Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Решил тут побольше писать о том, как мне пишется, какие трудности, какие гадости и т.д. Может, будет полезно осмыслить, как и на фиг я пишу и что делать, как жить.
Итак, нащот плана.
По большому счету, можно сказать, что планов я не пишу вообще, а если пишу, то заранее знаю, что это выброшенное время, что занимаюсь фигней вместо того, чтобы писать текст. Мне они не помогают, а только сбивают с толку. А вот без чего не обойтись – это план главы, он больше относится к композиции, чем к фабуле. Но его я тоже не пишу.
Начинаю писать с некоего эпизода, который сам всплывает в голове, понятия не имея, к чему он приведет, какую роль будет играть в сюжете и т.д. И дальше валяю отрывки, какие душа пожелает, без всякого плана. Не важно, относятся они к концу, началу или середине. Читаю кучу книг по теме (лучше делать это параллельно с писаниной, п.ч. можно читать до бесконечности, не написав ни строки). В процессе хаотичного писания в голову сами собой приходят разные сюжетные идеи, и я их тоже записываю среди прочего (из них впоследствии используется где-то 1/20).
В какой-то момент я решаю, с чего приблизительно надо книжку начать. После этого я все так же пишу не связанными меж собой лоскутами, но мозги нацеливаются на первую часть (ну типа «детство героя») и половина заметок уже идет туда, а вторая по-прежнему куда придется. В какой-то момент я чувствую, что первая глава уже приблизительно сложилась в голове и основной материал для нее есть. К этому времени в ней обычно набирается страниц 100-200 несвязанных меж собой фрагментов.
Этот период обычно приходится на лето. Потом я возвращаюсь в Москву.
И вот тогда, исходя из того, что у меня написано, я начинаю складывать первую часть и пытаюсь представить себе ее план. Тасую и раскладываю эти фрагменты по темам (тут обычно выясняется, что отрывки частью дублируются или противоречат друг другу, но это не важно), и прикидываю план: в каком порядке нужно эти темы изложить, о чем важном вообще ничего не написано, что нужно значительно расширить и т.д. После этого составляю план – типа «дом», «семья», «друзья», «город», «занятия ГГ», «отношения с НН» и т.д. Отдельно: «истории», т.е. некие действия, байки, а не описания, отдельно «диалоги» - этим штукам еще место надо найти.
Потом я уже работаю внутри тем, убираю повторы, противоречия, пытаюсь сложить некую целостную картину. Где-то половину написанного при этом выбрасываю, а половину дописываю. Получается дерьмовый, дырявый, противоречивый текст, который идет как «черновик».
В идеале надо бы всю часть так отработать целиком, но мне обычно в лом. И я начинаю это все править. Основа - общие описания тем, я стараюсь их слегка разнообразить «историями» и диалогами – самый минимум, на большее меня не хватает, я не очень-то их люблю. Вставляю их туда, где надо ускорить ритм, сделать ритмическую перебивку. В результате получается «первая редакция».
За это время выясняется много интересного – типа, что весь текст - фигня, ниачом, все тупо, банально, нет стиля, нет мысли, нет действия, и я не знаю, что делать, чтобы привести это в божеский вид. Рыдаю, бьюсь головой о стену и сваливаюсь в депресуху и меланхолюгу.
Потом начинаю бешено править первую главу. Все, что в нее не лезет, а вычеркнуть жаль, я просто спускаю ниже по тексту – типа потом куда-нибудь вставлю или, когда будет не жалко, выброшу в помойку. И шарю по последующим главам, чтобы оттуда что-нибудь дельное утащить. Высшая цель – найти некий «стиль» (не знаю, что это такое, вожделенный «шарман», обычно ни хера не находится).
Когда силы кончаются – типа, всё, я действительно не знаю, что с этой херней еще можно сделать – выкладываю главу в интернет. Это называется «вторая редакция».
И принимаюсь за вторую главу. А она, благодаря работе с первой главой, снова превратилась в помойку - в нее свалена куча всякой дряни из первой главы и повыдерганы здоровенные куски. Бьюсь головой о стену и начинаю заново складывать, прикидывать план, править. Ну и так далее.
Когда вся часть таким образом выложена, я ее перечитываю, ужасаюсь, понимаю, что надо вешаться, и успокаиваю себя, что это еще не окончательный вариант, что через год-другой-третий я к ней непременно вернусь и все исправлю. (Так обычно и происходит, обычно к этому времени накапливается куча дополнений и изменений, на колу мочало, начинай сначала).
А тем временем снова наступает лето, и я начинаю много читать и писать разрозненные фрагменты. Дальше история повторяется.
Вот так я «разрабатываю планы своих произведений». Я понимаю, насколько порочна и трудозатратна эта система, но по-другому не выходит. Хотя я чувствую, что многое из того, что мне в своих текстах не нравится, напрямую связано с такими дебильными методами работы. А что делать – непонятно. Изменить систему я уже не могу, п.ч. за это время у меня уже тысяча с лишним страниц разных обрывков лежит, разделенные на несколько здоровенных куч – материал, из которого я собираюсь лепить книгу. А с ними по-другому работать, на мой взгляд, невозможно.
Итак, нащот плана.
Техническая хрень про мою книжку
Когда герои – исторические персы, то первоначальная сетка задана, и общий план в этом смысле мне ни к чему. Когда книжка не историческая (а я такие книжки тоже принимался писать, сейчас аж целых 6 вспоминаю, ни из одной не вышло ничего толкового), в голове появляются герои, о которых хочется написать книжку, вот я и пишу. План тогда выглядит так: навалял за 5 минут на бумажке список героев с краткими пояснениями – типа «действующих лиц» в пьесе. Это для того, чтобы не забыть, как я кого назвал. И всё.По большому счету, можно сказать, что планов я не пишу вообще, а если пишу, то заранее знаю, что это выброшенное время, что занимаюсь фигней вместо того, чтобы писать текст. Мне они не помогают, а только сбивают с толку. А вот без чего не обойтись – это план главы, он больше относится к композиции, чем к фабуле. Но его я тоже не пишу.
Начинаю писать с некоего эпизода, который сам всплывает в голове, понятия не имея, к чему он приведет, какую роль будет играть в сюжете и т.д. И дальше валяю отрывки, какие душа пожелает, без всякого плана. Не важно, относятся они к концу, началу или середине. Читаю кучу книг по теме (лучше делать это параллельно с писаниной, п.ч. можно читать до бесконечности, не написав ни строки). В процессе хаотичного писания в голову сами собой приходят разные сюжетные идеи, и я их тоже записываю среди прочего (из них впоследствии используется где-то 1/20).
В какой-то момент я решаю, с чего приблизительно надо книжку начать. После этого я все так же пишу не связанными меж собой лоскутами, но мозги нацеливаются на первую часть (ну типа «детство героя») и половина заметок уже идет туда, а вторая по-прежнему куда придется. В какой-то момент я чувствую, что первая глава уже приблизительно сложилась в голове и основной материал для нее есть. К этому времени в ней обычно набирается страниц 100-200 несвязанных меж собой фрагментов.
Этот период обычно приходится на лето. Потом я возвращаюсь в Москву.
И вот тогда, исходя из того, что у меня написано, я начинаю складывать первую часть и пытаюсь представить себе ее план. Тасую и раскладываю эти фрагменты по темам (тут обычно выясняется, что отрывки частью дублируются или противоречат друг другу, но это не важно), и прикидываю план: в каком порядке нужно эти темы изложить, о чем важном вообще ничего не написано, что нужно значительно расширить и т.д. После этого составляю план – типа «дом», «семья», «друзья», «город», «занятия ГГ», «отношения с НН» и т.д. Отдельно: «истории», т.е. некие действия, байки, а не описания, отдельно «диалоги» - этим штукам еще место надо найти.
Потом я уже работаю внутри тем, убираю повторы, противоречия, пытаюсь сложить некую целостную картину. Где-то половину написанного при этом выбрасываю, а половину дописываю. Получается дерьмовый, дырявый, противоречивый текст, который идет как «черновик».
В идеале надо бы всю часть так отработать целиком, но мне обычно в лом. И я начинаю это все править. Основа - общие описания тем, я стараюсь их слегка разнообразить «историями» и диалогами – самый минимум, на большее меня не хватает, я не очень-то их люблю. Вставляю их туда, где надо ускорить ритм, сделать ритмическую перебивку. В результате получается «первая редакция».
За это время выясняется много интересного – типа, что весь текст - фигня, ниачом, все тупо, банально, нет стиля, нет мысли, нет действия, и я не знаю, что делать, чтобы привести это в божеский вид. Рыдаю, бьюсь головой о стену и сваливаюсь в депресуху и меланхолюгу.
Потом начинаю бешено править первую главу. Все, что в нее не лезет, а вычеркнуть жаль, я просто спускаю ниже по тексту – типа потом куда-нибудь вставлю или, когда будет не жалко, выброшу в помойку. И шарю по последующим главам, чтобы оттуда что-нибудь дельное утащить. Высшая цель – найти некий «стиль» (не знаю, что это такое, вожделенный «шарман», обычно ни хера не находится).
Когда силы кончаются – типа, всё, я действительно не знаю, что с этой херней еще можно сделать – выкладываю главу в интернет. Это называется «вторая редакция».
И принимаюсь за вторую главу. А она, благодаря работе с первой главой, снова превратилась в помойку - в нее свалена куча всякой дряни из первой главы и повыдерганы здоровенные куски. Бьюсь головой о стену и начинаю заново складывать, прикидывать план, править. Ну и так далее.
Когда вся часть таким образом выложена, я ее перечитываю, ужасаюсь, понимаю, что надо вешаться, и успокаиваю себя, что это еще не окончательный вариант, что через год-другой-третий я к ней непременно вернусь и все исправлю. (Так обычно и происходит, обычно к этому времени накапливается куча дополнений и изменений, на колу мочало, начинай сначала).
А тем временем снова наступает лето, и я начинаю много читать и писать разрозненные фрагменты. Дальше история повторяется.
Вот так я «разрабатываю планы своих произведений». Я понимаю, насколько порочна и трудозатратна эта система, но по-другому не выходит. Хотя я чувствую, что многое из того, что мне в своих текстах не нравится, напрямую связано с такими дебильными методами работы. А что делать – непонятно. Изменить систему я уже не могу, п.ч. за это время у меня уже тысяча с лишним страниц разных обрывков лежит, разделенные на несколько здоровенных куч – материал, из которого я собираюсь лепить книгу. А с ними по-другому работать, на мой взгляд, невозможно.
@темы: О моей книжке, И на луну не голоси
В 10/10 есть исторический канон и матчасть, которая задает строгие рамки. С одной стороны это задает направление само по себе, с другой - сообщает известные ограничения для разгула фантазии.
Начинается все тоже с возникшего в голове эпизода с заданными канонм действующими лицами. Потом еще несколько разрозненных эпизодов, которых может быть неограниченное количество. Намного труднее собрать все это в единый стройный повествовательный текст. Есть у меня еще один личный глюк - я очень не люблю выкидывать из финального варианта хоть что-либо ранее написанное. Буду до последнего держаться за каждую фразу. Максимум - переместить ее в другую часть повествования. Особо много мук, когда есть две версии одной и той же сцены. например, поданные с точек зрения двух персонажей, говорящих про одно и то же событие. Оставить-то нужно одну, а вторую выкинуть или сильно переделать, чтобы поместить в другой части текста.
В этот момент я начинаю запоздало писать плане, и с переменным успехом пытаться развесить на него уже написанные сценки.
Легче вычеркивать через год, когда уже ничего не жалко, п.ч. все уже воспринимаешь, как чужое. Но все равно внутренний Плюшкин мешает просто стереть написанные сцены, которые никуда не лезут - ведь написаны же и вроде неплохо! Я их обычно в файл "Помойка" сбрасываю, вроде и сохраняются на всякий случай, но текст уже не портят.
Для окончательной правки нужна некая временная дистанция, чтобы всех блох в тексте выловить. Не могу для себя определить оптимальный срок, сколько надо дать тексту отлежаться - если мало времени проходит, взгляд остается замыленным и блох не видит, слишком много - тоже нехорошо, уже выпадаешь из темы.
*Fifi*, по-моему, метод, как и стиль, - это человек. Какие бы хорошие методы ни существовали, неизвестно, подойдут ли они тебе.
Мисс Келла, спасибо большое.
Правда. )
Вообще - сшивание из лоскутов у писателей часто встречается, по-моему. Набоков вроде как-то так с карточками работал.
Да, конечно. ) У меня самого, когда появляются первые зачатки какой-то идеи, сначала идут несвязанные друг с другом хронологически и стилистически куски текста. А уже по мере того, как мысль более чётко формируется, шлифуются и отрывки. )) Я не говорю, что такой метод, как у вас, плох или хорош, просто был удивлён такой сумбурности. Сам я до занудности педантичен. Х))