Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Май 11
Праздновали все сразу - 9 мая, мой день Рождения и Пасху. Переругались все с непривычки, потому что отвыкли друг от друга за время карантина. Потом помирились и пели печальные песни, рыдая друг у друга на груди. Враги сожгли родную хату, Плещут холодные волны - есть ли песни печальнее?
Накормили меня, напоили и спать уложили. Потом разбудили и насильственно постригли, машинка заедала, рвала волосы, отказывалась работать. Получилось малость клочковато, но хорошо, голова легкая, уши холодные.
Ночь и тихие соловьи. Может, это иволги - я что-то засомневался, но слушал тут записи соловьев - и мои куда как краше. Наверно, дело в том, что запись основное не передает. Наверно, это как львиный рык, который наяву вгоняет людей в панический ужас и сердечный трепет, а в записи звучит не страшней газонокосилки. И в соловьином пении есть такое сконцентрированное волнение, томление, нега, которые никакая запись не передаст.

Май 12
Старец НектарийСтарец Нектарий, последний соборно избранный оптинский старец. Пятьдесят лет старец Нектарий провёл в скиту Оптиной пустыни, из них двадцать – в затворе. Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании.
Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой cвятителя Николая, поручая его попечительству своё чадо. С этой иконой старец не расставался всю жизнь.
Позднее преподобный Нектарий рассказы о своём детстве часто начинал словами: «Было это в младенчестве моём, когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да ещё кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?».
Но и мать его умерла рано. Остался мальчик круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца.
Когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину к старцу Илариону. Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь. В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие.
После беседы со старцем Амвросием Нектарий навсегда остался в скиту. Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келлия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келлии – в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».
Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством. На юродство он имел благословение старцев. Оптинские старцы часто прикрывали своё духовное величие шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями.
В первое время после избрания старцем отец Нектарий усилил юродство. Приобрёл музыкальный ящик и граммофон с духовными пластинками, но скитское начальство запретило ему их заводить; играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в неё дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.
В юродстве старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался часто лишь по прошествии времени. Например, люди недоумевали и смеялись над тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым серьезным видом ходил с ним по своей келлии, осматривая все углы и шкафы... А после 1917 года вспомнили это «чудачество» совсем иначе: именно так, во тьме, при свете фонариков, большевики обыскивали келлии монахов, в том числе и комнату старца Нектария. За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на груди – так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама, сложит в шкафчик и всем показывает: «Это мой музей». И действительно, после закрытия Оптиной в скиту был музей.
Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на вопросы своими репликами.
У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка любил говорить: «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы – и у нас кот».
Как-то спросили старца, должен ли он брать на себя страдания и грехи приходящих к нему, чтобы облегчить их или утешить. «Иначе облегчить нельзя, – ответил он. – И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней – так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести её. Тогда приходит благодать и размётывает эту гору камней, как гору сухих листьев. И можешь принимать снова».
Старец учил постоянству в молитве, считая добрым знаком от Господа неисполнение прошений. «Надо продолжать молиться и не унывать, – поучал батюшка. – Молитва – это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять... Иногда через год Господь исполняет прошение... Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!» ...
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-nektarij-optinskij
+ + +
Ночью и утром тепло и благостно, но... обещали снег. Как полоумный носился по селу, скупая еду, туалетную бумагу, капли от клещей для Чижа, лекарства - список у меня был на пол Войны и мира - чтобы успеть до метели. Банк, МТС, железнодорожные кассы - надо было выяснить кучу вещей и сделать кучу дел, а кругом народ как прорвало - людям разрешили работать и они, озверев от безделья, тут же принялись сносить дома, строить эстакаду, переносить стадион на другое место. Вот что бывает, если отпуск затянуть. И я, взмыленный, с телефоном в зубах, в маске, подаренной добрыми вьетнамскими студентками, навьюченный сумками и поручениями, в латексных перчатках, постоянно натыкался на таджиков, экскаваторы, дагестанцев и самосвалы, которые вываливали груз мне на голову.
Что удивительно - я не налажал и список закрыл. Расположился у окна с чашечкой кофе на полведра и читаю себе Гюисманса. Типа всё, я вышел из образа верблюда, вошел в образ эстета и гедониста. Вот только подпрыгиваю, случайно взглянув в окошко и наткнувшись взглядом на цветущие вишни - "атас, снег! завалило все-таки!"
Снега не было, но дождь два раза принимался, так себе дождик - бочки только до половины налило. Первый комар на огонек залетел.
Май 13
Святитель Игнатий Брянчанинов был потомком Михаила Бренка, того боярина, с которым Дмитрий Донской обменялся доспехами на Куликовом поле.
У меня с детства в пра-памяти гвоздем забито - как в засадном полку со слезами рвется на помощь погибающему русскому войску молодой Владимир Серпуховской, а воевода-вещун Боброк-Волынец удерживает его. И валится в траву срубленный черный стяг со Спасом Нерукотворным, падает на землю Бренк в золотых княжеских доспехах, по войску стоном проносится: "Князь убит". И Боброк говорит: "Пора".
Так что, я очень люблю Бренка, и Владимира Серпуховского, и Боброка-Волынца, который слушал землю. И Пересвета, и Ослябю, и двенадцать князей Белозерских, погибших в той битве. И святителя Игнатия.
* * *
Ночью ударил мороз. К рассвету - 0⁰, соловью молчат, дрожат в гнёздах. Нагреватель не справляется, в комнате 12⁰ и все холодает. Ничего - на голову чалму из свитера намотал, Чижа под одеяло вместо грелки, можно было еще все шмотки поверх навалить, но и без того согрелся.
* * *
Сон был про казаков. Какую-то убитую казачку хоронят, а вторая, плача, выкраивает из красного шелкового знамени лампасы на казачьи штаны. Повсюду алые обрезки. Я рублю лозу. Даже мысли нет, что не умею - очень даже хорошо получается, шашка летает со свистом, как продолжение руки. В избе вроде военного штаба - дым от папирос, все усталые, в пыльных и потных гимнастерках, все очень молодые, нервные и злые, но никто друг на друга не срывается. Кто-то говорит, что из Астрахани боевых слонов ведут. Ни фига не смешно, наоборот, тоска глухая, будто на нас танковая бригада идет, а мы с одними шашками. И я вроде вспоминаю, что видел боевого слона, и он ростом как мамука во "Властелине колец" и закован в клёпаную стимпанковую броню, как линкор, пушки из боков и т.п. Казак постарше сплевывает: "Ничо, до зимы продержимся - они все в Сальских степях от холода передохнут. Слон - зверь нравный, балованный, как балерина..."
* * *
И-Цзин. Прогноз на вчера - "Течение", на сегодня - "Вольность".
* * *
Сегодня начал работу. Дай Бог продолжать, не останавливаясь. Главное, в ритм войти и заставлять себя браться за работу прежде всего остального - и все будет хорошо.
* * *
Идеи
- Что-то вроде трейлера главки. Визуализация и яркие реплики и яркие эмоции. Нервный узел.
* * *
Починил старинный пылесос с помощью целлофанового пакета и резинки, пропылесосил свой чердак - и счастлив. Кто бы мне в детстве сказал, что порядок в комнате будет так улучшать мне настроение... На улице мороз, Чиж, пока комната не согрелась, ходил в свитере.
Два тюльпана раскрылись да как! Пронзительно алые, в черноту, глянцевые, засвечивающие любую пленку, раскорячились так, что аж наизнанку вывернулись. Лепестки, как лапти огромные, широкие, блестят, как свежая кровь. Не знаю, что за сорт. Мне почему-то приходит в голову Семен Михайлович Будённый после встречи с казацкой шашкой, расплывающееся по белой черкеске алое пятно и красное знамя первой кавалерийской дивизии на снегу. Если тюльпаны в бутонах чисты и невинны, аки горлицы, то раскрываясь, они навязчиво ассоциируются у меня с задранными юбками в канкане, революцией и грядущим хамом, выпущенными кишками, с похабными и расчленёнными бабами Отто Дикса. И прекрасны при этом, заразы, как закат в пустыне. Вовремя я успел на всю эту красоту расцвета. (А таксист говорил: "Куда тебя несёт в такие холода?")
* * *
Посмотрел АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ, первую серию второго сезона. С одной стороны - фигня, с другой - больно уж красиво сделано, в каждом кадре что-то цепляет и именно меня. И все же от Геймана остался налет меланхолии и фатализма, из-за чего фильм для меня кажется намного привлекательнее. Карусель в пещере очень понравилась. И чем дальше, тем больше меня цепляет эта страшная дохлая девка. Ну блин, она выглядит как труп наркоманки на помойке (особенно органично она со своим героиново-помоечным шиком смотрелась в "Помпеях", играя офигенскую римскую красавицу) - вдавленное морщинистое лицо, сплющенная щипцами акушера, наполовину лысая из-за слишком высокой линии волос голова, плохая бледно-зеленая угреватая кожа, почти белые круглые глаза. Но вот зацепила же как-то, и не меня одного.
Май 14
"Однажды, собираясь вновь на грешное дело, юноша вдруг увидел, что изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и кровоточат язвы на руках и ногах, из ребра Его также текла кровь. На вопрос пораженного ужасом молодого человека: «О Госпожа, кто это сделал?» Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего».
Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице. / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся / и Тобо́ю хва́лимся, / Твои́ бо есмы́ раби́, \ да не постыди́мся.
Возсия́ нам, я́ко пресве́тлая заря́, чудотво́рная ико́на Твоя́, Богома́ти, прогоня́я тьму бед и скорбе́й.
Ра́дуйся, скорбь на́шу в ра́дость претворя́ющая; ра́дуйся, ненаде́ющихся несумне́нною наде́ждою возвеселя́ющая.
Ра́дуйся, Спору́чнице спасе́ния гре́шных; ра́дуйся, Взыска́ние поги́бших.
Ра́дуйся, Неча́янная гре́шных Ра́досте; ра́дуйся, па́дших возста́ние.
Ра́дуйся, Предста́тельнице к Бо́гу, мир от бед спаса́ющая; ра́дуйся, я́ко гла́са моли́тв Твои́х бе́си трепе́щут.
Ра́дуйся, я́ко А́нгели сему́ ра́дуются; ра́дуйся, я́ко и нас, земноро́дных, си́ла моли́тв Твои́х весе́лия исполня́ет.
Ра́дуйся, неча́янную ра́дость ве́рным да́рующая.
* * *
Когда царица Тамара взошла на престол, то сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц».
* * *
Сон про какой-то заброшенный рыцарский замок. Все было вполне реалистично, ничего странного и интересного, пока я не вышел во внутренний дворик. А там плавает в воздухе треугольник: три горящих свечи, между ними натянуто что-то вроде несгораемого бикфордова шнура, по которому туда-сюда бегает трескучий огонь. И вся эта конструкция висит в воздухе на уровне моих глаз. Впрочем, я не испугался. Кстати, треугольники мне уже снились, именно они в моих снах изображают что-то символическое.
Потом я услышал цоканье когтей по камням, заглянул в ворота - собака пришла, большая, белая, типа лабрадора. И мёртвая, я это сразу понял. Все равно подошел поближе. Она стояла смирно, опустив голову, а в ее шкуре ползали осы.
Не кошмар, но где-то рядом.
* * *
Папская булла Omne Datum Optimum («всякий дар совершенный») предоставляла тамплиерам ряд привилегий. Папа возносил хвалу рыцарям, вступившим в орден, за то, что они перестали быть «детьми гнева» и отказались от мирского великолепия. Кроме того, он утвердил право рыцарей Храма «всегда нести на груди животворящий крест» – этот символический алый крест на одеждах тамплиеров стал их отличительным признаком.
(Меня никогда не волновали тамплиеры, но какой-то странный водоворот в голове вызывают имена Гуго Грешник, король Фульк, слова "всякий дар совершенный" и алый крест на одежде.)
* * *
Пеночки после дождя отряхиваются на яблоне перед моим окном. Смешные! Похожи на Веничку - такие же мелкие, суетливые и безобидные. А вот две вороны у меня над головой сцепились в воздухе - вот это настоящий воздушный бой был, ястребок против юнкерса, так, цапаясь, вертясь в воздухе, умотали за горизонт, только рева моторов и черного дыма не хватало.
У св. Герасима Болдинского был ворон. "Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство."
* * *
Я завел дурацкую манеру читать по одной главе из разных книжек. У меня их штук десять сейчас. Пока, вроде, не путаюсь - главное, дочитывать до конца главы. Удобно и не надоедает.
* * *
Из Роже Кайуа. В глубь фантастического. Отраженные камни
"Для меня фантастическое означает прежде всего тревогу и разрыв. Образуются трещина, разрыв, противоречие, сквозь которые, как правило, и просачивается яд фантастического. В эти миры проникает парадоксальным образом нечто необычное, недопустимое, несовместимое с их природой, слишком свободное, вне законов и правил."
«Ars Memorandi», когда в одном рисунке соединяли различные элементы, призванные напомнить текст одной или нескольких глав какой-нибудь научной или благочестивой книги: результат, легко представить, экстравагантен. Сборники эмблем, модные в XVI веке, отвечают другой задаче, но входят в ту же категорию: изобретательные рисунки иллюстрируют девизы, сентенции или четверостишия, без которых мы никогда бы их не расшифровали. Наконец, за неясностью может стоять расчет, намерение обмануть недостойное любопытство, скрыв смысл сообщения. Алхимические гравюры — прекрасный пример подобного хода.
Тератология — раздел естественной истории и биологии, изучающий монстров, т. е. аномалии в строении и формах живых существ.
«Ты не найдешь или, во всяком случае, никогда не будешь уверен, что нашел. Бросаю тебе вызов: проникни в тайну, которую не сумел разгадать тот, кого она взволновала».
Необходимое условие фантастического — нечто непроизвольное, пережитое, вопрос, который не только будит тревогу, но и вызван тревогой, возник неожиданно из неведомой тьмы, так что сам автор вынужден был принять его в том виде, в каком он явился, — вопрос, на который он сам хотел бы — порой отчаянно — найти ответ.
* * *
Книжки про попаданцевКнижки про попаданцев (я и хорошие книжки читаю, честно). Все нормально зашли, я сейчас то, что не нравится, сразу бросаю.
Вадим Полищук. Лейтенант Магу, 1 книга - про кавказскую войну. Альтернативная, но очень похожая Россия, местный герой.
Игорь Валериев. Ермак. 3 книги - попаданец в амурского казака, потом становится телохранителем Николая II, пока еще наследника.
Иван Оченков. Пушки царя Иоганна. Мекленбургская принцесса. - Попаданец стал царем во время Смуты. Авантюрный роман, приятный герой. Про принцессу - дрянь, видно, жена писала, пока муж спал.
Иван Оченков. Стрелок. 2 книги - Очень интересно. Время русско-турецкой войны. Попаданца сперва в дурку суют, потом в солдаты сдают вместо кого-то своего. Он никуда не рвется, но влипает в истории. Тема - разница в тогдашней и нынешней ментальности, непреодолимость социальных границ.
Вадим Полищук. Деляга - Эталонная книжка пропопаданца в окопы 41-го. Хорошая.
Калашников. Четвертый. - Про комсомольский партизанский отряд. Ничего так.
Михайловский. Харников. В царствование императора Николая Павловича, 2 книги - получше, чем их остальные книжки, не так раздражает.
Ханин. Гессенская волчица. - Николая убили в 95, Аликс озверела, вместе с графом Игнатьевым ведет жесткую националистскую линию.
Зурков. Черепнев. Бешеный прапорщик. - Первая мировая, попаданец организует эталонный отряд охотников, потом предотвращает революцию. Ничо так, длинно, войнушка. Там еще второй попаданец в академика Павлова и третий - в генерала Келлера.
Праздновали все сразу - 9 мая, мой день Рождения и Пасху. Переругались все с непривычки, потому что отвыкли друг от друга за время карантина. Потом помирились и пели печальные песни, рыдая друг у друга на груди. Враги сожгли родную хату, Плещут холодные волны - есть ли песни печальнее?
Накормили меня, напоили и спать уложили. Потом разбудили и насильственно постригли, машинка заедала, рвала волосы, отказывалась работать. Получилось малость клочковато, но хорошо, голова легкая, уши холодные.
Ночь и тихие соловьи. Может, это иволги - я что-то засомневался, но слушал тут записи соловьев - и мои куда как краше. Наверно, дело в том, что запись основное не передает. Наверно, это как львиный рык, который наяву вгоняет людей в панический ужас и сердечный трепет, а в записи звучит не страшней газонокосилки. И в соловьином пении есть такое сконцентрированное волнение, томление, нега, которые никакая запись не передаст.

Май 12
Старец НектарийСтарец Нектарий, последний соборно избранный оптинский старец. Пятьдесят лет старец Нектарий провёл в скиту Оптиной пустыни, из них двадцать – в затворе. Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании.
Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой cвятителя Николая, поручая его попечительству своё чадо. С этой иконой старец не расставался всю жизнь.
Позднее преподобный Нектарий рассказы о своём детстве часто начинал словами: «Было это в младенчестве моём, когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да ещё кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?».
Но и мать его умерла рано. Остался мальчик круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца.
Когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину к старцу Илариону. Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь. В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие.
После беседы со старцем Амвросием Нектарий навсегда остался в скиту. Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келлия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келлии – в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».
Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством. На юродство он имел благословение старцев. Оптинские старцы часто прикрывали своё духовное величие шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями.
В первое время после избрания старцем отец Нектарий усилил юродство. Приобрёл музыкальный ящик и граммофон с духовными пластинками, но скитское начальство запретило ему их заводить; играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в неё дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.
В юродстве старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался часто лишь по прошествии времени. Например, люди недоумевали и смеялись над тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым серьезным видом ходил с ним по своей келлии, осматривая все углы и шкафы... А после 1917 года вспомнили это «чудачество» совсем иначе: именно так, во тьме, при свете фонариков, большевики обыскивали келлии монахов, в том числе и комнату старца Нектария. За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на груди – так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама, сложит в шкафчик и всем показывает: «Это мой музей». И действительно, после закрытия Оптиной в скиту был музей.
Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на вопросы своими репликами.
У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка любил говорить: «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы – и у нас кот».
Как-то спросили старца, должен ли он брать на себя страдания и грехи приходящих к нему, чтобы облегчить их или утешить. «Иначе облегчить нельзя, – ответил он. – И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней – так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести её. Тогда приходит благодать и размётывает эту гору камней, как гору сухих листьев. И можешь принимать снова».
Старец учил постоянству в молитве, считая добрым знаком от Господа неисполнение прошений. «Надо продолжать молиться и не унывать, – поучал батюшка. – Молитва – это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять... Иногда через год Господь исполняет прошение... Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!» ...
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-nektarij-optinskij
+ + +
Ночью и утром тепло и благостно, но... обещали снег. Как полоумный носился по селу, скупая еду, туалетную бумагу, капли от клещей для Чижа, лекарства - список у меня был на пол Войны и мира - чтобы успеть до метели. Банк, МТС, железнодорожные кассы - надо было выяснить кучу вещей и сделать кучу дел, а кругом народ как прорвало - людям разрешили работать и они, озверев от безделья, тут же принялись сносить дома, строить эстакаду, переносить стадион на другое место. Вот что бывает, если отпуск затянуть. И я, взмыленный, с телефоном в зубах, в маске, подаренной добрыми вьетнамскими студентками, навьюченный сумками и поручениями, в латексных перчатках, постоянно натыкался на таджиков, экскаваторы, дагестанцев и самосвалы, которые вываливали груз мне на голову.
Что удивительно - я не налажал и список закрыл. Расположился у окна с чашечкой кофе на полведра и читаю себе Гюисманса. Типа всё, я вышел из образа верблюда, вошел в образ эстета и гедониста. Вот только подпрыгиваю, случайно взглянув в окошко и наткнувшись взглядом на цветущие вишни - "атас, снег! завалило все-таки!"
Снега не было, но дождь два раза принимался, так себе дождик - бочки только до половины налило. Первый комар на огонек залетел.
Май 13
Святитель Игнатий Брянчанинов был потомком Михаила Бренка, того боярина, с которым Дмитрий Донской обменялся доспехами на Куликовом поле.
У меня с детства в пра-памяти гвоздем забито - как в засадном полку со слезами рвется на помощь погибающему русскому войску молодой Владимир Серпуховской, а воевода-вещун Боброк-Волынец удерживает его. И валится в траву срубленный черный стяг со Спасом Нерукотворным, падает на землю Бренк в золотых княжеских доспехах, по войску стоном проносится: "Князь убит". И Боброк говорит: "Пора".
Так что, я очень люблю Бренка, и Владимира Серпуховского, и Боброка-Волынца, который слушал землю. И Пересвета, и Ослябю, и двенадцать князей Белозерских, погибших в той битве. И святителя Игнатия.
* * *
Ночью ударил мороз. К рассвету - 0⁰, соловью молчат, дрожат в гнёздах. Нагреватель не справляется, в комнате 12⁰ и все холодает. Ничего - на голову чалму из свитера намотал, Чижа под одеяло вместо грелки, можно было еще все шмотки поверх навалить, но и без того согрелся.
* * *
Сон был про казаков. Какую-то убитую казачку хоронят, а вторая, плача, выкраивает из красного шелкового знамени лампасы на казачьи штаны. Повсюду алые обрезки. Я рублю лозу. Даже мысли нет, что не умею - очень даже хорошо получается, шашка летает со свистом, как продолжение руки. В избе вроде военного штаба - дым от папирос, все усталые, в пыльных и потных гимнастерках, все очень молодые, нервные и злые, но никто друг на друга не срывается. Кто-то говорит, что из Астрахани боевых слонов ведут. Ни фига не смешно, наоборот, тоска глухая, будто на нас танковая бригада идет, а мы с одними шашками. И я вроде вспоминаю, что видел боевого слона, и он ростом как мамука во "Властелине колец" и закован в клёпаную стимпанковую броню, как линкор, пушки из боков и т.п. Казак постарше сплевывает: "Ничо, до зимы продержимся - они все в Сальских степях от холода передохнут. Слон - зверь нравный, балованный, как балерина..."
* * *
И-Цзин. Прогноз на вчера - "Течение", на сегодня - "Вольность".
* * *
Сегодня начал работу. Дай Бог продолжать, не останавливаясь. Главное, в ритм войти и заставлять себя браться за работу прежде всего остального - и все будет хорошо.
* * *
Идеи
- Что-то вроде трейлера главки. Визуализация и яркие реплики и яркие эмоции. Нервный узел.
* * *
Починил старинный пылесос с помощью целлофанового пакета и резинки, пропылесосил свой чердак - и счастлив. Кто бы мне в детстве сказал, что порядок в комнате будет так улучшать мне настроение... На улице мороз, Чиж, пока комната не согрелась, ходил в свитере.
Два тюльпана раскрылись да как! Пронзительно алые, в черноту, глянцевые, засвечивающие любую пленку, раскорячились так, что аж наизнанку вывернулись. Лепестки, как лапти огромные, широкие, блестят, как свежая кровь. Не знаю, что за сорт. Мне почему-то приходит в голову Семен Михайлович Будённый после встречи с казацкой шашкой, расплывающееся по белой черкеске алое пятно и красное знамя первой кавалерийской дивизии на снегу. Если тюльпаны в бутонах чисты и невинны, аки горлицы, то раскрываясь, они навязчиво ассоциируются у меня с задранными юбками в канкане, революцией и грядущим хамом, выпущенными кишками, с похабными и расчленёнными бабами Отто Дикса. И прекрасны при этом, заразы, как закат в пустыне. Вовремя я успел на всю эту красоту расцвета. (А таксист говорил: "Куда тебя несёт в такие холода?")
* * *
Посмотрел АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ, первую серию второго сезона. С одной стороны - фигня, с другой - больно уж красиво сделано, в каждом кадре что-то цепляет и именно меня. И все же от Геймана остался налет меланхолии и фатализма, из-за чего фильм для меня кажется намного привлекательнее. Карусель в пещере очень понравилась. И чем дальше, тем больше меня цепляет эта страшная дохлая девка. Ну блин, она выглядит как труп наркоманки на помойке (особенно органично она со своим героиново-помоечным шиком смотрелась в "Помпеях", играя офигенскую римскую красавицу) - вдавленное морщинистое лицо, сплющенная щипцами акушера, наполовину лысая из-за слишком высокой линии волос голова, плохая бледно-зеленая угреватая кожа, почти белые круглые глаза. Но вот зацепила же как-то, и не меня одного.
Май 14
"Однажды, собираясь вновь на грешное дело, юноша вдруг увидел, что изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и кровоточат язвы на руках и ногах, из ребра Его также текла кровь. На вопрос пораженного ужасом молодого человека: «О Госпожа, кто это сделал?» Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего».
Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице. / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся / и Тобо́ю хва́лимся, / Твои́ бо есмы́ раби́, \ да не постыди́мся.
Возсия́ нам, я́ко пресве́тлая заря́, чудотво́рная ико́на Твоя́, Богома́ти, прогоня́я тьму бед и скорбе́й.
Ра́дуйся, скорбь на́шу в ра́дость претворя́ющая; ра́дуйся, ненаде́ющихся несумне́нною наде́ждою возвеселя́ющая.
Ра́дуйся, Спору́чнице спасе́ния гре́шных; ра́дуйся, Взыска́ние поги́бших.
Ра́дуйся, Неча́янная гре́шных Ра́досте; ра́дуйся, па́дших возста́ние.
Ра́дуйся, Предста́тельнице к Бо́гу, мир от бед спаса́ющая; ра́дуйся, я́ко гла́са моли́тв Твои́х бе́си трепе́щут.
Ра́дуйся, я́ко А́нгели сему́ ра́дуются; ра́дуйся, я́ко и нас, земноро́дных, си́ла моли́тв Твои́х весе́лия исполня́ет.
Ра́дуйся, неча́янную ра́дость ве́рным да́рующая.
* * *
Когда царица Тамара взошла на престол, то сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц».
* * *
Сон про какой-то заброшенный рыцарский замок. Все было вполне реалистично, ничего странного и интересного, пока я не вышел во внутренний дворик. А там плавает в воздухе треугольник: три горящих свечи, между ними натянуто что-то вроде несгораемого бикфордова шнура, по которому туда-сюда бегает трескучий огонь. И вся эта конструкция висит в воздухе на уровне моих глаз. Впрочем, я не испугался. Кстати, треугольники мне уже снились, именно они в моих снах изображают что-то символическое.
Потом я услышал цоканье когтей по камням, заглянул в ворота - собака пришла, большая, белая, типа лабрадора. И мёртвая, я это сразу понял. Все равно подошел поближе. Она стояла смирно, опустив голову, а в ее шкуре ползали осы.
Не кошмар, но где-то рядом.
* * *
Папская булла Omne Datum Optimum («всякий дар совершенный») предоставляла тамплиерам ряд привилегий. Папа возносил хвалу рыцарям, вступившим в орден, за то, что они перестали быть «детьми гнева» и отказались от мирского великолепия. Кроме того, он утвердил право рыцарей Храма «всегда нести на груди животворящий крест» – этот символический алый крест на одеждах тамплиеров стал их отличительным признаком.
(Меня никогда не волновали тамплиеры, но какой-то странный водоворот в голове вызывают имена Гуго Грешник, король Фульк, слова "всякий дар совершенный" и алый крест на одежде.)
* * *
Пеночки после дождя отряхиваются на яблоне перед моим окном. Смешные! Похожи на Веничку - такие же мелкие, суетливые и безобидные. А вот две вороны у меня над головой сцепились в воздухе - вот это настоящий воздушный бой был, ястребок против юнкерса, так, цапаясь, вертясь в воздухе, умотали за горизонт, только рева моторов и черного дыма не хватало.
У св. Герасима Болдинского был ворон. "Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство."
* * *
Я завел дурацкую манеру читать по одной главе из разных книжек. У меня их штук десять сейчас. Пока, вроде, не путаюсь - главное, дочитывать до конца главы. Удобно и не надоедает.
* * *
Из Роже Кайуа. В глубь фантастического. Отраженные камни
"Для меня фантастическое означает прежде всего тревогу и разрыв. Образуются трещина, разрыв, противоречие, сквозь которые, как правило, и просачивается яд фантастического. В эти миры проникает парадоксальным образом нечто необычное, недопустимое, несовместимое с их природой, слишком свободное, вне законов и правил."
«Ars Memorandi», когда в одном рисунке соединяли различные элементы, призванные напомнить текст одной или нескольких глав какой-нибудь научной или благочестивой книги: результат, легко представить, экстравагантен. Сборники эмблем, модные в XVI веке, отвечают другой задаче, но входят в ту же категорию: изобретательные рисунки иллюстрируют девизы, сентенции или четверостишия, без которых мы никогда бы их не расшифровали. Наконец, за неясностью может стоять расчет, намерение обмануть недостойное любопытство, скрыв смысл сообщения. Алхимические гравюры — прекрасный пример подобного хода.
Тератология — раздел естественной истории и биологии, изучающий монстров, т. е. аномалии в строении и формах живых существ.
«Ты не найдешь или, во всяком случае, никогда не будешь уверен, что нашел. Бросаю тебе вызов: проникни в тайну, которую не сумел разгадать тот, кого она взволновала».
Необходимое условие фантастического — нечто непроизвольное, пережитое, вопрос, который не только будит тревогу, но и вызван тревогой, возник неожиданно из неведомой тьмы, так что сам автор вынужден был принять его в том виде, в каком он явился, — вопрос, на который он сам хотел бы — порой отчаянно — найти ответ.
* * *
Книжки про попаданцевКнижки про попаданцев (я и хорошие книжки читаю, честно). Все нормально зашли, я сейчас то, что не нравится, сразу бросаю.
Вадим Полищук. Лейтенант Магу, 1 книга - про кавказскую войну. Альтернативная, но очень похожая Россия, местный герой.
Игорь Валериев. Ермак. 3 книги - попаданец в амурского казака, потом становится телохранителем Николая II, пока еще наследника.
Иван Оченков. Пушки царя Иоганна. Мекленбургская принцесса. - Попаданец стал царем во время Смуты. Авантюрный роман, приятный герой. Про принцессу - дрянь, видно, жена писала, пока муж спал.
Иван Оченков. Стрелок. 2 книги - Очень интересно. Время русско-турецкой войны. Попаданца сперва в дурку суют, потом в солдаты сдают вместо кого-то своего. Он никуда не рвется, но влипает в истории. Тема - разница в тогдашней и нынешней ментальности, непреодолимость социальных границ.
Вадим Полищук. Деляга - Эталонная книжка пропопаданца в окопы 41-го. Хорошая.
Калашников. Четвертый. - Про комсомольский партизанский отряд. Ничего так.
Михайловский. Харников. В царствование императора Николая Павловича, 2 книги - получше, чем их остальные книжки, не так раздражает.
Ханин. Гессенская волчица. - Николая убили в 95, Аликс озверела, вместе с графом Игнатьевым ведет жесткую националистскую линию.
Зурков. Черепнев. Бешеный прапорщик. - Первая мировая, попаданец организует эталонный отряд охотников, потом предотвращает революцию. Ничо так, длинно, войнушка. Там еще второй попаданец в академика Павлова и третий - в генерала Келлера.
Понравилось! Особенно про твой скоростной марафон от 12 мая, и описание всего, что ты видел и в чём участвовал