Только куски за прошлую неделю, п.ч. за эту неделю я все на даче забыл. Пора возвращаться. Может быть, через неделю вернусь.
Понедельник, 18 августа
Зябко и сыро - жаль мне жаркого лета. Холодно, мокро, и на дачах уже осенняя тишина. Ни людей, ни птичьих голосов, только утки уже летают туда-сюда, собирают караваны.
В римской религии было такое понятие – Prodigium, необычное явление, странное или пугающее: говорящие животные, гром и молния при ясном небе – они служили предзнаменованием катастроф и войн. В последние годы Земля изошлась этими продигиумами, намёками - снег летом, неубойные мини-потопы по всему миру, сухие грозы, ледяной дождь, бури с градом, космос метеоритами кидается: "Шухер, братва, атас! Ауспиции в стопицотый раз неблагоприятны". Но всем похрен. А кому не всё равно, руками разводят: "А я что? А я ничего. Что я могу? Прости, отец, судьба такая".
* * *
Читал тут книжку Энгуса о мистериях и все, что там вычитал, пытался применить к Александру. Получается совершенно сумасшедшая религиозная картина в мире, где жил Александр.
1. Традиционная олимпийская религия, Гомер, обряды, жертвы, все налажено и механично, Александр с удовольствием все это проделывает.
2. Очевидный конфликт народной религии и философии в 5-4 вв. до н.э. В традиционных олимпийцев образованные греки давно не верили, и Александра учили в Миезе платоновскому пониманию, Абсолют, душа, идеи, все такое.
3. Орфики и пифагорейцы, которые болтались по всему миру, и наверняка были в свите Александра среди философов, да и просто частных лиц. Они овладевали умами, все философы того времени были под их влиянием – кто больше, кто меньше. А это ведь совершенно особое миросозерцание и восприятие богов. (Из Энгуса: «Религия орфиков стала самым мощным "растворителем" в греческой религиозной жизни. Они соблюдали культ государственных богов, в то же время подрывая его, сеяли недоверие к наследственному и национальному принципу в религии и придавали первостепенное значение спасению отдельной души. Они сделали религию частным делом, проповедовали доктрину божественной милости, требовали посвящения ради спасения, концентрировали внимание на личных достижениях и личной святости. Они были безразличны к государственной религии и т.д.»)
4. Традиционные фракийские и конкретно македонские божества, о которых мы мало что знаем, но они безусловно были и почитались. Да и олимпийский культ существовал в македонской редакции с изменениями и дополнениями.
5. Интересно из Энгуса: С 5 в. до н.э. – победа хтонических культов над олимпийскими. Дионис, Зевс Хтоний (Трофоний), Деметра, Персефона, Геката, Асклепий. Причем, хтонические, темные божества отличались милосердным состраданием к людям, в отличие от олимпийцев.
6. Филипп и Олимпиада проходили посвящения в самофракийские мистерии, там и познакомились, Александр не мог с ними не сталкиваться, он сам торжественные дионисийские шествия устраивал в Индии.
7. Сам Александр никаких посвящений не проходил, и это очень примечательно.
8. Теоксения, гостеприимство чужим богам. Дома - кабиры, которые в Македонии чувствовали себя, как дома, вовсю шлялись жрецы Кибелы, Великой Матери, сирийской богини, Аристотель и Академия высоко ценили опыт азиатских мудрецов и серьезно их изучали – философская ксения. Во всей Элладе все сильнее влияние восточных культов.
9. Когда перебрались в Азию, с чужими богами столкнулись лицом к лицу, соединяли их со своими, тирский Геракл-Мелькарт, Аммон-Зевс и все такое.
10. Уже вовсю шло соединение в одном из богов всех остальных, такое приближение к единобожию: синкретизм орфиков, дело шло к тому, что все боги сливаются в Дионисе, Исида с тысячью имен ("Я все, что было, есть и будет" - надпись в храме Нейт в Саисе), Аммон как верховное божество, Серапис – тоже сплав всех богов.
11. Египет сам по себе, Александр ведь год там торчал. И то, что говорили Александру в оазисе Сива и как происходило его возведение в фараоны.
12. Вавилонские халдеи, персидские маги, египетские жрецы – т.е. астрология, нумерология, гадания, прикладная магия, демонология. То, из чего потом вылупился герметизм.
13. Знакомство с идеей единого Бога в Иудее.
14. В Египте какой-то мудрец Александру говорит, что все мы – дети Божии. В высоком орфизме - перспективы божественной человечности.
15. Эвгемерические идеи, что боги были всего-навсего обожествленными людьми, богами и героями становились за особые заслуги (даже Августин об этом упоминает). (Гекатей: первоначальными богами были солнце, луна и т.п. А земные боги (Зевс, Исида) были смертными, которых обожествили из-за благодеяний, которые они оказывали человечеству. При Птолемее Сотере это была очень популярная теория, значит, идеи появились гораздо раньше).
16. Мысль Александра о собственной божественности и возможности сделать богом своего приятеля по царскому приказу.
И наверняка я еще кучу всего упустил. Например, почему Александр распустил жреческие коллегии в Месопотамии.
И сразу после Александра – решительное, резкое, радикальное изменение религиозной картины мира, сплав в общем котле. Космическая молитва. "Прекрати, прекрати несогласье вселенной».
"Христианство появилось в очень религиозном мире".
Вторник, 19 августа
Сон: На летнем перроне, каком-то советском по виду, Ляшко пытается продать ведро огурцов. Ссыпает их кому-то в чемодан, а потом гонится за негром, теряя шлепки и охаживая его пустым ведром. Негр ходил за ним следом и мешал, говорил какую-то жалостливую чепуху: "Меня в детстве сюда подкинули, прямо вон туда, в крапиву".
* * *
Идиллическое небо, голубое в белых облачках под ним подразумеваются лужок с овечками, Мария Антуанетта в чепчике с подойником и младой Дафнис с певучей сопелкой.
Мысли тоже становятся, как у пастушка-полудурка. Удивляться начинаешь привычным общеизвестным вещам. Вот, скажем, люди живут себе правильно, на земле, под небом, рядом с водой, а тут же рядом кто-то всю жизнь живет под водой, вылупив глаза, хлопая губами и шевеля плавниками. А кто-то, как полоумный, машет крыльями и летит, счастливый с червяком в зубах, на такой высоте, что и самолету впору испугаться, а третий только что ввинчивался вниз головой в землю, а теперь его вытащили за хвост и теперь он летит в небе, придавленный в клюве, и думает, как бы не блевануть. Ну не чудно ли это всё?
Среда, 20 августа
Бернанос. Диалоги кармелиток
- Никогда не презирайте себя! Очень трудно презирать себя и не оскорблять при этом Бога в себе.
- Блага и невзгоды скорее выпадают по жребию, чем распределяются по логике. Но м.б., то, что мы называем случаем - это и есть Божья логика?
- Люди умирают не каждый за себя, но один за другого, может быть даже один вместо другого - кто знает?
Четверг, 21 августа
Сон про Сиену времен новой чумы с иллюстрациями.
Будто я там учусь, и слушаю лекции о лихорадке Эбола, п.ч. эпидемия подходит, вроде зомби-апокалипсиса. Я живу с какой-то девицей, разноцветные дредды, рюкзачок в виде плюшевого мишки. Профессор говорит, что Эболы бояться не стоит. "Мы учли ошибки прошлого. Дело в пропорциях, теперь в кладке колокольни будет намного больше черного". Разворачивает ватманы с рисунком узора колокольни: что-то считает, поминая герметизм и нумерологию и Вавилонских халдеев. В конце лекции он говорит скомкано: и в честь каждой из жертв будем вставлять красный кирпич. Вот здесь будет пояс из красных кирпичей". Я встревожился, потому что он прячет глаза. Пошутил, что планируются жертвоприношения, а преподаватель как раз уходил, но не обернулся, он как-то ссутулился и быстрее прошмыгнул.
Сидим потом на этой покатой площади, лопаем чизбургеры, курим. Мне чё-та тревожно. Какие на хрен жертвы? И тут площадь начинает вращаться, как диск, все круче наклоняется, почти на ребро встает, я цепляюсь за камни, а девка за меня. Студентов срывает с вертящейся площади, они разлетаются и разбивают головы о стены, грохот, как на аттракционе, головы лопаются, как арбузы, красные брызги летят. Всё в такой клиповой манере. А там, где выход с площади на улицу - вроде горла мясорубки и туда тоже падают люди и лошади почему-то, изломанные, как в "Гернике" Пикассо. Что это?
"Буря миров", - кричит девка, ее длинные накладные ногти ломаются один за другим, и она тоже улетает в мясорубку. Без неё мне сразу становится легко, и я подтягиваюсь на руках, вползаю на ступеньки и в дверь дома. Там уже не стягивает вниз, и я начинаю выдергивать из руки накладные зеленые ногти моей девицы.
Иллюстрации к сну, чтобы было понятно, о чем речь
Вот тут видна колокольня, которую во сне собирались делать черной с красным ободком.
Вот эта знаменитая площадь в виде ракушки, только в реале она намного более покатая и кривая, на фотографиях уклон всегда пропадает.
На ней время от времени проходят скачки, из-за этого, наверно, мне "Герника" в голову и пришла.
читать дальше
он сам в это верил, или жест отчаяния - Мне кажется, что и то, и другое. Александр сложный человек был, у него и со своей божественностью тоже все сложно. Наверно, все градации от отчаянной веры в бессмертие до угрюмого желания насильно заставить весь мир признать, вне зависимости от того, что там на самом деле будет.