла П, вдогонку стал читать. Хорошо написано. Рочестер меня не так зацепил, как Карл, - истерик, актер, но крутой конечно персонаж - сочетание полного, исступленного падения и такой же всепоглощающей ненависти к греху. Кино было с Джонни Дэппом, там он учил актриску какую-то играть - я смотрел вполглаза и толком не помню, как дело было, но в реале он действительно сделал из нее одну из лучших актрис своего времени, сам страстно в нее влюбился, хотя девка эта была холодная стерва и спала с любым за пять фунтов. Голливуд этот факт наверняка опустил.
Интересно, что о великих грешниках лучше всего пишут именно христианские писатели (Достоевский, Барбе д Оревильи), наверно, потому что острее всех чувствуют грех. Кстати, грех - третья великая тема литературы, вместе с Эросом и Танатосом.
244. Аркадий Белинков. Человечье мясо. - 16.09 - 5/10
Это рукопись 1951 года, изъятая у автора при обыске. Рассказ безродно космополитический (это минус), и антикоммунистический (это плюс). Первые две страницы мне казалось, что лихо закручено, а потом стало скучновато. Для абсурда нужен особый талант подлинности, как у Хармса, а то получается «человек не летит». «Но самое странное не в том, что убийцы захватили власть в государстве, а то, что народу они свои, родные, любимые».
245. Карло Гольдони. Честный авантюрист. Трактирщица. Самодуры. - 6/10 - 21.09
Ну ничего, вроде Островского, только полегковеснее, все купеческие дочки женихов ловят да ловкие жены мужей дурят.
246. Сабин Баринг-Гоулд. Мифы и легенды Средневековья. - 22.09 - 7/10
Годная, толковая книжка, я плохо средние века знаю, так что для меня - в самый раз.
247. Паолуччи Ф. Гладиаторы. Обреченные на смерть. - 23.09 - 8/10
Картинки красивые и ужасные. Особенно все, что связано с животными. Уровень крови и мяса какой-то совсем запредельный. Тошнит даже когда читаю. Например, в одном из боев участвовало 14 000 приговоренных к смерти. И животных выставляли в таком же огромном количестве, уничтожили чуть не всех львов, бегемотов и т.д. в Африке ради своих боев. А вот гладиаторов убивали на арене нечасто - из их эпитафий видно, что погибали на арене - только один из девяти.
248. Станислав Бересь. История и фантастика. Интервью с Анджеем Сапковским. - 24.09 - 6/10
249. Габриэль Витткоп. Смерть С. - 25.09 - 10/10
Прекрасный рассказ, наверно, самый мой любимый у нее. Она большой мастер, но слишком работает на патологичности, от ее книжек мигрень до конца дня и гнусные сны с расчлененкой, а этот рассказ такой печальный, эпичный, привет Смерти Ивана Ильича и Смерти в Венеции. Особая благодарность за вдохновение, я под это дело полторы страницы вполне приличного текста накатал.
250. Михаил Борель. Ставка в мятежные дни. - 25.09 - 6/10
Записки на основании воспоминаний полковника Сергеевского об отречении царя. Цель - оправдать генерала Алексеева. (Борель, как я понимаю, муж его дочери). Я много об этом читал разного, мне эта версия ближе всего и вообще я алексеевец. Но какая же тоска те дни!
251. Лена Элтанг. Слишком слабый огонь. 26.09 - 7/10
Милый пустячок, зато про роковую любовь.
252. Дилан Томас. Портрет художника в щенячестве. 26.09 - 7/10
Первые рассказы о детстве самые лучшие, а юношеские уже меньше нравятся. Это талантливая яркая книжка, но при этом есть какой-то стереотип юношеских талантливых рассказов, они все чем-то похожи, и одинаковые методы ниспровержения и литературного самоутверждения.
253. Кард. Характеры и точка зрения. 27.09
Перечитывал и зря, ничего нового там не появилось.
254. Давенпорт. 57 видов Фудзиямы. Подвиги Ната Пинкертона изо дня в день. Погребальный поезд Хайле Селассие. 27.09 - 7/10
Все ж японцы смешные. Так что он правильно все написал. Хайку: «Пишет Давенпорт: «Все японцы смешные». Правильно пишет» (кол-во слогов соблюдено).
255. Н.С. Зорина. Взрослое детство императора Нерона (структура эго-идентичности будущего тирана). - 2/10
Мое мнение о психоаналитиках скатилось совсем ниже плинтуса, когда эта дама в подчеркнуто научной статье сослалась на Радзинского в телевизоре как на источник своих выводов. После этого малость смешно читать аннотацию - «для верификации выдвинутой гипотезы используется технология междисциплинарного синтеза, основанная на взаимодополняемости концепций психологического знания, имеющих общий фокус бессознательного». Все дурят, блин, людей эти фрейдистские выкормыши. И ведь сколько людей на это ведется.
ОКТЯБРЬ
256. Паул Вацлавик. Как стать несчастным без посторонней помощи. - - 6/10Все очень смешно и узнаваемо. Радует, что на некоторые способы портить себе жизнь я уже не ведусь, да и прочие фиксирую и пытаюсь увернуться, но еще не все получается.
Немножко цитат- Зрелость – это способность человека принять решение даже вопреки тому, что оно совпадает с советами собственных родителей.
- Некто возымел желание повесить картину. У него есть гвоздь, но нет молотка. И наш герой решает одолжить молоток у соседа, но потом его одолевают сомнения: «А вдруг сосед не захочет дать мне свой молоток? Он так нехотя мне ответил, когда я вчера с ним поздоровался. Конечно, может, он просто спешил. Или же нарочно притворился, будто ужасно спешит, а на самом деле хотел избежать разговора, потому что плохо ко мне относится. Интересно, почему он ко мне так плохо относится? Я всегда с ним любезен. Непонятно, что он против меня имеет, но здесь явно что-то не так. Если бы кому-нибудь понадобился мой инструмент, я бы дал его без всяких разговоров. Почему он не хочет одолжить мне свой молоток, что я его съем, что ли? Да и вообще не понимаю, как можно отказывать людям в такой пустяковой просьбе? Вот такие-то люди и отравляют нам жизнь… Может, он решил, что, раз у него есть молоток, а у меня нет, значит, я у него в руках? Ладно, сейчас я ему прочищу мозги». Наш герой вскакивает, в ярости мчится к квартире соседа и звонит в дверь. Ничего не подозревающий сосед открывает дверь, но не успевает он произнести и слово «Здравствуйте», как на него обрушивается крик нашего героя: «Подавись ты своим молотком, ты, кретин!»
257. Кононенко. Микеланджело Меризи да Караваджо. - 8/10
Небольшая книжка, скорее альбом, текста мало, но мне понравилось. У автора хороший глаз и умеет написать словами то, что видит. Ну и Караваджо великолепен. Чувственность, смятение, хищный взгляд, резкий свет, крестьянские лица натурщиков, трагичность всего. Наверно, пора мне его снова полюбить, не все плохо, что мне нравилось в детстве.
258. Льюис Кэрролл. Дневник путешествия в Россию в 1867. Пища для ума. Месть Бруно и другие рассказы. - 5/10
259. Ораторы Греции. - 7/10
Восхитительно цапаются Демосфен с Эсхином. Я за Эсхина. Неплохой был мужик, красавец, слегка продажный - но это ничего, за Демосфеном ему все равно не угнаться. У Эсхина слабости вполне человеческие, по-своему, он даже порядочный. А Демосфен - жуткий тип, фанатичный революционер нечаевско-ленинского толка, "цель оправдывает средства", персидские деньги гребет лопатой и лжет на каждом шагу. Резко отстранен от всех остальных людей - такое честолюбие или не зря с детства его прозвали Гадюкой? У меня от таких мороз по коже, с детства убогий, но упорный, стиснув зубы, работает над собой, воля стальная, люди - грязь, враги или исполнители. При этом необыкновенно талантлив и искренне любит родину, хотя от чужой ненависти меньше афинян погибло, чем из-за его любви, но он себя виноватым, конечно, не считает.
260. Пол Боулз. Полуночная месса. - 7/10
Хорошие рассказы о северной Африке. Киплинговский настрой: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Миловидные азиаты смертоносны для бедных влюбленных европейцев: их ждет обман, презрение и смерть, а азиаты невинны и ужасны одновременно, вроде зверюшек. Колониальный испуганный взгляд на них, чуют, что возмездие в затылок дышит.
Впрочем, спасибо и на том, что вышли из моды книжки, где азиаты восхищенно смотрят на светловолосых европейцев как на богов, и счастливы бесплатно им служить и безропотно за них умереть.

261. Джим Батчер. Писательское ремесло. 5/10
Пишет, что это советы для коммерческих жанровых книжек. На самом деле - толково. Про великое срединное болото правильно написал. Ну и все остальное - к сведению, а не к исполнению. Осваивать инструменты разного типа действительно необходимо.
262. Габриэль Витткоп. Сон разума. 5/10
Рассказы не особенно удачные, невнятные. Наверно, ей нужен более длинный разгон, как в повестях.
263. Вальтер Ф. Отто. Дионис. Миф и культ. Евгений Головин. Дионис. 8/10
Странная книжка, более поэтичная, чем научная, но, как ни странно, первое помогает второму. Поэтическое осмысление мифа часто точнее бьет в цель, чем научные изыскания. Наверно, современник Ницше, стиль похож. Старомодно, вроде бы общие слова, но слова точные, образы волнующие. И я так понимаю, что эта книжка считается серьезной классической работой о Дионисе. Очень вдохновляет. В поэтических текстах, в отличие от научных, временами бывают поразительные прозрения, п.ч. поэзия не только от мозгов, но и ловит что-то с неба, как антенна.
264. Идзуми Сикибу. Собрание стихотворений. Дневник. 6/10
Легкомысленная и ветренная красавица, очаровывающая принцев. Принцы помирали один за другим, она мочила рукава в слезах и писала об этом стихи. 11й век, тогда же, когда жила Сэй-Сенагон моя любимая и Мурасаки Сикибу, которая написала «Повесть о Гэндзи».
265. Марк Алданов. Король Фейсал и полковник Лоуренс. 7/10
Небольшой очерк. Мне нравится ирония Алданова и его характеристики, отмечали его историческую добросовестность, но я не очень доверяю источникам, которыми он пользовался. Как Керсновский с «Историей русской армии» - чуть не по памяти пришлось все писать, бедняге. Весело пишет.
266. Нил Гейман. Этюд в изумрудных тонах. 6/10
Про Шерлока Холмса в иных обстоятельствах. Изящно.
267. Дэн Симмонс. Друд, или Человек в черном. 6/10
Слишком длинно и невнятно. Неправдоподобная стилизация. Такая книжка, что ему нужно непременно вызвать доверие читателя в самом начале - мол, наверно, все так и было. Но ничего не вышло. Доверия нет, веры нет. Первые 1800 стр. вообще ничего не происходит. Хотя он неплохо пишет, но жалко времени на это псевдо-викторианство. И я не люблю Диккенса и сочувствовал Коллинзу, чтобы уж ему удалось его прищучить.
268. Владимир Сорокин. Теллурия. - 23.10 - 6/10
Прочел. Надоел постмодернизм.
269. Нил Гейман. Коралина. - 7/10
Чудная страшная детская книжка. Геймана все по-прежнему люблю, не разочаровывает. Милый он.
270. Евгений Водолазкин. Лавр - 27.10 - 10/10
Спасибо Основе сна, что напомнила. Такая хорошая книга, горюю, что так быстро прочел, хочу еще. Очень понравились пробои во времени, когда святой старец конца 15 века, говорит «в принципе», «экзотический», «информация», когда в мусоре у монастыря пластиковые бутылки - как будто хватают за грудки и рывком к себе, так что с 15 веком стукаешься лбом о лоб. Узнавал некоторые использованные в этой книге жития. Замечательно. Лучшее, что я за этот месяц прочел.
271. Владислав Гончаров. 1917. Разложение армии. - 7/10
Документы, рапорты, телеграммы того времени. Алексеев, Корнилов, Брусилов, Деникин, Марков (когда он был наштаверхом и наштазапом), Романовский, Савинков, даже нашелся Хартулари, которого я в детстве очень ценил как главного деникинского шпиона (не знаю, был ли он таким на самом деле?). Пытаюсь вычленить личный стиль в официальных телеграммах. Алексеев умен, Деникин художественен, Марков четок. Все трое в жизни весьма красноречивы. На фоне вот такого они смотрятся особенно хорошо:
Телеграмма сумасшедшего патриота№ 112. Телеграмма офицера баталиона смерти генералу Брусилову от 12 июня 1917 года. Секретно
До сих пор метафизическая стратегия не сумела достигнуть прорыва неприятельского фронта. Так как достижение подобных целей не является результатом механического мышления, основанного на познаниях, ни житейского опыта, основанного на старшинстве, но творческим даром, явлением, не поддающимся обусловливанию, я беру на себя смелость просить ваше высокопревосходительство поручить мне выполнение этой задачи с предоставлением мне ее подготовки и средств. Если таковая операция является необходимой в данный момент.
Штаб-ротмистр баталиона смерти Еремеев. 6 Гренадерская дивизия
Колчицкий, оказывается, стучал на Деникина. Или это однофамилец? Также как Большаков, комиссар, с которым Марков отбивал пленных офицеров у солдат, это впоследствии комбат у марковцев (тоже эсер) или просто однофамилец?
272. Станислав Сергеев. Время войны, 6 часть. - 4/10
В отъезде и при пустой голове принялся снова за попаданцев. Эту часть Сергеев слишком уж закрутил. Тут его ГГ одновременно ведет войну в рамках третьей мировой и разруливает интриги между ФСБ, ГРУ России, украинскими спецслужбами, арабами/татарами, во второй мировой (41й год) - воюет с немцами, оппозицией Сталину, крутит что-то в Латинской Америке и Антарктиде, отбивается от союзников, да еще влез в первую мировую и че-то там генералу Самсонову пытался втюхать. На мой взгляд, это явный перебор. Не знаю, как он из этого выпутываться будет.
273. Станислав Сергеев. Товарищ жандарм. - 6/10
Очередной попаданец во времена Крымской войны. Живенько так. У Сергеева природный талант закручивать лихой сюжет, поэтому читать, в общем-то приятно, и герой, хоть и никакой, но не раздражающий. Еще мне нравится, что все же у него некая иерархичность присутствует и уважение к предкам. В отличие от тысяч и тысяч пейсателей, у него люди из прошлого не кажутся дебилами перед величием интеллекта человека из будущего.

НОЯБРЬ
274. Олег Измеров. Дети империи. - 1.11Ну попаданец в утопический мир бериевского социализма с человеческим лицом, где не было великой отечественной войны. Как ни расписывай - мне все равно не нравится. Ну и конечно я не верю в бесперебойно работающие схемы в том, что касается жизни и человека особенно. Хаос победит, и хаос лучше, чем умышленные насильственные схемы.
275. Евгений Водолазкин. Инструмент языка. О людях и словах. - 7/10
Хорошая веселая филологическая книжка.
276. Фауста Вага. Тамплиеры: история и легенды. - 5/10
Так, для общего образования почитал. Пустяки, но картинки красивые. Не понимаю я любви к тамплиерам.
277. Елена Хаецкая. Лермонтов. - 6/10
Читается легко и весело, женский взгляд, такая жизненная поверхностная психология,которая, возможно, в 50% случаев работает не хуже углубленного литературоведческого анализа. Хорошо, что Хаецкая сама пишет и понимает, как тексты пишутся, что в персонаже могут быть смешаны реальные черты с вымышленными и все такое. Мило, но поверхностно. Очень короткая и дурацкая жизнь. Лермонтов не успел вырасти, почти ничего законченного в литературе, и в жизни одни только подростковые глупости. Я помню собственный ужас, когда после детской страшной любви к Лермонтову, я вдруг стал врубаться в смысл уже критически и ужаснулся от его банальностей, вторичности, шаблона. И долго после этого его не любил, но потом решил, что это все фигня, п.ч. звуки божественные, лучше бы, наверно, иностранцем быть и слушать их, не понимая смысла. И все же есть и стихи замечательные и куски из Демона и Мцыри и ГНВ, который почти весь хорош (кроме того куска, как он совращал Мери, рассказывая о том, что в детстве был странным ребенком, его никто не понимал и все такое. В жизни не поверю, что это могло иметь успех.)
278. История доктора Джона Фаустуса. - 6/10
279. Паскаль Киняр. Американская оккупация - 7/10
ДЕКАБРЬ
280. Харрис. Черное воскресенье. - 4/10Про террористов. Мне нравятся его книжки про Ганнибала Лектера, но эта значительно хуже, все так незатейливо.
281. Эрве Гибер. Без ума от Венсана. - 8/10
Конспект одной страсти. Жутко такие книжки читать из-за какого-то типового сходства судеб. Даже Бастер Китон, блин!
282. Новалис. Генрих фон Офтердингер. - 5/10
Когда-то я читал книжку про одного австрийского эстета, который так изощрился в восприятии искусства, что ему уже все было не мило, п.ч. несовершенно. И осталась ему для радости одна совершенная картина Тициана, в которой он не смог найти недостатков, и вот эта книжка Новалиса о голубом цветке.
Но нет, не для меня. Очень уж немецкая книжка: тяжеловесная символичность, бюргерские и философские добродетели, "скромное веселье", которое я чё-та совсем не выношу. Книга недописана, но есть конспект продолжения (Людвига Тика) - и это вообще мрачная шиза по кругу. Я сразу подумал, что Новалис, должно быть, к концу жизни с ума сошел. Обычная история - романтики вообще мозгами слабы были, чуть что, и рассудок теряли.
Нет, некоторые прелести в книжке есть, особенно сначала, чистейший трогательный идеализм, но потом все так запуталось и ушло в абстракции, что я уже не всеохватностью замысла поражаюсь, а тупо ржу. Зря, наверно. Что-то в структуре "Фауста" есть того же типа, попытка написать окончательно обо всем мироздании, и Метерлинк явно у Новалиса учился, да и Ибсен тоже, наверно.
283. Джеймс Олдридж. Каир. Биография города. - 7/10
Хорошая книжка, особенно первая половина очень интересная. Легко написана.
284. Княгиня Ирина Голицына. Воспоминания о России. - 4/10
Такое я все подряд читаю, здесь немного интересного, узкая семейная жизнь, особого взгляда нет.
285. Абдола Кадер. Ворон. - 3/10
Ученическая книжка о жизни автора в Иране и о том, как он рвался к свободе и просвещению и хотел писать книжки, а потом сбежал в Европу к свободе и там теперь кофе продает и книжки пишет. Собственно, всё. Его это все бесконечно волнует, а меня нет.
286. Ирина Дудина. Пение птиц в положении лежа. - 4/10
Что-то вроде ЖЖ, выдержки из блога. Написано-то неплохо, но мне сама эта дама не нравится. Неприятный взгляд: случаи из жизни, побольше упоминаний о том, что богема, а не кот начхал, взгляд свысока на чушек, которые не так одеты, не так сексуально востребованы, и вообще русские все ля-ля-ля три рубля, ничего хорошего, понятно. Какого хрена я все это читал?
287. Михаил Гаспаров. Записи и выписки. - 9/10
Как жаль, что дочитал. Еще бы томов 20 такой прелести.
288. Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. - 7/10
Внезапно обнаруженный в Ле Гоффе прогрессизм и реверансы в сторону эры водолея испортили мне впечатление. Многие ученые сейчас стараются нравиться молодежи, лезут в леваки и духовные лидеры - типо, в первом ряду на демонстрации, дурь в папироске, жизнь со студенткой (студентом) во грехе и хипстерские шмотки. Мол, хоть я и старенький, но я тож за свободную любовь.
289. Сватковский. Эстетика однополой любви. - 8/10
Что-то вроде огромной хрестоматии на указанную тему - в основном,выписки из античных источников, без комментариев. Книжка здоровенная, но, к сожалению, все равно неполная. Интересно, хотя и однообразно слегка.
290. Екатерина Щербакова. Мама, не читай. - 27.12 - 1/10
Что это было? Пристойных слов не найду. В эту помойку я влез посмотреть, не написала ли эта тетка про парочку моих знакомых, которые одно время с ней пересекалась. Это вообще не книжка, а фекалии, размазанные по бумаге:"Мама отдала меня в музыкальную школу, и тем нанесла мне пожизненную травму, п.ч. я оказалась бездарной, а потом разрешила жить с возлюбленным, и я с этим гадом 20 лет прожила в браке, и он, сволочь такая, ничтожество, подонок, прощал мне все многочисленные измены. И еще смели оплакивать умершего кота, когда у них есть я! Я из-за них до сих пор в депрессии, хотя у меня теперь любящий муж и благословенный Израиль, но я несколько лет не могу навестить больную раком маму, п.ч. эта старая дура передо мной до сих пор не покаялась". И я совсем не утрирую, у нее все это длиннее и гнуснее.
291. Юрий Буйда. Врата Жунглей. - 9/10
Хорошие рассказы. Буду еще его читать. Мрачно, какие-то отсылки к магическому реализму, Маркесу, все такое, но очень русское и это хорошо.
292-293. Андрей Дай. Орден для поводыря. Поводырь в опале. - 5/10
Ничего, про попаданцев одна из лучших, п.ч. местный колорит и реалистично, но скучновато, запутался в героях.
294. Томас Элиот. Убийство в соборе. - 9/10
@темы: О книгах
волчок в тумане, что Вы о нём думаете?
это разве не по английской книге фильм?
зы: я думаю просто варвар геем стал)
Боже, КАК я тебе завидую! Ты - монах от творчеств. То же отречение от мира.
Тайная Навь, монах от творчеств. Если бы!!!