Я не червонец, чтоб быть любезен всем

Так высоко ставлю за всю книжку в целом, хотя хороша первая, которую он писал 15 лет, вот там свежие образы и небанальные мысли на каждой странице, следующие книжки, которые он писал за год - полны тяжеловесных красивостей и мысли малость выветрились. Но все равно - кажется, лучшая из черных фэнтези, на мой вкус. Сюжет, правда, иногда совсем заваливается. Вот, например, эпизод: Вот, например, эпизод:
К ГГ прибегают шпионы с сообщением, что некая армия внезапно собирается ударить в спину и так уже измученным крестоносцам. ГГ вместо того, чтобы предупредить своих друзей-командиров, идет объясняться со своей бабой и они развлекаются под кустом до тех пор, пока вражья армия на них не наступает. ГГ в печали: эх, что ж я наделал, теперь нам всем кирдык. В отчаянии он внезапно нападает на вражью армию в одиночку и побеждает их, швыряясь молниями.
3. Владимир Маканин. Асан - 8/10
Хороший военный роман о Чечне. Традиционно главный герой - Жилин, и правильно. Есть даже вариант Костылина - Костыев, чеченский коллега.
Сержусь на аннотацию: Уже в третий раз читаю: «Эта книга закрывает тему чеченской войны (в-т: гражданской войны, красного террора и т.д.)». Кто, блядь, решил? Бесит невероятно. Оскорбительно: мол, ну все, кончай про Чечню, про войну писать, тема закрыта, сколько можно, а вот про эльфов, одиночество в сети и как стерве захомутать миллионера - другое дело, это вечное, неисчерпаемое. Заразы. Тупо кому-то понравился оборот. Сколь раз увижу, столь раз убью.
4. Маргарет Юрсенар. Воспоминания Адриана. - 6/10
Я тут об Адриане читал у Элия Спартиана: описываются его великолепные законы, золотой век Римской империи, сколько добра он сделал всем слоям общества, гуманизация и все такое. Заканчивается эта биография: «Умер он, всеми ненавидимый». Ну чо, поржал, бедняга Адриан. А "всеми" - это, конечно, Сенатом (системной или внесистемной оппозицией и т.д.) - важно мнение сотни человек, остальные не считаются.
Решил почитать еще. И вот после Юрсенар стало у меня складываться впечатление, что Адриан - жутковатый был человек, ум у него благонамеренный, а вот характер поганейший. А количество сделанного добра часто от порочности/добродетели не зависит. (В «Преступлении и наказании», например, все добро людям делает исключительно Свидригайлов.)
И история с Антиноем приобретает несколько иной смысл.
Совершенно не верю в официальную версию, что он бросился в Нил в религиозном экстазе, решив стать искупительной жертвой за императора. Фигня полная. Думаю, и Адриан в это не верил. Во-первых, пацан прожил всю жизнь с Адрианом, который был скептик и рационалист, человек холодный, хотя и увлекался всякими там гороскопами, и откуда Антиною подцепить мистичность и экзальтацию - непонятно. Второе: в Египет они заехали во время длинного путешествия, после строительства в Греции, охот и прочих развлечений, сразу попали на праздник. Т.е. не было никакого погружения в религию, легенды, мистику - даже наоборот. Третье, как я недавно прочел, к этому времени в Египте уже тыщи две лет слыхом не слыхивали ни о каких человеческих жертвоприношениях, это не Индия, где паломники под колесницу бросаются, и не таинства Кибелы с самооскоплениями. Египтяне цветочки в воду покидают - и пиво пить идут. Т.е. Антиной не мог и чужим примером вдохновиться, не было там никакой общей экзальтации.
В общем, думаю, довел его Адриан, а он мог, характер у него был тяжелый, бешеный, секретарю, например, глаз выколол, какого-то 90-летнего старика, своего родственника, казнил непонятно почему, хотя тот всю жизнь был его сторонником и помощником. Думаю, то ли запугал он пацана, то ли отказал в какой-то очень важной для него просьбе. Иначе непонятно, с чего бы это двадцатилетнему парню, любимцу императора, который весь в шоколаде, внезапно топиться. Потому и чувство вины такое было у Адриана, и весь этот последующий культ Антиноя.
5. Ивик. История человеческих жертвоприношений. - 7/10
6. Франсуа Пиетри. Педро Жестокий. - 6/10
Очень интересно, содержание - отлично, подача - так себе, мне не хватает цитат из тамошних хроник, деталей времени, голосов и образов оттуда, и времени совершенно не чувствуется. И психологии никакой нет. Так, добросовестный пересказ. А время было мрачное, мрачный закат золотого средневековья, и люди суровые и интересные, вроде возрожденческих извергов.
Города Нахер и Орихуелла чем-то мне особенно понравились, что-то в них родное почуял.
7. Саймон Кларк. Чужак. - 6/10
Как обычно у Кларка - внезапная гибель цивилизации, массовая резня и одичание, группка молодых пытается выжить, из ГГ постепенно вырастает новый сильный лидер. «Царь Кровь» намного сильнее, но и это тоже ничего, мне нравится, когда все в крови по колено шляются, но это все уже было.
8. Трумэн Капоте Голоса Травы. - 7/10
Вот чудеса - мужик писал совершенно женскую прозу, не удивительно, что его дамы так баловали, на коленях качали, игрушки дарили и попку мыли. Милая стародевическая идиллия, но хорошо, чисто написано, напомнило «Убить пересмешника».

Эх, чем-то меня Карл зацепил, очень я его прочувствовал. Нравятся мне такие ребята, которые выживают среди разных опасностей, бьются за власть вопреки всему, а когда ее получают, закидывают корону под кровать и дерут гусей. Генрих Ш мой такого же типа. Впрочем, это только с виду так, на самом деле они оба - очень умные мужики и тонкие политики. В то время, когда все исступленно резались и жестокая непреклонность считалась высшей добродетелью, они не были жестоки и упорно старались примирить людей, потому казались слабыми. Понравилось, что Карл своих любовниц не ревновал и они при нем по три роты других хахалей держали, вообще был снисходителен к слабости, не считал себя безупречным и от людей того не ждал. Очень растрогало, что он перед смертью принял католицизм. И да, не выношу Кромвеля и Реформацию в целом.
10. Грэм Грин. Распутник. - 8/10
Это о Рочестере, дружке Карла П, вдогонку стал читать. Хорошо написано. Рочестер меня не так зацепил, как Карл, - истерик, актер, но крутой конечно персонаж - сочетание полного, исступленного падения и такой же всепоглощающей ненависти к греху. Кино было с Джонни Дэппом, там он учил актриску какую-то играть - я смотрел вполглаза и толком не помню, как дело было, но в реале он действительно сделал из нее одну из лучших актрис своего времени, сам страстно в нее влюбился, хотя девка эта была холодная стерва и спала с любым за пять фунтов. Голливуд этот факт наверняка опустил.
Интересно, что о великих грешниках лучше всего пишут именно христианские писатели (Достоевский, Барбе д Оревильи), наверно, потому что острее всех чувствуют грех. Кстати, грех - третья великая тема литературы, вместе с Эросом и Танатосом.
у Юрсенар все это поистине прекрасно, но...
А про Карла II книги не читала, но, помнится, смотрела какой-то документальный фильм, и этот мужик, в смысле король, мне тоже весьма симпатичен.
А Карл II каким-то очень близким чувствуется, своему времени чужой, а нашему близок.
и прямо живой нормальный мужик. Что даже как-то удивительно для короля королевской эпохи.
Белочка, а это ты на аватарке? В черном парике?