Если я влезаю в интернет и начинаю радостно забрасывать всех комментариями – значит, я с утра неплохо поработал и меня попустило. Если работа не идет, я мрачный и вроде как епитимью на себя накладываю, в соцсети захожу с черного входа, стою в уголке, а потом срываюсь с места и убегаю, в надежде все же что-нибудь полезное сделать, или - пропадай моя телега – остервенело раскладываю пасьянсы, чтобы уж окончательно почувствовать себя ничтожным омерзительным червем.
В последние дни мне внезапно пишется, боюсь спугнуть.
* * *
Задумался вдруг, как ко мне относятся люди в интернете. Вообще я в жизни этим не заморачиваюсь - бесполезно, ничего не понять. Но вдруг чет обеспокоился. Я-то себя считаю вежливым и безобидным, но легко могу себе представить, что кажусь кому-то убогим придурком или снобом или наглым и навязчивым или гнусным притворой (я сам всегда считал, что похож одновременно на Фалалея и Фому Опискина из "Села Степанчикова", ну не так чтоб вылитый, но свои способы манипуляций и некоего внутреннего идиотизма узнаю у этих персов), особенно меня пугает такая штука: вдруг кого-то от меня прям тошнит, но он терпит из вежливости, а когда видит мой комментарий стискивает зубы и закатывает глаза. Легко могу себе представить - я небрежничаю в записях, в каментах неуклюж и скучен. Я это пишу не для того, чтобы меня разубеждали и утешали, а вот просто подумалось, что никогда не узнаешь: в интернет-общении и так много недопонимания, а уж тонкости чужого восприятия вообще наглухо закрыты и если человек прямо не напишет - нипочем не догадаешься.
Ну ладно, это так, весенним ветром принесло, иногда вспыхивают странные фобии на пару секунд.
+++
Опять натолкнулся на спор о феминитивах. Аргументы их сторонников: мол, все феминитивы сперва смотрятся непривычно, а постепенно это все усваивается языком.
Так вот, опоздали они. Если бы феминитивы насильственно ввнли декретом в 1918 году, они, может быть, к нынешнему времени уже и стали бы привычными, но в реале уже давно языком усвоены формы типа "она - хороший редактор, она - известный профессор, она - опытний бухгалтер". Это давно стало естественным, потому что тут никакого насилия над языком нет - испокон веков говорили: "он - законченная сволочь, он - воплощенная доброта, он - подлая тварь, он - полная бестолочь, она - хороший человек, она - верный друг".
Легко и естественно феминитивы образуются от слов с суффиксами - летчик-летчица, футболист-футболистка, оценщик - оценщица, но и тут, на мой взгляд, надеяться не на что. В языке идет обратный процесс - тенденция избавления от феминитивов. Язык настолько глубоко принял формы типа "она - наш директор", что уже чаще говорят: "она - хороший поэт, летчик, учитель, начальник", вместо "поэтесса, учительница, летчица, начальница". Если пол человека понятен из определений и местоимений, то феминитив воспринимается как избыточный.
Может быть, феминитивы останутся в просторечии. Чем чаще будет звучать "она - писатель", тем пренебрежительнее будет "писательница". Суффикс для образования женского рода уже воспринимается как ненужный, поэтому ему интуитивно придаются другие оттенки - сниженные, неуважительные или какие-то еще. Например: "она - мой друг" (имеется в виду дружба), "она - его подружка" (имеется в виду несерьезная интимная связь), и даже до недавних пор достойное и уважительное слово "подруга" - внезапно стало принимать иронический или оскорбительный оттенок.
Чет сомневаюсь я, что феминистски смогут переломить эту стихийную тенденцию избавления от феминитивов. Вне их круга "авторка" уже звучит как диагноз.
* * *
Неожиданно прям заворожил украинский язык в стихотворении Кабанова.
Пам’ятай, як тане сніг та останній дзвін трамваю,
пахне м’ятою доріг, я тебе не пам’ятаю,
де зім’ятий мій бузок, де мій крим без курултаю,
тане білий, мов танок, я тебе не пам'ятаю.
Мироточить сніг війни, мертвий сніг бахчисараю,
кавуни лежать в труні, я тебе не пам'ятаю,
де акація цвіте – їй підспівує джамала,
депортація – не те, іншого, на жаль, замало.
Спи, кохана крижана, переходить ніч на чвари,
де обличчя схоже на медіатор для гітари,
сходить місяць, наче я - чорний маятник хитаю,
ти – поразка нічия, я тебе не пам'ятаю.
Конечно, я перевел его кое-как с гугл-переводчиком, но это неважно - меня само звучание загипнотизировало.
СОЛОМЕННЫЕ ПСЫ, США, 1971, Сэм Пекинпа – 8/10
Классика кино. И правда – фильм очень хороший, римейк и рядом не стоял. Как кто-то в отзывах написал – «гениальная сцена изнасилования». Звучит дико, но так и есть – очень тонко все, жутко, сложно. Ничего равного по глубине на эту тему я в кино не вспомню. Вообще мне жену было жальче всех – она такая молодая, живая, настоящая, так хочет любви и боится боли. Она для меня совершенно затмила героя Дастина Хоффмана, мне он вообще героем не кажется – в нем изначально некая фашистская холодность есть и властность, и поначалу он ведет себя, как трус, а вовсе не из-за излишней мягкости, нет в нем ее, но потом прорывает, да, наверно, у каждого есть такой предел, когда лучше сдохнуть, чем отступить. И как классно проработаны характеры злодеев, все разные и все как-то по-особому мертвенно отвратительны. Великолепный пример, что может сделать хороший режиссер с банальнейшим сюжетом.
@темы:
О кино,
Жизнь,
Стихи,
Цитаты
алиссум,
НеллиС,