Я не червонец, чтоб быть любезен всем
ЯНВАРЬ
ЯНВАРЬ1. ЛИ ШАН-ИНЬ. ЦЗАЦЗУАНЬ. ИЗРЕЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 9-19 ВВ. - 8/10
Цепь ассоциаций на одну тему: "Что досадно", "Что невыносимо", "Что трогает до глубины души". Очень люблю такой жанр после Сэй-Сёнагон. Самое оригинальное и интересное в начале, чем позже – тем банальнее. И 9-13 век намного ближе психологически к нам, чем последующие времена.
2. ВОДОЛАЗКИН. ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ. – 7/10
Хорошая книжка, легко читать, но так за душу не цепляет, как «Лавр». Слишком современна (вернее, уже старомодна, п.ч. жестко привязана ко времени написания) - про Югославию, про надежды на единую Европу, про информационные войны. Все правильно, но не ново. Как роман-воспитание тоже не прокатывает, п.ч. в герое-немце есть что-то комическое, он «не наш», и не получается сочувствия и сопереживания, задан взгляд со стороны, а не изнутри. Но книжка правильная, конец хороший. Монастырь.
3. ЛУКИАН. О СИРИЙСКОЙ БОГИНЕ. - 7/10
Понадобилось для одного абзаца в книжке.
Продолжение истории про Стратонику (от которой ее муж Селевк отказался ради влюбленного в нее сына) тоже весьма романтическое. Новый муж отправил царицу на три года в другой город в сопровождении придворного красавца. Тот догадывался, что дело может плохо кончиться, поэтому на всякий случай себя кастрировал.
Кстати, у жрецов-скопцов сирийской богини тоже часто случались платонические романы с местными дамами – и обществом это одобрялось.
Еще понравилось, что Дионис подарил в храм Гере два огромных каменных фаллоса – типа, пусть мачеха развлекается. На эти фаллосы взбирались благочестивые паломники и медитировали там неделями.
4. А.М. РЕМИЗОВ. КУКХА. РОЗАНОВУ ПИСЬМА. – 6/10
У обоих любовь к "телесному низу", жгучий интерес, как лет в восемь у мальчишек, всё бы им х.. рисовать да мерить, у кого длинней. Написано отлично, но представляю себе, как люди в эмиграции эту книжку читали. Думают, вот прочтем воспоминания о религиозном философе, который умер с голоду в Совдепии, заранее настроившись на высокое и трогательное - а тут: "какой длины хрен у Зонова". Рецензии возмущенные, не то слово. А мне смешно, но тоже - совсем не близко, я и в 8 лет таким особо не интересовался.
* * *
- А я по плутовской части: и скрёб, как кошка, и стучал, как черт. Очень страшно.
* * *
- В. В. Розанов сказал: когда он в ударе и исписанные листы так само собой не просохшие и отбрасываются, у него это торчит, как гвоздь. — И ни один наборщик не разберет!
* * *
- И был большой спор с С. П. — Ты благородная, но не добрая, а я неблагородный, но добрый! — сказал В. В. ей.
* * *
- Н. К. Рёрих — знает всю доисторическую историю, 200 000 лет смотрят через его каменные глаза.
* * *
- Обещание Сомова непременно показать восковой слепок с некоторых вещей Потемкина-Таврического: эти «вещи» я уже видел и разжигал любопытство В. В.
— Свернувшись лежат, как змей розовый.
— По указу самой Екатерины.
— В особом футляре в Эрмитаже.
* * *
… влажность сквозьзвездья, живая влага, Фалесова hugron, мировая «улива», начало и происхождение вещей, движущаяся, живая, огненная, остервенелая, высь скори, высь быстри, высь бега, жгучая, кукха, проникающая мир сквозь звезды, устой подзвездья, сама живая жизнь…
* * *
В. В. вымыл руки, поздоровался и сел в уголку к столу под змею — такая страшная игрушка черная белым горошком, впоследствии я подарил ее людоедам из Новой Зеландии, представлявшим в Пассаже всякие дикие пляски.
* * *
Тут на Востоке это Хождение — Богородица ходит по аду во все тьмы, огни и морозы и не хочет возвращаться в рай — хочет мучиться с грешниками во тьме, во огне, в морозе.
* * *
— Скажите, Василий Васильевич, который теперь час у вас там в вечности? Вечер? Нет еще?
5. РОБЕРТ ГРЕЙВЗ. «БЕЛАЯ БОГИНЯ» - 5/10.
Занятно, но веры ему нет – всё ведь сочинил от первого до последнего слова, считает, что албанцы живут на Каспийском море и всЁ в таком духе. Книжка огромная, графоманская, наверно, по ней можно диагнозы ставить, и уж конечно логические ошибки изучать, приходят на ум то Носовский с Фоменко, то Задорнов с его языковыми маразмами. Грейвз, конечно, образованнее их и талантливее, но не ближе к реальности. Впрочем, его причудливая фантазия стимулирует воображение, за это спасибо.
6. ФЛОРИАН ИЛЛИЕС. 1913. ЛЕТО ЦЕЛОГО ВЕКА. – 9/10.
Документально-калейдоскопический стиль, очень прияно читать. Украдена Джоконда, найдена Нефертити, Кафка влюблен, у Манна удар, мертвая петля Нестерова и прыжок Лутца, в Вене Франц-Иосиф, Сталин, Гитлер и Троцкий. Лу Саломе у Фрейда и пишет Рильке: «Мне кажется, тебе необходимо страдать», Рильке пишет Дуинские элегии, а Фрейд об отцеубийстве. «Закат Европы» Шпенглера, «По направлению к Свану» Пруста, Аста Нильсен, «Весна священная», «Сыновья и любовники», роман Альмы Малер и Оскара Кокошки, у Пикассо умирает отец и любимая собака, Камилла Клодель попадает в дурку на 30 последующих лет, Георг Тракль в поисках сестры, в которую влюблен, Готфрид Бенн встречается с Эльзой Ласкер-Шюлер, Кафка обхаживает Фелицию, и т.д. и т.п. Очаровательная книга.
7. ШИРЛИ ДЖЕКСОН. ВЕДЬМА. Я ЗНАЮ, КОГО Я ЛЮБЛЮ. – 2 рассказа. – 7/10
Хорошие. Она мне нравится.
8. ГАБЫШЕВ. ЖОРКА БЛАЖЕННЫЙ – 4/10
Нужно было почитать про уголовников что-то реалистическое, про вольную блатную жизнь, а не про тюрьму. Не угадал с книжкой. Оказалось – особый жанр, «букет для зэка»: сентиментальное «ах зачем я на свет появился, ах зачем меня мать родила» + порно для дрочки в камере. Тьфу. Но стиль увлёк.
9. ШАЛАМОВ. ОЧЕРКИ ПРЕСТУПНОГО МИРА. – 4/10
Так себе, общие слова. Походу, какие-то его статьи в советских журналах – о том, что надо ограждать молодежь от преступности.
Продолжаю читать воспоминания зэков, какая же это все мразь лживая, сентиментальная, жестокая и жадная сволочь. Всё, сил моих больше нет, буду лечиться Киньяром.
10. ЕВГЕНИЙ ГОНЧАРЕВСКИЙ. ВИКТОР ПОНОМАРЕВ. ЗАПИСКИ РЕЦИДИВИСТА. – 2/10
Уголовное вранье, как «мальчик» гулял, тысячи на баб бросал, как его как с малолетства на зоне уважали, а на воле графини чистые девушки без памяти любили, вместо «ты жива еще, моя старушка» - сентиментальные сопли про детдом. Любопытно как образец блатной психологии и то, как они себе представляют идеальных воров. У этого урода руки в крови по локоть, еще по малолетке воровские приговоры исполнял, он до того глупый и жадный, что с сорока тысячами в кармане не может не украсть чемодан с парой драных кальсон, но как же он сам себя любит, уважает, и как по своей печальной судьбе скупую мужскую слезу роняет. Рассказывает героическое: как душить помогал, как руки-ноги профессионально рубил за бабло тем, кто от работы хотел отмазаться, как собаку подманил, зарубил и сожрал, и даже не понимает, что читатель уже проблевался. Я половину прочел, а дочитывать не стал.
11. АХТО ЛЕВИ. ЗАПИСКИ СЕРОГО ВОЛКА. – 5/10
А этот и в гитлерюгенде послужил, и в лесных братьях, а потом типа перековался и в союз писателей попал. Без особого таланта хрен так получится. Но он, походу, и правда искренне завязал. Ну и пишет профессионально. Всё, бросаю братву читать, всё равно там нет того, что мне надо.
12. ШИРЛИ ДЖЕКСОН. ПРИЗРАК ДОМА НА ХОЛМЕ. – 8/10
Нравится мне, как она пишет. Сдержанно, умно, мягкий благородный тон. Вполне приличный классик второго ряда, типа Дафны Дюморье, но попроще, ну и жанры низкие, мистика там всякая, хоррор. Захватывающая книжка. Я обычно не поддаюсь, когда автор пытается связать читателя особым сочувствием с каким-то персонажем, но тут эта Элинор прямо в мозг взгрызлась. Круто.
- Ни один живой организм не может долго существовать в условиях абсолютной реальности и не сойти с ума; говорят, сны снятся даже кузнечикам и жаворонкам. Хилл-хаус, недремлющий, безумный, стоял на отшибе среди холмов, заключая в себе тьму; он стоял здесь восемьдесят лет и вполне мог простоять еще столько же. Его кирпичи плотно прилегали один к другому, доски не скрипели, двери не хлопали; на лестницах и в галереях лежала незыблемая тишь, и то, что обитало внутри, обитало там в одиночестве.
- Когда мне страшно, я отчетливо вижу разумную, прекрасную в своей нестрашности сторону мира: столы, стулья и окна, с которыми ровным счетом ничего не происходит, я вижу их как сложный узор ковра, стабильный и неизменный. Однако, когда мне страшно, я существую вне всякой связи с этими вещами. Наверное, дело в том, что вещи не боятся.
ШИРЛИ ДЖЕКСОН. ЛОТЕРЕЯ. – 9/10
Весь Кинг из этого рассказа вырос. И куча всяких других писателей.
13. ПАСКАЛЬ КИНЬЯР. ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ. – 8/10
Как продолжение «Секса и страха». Развитие этой темы в современности (вневременности). Завороженность, тайна, молчание, слепота любви. Люблю его за то, что он много думает о любви и о природе творчества. Хорошо думает.
И еще - то ли перевод слишком рабский, то ли у меня претензии к французскому языку - слишком он блеклый и абстрактный, не хватает оттенков.
14. ДМИТРИЙ БЫКОВ. ОПРАВДАНИЕ – 7/10.
Живенько так, увлекательно, но издержки лёгкого пера – и в голове лёгкость необыкновенная. Мне еще мешает еврейский колорит, п.ч. на живучесть я не умиляюсь, а, наоборот, в моих понятиях намного важнее умение умереть, когда надо, чем выживать любой ценой. Не умиляют меня и самолюбивые еврейские юноши. И режут ухо обмолвки насчет того, как русские боялись немцев, и как хорошо работал партизанский отряд – так, что благодаря его работе, немцы сжигали деревню за деревней. Но многое и понравилось – про армию, например, и про Бабеля с Эренбургом и Олешей читать было интересно, ловко написано. Вообще, много занятных и точных наблюдений – плохо только, что автор, углядев что-нибудь плохое в одном человеке, радостно приписывает это качество всем, или здоровенной группе людей (русским, например).
Быков, который производит впечатление лживого бесстыдника, наглеца, которому плюй в глаза – все божья роса, в книжке – трогательно искренний и ранимый, это мило, но ХЗ, как к этому относиться и чему верить. Скорее всего, в нем, как и в каждом, и то, и другое, и третье намешано. Робкий человек, который на все готов, лишь бы жить да сладко есть, но ему нужно еще и самооправдание, и вот книжка - его месть героям, которые не такие, как он. Очень сильно он в этой книжке раскрывается, интересно наблюдать. В общем, неплохо. Еще его книжки почитаю.
15. ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН. УЛИЦА С ОДНОСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ. – 7,5/10
Философская проза, фрагменты, сны, эссе. Смысла много, но слишком сложное мышление и слишком абстрактный язык. Интересно, еще буду его читать. Немцы между двумя войнами – обижены на весь мир.
16. ПИТЕР АКРОЙД. МИЛЬТОН В АМЕРИКЕ. – 7/10
Акройд неровно пишет: есть у него книжки получше, есть похуже. Эта, скорее, из лучших. Изящно стилизованная альтернативка о том, как Джон Мильтон вместо того, чтобы писать про потерянный и обретенный рай, сбежал от проклятых папистов в Америку и возглавил там поселение пуритан, пытая ведьм и изгоняя еретиков. И сам рая не обрёл и другим жить не дал. В основе – разумная мысль, что поэты должны стишки писать, а не устраивать идеальное общество, п.ч. у них всегда получается диктатура, основанная на доносах и публичных казнях. Ну а чё вы хотите от социопатов?
17. КУНИН. СВОЛОЧИ. – 6/10
Все пытаюсь найти что-нибудь бандитское. Эта книжка хотя бы короткая. Сценарий известного фильма, видимо. Нормально, мне и кино нравится.
18. ЭДУАРД ЛИМОНОВ. КНИГА МЕРТВЫХ – 7/10
Не нравится он мне (ловкач, «наглость – второе счастье» и такая сентиментальная и самодовольная влюбленность в себя), не нравится, как пишет (кроме раннего «Эдички»), но книжка интересная исторически - о богеме, андеграунде 70х, я мало об этом знаю, а хотелось бы больше, маленькая область на краю болота, где была хоть какая-то пьяная и саморазрушительная жизнь. Жаль, что Лимонов, видимо, никогда не интересовался никем, кроме себя. Имеет право, но портреты ему не удаются совершенно, видно, что не всматривался, не помнит ни фига и размазывает пару блеклых воспоминаний, как кашку по тарелке.
Старый хрен, а выпендривается как подросток. Прыщавый десятиклассник декларирует: «Бродский бездарен. На самом деле, есть только два гениальных поэта: я и Хлебников». Взрослые снисходительно ухмыляются, женщины посмеиваются, а он, краснея ушами, чувствует себя, как Джордано Бруно на костре – типа, утверждает себя в вечности. Лимонов так выступает на каждой странице. Веничка Ерофеев – завистливый провинциал (а Л., значит, столичный альтруист), Бродский – пафосный и бездарный старикашка и нобелевку ему дали по протекции Либерманов (а Л. молодой, прекрасный, авангардный и нобелевку ему не дают, п.ч. боятся его революционного заряда, который их всех однажды сметёт), Сапгир – толстый караим, Холин – худой спекулянт, Дали – бездарный клоун, от Натали Саррот пахло мочой – все в таком духе, сплетни про койку и бабло, а больше ни о чём. Сто раз похвастался, как спал с графиней, «склонял голову над картами» вместе с сербскими генералами, пил чай с крупной французской буржуазией и видел издалека Трумэна Капоте. Рэвольюсьонэр, блин. Я был о нём лучшего мнения, вообще-то. Разочаровался.
19. ЩЕРБАКОВ. ДЕКАБРИСТЫ. БЕСПРЕДЕЛ ПО-РУССКИ. – 4/10
Давно хотелось прочесть что-нибудь о декабристах не по-советски. Эта книжка как раз вроде того, но слишком разухабистая, написанная левой задней ногой, никакой истории, сплошная бульварная публицистика. Можно было и не читать, ничего нового. По паре-тройке книжек Эйхенбаума (Лунин, Пущин, Обреченный отряд) я составил себе вполне четкое впечатление о декабристах - я и так о них плохо думал, факты сами за себя говорят, можно было и без чужих интерпретаций обойтись.
20. СТРУГАЦКИЕ. ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ. – 4/10
21. КОНСТАНТИН ВАГИНОВ. ГАРПАГОНИАДА – 8/10
Один из моих любимых русских писателей 20 века. Как обычно у В., герои - мечтательные и безответственные мерзавцы, бездельники, бывшие и лишние люди, которым в этой жизни места нет, слабые, безвольные, которым еще крышу сдвинула дикая мораль 20х годов, но каждый со своим талантом, сверхценной идеей, жизнь в воображении реальнее, чем в реальности ("деньги вас не интересуют, служебное положение вас не интересует, удобства жизни вас не интересуют, слава в вас вызывает отвращение, старый мир вы презираете, новый мир вы ненавидите. Стать циником вы тоже не можете"). Очень мне все это близко. И потом у него много о природе творчества такого, что еще никто не писал (в "Трудах и днях Свистонова" да и здесь тоже, только не прямо). Чем-то похож на Веничку Ерофеева, также мил.
22. ИСААК БАБЕЛЬ. РАННИЕ РАССКАЗЫ. (Работа над рассказом. Старый Шлойме. Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна. Мама, Римма и Алла. Девять. Вдохновение. Дуду. В щелочку. Шабос-нахаму. На поле чести. Иисусов грех.) – 6/10
- Ранние рассказы тоже недурны, наполнены разными подчеркнуто неприятными вещами, всякие там аборты горящими щипцами для завивки, висельники, проститутки, публичные дома, «ткнулся лицом в блевотину», все такое. Во время войны он был во Франции – а там, казалось бы, все возвышенно, никакой блевотины, одни туберозы, - но нет, Бабель держится своего: онанизм, моча, расстрелы, издевательства над лошадьми. После революции – сразу на другой уровень перешел, очень сильные рассказы, но и уровень мерзости тоже подскочил – как баба ангела задавила – что у него в башке? даже страшно. Впрочем, он и в ЧеКа работал, и на голоде, и на расказачивании – чё уж там, какая жизнь, такие и рассказы. Но талантливый очень.
23. МИХАИЛ КУЗМИН. ДНЕВНИК 1905-1907 гг. – 7/10
Трудно удержаться от сравнения с чьим-то лытдыбровым блогом. Только про жизнь – куда ходил, кого видел, «редко мне бывало так тоскливо; денег нет, романов тоже, идет дождь, друзья разъезжаются, с типографией возня». Но так всё оживает! И, блин, я всех там знаю, вплоть до тапеток из Таврического. Вообще, в книжках о Серебряном веке – любой именной указатель – имею представление почти о каждом. И затягивает монотонность жизни, очень простое и талантливое описание обыденного.
Вот случайное с первой открывшейся страницы: «Сидели на вокзале, ожидая поезда, который не пришел; проходили и вертелись служащие, телеграфные шерамуры и т. п. Пришла мысль о новом египетском рассказике. Купались с кучей подростков, выкуривших у меня все папиросы. Опять на новую квартиру, где рассаживали левкои и я играл lieder Mendelsohn’a. Вечером бродили вдоль реки и играли в винт. Такой день еще прошел, как проходят дни вдали». – Сразу будто там, будто тот же день прожил.
На следующей странице: «Вечером ездили дети верхом. Сережа в белой рубашке наклонялся, держа лошадь под уздцы, будто Персей или Орландо. Наши ушли в гости; ужинали одни и втроем играли в рамс. Заря была розовая, будто в Китае. Сережа очень хотел спать. В деревне орут песни и играют на гармонии. Есть что-то захватывающее в частушках. Вечер тёпел и сыр».
«Днем зять с сестрой ссорились; опять какая-то тревога овладевает мною. Яков весело и жестоко заколол теленка, отрезал почки и потом хотел их пришить, Султан лизал кровь, коровы тыкались на запах, и Бобка в красной рубашке что-то лопотал все время».
Оторваться невозможно, и так тысяча страниц, а прочел бы и пять тысяч.
24. ДЖЕЙНС. ЛАТТЕ ИЛИ КАПУЧИНО ИЛИ 125 РЕШЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ ВАШУ ЖИЗНЬ – 2/10
Фигня. Практически ничего полезного, кроме самого принципа – каждый раз что-то выбирая, прикидывать, что лучше, полезнее, дешевле и т.д.
25. МАРКО ПОЛО. КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА – 7/10
Столько дурацких и трогательных историй – как по молитве горы движутся, гробницы волхвов с их нетленными телами, потом идеализированный Хулагу, Индия, острова. Само название книжки душевное, и Марко Поло кажется очень милым – любопытный и добродушный созерцатель, степенное и наивное повествование. Очень успокаивает.
ФЕВРАЛЬ
ФЕВРАЛЬ26. АЛЬБЕР КАМЮ. ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ 1951-56 - 8/10
- Разбогател на своих книгах. Но они ему не нравятся, тогда он принимается за великое произведение. Работает только над ним, без конца переделывает. И вот постепенно в дом заползает нужда, а за ней полная нищета. Все приходит в упадок, а он себе живет в состоянии какого-то жуткого счастья
- Постоянно такое чувство, словно я в открытом море: неизъяснимое счастье с привкусом опасности
- Те, кто вскормлен одновременно и Достоевским, и Толстым, кто одинаково хорошо понимает их обоих, не испытывая затруднений, суть неизменно натуры опасные как для самих себя, так и для окружающих.
- На другой день после великих исторических кризисов чувствуешь себя таким же разбитым и в паршивом настроении, как и наутро с перепоя. Вот только нет такого аспирина, который бы помог от исторического похмелья
- Салакру рассказывает такую историю: "Девочка лет десяти заявляет: «Когда я вырасту, вступлю в самую жестокую партию». И на вопрос «почему» разъясняет: «Если у власти будет моя партия, мне нечего бояться, а если другая, я пострадаю меньше, потому что преследовать меня будет совсем не жестокая партия». Насчет девочки не очень верится. Но подобные рассуждения мне знакомы. Именно так рассуждает – про себя, но не без пользы для себя – французская интеллигенция образца 1954 г – (Причины популярности Правого Сектора? – В.)
- Если бы я когда-то не уступил своей страсти, быть может, у меня остались бы силы на то, чтобы вмешаться в жизнь, что-то изменить в ней. Но я уступил, и вот я художник – и только.
27. БРАЙАН МОРАН, МАЙКЛ ЛЕННИНГТОН. 12 НЕДЕЛЬ В ГОДУ. КАК ЗА 12 НЕДЕЛЬ СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ УСПЕВАЮТ ЗА 12 МЕСЯЦЕВ - 2/10
Когда я читаю такие книжки, значит, я впал в стагнацию и пытаюсь себя за уши вытащить из болота. Книжка как пинок. Содержание не важно. Конкретно в этой меня поразила картина земли, наполненной менеджерами, которые все повышают и повышают проценты продаж. Книжки множатся, курсы по повышению квалификации охватывают все больше людей, все стремятся к тому, чтобы самим вести курсы и писать подобные книжки по повышению процента продаж… В общем, мне это все напоминает распространение вампиризма по земле. Каждый укус создает еще одного вампира, который будет кусаться в свою очередь.
28. ХОЛОДНИЦКИЙ. ИСТОРИЯ КУЛАЧНОГО БОЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. – 4/10
29. ДИНА ХАПАЕВА. КОШМАР: ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ. - 8/10
Хорошая филологическая книжка. Лучше всего о Гоголе, опьяняют цитаты из него. О Пелевине скучнее - кошмары у него слишком рациональны, просчитаны, а о Лавкрафте - интересно, но самого его читать невозможно, видимо, он и впрямь знаток кошмаров, но совершенно неспособен выразить этот опыт в словах. А еще много о Достоевском, немного о Мэтьюрине, и современной готической культуре, которая кошмар любит больше, чем реальность.
30. ЮРИЙ СОФИЕВ. СТИХОТВОРЕНИЯ - 5/10
В общем, не понравилось, как-то уж слишком безыскусно. Самые лучшие – походу, пьяные и сумасшедшие.
31. РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ. ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ДНЕВНИК – 7/10
Немножко абстрактно, слегка сентиментально, а так – хорошо.
Цитаты потом покидаю.
32. ПОЛ БОУЛЗ. «ЗНАКИ ВО ВРЕМЕНИ». МАРОККАНСКИЕ ИСТОРИИ – 8/10
Маленькая, очаровательная книжка, как всё у Боулза. Про современность у него страшнее, на мой взгляд, но здесь тоже иногда жуть поднимается, как из глубины кошмара. Люблю его.
33. ЕВГЕНИЙ ХАРИТОНОВ. ОЧАРОВАННЫЙ ОСТРОВ. – 7/10
Пьеса о перерождениях влюбленных в стиле индийских притч и Хармса. Это пантомима, так что диалогов нет. Растрогался че-та.
Одна из историй:
Одна из историй:«Чародей вытягивает за бичевку бумажного змея, на котором объявлено очередное их перерождение — КОЛОДЕЦ.
Двор с колодцем, печь, спят хозяин с хозяйкой. Поднимается, в углу сцены, солнце (актриса, играющая солнце). Хозяин и хозяйка просыпаются; встают, как после тяжелого сна. Хозяйка одевает на хозяина рубаху, тот уходит по своим дневным делам. По заднему плану сцены медленно продвигается солнце. Хозяйка идет к колодцу, бросает ведро, крутит ворот; с трудом вытащила ведро и поставила на сруб, не заметив, что вместе с ведром вытащила зацепившегося за него колодезного жителя. Колодезный житель соскакивает на землю, хозяйка в ужасе падает. Колодезный житель, искуситель, поднимает хозяйку, сажает себе на закорки, прыгает с ней вокруг колодца. Хозяйка приходит в себя, и ей начинает нравиться эта пляска. Увидев приближающегося хозяина, колодезный искуситель ссаживает с себя хозяйку, прячется за колодец. Входит хозяин. Солнце опускается. Хозяин с хозяйкой ложатся спать. Солнце прячется в западном углу.
Ночь. Хозяйка не спит, приподнимается, вглядывается в темноту, в сторону колодца. Колодезный житель вглядывается в темноту в сторону хозяйки.
В восточном углу поднимается солнце. Просыпаются хозяева. Хозяин встает, как после тяжелого сна, хозяйка забывает одеть на него рубаху, хозяин уходит по своим дневным делам. Хозяйка бросается к колодезному искусителю, тот к рубахе хозяина; рассматривает ее, идет к колодцу, опускает рубаху в ведро с водой, завораживая своими действиями хозяйку. Достает из колодца змею, выжимает ее яд в ведро. Завороженная хозяйка стирает рубаху хозяина в ведре с ядовитой водой, отжимает ее; вместе с колодезным искусителем сушат отравленную рубаху на солнце; солнце не выдерживает, отворачивается. Входит хозяин. Хозяйка одевает на него рубаху. Хозяин внезапно начинает корчиться и умирает в муках. Хозяйка с колодезным искусителем выкатывают его тело со сцены. Хозяйка поворачивается к искусителю; но он отталкивает ее, смеется и прыгает к себе в колодец. Солнце опускается. Теперь хозяйка начинает понимать все, что наделала. Солнце спряталось. Хозяйка хочет уснуть.
Ночь. Мечется хозяйка. Появляется призрак хозяина, направляется к хозяйке. Хозяйка не знает, куда деться, никак не может спрятаться от него. Но в тот момент, когда призрак вот-вот схватит ее, восходит солнце. Призрак мгновенно исчезает.
Медленно движется солнце. Хозяйка подходит к колодцу и бросается в него.
В э т о м п е р е р о ж д е н и и г е р о й б ы л к о л о д е з н ы м и с к у с и т е л е м, г е р о и н я — х о з я й к о й.»
34. Александр ГОЛЬДШТЕЙН. РАССТАВАНИЕ С НАРЦИССОМ. ОПЫТЫ ПОМИНАЛЬНОЙ РИТОРИКИ - 9/10
Понравилось. Люблю сочетание образованности и хорошего стиля. Беккет, Мамлеев, Обериуты, Тынянов, Белинкин, Борис Поплавский, Лимонов, Харитонов, Роберт Мэплторп, Тина Модотти, Маяковский, Блок и Арто, кастрация и электрошок, Израиль и бакинская резня, Советская Россия и много еще чего. У него основной интерес к левому движению в литературе и искусстве, а у меня – нет, я не согласен со многим, что он пишет, но все равно - отличный текст, капризный и причудливый, как вообще сейчас повелось в искусстве - важнее восприятие, чем объект. Идеи уже не так важны, я свои надумаю, пока читаю, лишь бы автор дровишек подкидывал, о чем думать.
Интересная фантазия о том, что Борис Поплавский вовсе не умер тогда в Париже, а сбежал, и, называясь А.Б. (Аполлон Безобразов), путешествовал, работал журналистом, любил бокс, запомнился Пазолини и агентам Мохаммеда Али.
35. ДЖУЛИЯ КЭМЕРОН. ПРАВО ПИСАТЬ – 1/10
Она убеждает, что писать фигню очень просто и демонстрирует на собственном примере: видите, какую фигню я пишу? это очень легко, я научу вас, как. Фигню можно писать о чем угодно! Фигню можно писать где угодно! Фигню можно писать когда угодно! Все пишите разную фигню! Это был отрывок для ознакомления, первые 13 глав. Может в следующих главах все же что-нибудь толковое будет?
36. Маргарет Аллингхэм. ТАЙНА ЧАШИ. – 5/10
37. ЗАХАР ПРИЛЕПИН. «ОБИТЕЛЬ» - 8/10
Хороший русский «классический» роман. В постсоветское время я только еще один помню такого типа – «Красавица и генералы» Рыбаса, и тоже было его очень приятно читать.
38. БАХАУДДИН, ОТЕЦ РУМИ. УТОПЛЕННАЯ КНИГА. РАЗМЫШЛЕНИЯ О НЕБЕСНОМ И ЗЕМНОМ. – 8/10
Всегда сначала восхищение стилем, непривычная свежесть, а потом привыкаешь и уже вроде бы и скучновато. Какие же все же эти суфии чумовые!
39. Л.А. Бобров. ТЕХНИКА КОННОГО КОПЕЙНОГО БОЯ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ АЗИИ XVII- СЕРЕДИНЫ XIX вв.
Очень полезная статья. Нужна была позарез.
40. КЕВИН ДАТТОН. «МУДРОСТЬ ПСИХОПАТОВ» - 6/10
Занятная психологическая книжка. О том, чему можно поучиться у психопатов: сосредоточенности, хладнокровию, бесстрашию, уверенности в себе, обаянию и т.д. Правда, как обычно в американских книжках, по сто раз повторяется одно и то же, чтобы до самых тупых дошло. Все прекрасно уместилось бы на 15 страницах.
41. С.Аксаков. «РАССКАЗЫ И ВОСПОМИНАНИЯ ОХОТНИКА О РАЗНЫХ ОХОТАХ» - 5/10
Че-та жалко мне птиц в силках и зверей в капканах. И как тетерев улетает в выпущенными кишками мне тоже не нравится.
42. Читал много про охоту СЕТОН-ТОМПСОН. РАССКАЗЫ, БРЭМ. ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ (понятно, не все подряд, а куски), КОРБЕТТ. МЕМУАРЫ ОХОТНИКА НА ТИГРОВ-ЛЮДОЕДОВ,
43. Владимир Короткевич. ДИКАЯ ОХОТА КОРОЛЯ СТАХА. - 7/10
Очаровательная книжка, автор такой романтик-романтик, но талантливый. Очень интересен белорусский колорит. Раздражают только народовольческие восторги, умиление и упоение: светлые личности и тёмные силы, чистый юноша с лилейной шеей – прям под топор палача. Но не сильно раздражают, п.ч. ржака. Такой перебор патетики, даже не верится, что он всерьез, а не прикалывается: «Я летел, я мчал из последних сил, как будто хотел там, у трех сосен, упасть замертво. На ходу сбросил куртку, шапку, выбросил из карманов золотой портсигар и карманное издание Данте, которое всегда носил с собой. Бежать стало немного легче. Это был бешеный бег. Ужас, отчаяние, ненависть придавали мне силы. Внезапно поднявшийся ветер подталкивал в спину. Я не замечал, что тучи, в конце концов, заволокли все небо, что что-то тяжелое, давящее нависло над землей: я — мчал». Как будто Аполлон Григорьев писал на пару с Яковом Полонским, чистый 19 век. А написано в 1970х.
44. КОБРИН. ОПРИЧНИНА. ГЕНЕАЛОГИЯ. АНТРОПОНИМИКА – 6/10
Книжка отличная, но ничего нового, я все это раньше читал в «Вопросах истории» и «Археографических ежегодниках».
45. ДЖИН ШАРП. ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ. – 4/10.
Для ознакомления. Фигня в целом, не удивительно, что они по таким методичкам постоянно лажаются.
МАРТ
МАРТ.46. Клайв Баркер. КНИГА КРОВИ. ПОЛНОЧНЫЙ ПОЕЗД С МЯСОМ. ЙЕТТЕРИНГ И ДЖЕК. СВИНЬИ ТИФФЕРДАУНА. СЕКС, СМЕРТЬ И СИЯНИЕ ЗВЕЗД. В ГОРАХ, В ГОРОДАХ.– 7,5/10
Мне Баркер близок по-братски, по-мазохистски, и есть в нем некая утонченность, словно не хорроры для дебилов пишет, а, как проклятый поэт, с бокалом абсента зависает над собственной метафизической бездной. Миленько, в общем, завораживает. Странно, что раньше его все откладывал - наверно, не хотел потакать всяким своим мазохистским глупостям, у Баркера этого полно. Очень мило, очень близко, волнующая интонация. Мне и "Восставший из ада" всегда нравился, и "Ночной народ".
47. ЭРВЕ ГИБЕР. ПУТЕШЕСТВИЕ С ДВУМЯ ДЕТЬМИ. – 7/10
После Жана Жене, Гийоты и Витткоп не особенно впечатляет. Очередной французский интеллектуал пишет о гомосексуальности и оттенках любви к детям. Восточный колорит (тогда все на Восток уезжали потрахаться и накуриться). Похоже еще на Лоренса Даррелла и Боулза, на всех, кого я люблю. Написано неплохо, но все вторично. можно и не читать, не хватает остроты, страсти, должно быть, слишком много травы курил - эмоции притушены и интонации монотонные. Интересно, как он преображает реальность – в основе - дневниковые записи, а на выходе - «магический реализм», или как оно там у Гийоты называется.
Еще так странно: Эрве Гибер уже давно умер от СПИДа (в 1991), писал в такое время, когда педофилия особо не осуждалась, а его друзья – Изабель Аджани, Патрис Шеро, Мишель Фуко – живы-здоровы и вполне современны.
Еще странное дело - я вдруг заметил, что избыточные изысканность, широта взглядов и утонченность имеют отчетливый привкус пошлости и кича.
48. КЛАЙВ БАРКЕР. ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА – 6/10
Люблю это кино (потому что про любовь до гроба), книжка тоже ничего, но попроще Книги крови. И перевод так себе.
49. Блейк Снайдер. «СПАСИТЕ КОТИКА! И ДРУГИЕ СЕКРЕТЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА» - 4/10.
Понятно, почему я нынешние голливудские фильмы смотреть не могу – сценаристов учат писать так, чтобы оправдывать ожидания зрителей. Никакой целевой аудитории, никакой смены амплуа, неожиданных финалов. Нужно угодить большинству – т.е. подросткам и молодежи, которые шляются по киношкам от нечего делать. Герои нужны похожие на них, диалоги – на уровне их словарного запаса, чтобы Брюс Уиллис всех бил, Керри корчил рожи и т.д. Никаких неожиданностей, а то массовый зритель будет разочарован.
В книжке базовые вещи о занимательных сюжетах, самый минимум. Написано живенько и весело. Других достоинств нет. Подход порочный.
50. САУЛИН. ОХОТА НА ХИЩНЫХ ЗВЕРЕЙ – 6/10
Люблю такие книжки. Богатство языка, столько новых слов, относящихся к зверям, охоте, природе. Но че-та слаб стал, всех зверей жалко, хотя к охоте отношусь нормально, если она не браконьерская, охотники зверей и природу знают и любят больше, чем гринписовцы, я давно заметил.
51. ЧУКОВСКИЙ. ДНЕВНИК 1929-1969 – 6/10
Я у него вижу отчетливый стокгольмский синдром. Он так старается любить всех удачливых и имеющих власть советских, особенно Сталина, но и Фадеева с Твардовским, Михалкова с Казакевичем, вообще всех, у кого получается легко жить в СССР без натуги, как рыбе в воде. Он восхищен их жизнеспособностью, нежен и почти влюблен, а к тем, кто поинтеллигентнее, суров. Страшный пессимист, как почти все юмористы в жизни, и робкий человек. Кажется, при Сталине ему жилось внутренне спокойнее, чем при Хрущеве, вместо собранности и восхищения властью – растерянность и раздражение. Впрочем, все это, возможно, из-за возраста, смерти жены, болезней. Но и из-за того, что распадается иерархическая структура тоже.
Писательская среда ужасна. "Меня выдвинули на премию единогласно!" Какая жалкая радость для того, кто миры создает. Очень жалко его. Он честный трудяга, возможно, он был бы счастлив в Америке, но писал бы какую-нибудь херню для Диснея или был бы солидным профессором, о котором бы никто ничего не знал. Не поймешь.
52. Борис ЭЙХЕНБАУМ. «КАК СДЕЛАНА «ШИНЕЛЬ» ГОГОЛЯ». Ольга ФРЕЙДЕНБЕРГ. СИСТЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО СЮЖЕТА. Письма ШКЛОВСКОГО в ОПОЯЗ.
Мне хочется подробных разборов текстов, а не теории и, упаси Боже, не марксизма. Эйхенбаум хорош (заодно и «Шинель» перечитал), Фрейденберг – что это было? некий философско-филологический манифест юной девы, в котором неохота разбираться. Шкловский мне антипатичен (кроме пары толковых ранних практических работ).
53. Юрген Вольф. ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС. – 6/10
Предыдущая книжка Вольфа мне совсем не понравилась, а эта – неожиданно неплохая. Он цитирует умных людей и по делу (подбор, правда, странный. Стефани Майер рядом с Чеховым в качестве эксперта.) Первая часть дурацкая – о замысле и идее; тем, кто не знает, о чем писать, лучший совет – не мучить себя и клавиатуру. Вторая часть – самая толковая. Даже дурацкие упражнения в конце каждой главы, где обычно что-то вроде: «Напишите имена десяти людей, которые мешают вашему творчеству» (тьху на них), здесь - памятка для редактуры, мне это все показалось полезным, попробую использовать.
Третья часть – фигня, о том, как пристраивать книжку и соответствовать требованьям рынка. Для начинающих мечтателей полезно было бы узнать, что средний доход писателя в США – 10 тыс. в год, в Макдональдсе больше заработаешь.
54. УИЛЕР. ПЛАМЯ НАД ПЕРСЕПОЛЕМ. – 6/10
Книжка не столько про Александра, сколько про греческое и персидское влияние в индийской архитектуре. Пригодится потом. На мой взгляд, советские книжки об Александре на Востоке более значительны и интересны.
55. КОРМАК МАККАРТИ. «КОНИ, КОНИ» - 8/10
Начало нудное, но как только пересекли мексиканскую границу – сразу все стало прекрасно. Я вообще люблю Маккарти, а здесь еще кони и всадники и мистическая Мексика.
56. МИЛЛА КОСКИНЕН. О ПРЕКРАСНЫХ ДАМАХ И БЛАГОРОДНЫХ РЫЦАРЯХ. – 7/10
На самом деле – только о дамах. Но это тоже интересно. Средневековую английскую историю я почти не знаю (только по Шекспиру), так что читал с удовольствием. Умницы девочки, как занимались их образованием, счастливые браки, приключения, сексуальная жизнь - тёплая книжка о светлом Средневековье. Дамы ходили в Крестовые походы, по 8 раз выходили замуж, были врачами, преподавателями.
57. ЛУГИН (БЕЛЕНСОН). ДЖИАДЕ. ТРАГИЧЕСКИЕ ПОХОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИСТА и др. рассказы. – 7/10
Похоже то на Вагинова, то на Зощенко, то на Роман с кокаином. Нечто стилизованно-парикмахерское в стиле. «Генрих, считавший море своей стихией, отправился любоваться видом встревоженных предчувствием близкой бури волн». «Ах, Турция, страна полумесяца! Лунный Босфор! Золотой или Кривой Рог, не помню.»
Джиаде – ангел в образе девушки или саламандра, постигла всю премудрость, хохочет над письмом Канта Свенденборгу, стоит в кружевной рубашке перед гусаром и прочие глупые шалости. Владимир Соловьев узнал в ней свою вечную подругу, но «резвившиеся невдалеке шакалы могли бы подтвердить, что он даже не решился поцеловать протянутую ему руку». Сестра ее Наина, актриса. А третья – Тамара, бывшая княжна и машинистка. И все они влюблены в Генриха. Есть и четвертая – мудрая гадалка Надежда Бабкина.
Революция солнца против христианства, горящие дома, герой наблюдает с интересом. Жак Казот (автор «Влюбленного дьявола») перед судом трибунала: «Я твердо верю, что контрреволюция может быть осуществлена лишь путем молитвы». Героиню рассказа «Трагические похождения индивидуалиста» похищают фашисты, п.ч. в нее влюбился Муссолини (лит. псевдоним которого дАннунцио)
Написано все не без блеска: «Страстный комсомолец и убежденный материалист-естествоиспытатель, впрочем, розовенький еще, словно юный поросенок». «В окнах стояла белая петербургская ночь. Кажется, это было единственное белое, что еще смело не таиться в красном городе Ленина». Но холодновато и одинаково.
58. ДОРМАН. ПОДСТРОЧНИК. ЖИЗНЬ ЛИЛИАНЫ ЛУНГИНОЙ. – 7/10
Одним махом прочел, очень милая простая книжка – наверно, так легко воспринимается, п.ч. это запись устного рассказа. Первая половина намного интереснее. Даже не потому, что событий больше, постоянная смена стран, обстоятельств, война, террор, но и потому, что в молодости более острое, динамичное ощущение жизни, острое восприятие, мысли крупнее, а потом все как-то замедляется, теряет подвижность, будто засыпает, волновать начинают какие-то мелочи, а с важным будто бы уже все давно решено и оно уже ум не занимает. Почти всегда так бывает.
Впрочем, возможно, объяснение тут техническое – когда человек принимается за воспоминания, у него детство и юность горят, а про недавнее время уже не особо интересно вспоминать, да и свободы нет – ведь все свидетели рядом, и уже усталость от книжки. В дневниках такая разница в духовном восприятии мира не так заметна. Вернее, юношеские дневники большей частью – фигня.
59. АНТОНИО ДИ БЕНЕДЕТТО. РАССКАЗЫ, - 7/10
О коте и попугае, потерявших хозяина, как они жили одиноко в Вест-Индии. Наивно-величественное повествование, эпический тон. Потом о гаучо, который искупал грех убийства столпничеством. Столпа не было, он с коня не слезал. Еще лучше. Он пишет все в настоящем времени, и получается некое вечно длящееся действо. Еще – рассказ про девочку, которая выигрывала во все игры. Этот не очень, но тема близка, хоть я и не такой везучий и не такой логик.
60. Э.В. РУНГ. ГРЕЦИЯ И АХЕМЕНИДСКАЯ ДЕРЖАВА
Не целиком читал, а только то, что мне нужно. Как же мало источников осталось! Я прям рыдаю.
61. КЛАЙВ БАРКЕР. КНИГА КРОВИ - 2.
Тут половина недурна, вторая - хуже, но все равно, в нем много обаяния.
62. СТИВЕН КИНГ. ВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯ ВЗГЛЯДОМ – 6/10
Старый добрый Кинг. Перечитывал, ностальгировал, особенно потому, что Чарли в кино - вылитая моя подружка детства, которая мне была как сестра, и я ее больше десяти лет не видел, она теперь в Италии живет и связь мы потеряли.
63. НИЛ ГЕЙМАН. ВОЛКИ В СТЕНАХ. – 9/10
Дивная книжка с офигенными картинками. Для детей и для нас с Чижом.
64. ГРИГОРЕНКО. РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ. ИСТОРИЯ И СТИЛЬ. – 4/10
В половину я играл и, в общем, удачно.
АПРЕЛЬ
АПРЕЛЬ67. СТИВЕН ДОБИНС. КАНЗАС. СЧАСТЛИВОЕ ОТСУТСТВИЕ. – 8/10
Первый -хороший маленький рассказ о вариативности судьбы и что конец все равно один. Второй – как поэта убила свалившаяся с неба свинья, о серьезности и комизме жизни. Хороший писатель.
«Наши планы, наши воспоминания, наши страхи отменяются своеобразным — особенным смехом. Для некоторых он звучит, как карканье ворон, для других, как крик осла. На самом деле, это звук исчезающего мира, когда все его содержание разом высасывается из наших голов, уступая — на краткий — о, слишком краткий миг! — счастливому отсутствию. Не оно ли и поддерживает нас? Не оно ли и дает нам сил, чтобы тащить дальше нашу ношу и продолжать наш смертный путь.»
68. БЕАР ГРИЛЛС. ИСТИННОЕ МУЖЕСТВО. Реальные истории о героизме.
Разные истории о людях, которые выживали в нечеловеческих условиях. Понравилось особенно про девушку, которая выжила при падении самолета, свалилась в джунгли, все себе переломав, но больше недели топала вдоль ручейка в одном башмаке, потом плыла по реке среди крокодилов и пираний, спина сгорела под солнцем и все же выплыла к людям, до смерти перепугав их своим видом – у нее сосуды в глазах полопались, белки были красные и она плакала кровавыми слезами. Там истории про альпинистов, про шпионов во время войны, Арктику и Антарктиду, история «Террора» и «Эребуса» и из кино – там руку парня-альпиниста в узкой расщелине придавило валуном и ему пришлось ломать себе кости и ампутировать руку, а потом еще вниз сползать, повезло, что в это время наткнулся на людей и вертолет над ним пролетал.
69. ШОФМАН. ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО. – 9/10
Прекрасная книга. Уровень советских историков античности был очень высок. Огромное количество информации, очень толково собранной, стройная композиция, насыщенный текст. Видно, что человек знает все, а не только свою узкую тему. Шофман приводит гипотезы множества других исследователей, и так корректно, что это нисколько не мешает целостности текста. Ничего лишнего, никаких раздражающих мелочей, растянутых на десяток страниц и ничего неясного, коротко объясняет в чем дело (а то некоторые просто дают ссылку на какую-нибудь китайскую статью 1956 года – мол, сами читайте и разбирайтесь, че за гипотеза). Написано хорошим, ясным языком, так, что понятно и тому, кто в первый раз с темой столкнулся, но ничего популяризаторского – все научно, все строго по делу, опять же нет длинного пересказа общеизвестных вещей (у большинства современных историков это занимает большую часть текста, блоки, списанные у Шахермайера и т.п.). В общем, читать очень интересно, захватывает, как детектив.
А социально-политический подход очень расширяет картину мира, не сосредотачивается только на личных взаимоотношениях близкого круга Александра. Есть пара книксенов марксизму-ленинизму, свободолюбивым народам Средней Азии и все такое, но только необходимый минимум.
Мне нравится, что у него критическое отношение к источникам, например, он ни фига не верит Птолемею и делает скидку на то, что свидетельства современников во многом зависели от того, что информация, неугодная тогдашним властителям замалчивалась. Кроме того, мне нравится, что наши историки воздерживаются от моральных оценок, как от апологии, так и от ниспровержения, придерживаются фактов, и склонны считать, что Александра отравили. Я тоже так считаю.
Разглядел я несколько ошибок, но это не так важно. В целом, полнота исследования и ничего лишнего. Когда стану про Азию писать – это будет настольной книгой. Шофман вообще молодец. «История античной Македонии» тоже замечательная книга.
70. ПЬЕР БРИАН. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ. – 7,5/10
Он коротко, но дельно рассматривает множество проблем, связанных с деятельностью Александра. На мой взгляд, он их решает во многом «в русском стиле», рационально, опираясь на факты. Не со всем я согласен, но в целом это интересно и разумно. Текст насыщенный, буду еще над ним думать.
71. НАБОКОВ. СО ДНА КОРОБКИ. – 7/10
Подозреваю, что Набокова я не люблю, и чем дальше, тем сильнее. Блестящая циничная проза кажется мне слишком блестящей, что вызывает сомнения в ее подлинности, и слишком циничной: сразу вспоминаются наглецы-мажоры, с которыми разговаривать неохота, а хочется сразу дать в зубы. А его отвращение к пошлости не отменяет того, что пошлой временами кажется и его проза. «Ямщикнегонилошадейность» и набоковский стиль сближены, как противоположные концы браслета. Ну типа как одетый по моде мажор насмехается над чувствительной старушкой в нелепой шляпке, будто бы без этого не поймут, что он-то в самых дорогих магазинах одевается.
Он слишком виден сквозь свои тексты, слишком самовлюблен и напыщен, нет ни искренности, ни легкости, ни простоты, а еще – ремесленническая ловкость, «набитая рука», избыточность финтифлюшек. Но читать его приятно и полезно.
72. АЛЕКСАНДР БАШИБУЗУК. Я ОСТАЮСЬ. – 4/10
Хрень про зомбей, но ничего так, живенько.
73. ВОСПОМИНАНИЯ О МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ. – 7/10
Половину раньше не читал, интересно, хотя, по сути, ничего особенно нового. Интереснее всего писательские воспоминания, другим сложно слова находить. А еще лучше дневниковые – в них свежесть и ощущение присутствия (правда, все они более сниженные, чем воспоминания, в воспоминаниях, кроме хороших писательских – флёр, облака, высокие слова). Хороший, полный сборник
74. НИКОЛАЙ ВОЛКОВ-МУРОМЦЕВ. ВОСПОМИНАНИЯ. - 8/10
Я читал белогвардейскую часть еще раньше, а теперь вот все целиком прочел (кстати, белогвардейскую часть слегка сократили почему-то). Очень интересно. Автор – из хорошей дворянской семьи, с половиной России в родстве, деревенский мальчик, с детства только о коровах и думал, в 12 лет уже в отсутствии отца имением управлял. Очень близкие, дружеские отношения с крестьянами, и у его родителей тоже. И на войне он тоже с солдатами большей частью общался. Крестьяне ему ближе, чем городские родственники или интеллигенты. Он 1902 года рождения и в 1920 вместе с армией оставил Россию, но очень много помнит, многое рассказывает интересное об имении, о крестьянах, у него особый любовный интерес к сельскому хозяйству. История семейная тоже интересная, сестра его бабки в 20 лет организовывала госпиталь во время Крымской войны, раньше Флоренс Нантигаль. В 17 году сбежал на фронт и успел немножко повоевать, потом поработал в IMKA, и его забрали в ЧК, как раз начался красный террор, дело Локкарта, Каплан стреляла в Ленина, и из его камеры (а сидел он вместе с Фриде и Виленкиным и видел, как их на расстрел отправляли) десятками выводили на расстрел каждую ночь, допрашивали его Дзержинский и Петерс лично, он вообще ничего не знал, глобально не понимал, почему его посадили, но потом все же отпустили. Потом он через Главсахар (организация-прикрытие, через которую солдат и офицеров отправляли через линию фронта к белым) пробрался в Добровольческую Армию, там несколько раз ранили, контузия, снаряд под ним взорвался, желтуха, дизентерия, тиф, пару раз принимал роды, влюбился в медсестру, которую считали большевистской шпионкой (он сам ее и захватил в плен) – позже ее убили, кучу родни и знакомых тоже). Все очень интересно.
75. ГАНС ЭВЕРС. «ОХОТНИКИ НА ДЬЯВОЛА». – 5/10
Здесь тот же герой, что в моем любимом «Альрауне». Про то, как наглый молодой немец приезжает в маленькую деревушку, где правят сектанты, и от скуки пытается их подчинить себе, используя гипноз и т.д. Совращает девушку, потом подчиняет себе главаря секты, потом из девушки хочет сделать святую. В результате доходит до кощунственного сектантского распятия, беременную от героя девушку распинают, а героя заставляют проткнуть ее копьем. Он уезжает, поначалу потрясен, но потом другая девушка, синематограф – и жизнь наладилась. Так себе книжка, нудновата, он, видно, еще не расписался. Хорошо, что в России ее издали в сокращенном переводе. Кстати, история про сбрендивших сектантов – реальная.
76. КРИСТОФЕР СМАРТ. ПЕСНИ ИЗ БЕДЛАМА. – 9/10
Хороший сумасшедший поэт.
77. СТИВЕН КИНГ. ДЬЮМА-КИ. – 7/10
Хорошая книжка (очень благодарен Итиль за отзыв, после которого я за него взялся). Страха и мистики мало, но я особо и не ждал. Мне очень нравится тема – все, что касается вдохновения и работы художника. Читал бы и читал.
78. ПАТРИК БАРБЬЕ. ИСТОРИЯ КАСТРАТОВ - 8/10
Очень интересная, любопытная книжка. Это про оперу.
79. ДЖО ХИЛЛ. КОРОБКА В ФОРМЕ СЕРДЦА. - 6/10
Модная книжка сына Стивена Кинга. Невольно сравнивал с отцом. Сюжет свежий, закрученный, правда, хэппи-энд устроил как-то уж слишком скоро – раз-два, и все внезапно стало хорошо. Но вообще – увлекательно. Однако, нет ничего сверх хоррора, в отличие от Кинга, у которого еще неплохая литература. И раздражает, как у многих молодых европейских писателей абсолютно пустой культурный фон. У Хилла - пара имен рок-музыкантов и упоминание некоего мутного вьетконговца (легко заменяемый на кого угодно, хоть мадам Лилиану) - и все. Да и главного героя рок-музыканта можно в два клика превратить в журналиста или известного актера, нет вокруг него ни роковой, ни музыкальной специфики. Места, где герои живут и путешествуют – совершенно безликие, второстепенные герои тоже. Плоский мир без истории, без книг, без искусства, без географии, без социума. В общем, сферические в вакууме герои, голый сюжет.
В общем, книжка увлекательная, годный хоррор, ничто не раздражает, симпатичные герои, но до нормальной литературы не дотягивает, хотя способности у мужика есть и, возможно, в следующих книжках он распишется.
80-83. ЗЛОТНИКОВ. ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ, 1 - 4 книги
Перечитывал, дурью маялся.
84. СКС. РЕЖИМ БОГА. – 3/10
Про попаданца в СССР, пока историю не правит, а только себе бабло и профиты хомячит. И опять, сцуко, поет! И заставляет Сенчину петь песни Наташи Королевой. За што? При социализме и так не сладко жилось. Но в этих книжках основной кайф - предлог помечатать, что бы ты сам там наворотил.
85. ИОГАННЕС ФОН ГЮНТЕР. ЖИЗНЬ НА ВОСТОЧНОМ ВЕТРУ. ВОСПОМИНАНИЯ О СЕРЕБРЯНОМ ВЕКЕ. – 6/10
Глуповатый лифляндец, который достал всех - от Блока до Мейерхольда. Никто из наших о нем ни одного хорошего слова не сказал. Нахрапистый, нахальный мужик, страшный сплетник и бездарь, судя по всему. Но он переводил русских поэтов на немецкий и всячески их популяризировал. Врет много, в основном о том, как все его ценили, хвалили и уважали. Раздражает меня сангвиническим немецким самодовольством. Но эта книжка – один из важных источников по Серебряному веку, так что прочел для порядка. Ничего нового не узнал. Одна Вилькина порадовала (актриса из блоковско-кузминского круга) и ее характеристика Блока как павиана. Раньше не встречалось.
@темы: О книгах
волчок в тумане, я кино видела, очень понравилось.
Прочитал отличный сборник рассказов Элис Манро(на Флибусте "Мунро") "Беглянка". (С.Т.)
Истина.
В общем-то, пожалуй, не только античности. И не только учёных-историков
Хорошая книжка (очень благодарен Итиль за отзыв, после которого я за него взялся). Страха и мистики мало, но я особо и не ждал. Мне очень нравится тема – все, что касается вдохновения и работы художника. Читал бы и читал.
О! Внезапно ). Приятно знать, что отзывы мои кривые даром не проходят.
Да, я тоже "Дьюму" полюбила именно за то, что там о творчестве. Хорошая книжка.