
Был на выставке в Историческом музее - «Фракийское золото». В 4 в. до н.э. как раз во времена Александра там был расцвет. И расцвет не слабей, чем в Афинах времен Перикла, похоже. В это время Великая Фракия была величайшим государством, и если б афиняне не подсуетились и не грохнули царя Котиса, то еще неизвестно, была бы великая Македония.
Сколько же в Македонии от Фракии, не меньше, чем от Эллады. Особенно все, что связано с царями. Столица у фракийцев там, где находится царь со своей свитой - совсем как у Александра. Центр мира передвигается за его ставкой. Ритуальные пиры, где цари поднимали первый тост и были предводителями в танце. Вот в битве при Херонее Филипп пошел плясать на поле боя, из-за чего его афиняне сразу осудили, а это, судя по всему, древний обычай. Еще писали о Полисперхонте, который тоже был царского рода и после смерти Антипатра стал наместником Македонии, что он до глубокой старости плясал на пиру. Царь также распределял еду и напитки - поэтому, наверно, Александр посылал друзьям еду со своего стола.
Путанные и отрывочные заметки: - Поразил ковш для разливания вина - всего грамм на 30. А еще говорят, фракийцы - горькие пьяницы.
- Конские бляхи из золота, разукрашенные разными дивными изображениями. Теперь я приблизительно представляю, в чем Букефал щеголял.
- Много сцен охоты на кабана. Это и у македонцев так. Ритуальное значение убийства кабана - как инициация, до этого человек не считается взрослым и ему запрещено возлежать за трапезой. Должен сидеть, как женщина. Кассандр, кстати, до преклонных лет так и сидел на краешке ложа, даже когда царем был. Ну не давались ему кабаны, как назло.
- Крылатые кони, запряженные в колесницу.
- Оркестр кентавров - с лирами, со свирелями. Кентавров вообще у них очень много и все они стройные, утонченные, музыкальные. Ничего особо хтонического. Вдохновенный кентавр

- Лица богов или демонов с вздыбленными, как языки пламени, волосами. Возможно, Александр в как раз в этом стиле и причесывался. Типа этого

- Множество орфиков во Фракии. Вообще, Орфей оттуда и Дионис оттуда. Оба они - главные персонажи. Менады убивают Орфея

- У винограда тогда листья были в виде удлиненных сердец.
- Во Фракии много Грифонов. Очень много. И львов тоже было до фига. Грифон

- В сюжетных изображениях рядом с богами и мистами, участниками мистерий, огромные змеи вьются. Столько змей, что я ручки чаш в виде лебединой шеи, тоже за змеюк принял.
- На кувшине - бой Семерых против Фив. Из фиванский ворот лезет какой-то мужик, створками придавленный. Очень интересные сюжеты чеканок, но плохо освещено, трудно рассмотреть. Чеканка

- Серьги в виде боевых колесниц.
- У мертвых нет лиц, но есть головы, маски вкладывали в погребения, чтобы мертвые их вместо лиц носили. Погребальная маска

- Олени с конскими головами, у фракийцев в искусстве олени сливались с лошадьми. А лошадки породистые, похожи на арабов, высокие, с хрупкими, узкими головами, тонкие ножки, изящнейшие копытца - ничего похожего на степняцких коней, лошадей Пржевальского и прочих кургузых коньков.
Олени с лошадиными головами и лошадки как таковые

- Дырявые кубки-ритоны - во-первых, потому что считалось доброй приметой проливать вино на одежду, во вторых, они пили из одного кубка в два рта - как знак побратимства. Вот такие ритоны

- Золотой сервиз из Панагюриште - видимо, использовался в церемонии кабиров в Самофракийских мистериях для ритуалов побратимства. Кабиры, кстати, в идеале должны быть чернокожими - и есть одно здоровенное блюдо, где головы эфиопов постепенно превращаются в желуди. Вот он


- Северная часть Эгейского моря назывался Фракийским белым морем.
- Фракийские всадники воевали с двумя копьями, держали их в обеих руках и метали одновременно.
Еще картинки (экспонаты выставки)







А Фракия в это время (нач. 4 в до н.э.) была гегемоном в регионе, Ификрат женился на фракийке, эллины толпами шли в наемники к царю Котису. Все золото там было, пока Филипп золотые рудники у них не отвоевал. А так - Фракия - это же тоже место эллинской колонизации, мастера впитали местные черты, как скифские в Причерноморье. А к римскому периоду - уже явное вырождение, все уже грубо, просто "богато".