Я не червонец, чтоб быть любезен всем
О КИНО
О кино
14. МАКБЕТ, 1948, реж. Орсон Уэллс. - 6,5/10
Уэллс еще молодой и романтичный. Его шотландцы очень сильно напоминают самураев, и вообще надо всем витает призрак Куросавы. Корона вроде перевернутой табуретки. Оперные декорации. Леди Макбет - светская, бледная, сухонькая, вся в мелких морщинках, сильно напоминала мне исхудавшую Хилари Клинтон, только та, конечно, смыла бы кровь антибактериальным мылом, и ноу проблем. Фильм и Орсон Уэллс – хорошие, но эмоционально почему-то меня не зацепило.
15. ТРОПИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ, реж. Апитчатпон Вирасеткун, 2004 – 5,5/10
Сразу - размытая граница между миром мертвых и живых. Солдаты находят труп, несут его на носилках и заигрывают с барышней на радио, мертвая собака на дороге оказывается живой и своей. Пастораль - солдат влюблен в деревенского парня. Но солдат не захотел в храме проходить сквозь пещеру, через которую могут пройти только чистые сердцем. Деревенский паренек становится тигром-духом, и солдату теперь надо или убить его, чтобы он ушел в мир духов или дать убить себя, чтобы войти в его мир. В поисках солдат дичает, разговаривает с обезьянами, потом начинает ходить на четвереньках и понемногу обращаться. Наконец, встречается с тигром, и тот говорит, что скучает по нему. И вроде бы солдат не прочь, чтобы его сожрали в знак любви.
В пересказе это звучит интереснее. Фильм муторный, скучный, "графоманский": час - ухаживание, час - блуждание солдата по тропическому лесу, ничего выразительного, никакого снисхождения к зрителям - ни глаз, ни ухо ничего не цепляет, но все равно что-то в нем есть, некий волнующий, неумело и невнятно воплощенный замысел.
16. ЗАКЛЯТИЕ. 2013 - 4/10
Мне показалось, я этот фильм сто раз смотрел: про дом со злыми духами, которые вселяются в одного из членов семьи, плюс приглашенные экстрасенсы. Первое время я думал, что мне подсунули фильм 80х годов: до того убого снято, без малейшей фантазии, и жеваный-пережеванный сюжет тоже без единого свежего поворота. Не понимаю, почему об этом фильме так часто говорят и так высоко оценивают - он вообще никакой, банальный, нечего вспомнить, не на чем взгляд остановить, возможно, худший из всех, что я смотрел на эту тему.
17. СЕМЬ ЛЕТ В ТИБЕТЕ - 5/10
Приятный фильм, Питт симпатяга, но я на это все смотрю скептически - пропагандистское кино, фальшивая благостность. Я никогда не обольщался насчет Тибета, лам и буддизма, не те книжки читал. (Это как искренне верить в просветленный, невинный и простодушный Ватикан). Австрийский авантюрист вошел в доверие к далай-ламе и смылся, когда запахло жареным (кстати, в реале он был обершарфюрером СС). Наверняка, первыми бежали громить лам и хозяев простые тибетцы, все практически крепостные и рабы, прав у них было меньше, чем у собак (суд - дело хозяев, налоги на уши и на нос, 3% грамотных, продолжительность жизни ниже плинтуса). А все эти легенды о просветленной мирной Лхасе спешно создавались англо-американцами в борьбе против Китая. (Мне коммунистический Китай тоже сильно не нравится, но и насчет дикого Тибета тоже иллюзий не было никогда).
18. ПАРОВОЗ «ГЕНЕРАЛ» - 8/10
Очаровательный фильм с Бастером Китоном, именно паровоз - главный герой, множество оригинальных шуток и сюжетов вокруг него.
19. ЭПИДЕМИЯ, реж. Ларс фон Триер - 5/10
Ранний фон Триер, еще до всего. Фильм про агорафобию у всего человечества. Люди не могут выйти из дома, пробираются по метро и канализации. Обычное кино, но во взгляде уже есть нечто триеровское.
20. ЛЕДИ ИСЧЕЗАЕТ, реж. Хичкок - 8/10
Очаровательное кино. Я раньше думал, что все англичане, как у Хичкока, остроумны, а леди с изогнутой бровкойиронично невозмутимы и дерзки, а потом посмотрел на эту пьянь в кровавых соплях после футбола, и чёт приуныл.
21. ШЕРЛОК МЛАДШИЙ, - 8/10
Опять красота с Бастером Китоном. Множество очаровательных приемов - когда живой человек попадает в фильм - эффекты со сменой кадров, и замечательный проезд на мотоцикле. Тогда так свободно и по-детски свежо играли с возможностями кино, и, наверно, 90% изобретено тогда, а в последующие годы только использовали старые наработки, малую их часть. Все же мне кажется, что кино куда-то не туда свернуло, растеряло свой потенциал, стало чем-то меньшим, чем могло бы быть.
22. ГОРОД ПРОКЛЯТЫХ – 5/10
Сюжет необычный. Раскапывают римскую церковь 1 столетия - с изображением распятия, сделанного очевидцем, барельеф с изображением людей, которые пришли поглазеть на казнь. И эти люди будто обречены вечно присутствовать при разных трагедиях. Некая таинственная девушка (Кристина Риччи) с потерей памяти появляется в городе, у нее страшные видения., и в городке ее будто все узнают и смотрят зловеще. Риччи я благодарен за Семейку Адамс, но у нее такой противный голос и неприятная фигура, не нравится она мне взрослой.
Воплощение так себе, глуповатое, но идея этой неубиваемой стаи стервятников меня что-то напугала.
23. КНИГА КРОВИ – 4/10
Это по Клайву Баркеру, которого я люблю, за то, что он совершенно свихнувшийся придурок с мощной и жуткой фантазией и способностью заражать своим сумасшествием. Мне бы хотелось кино про роковую женщину и добровольное жертвоприношение, а здесь больше про добросовестность экстрасенсов и всякая фигня. Парень – кусок мяса, женщина – ничего, с кошачьей головой, слишком много кровищи тоже испугались лить. Нет, лучше бы Анджей Жулавски кино по этому рассказу Баркера снял, у него бы получилось.
24. ТАВЕРНА «ЯМАЙКА», Хичкок – 8/10
О, мне этот фильм нравился в детстве – особенно невозмутимая и бесстрашная мисс, которая в мокрой рубашонке невозмутимо входит в приемный зал судьи и борется с пиратами, и очаровательный, легкомысленный и больной на всю голову злодей с его последним криком: «Закончился великий век». И сейчас с удовольствием смотрел и радовался.
25. ОДНА НЕДЕЛЯ, Бастер Китон – 8/10
Тоже очень изобретательно и смешно, про сборный дом. Было ж время, когда у кино были оригинальные сюжеты.
26. ДОМ ИЗ ПЕСКА И ТУМАНА, 2003, США, реж. Вадим Перельман - 7/10
Очень печальный хороший фильм, правда, напомнил мне «Столкновение» по сюжету, а «Танцующую в темноте» - по тоске. Хорошая сквозная интонация - беспомощность, гибельная путаница, разбитые мечты, песок, туман и чайки.
27. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СЛИШКОМ МНОГО ЗНАЛ, Хичкок, - 6/10
Тут чудесный Марракеш, а все остальное – мило, но обычно для Хичкока.
28. МАЛАВИТА, реж. Люк Бессон - 7/10
Что-то я постепенно стал любить Де Ниро (еще после Славных парней началось). Хорошее кино, зажигательное.
29. НЕФТЬ, реж. Пол Том Андерсон – 6/10
Добротный фильм, сюжет крепкий, но характеры, на мой взгляд, примитивные, без развития. Ну они так любят. Злодей с колыбели, жадный мошенник и лицемер с колыбели, - так и помрут. Игра актеров меня тоже не впечатлила, может, еще дубляж мешал, один все орет, другой все сиропом мажет. Подспудно чувствуется заявка на «великий американский фильм», некий американский эпос – и это тоже слегка раздражает. Простовато, глубины нет, но смотрится легко.
30. ПОД ЗНАКОМ КОЗЕРОГА, Хичкок. - 6/10
Здесь высокая мелодрама и австралийская экзотика 19 века, поместье "Не стоит плакать", леди замужем за конюхом, пьяная и безумная Ингрид Бергман, каторжницы-кухарки.
Офтоп: Че-та в Америке уже никто не называет детей хорошими именами - Мэри, Хэтти, Нелли, Дженни, Полли.
О КНИГАХ
О книгах:
11. ДЖАМБАТИСТА БАЗИЛЕ. СКАЗКА СКАЗОК. - 8/10
Жаль, что не вся книжка в сети выложена. Великолепная, игривая, с грубыми шутками-прибаутками, что меня всегда очень вдохновляет. Где бы целиком найти?
Болел и всякую дрянь читал между чиханьями:
12. ВИКТОР ДУБРОВСКИЙ. ТРОЕ В ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ - 5/10
Обстоятельные такие попаданцы в 18 век, деревянный ткацкий станок год усовершенствуют. Мне это нравится, когда приближено к реальности, но и тут рояли в виде огромной кучи разбойничьего золота, ну да ладно.
13. АННА ЗИМОВА. ХОДЯЧИЕ. ВТОРОЙ ШАГ - 5/10
Ничего, неплохая книжка в своем жанре, герои активно вымирают, даже характеры какие-то есть.
14. ЗЛОТНИКОВ. КНЯЗЬ ТРУБЕЦКОЙ. –
Очередной попаданец (1812, будущий диктатор декабристов). Пока его основное занятие - жестоко резать и пытать французских захватчиков (хотел еще скальпы снимать, но не сумел обучить этому крестьян). Ноу-хау именно в отсутствии привычного гуманного отношения к пленным и раненым. Изменений в истории от этого никаких не происходит, но герой старается. Впрочем, читать интересно. Герой подружился с Бенкендорфом, и я хочу почитать, что они сделают с декабристами.
15. НИЛ ГЕЙМАН. НИКОГДЕ - 7,5\10
Очень я его люблю. Мне интересно читать про отверженных, бомжей, подземелье, задверье. Стиль у него благородный - просто, сжато, точно. Жаль, что зло он чувствует острее, чем добро, впрочем, как и все. И жаль, что он фэнтези пишет, мне бы хотелось почитать что-нибудь о настоящем.
* * *
Раздумываю, стоит ли мне читать Вальгрена, которого сравнивают с Зюскиндом. Наверно, не буду. А пока вот что я хочу сказать о "Парфюмере": мерзкая история про отвратного гаденыша. Хорошо, что к жизни это не имеет никакого отношения: гаденыш картонный, история - голая схема. И никакой заслуживающей внимания мысли там я что-то не упомню. Написано, впрочем, ловко. В общем, вроде искусно сделанного зеленого механического таракана - кому-то он в радость, а мне ни к чему. (Кстати, и Фаулз с Эко из таких. Сухие, скучные до смерти, бесчувственные и полудохлые. Это все Борхес виноват, вырастил эпигонов, которые на жизнь от библиотечных каталогов глаз поднять брезгуют. А тон у них с самого начала был, как у Льва Толстого под конец - пастыри народов. Меня пугает, что эти ребята сейчас властители умов. )
Идея интересная. У Бредбери был рассказ, кажется, так и назывался "Толпа", про человека, которому начало казаться, что он в любой толпе, собравшейся на месте аварии, убийства и т.д. в разных городах и в разные годы, видит несколько одних и тех же людей.
Разве? По-моему, самый удачный персонаж именно в "Никогде" не ангел и не два киллера-отморозка, а нейтральный в худшем смысле этого слова маркиз Карабас) Сволочь и пройдоха, зато ого-го какой.
Никки смотрит на гусар, я немножко не о том. Не знаю, как правильно сформулировать: зло у Геймана - в центре сюжета, весомо, грубо, зримо, и такое инфернальное сконцентрированное зло вторгается в обычный мир, где зло с добром смешано в слабый растворчик, а присутствие Бога обозначено чисто формально (в общем, скорблю, что чувак не христианин, вот чего).
А что касается героев, мне маркиз показался как раз классическим героем романа, а вот отморозки-киллеры и отморозок-ангел впечатлили. Ну это дело вкуса.