Разбирался с этой штукой. Утренние страницы Кэмерон, на мой взгляд, ужасны. На хрен тратить время на то, чтобы писать заведомый мусор? Избавиться от негатива? Блин, на обиде, отчаянии, гневе и т.п. вся мировая литература держится, от этого не избавляться надо, а использовать как топливо для работы. В общем, Кэмерон с ее последователями мне не подходит. Весь этот доморощенный психоанализ в топку.
Кстати, вспомнил, что к Фрейду одно время повалили писатели, но потом резко бросили, потому что нервы он им лечит, а вот возможность и желание писать отбивает совсем. Видимо, писательство – это невроз.Еще куча народу использует фрирайтинг для увеличения продаж, вместо мозгового штурма. Проехали.
Наконец нашел одну тетку – Дороти Бранд, она, наконец, сформулировала то, что я хотел. Фрирайтинг как дрессировка подсознания, "чтобы научиться писать легко и плавно, используя те моменты, когда бессознательное главенствует". Она предлагает использовать это не для очистки от мусора, а для нормальных черновиков: описания, наброски сюжетов, разработка характеров и все такое – т.е. полезный черновой материал, с которым можно работать.
Для себя я это вот в таком виде приспособил:
1. Утреннее (или ночное) письмо сразу после пробуждения (или прямо перед сном), когда бессознательное действует. Что угодно, но только не мусор, а то, что может иметь некую ценность - стих в прозе, фрагмент диалога, мини-эссе о чем угодно. Записать сон, сочинить стих, фрагмент несуществующей книжки. Или страницы дневника (своего или чьего угодно) - только художественного, поэтому придется в течение дня отмечать все, что может пригодиться в дневнике, воспитывать глаз и слух, наблюдательность, это тоже полезно. Привыкать записывать свои фантазии вместо того, чтобы мечтать.
Ничего не перечитывать!
1а. Когда привыкну (через неделю), посмотреть, сколько текста в среднем получается, и постепенно увеличить количество написанного вдвое. Понятно для чего - чтобы писать столько, сколько мне надо, а не подсознанию.
2. Когда привыкну к этому (еще через неделю), вместо утра назначить себе другое время для писания - 15 минут, скажем, в 17.00. Ставить будильник и соблюдать чрезвычайно жестко. Если во время обеда - бросать ложку и писать, в метро застигнет - то же самое. Посреди разговора прозвонит - извиняйся, иди в сортир и там пиши 15 минут. Никаких оправданий и послаблений. (Дама старой закалки, еще докомпьютерной, уважает суровую дисциплину, а мне это полезно.)
2а. Через какое-то время начать менять хаотично время писания (ставить будильник на разное время), чтобы натренировать бессознательное проявляться всякий раз, когда мне это нужно. Выполнять так же жестко.
Так и жить. Где-то через месяц посмотреть, что там написал. В результате должна получиться вполне приличная записная книжка с кучей чернового материала, с которым уже можно работать (или хотя бы посты для дайри из этого лепить). Плюс полезный навык входить в писательское состояние в любом месте и в любое время.
Вот это я и собираюсь практиковать. Вдохновился и даже стишок про фрирайтинг написал в стиле фрирайтинга:
Когда осыпались дворцы
И небеса затрепетали,
Взметнулись стаею скворцы
И соловей запел, но не так, как они обычно поют, а "Тревога. Уровень опасности - красный! Спасайся, кто может". Я было дернулся, но понял, что не могу, не могу, не могу...
Нет, нет! Давай пооптимистичнее, ходи веселей!
Итак, осыпались дворцы
И пали царские палаты,
Но грянут "здравия" раскаты
На крик: "Здорово, молодцы".
Спасибо Мандельштаму, так-то лучше.
А скворцы взлетели, но и фига не от страха, а потому что ворона им сказала: на Тверской Филипповскую булочную громят... Блин!
Смайлик, убегающий в слезах.
Еще совет от Дороти Бранд, мелочь, но может пригодиться:
Приучите себя начинать работать в тот момент, когда вы садитесь за машинку, или устраивайтесь перед блокнотом с карандашом в руках. Если вы обнаружите, что начали мечтать или кусаете карандаш, встаньте и идите в самый дальний угол комнаты. Оставайтесь там до тех пор, пока не наберёте достаточно энергии. Когда у вас будет готовое первое предложение, вернитесь назад к столу.