Я смирился с этим летом, грозы и ливни люблю, спасибо тебе, криворукая Геба, за наш мокрый чукотский май, за непросыхающий июнь в нежно-зеленой плесени, за июль, который прям с утра глаза залил и пошел куролесить барыню с вывертом. Олимпийцы, судя по всему, в жестоком запое, все проливают да отливают. Пусть. Я готов до зимы скакать через лужи, вспоминаючи детство золотое, ледяное, лубяное. Лишь бы не похолодало, а то возропщу!
Придорожные деревья так разрослись, что смыкаются над дорогой в темный тоннель, будто не ветлы с орешником, а какие-то сикоморы библейские, густые до черноты, каждая ветла сама себе чаща, дебри и джунгли, щедро роняет капли за шиворот, как мирру. Запахи дивные, но сыростью и свежестью чуть притушены по-благородному. Нард, алой и киннамон благовонием богаты, чуть подует Аквилон - и забрызжут ароматы.
Я решил, что осенью заведу себе к папоротнику Анри-Кристофу и герани Вареньке еще бенгальскую розу Жозефину, лето на подоконнике вопреки всему продлю. И может птичку? Щегла или чижика. И сверчка. Это мое представление о домашнем Эдеме: собака, кот, птичка, сверчок, и я среди них сижу, улыбаюсь.

"Перестань скаредничать с богами", - писал Александр, посылая наставнику воз благовоний. При слове "наставник" мне неизменно вспоминается мой дворовый дружок Сашка с рассказами о ПТУ: "И вот наш наставник, старый гондон, берет пассатижи..." В данном случае воспоминание уместное: по этому анекдоту видно, до какой степени старый гондон Леонид доставал Александра, если он, спустя десять лет после школы, разбив персов при Гранике и Иссе, завоевав Малую Азию и Египет, не упустил случая наставнику кнопку под жесткую задницу подложить.
Все же я так и не освоился в соцсетях. Не могу найти себя в этом жанре уж десять лет как. Я стараюсь писать, словно никто, кроме меня не прочтет (так ли? уже и сам не уверен), и отзывы пугают - застукали! Потому не могу отвечать нормально, всегда будто оправдываюсь, подделываюсь и привираю с перепугу. А если совсем никто не откликается, я начинаю тосковать, как покинутый пиратской братвой на необитаемом острове, и думаю, а стоит ли вообще что-то выкладывать (Лев Толстой с ночным горшком: "Софочка, смотри, что я натворил"). Стоит ли? Может, завести закрытый дневник, и там уж совсем по-честному, только для себя? Ни фига. Я пытался и не раз, но даже в частично закрытом дневнике у меня мгновенно начинается клаустрофобия.
В выходные начитался еще дискуссий на "Правдорубе". Я после них всегда становлюсь мизантропом. Меня пугает восстающий из этих дискуссий образ юного поколения, озабоченного экологией, грин-картами, пейрингами анимешных героев, синдромом асбергера, ЗОЖ, ПП и отбеливанием ануса, вгоняют в дрожь авторки, лгбт-френдли, выражающие себя в "творчестве", требующие права для женщин ездить топлесс в метро, права для интровертов не отвечать на приветствия соседей и сослуживцев, обвиняющие в своем геморрое от сидения за компом токсичных родителей и партнеров-абьюзеров... Наплевать на темы! Самое жуткое, что мне кажется, будто это говорят не разные люди, а один человек (рой, бот, коллективный разум), сам с собой спорит, сам себя троллит, сам себя оскорбляет. Один стиль на всех, а ведь так не может быть: стиль - это человек. И впрямь, штоле, новое средневековье, когда индивидуальных стилей не существовало, а все писали по канону?
И еще что меня поразило еще в самые первые дни, когда я осваивался в Интернете: что остроумных - завались, а умных - крохи.
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. : Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Опять бессонница. До 9 утра валялся без сна, думая о нынешних либералах. Потом заснул и мне мгновенно приснился поганый сон:
Будто бы я решил устроить жесткий розыгрыш с одним мужиком (или пытался его убить). Мои сообщники сделали на его пути засаду со змеей, и вот испуганный мужик прибегает: у баньки - здоровенная змея. Я, весь надменно-ироничный: "Ну веди, показывай". Подводит он меня к бане, там на земле ворох постельного белья валяется, видно, мужик веревку оборвал, когда убегал. И под этой кучей что-то шевелится. Я, все такой же уверенный и насмешливый, тычу туда палкой, приподнимаю простыню - отчего-то уверен, что коли это моя засада, то мне змея ничего не сделает. Змея вдруг чуть-чуть высовывает голову из-под простыни, и я дико пугаюсь - одна совсем не такая, как я ожидал. Думал, будет уж метра полтора длиной, а здесь одна голова размером с мою, бело-желтая, как слоновая кость, мертвенная, угрюмая, как у гадюки. Но я опять, вне своей воли приподнимаю палкой простыню, да еще тянусь туда всем телом, и змея снова показывает голову, на этот раз больше, и меня заливает почти невыносимый ужас, но я почему-то убеждаю себя, что я должен это преодолеть, ведь змея здесь по моей воле, и опять, опять одни и те же движения, как под гипнозом, и волны ужаса, сильнее с каждым разом, и змеиная голова каждый раз протягивается все ближе ко мне и сама становится все больше. Конечно, проснулся в холодном поту, оказалось, я аж десять минут проспал.
+++
Как я только не пытался заснуть: и валерьянку из горлышка пил, и дышал 3-7-8, и слушал барочную музыку для расслабления - в результате в голове прочно засела ария Гретри из "Ричарда Львиное Сердце", та, которую графиня в "Пиковой даме" напевает: «Je sens mon cœur qui bat, qui bat, Je ne sais pas pourquoi». А она очень зловещая и гипнотическая - не знаю, куда меня заведет, но явно не хочу туда идти. И так с пятницы чую, как "метеорит к земле летит" (состояние, когда накатывает беспричинная паника, тремор, аритмия, тоска).
+++
Вот что я бессонной ночью надумал. Идея равенства никогда не удерживается на себе самой, а сразу скатывается к диктатуре. Диктатура меньшинства - такое же дерьмо, как и любая другая. Все уже качается на той грани, когда меньшинствам начнут плевать в морду не за то, что они геи, негры и т.п., а за нестерпимую наглость и хамство. Ответка прилетит рано или поздно. Устраиваете скандал на вручении "Оскара", считая, что права негров в искусстве важней самого искусства? Искусство отомстит. Уже мстит, потому что толерантная идеологизированная хрень - стерильна, безвкусна и бездарна, будете жрать картон до конца своих дней и слушать "Пусси Райот".
Бессонница рисует причудливые картинки: если кто лезет в еврейские школы с пропагандой гомосексуализма - готовьтесь, евреи придут к вам, сделают насильственное обрезание и заставят учить Талмуд. Ждите ответку и от астрономии, метеорит уже рядом, я с пятницы его чую.
+++
Всю ночь лил дождь, и вода в саду и на дорожках такая, что приходится высокие резиновые сапоги надевать, в коротких не пройти. Я теперь болотный житель, лягуха. Закат - как кровоподтёк - сине-багровая, вспухшая туча как раз на западе висит.
+++
Кто усомнится вот здесь, что человек небу родной?
Кто бы мог небо назвать иначе, как даром небес?
Кто бы мог бога открыть, если б сам не был частью богов? (Манилий)
Узнал, что не стоит смотреть фильмы Гора Вербински. Про фараона Сезостриса. Что у Мережковского был роман с Вилькиной. Несколько аргументов против астрологии и как астрологи от них отбиваются.
Постепенно становится холоднее. За дождями я не увидел, как отцвел шиповник, как расцвели пионы. Жасмин же пропустить невозможно, он пугающе изобилен, каждый цветок с кулак размером, зелени почти не видно за цветами, вот только в тени и прохладе он пахнет слабее обычного.
Сегодня была возможность полюбоваться голубым небом, белыми и розовыми облаками. И на том спасибо, может, до следующего мая ничего подобного не увидим.
Но земля перенасыщена водой и перестала впитывать. Вода повсюду, с дорожки не сойти, папоротники в воде по колено, трава плавает, сныть хрупкая и слишком легко выдергивается из земли, будто сама выпрыгивает. Столик подмыло, и он на бок завалился. А если высмотришь сухое место, чтобы ногу поставить - под ногой земля опускается и оказываешься в луже. Ничего, представляю себя воином Александра на берегу Гидаспа в сезон дождей.
Пестрые облака на закате, небо, как розовая курица-пеструшка.
Голова с утра болит, хотя сегодня я выспался.
Работал хорошо, как вчера, правда, главка унылая пока. Надо как-то усилить ее, сперва я не знал, как, а вечером разошелся, придумал. Но придется ее сильно увеличить.
Технические рассуждения о сюжете.
Дурацкое упражнение из какой-то дурацкой книжки: придумывать каждый день по 5 идей - внезапно дало годный результат. Я, конечно, придумывал идеи для книжки, а не как сосиски упаковывать и расширять продажи, и это оказалось очень полезно - потому что, пока я правлю, ничего нового в голову не приходит, разве что случайно наплываю на что-то. Там все сосредоточенно на форме. У меня вообще не было выделено времени для обдумывания и придумывания, а это как раз оно самое.
Жестко придумывать и продумывать сюжет я не могу и не хочу, потому что, пока нет деталей, а есть только общее приблизительное представление о том, что должно быть, придуманный сюжет будет безжизненным, неестественным и неправдоподобным (типа как мечты школьника: в двадцать пять лет я женюсь на какой-нибудь модели, а в тридцать получу Нобелевскую премию по физике или литературе). Надо начать писать, не имея точного представления о том, что произойдет. И постепенно из случайных деталей, эпизодических персонажей складывается материал, на котором уже можно что-то построить. (В 25 лет бывший школьник уже хочет жениться не на модели, а на определенной, знакомой ему женщине). Так что зря я весь прошлый год обдумывал сюжет - он только сейчас, из уже написанного постепенно вырисовывается. Тут еще система ограничителей идет на пользу. Т.е. выбирать не из всего на свете, а из того, что уже есть в тексте - и так концы веревочек подбираешь, связываешь узор. И всегда хорошо, когда история сама вырастает, как в жизни, тут есть место случайности, удивлению.
Узнал разное о русской драке. Что ее тактика всегда была наступательной и агрессивной. Про волчий бой уголовников.
О галлюциногенах. Мухоморы надо принимать вместе с мочой.
О ритуалах. "Когда самосознание и самоуважение индивидуума находятся на низком уровне, им овладевают страх, ярость, отчаяние и другие сильные эмоции. В таких ситуациях внутреннего кризиса спасительный ритуал помогает человеку восстановить чувство собственного достоинства."
Сон вокруг дерева - старая ветла, которую надо спилить, но жалко. Семья молодой Цветаевой: Марина в роли склочной соседки, Эфрон демонстративно ходит с лейкой и поливает ветлу, нашу дверь и меня из засады. Это демонстрация протеста (хотя я тоже ЗА ветлу, но их семья упорно пропускает это мимо ушей). Еще они продолжают запускать фейерверки - а ветлу собираются спилить как раз из-за угрозы пожара, она уже обгорела частично. Единственная, с кем я могу нормально говорить - это Парнок, она вменяема, все понимает, обещает наладить отношения, но из вредности делает все наоборот. Я изнываю от абсурда этой вражды и своей беспомощности, потому что не могу же я поэтесс за волосья оттаскать, но уже почти собрался вломить хотя бы Эфрону (а он, сука, чахоточный!). Почти кошмар по ощущениям.
Сегодня погодка шелестит. Солнце, тепло, облака прелестные, пасторальные. К вечеру все небо было затянуто чем-то вроде прозрачной мягкой кисеи, чуть провисающей в разных местах.
От солнца мы с Чижом слегка опьянели, и он веселился, носился по дорожке, как Букефал в атаку, уши назад, по ветру, глаза вылуплены, "о, как сильны мои лапы, как великолепна моя шкура" - счастливый. А я, как помирающий старичок, просто подставлял морду солнцу, закрыв глаза, и улыбался.
Пурпурный в черноту пион, другие розовые. Желтые и коричневые ирисы, голубые расцвели раньше, их побило дождем, но некоторые воскресли. Анемоны также воскресали после каждого дождя, но их все меньше и меньше. Жасмин еще на пике цветения, но уже некоторые лепестки на земле, в этом году он был прекрасен. Скоро настоящие розы расцветут, а это значит - лето пойдет на закат.
Я нарыл крутую книжку про измененные состояния сознания, читаю статьи из нее и много пишу - много разных идей возникает.
Один из лучших дней за последнее время - из-за солнца, радостного писца и веселого Чижа.
Много узнал про боевые трансы разных народов и про разные галлюциногены. Узнал про использование амока на войне. Понравилось, что выход из него не предусматривался. "На всех островах Индонезии существовало умение в нужный момент вызвать в себе боевой экстаз. На фоне множества «экстатических» школ это не кажется удивительным, но амок предназначен для войны, а не для праздника. Боец добавляет к имеющимся у него навыкам разрушительную силу безумия. Классические восточные единоборства также практикуют боевой транс, но в основе его отрешенность, «пустота»; фундамент же амока – бешеная ярость. Входили в него без «посредника» – колдуна, а выход, как правило, не предусматривался: это – крайнее средство, последнее, к нему прибегают, когда нужно не спасти свою жизнь, а продать ее подороже. В состоянии амока воин уже не обращал внимания даже на смертельные раны: многократно простреленный, он мог ворваться в ряды европейской пехоты и, прежде чем повалится сам, захватить с собой еще многих."
Техники боя: " Зверей» больше всего в Китае, но все они сводимы к классической тройке: «кошка» (мягкость), «птица» (жесткость) и «змея» (гибкость). «Кошка» сильней «птицы», но слабей «змеи» (а та, в свою очередь, уступает «птице»). Поэтому крайне желательно совмещение всех трех образов: соединяясь, они превращаются в «дракона», который перенимает все их достоинства и не имеет их недостатков…
Но настоящего «дракона» в силах создать только продвинутые мастера. У всех прочих, как правило, доминирует какой–либо один «зверь», даже при наличии всей тройки."
Приемы фениев (интересно, как это выглядит):
«…Он усвоил прием с яблоком, прием боевого грома, прием с клинком, прием движенья навзничь, прием с копьем, прием с веревкой, прыжок кота, прыжок лосося, метание шеста, прием вихря–смелого–повелителя–колесницы, прием удара рогатым копьем, прием быстроты, прием колеса, прием сильного дыхания, геройский клич, геройский удар и встречный удар, бег по копью и стойку на острие его, прием косящей колесницы, геройский изгиб острия копья».
Вроде все было хорошо, солнце временами, но холодный ветер, и я прям замерз. Боня наскочил на Чижа, таскал его за щеку, я разнимал, не знаю, как обошлось без покусов. У Чижа сперва глаз заплыл, но потом прошло - собаки намного аккуратнее дерутся, чем может показаться со стороны.
Поработал я нормально, проблемную главку вроде повеселей переделал, многое дописал и закончил.
Пока я приблизительно укладываюсь в дедлайн, который сам себе определил. А он очень крутой - по листу в месяц, и я пишу почти по странице нормального, по сто раз обработанного текста в день, не считая такого же, а то и большего количества заметок к следующим частям.
А к вечеру дождь и печаль. Обнаружил, что залысины на коленях у Чижа никуда не делись. Как я вчера смотрел? За его опухший глаз тоже волнуюсь.
Загадка болезни Александра перед битвой при Иссе. По симптомам – был явный коллапс (от лат. collapsus – «упавший») – угрожающее жизни состояние, характеризующееся падением сосудистого тонуса или быстрым уменьшением массы циркулирующей крови, что приводит к уменьшению венозного притока к сердцу, падению артериального и венозного давления, гипоксии мозга и угнетению жизненных функций организма. У человека проявляется резкой слабостью, головокружением, ознобом, жаждой, заостренными чертами лица, похолоданием конечностей, холодным потом, бледностью кожных покровов и слизистых оболочек, слабым учащенным пульсом, снижением артериального давления. Сознание сохранено или затемнено, к окружающему больной безучастен, реакция зрачков на свет вялая, наблюдаются тремор пальцев рук, иногда судороги. Коллапс возникает при инфекционных болезнях, отравлениях, передозировке некоторых лекарственных средств, большой кровопотере и др."
Наверно, отравили его. Филип использовал сильные прочищающие средства для лечения, значит, и он отравление подозревал. Не зря Парменион обвинял врача - видно, ходили слухи об отравлении. А потом пошли предсказания (ласточка камешек на него уронила - мол, кто-то из близких предаст) и доносы на злоумышленников - дело Сисина и Александра Линкеста. Значит, там уже была некая паранойя, искали отравителей.
Вообще странно, что при Александре эти подозрения не фиксировались. Будто ему было выгоднее об этом не упоминать, а принимать меры против злодеев втайне. Даже в смерти Гефестиона он, будто бы, отравления не заподозрил, хотя до фига похоже. Только уже после смерти его самого Олимпиада шум подняла. Может, это цензура Диадохов? Чтобы никто их не заподозрил?
И еще - странный заговор Филоты в Египте и странная смерть его младшего брата. О заговоре что-то знали, Кратер даже Антигону в стукачки оформил, чтобы руку на пульсе держать, и Филота позже в египетском заговоре на допросе каялся с оговорками. Но Александр тогда сделал вид, что ничего такого не было, только Линкеста арестовал. Думаю, он тогда еще не мог открыто на Пармениона наехать без железных доказательств или даже с ними. У него ведь даже Семерка телохранителей была еще старого состава, остались ему от Филиппа, т.е. все дружки Пармениона. Он сперва от них аккуратно по очереди избавлялся и своих людей ставил, и то один из последних стариков успел в заговор Димна замешаться.
Привычка слушать классику ночами вводит в странное трансовое состояние - мозги уже усталые, сил нет, форте бьет по нервам слишком сильно, пьяно - как мучительная щекотка, вообще все проникает слишком глубоко. Скрипки и виолончели вообще будто зубной нерв без наркоза тянут. Дергаюсь и корчусь. Слишком сильное истерическое впечатление - то ли радость, то ли мука. Скорее, мне нравится такая обостренная восприимчивость. От недосыпа это и днем бывает.
Ещё ни разу здесь я не ложился спать до рассвета. В литературе обычно на рассвете - крик ворон, а у меня сперва поет звонкоголосая птица из куста. А в полночь почему-то трещала сорока. Что-то там у нее стряслось.
Чиж тоже с ума сходит - не дает мне спускаться с лестницы без него, обхватывает ларами мою руку, грудью бросается в пустоту, зная, что я его подхвачу, просовывает голову в щель закрывающейся двери, а если я его все же отталкиваю, начинает горбиться и шататься, будто имитируя припадок.
О кино:
ЛЕКАРСТВО ОТ ЗДОРОВЬЯ, реж Гор Вербински, 2016 – 3/10
Нудное кино, нестрашный хоррор про больницу с идеологическим тупым подтекстом. Типа, мы все больны, эпоха потребления, все умрем. Красиво снято, но ужасно скучно и бессмысленно. Я на первом часе сдох, а фильм идет два с половиной. Я думал, это будет сюр, типа "Санатория под клепсидрой", но жестче и с расчлененкой, а там безумная девушка ходит босиком и песенки поет, первый раз попала в бар, сперла помаду и открыла свою сексуальность и что мир больше, чем больница. Герой же ходит по водолечебнице. Вот такие нам кошмары показывают. Из страшного еще есть угри и немецкий акцент персонажей. Это содержание первой половины. Во второй герой ломает унитаз, его кормят угрями, а первые месячные девушки отмечают всем коллективом больницы. Смятение чувств изображается тем, что герои ходят с раскрытыми ртами. В последние 15 минут раскрыли тему сисек, Джереми Айронс снял с себя лицо и оказался Волан де Мортом, а главный герой в борьбе за правду сжег больницу вместе с персоналом и пациентами, зато сиськи поступают в его распоряжение. В общем, унылый бред, но снято бохато, наверно, можно было бы лет пять кормить голодающих Африки на это бабло.
ГЛАВНОЕ - ЛЮБИТЬ, реж. Анджей Жулавски - 8,5/10
Очень хороший фильм про любовь и (вторая линия) про судьбу актера, очень французский и очень достоевский. Роми Шнайдер, Клаус Кински, очень симпатичный мужик в роли героя-любовника и трогательный благородный муж. Это еще ранний Жулавски, чистый и трогательный, он еще погружается в глубины чувств, а не сексуальности.
О книгах:
ШАТУНОВ. РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА
ДОБКИН ДЕ РИОС. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ. - Прекрасная работа, я из нее много идей надыбал. У Элиаде я много об этом читал, а здесь - коротко и сжато.
Р.ПРИНС. БОЕВАЯ ЯРОСТЬ ДРЕВНИХ
Очень интересная тема, но слишком коротко. Про фениев, берсерков, кшатриев, про амок, индейцев и зулусов. Я бы с удовольствием о каждом по большой статье прочел, а то здесь слишком поверхностно.
А.Е.ТАРАС. БЕРСЕРКИ
О том же, но более романтично, зато с цитатами.
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРА. Хрестоматия
О самых интересных статьях я еще раньше упомянул. Здесь еще интересна работа Хаксли "Рай и Ад".
КЕНДРА ЛЕВИН. ОДИССЕЯ ПИСАТЕЛЯ. КАК ОБРЕСТИ ВДОХНОВЕНИЕ И СОБЛЮСТИ ДЕДЛАЙН.
Дурацкая книжка последовательницы Кэмерон. Мол, определите, что вас пугает, запишите пять пунктов, этот страх мы назовем Гидрой, напишите письмо с благодарностью, ответьте на анкету, определите свои слабые и сильные стороны и т.д. Я не выношу такой масс-культурный самоанализ - выброшенное на помойку время, а вся эта дебильная писанина - занятие, лишь бы не писать книжку. Тьфу. Да еще стиль картонный.
НОВАЯ КНИГА УЖАСОВ.
Добротный сборник, по лучшему рассказу за год из какого-то там журнала. Ничего особо восхитительного, хотя пару-тройку имен я себе приметил, но половина - вполне годные рассказы.
КАЛБАЗОВ. КУКЛОВОД. КАВКАЗЕЦ
Попаданец на Кавказ нач. 19 века. Не просто так, а его внедряют, чтобы реалити-шоу снять. Ничего, нормально.
@темы: Александр, О книгах, О кино, Жизнь, Музыка, Сны, Цитаты
НеллиС, там типа параллельные миры открыли и посылают съемочную группу в 19 век, и в одного тамошнего офицера внедряют своего человека, чтобы он был катализатором сюжета.
А она очень зловещая и гипнотическая - не знаю, куда меня заведет, но явно не хочу туда идти.
Она офигенна!